Урок истории. Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н. 11 класс.
рабочая программа по истории (11 класс) по теме

Ольбикова Надежда Лукинична

Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olbik1.doc54.39 КБ

Предварительный просмотр:

IV республиканский конкурс педагогического мастерства по применению современных образовательных технологий с использованием ИКТ

                                           Описание работы

1. Название работы  «Итоги правления первого Президента России

                                 Ельцина Б.Н.»

2. Предметная область: «История»

3. Участники: обучающиеся 11 класса

Цели: 

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся о результатах  развития России в 90-е годы ХХ века и роли первого Президента РФ  Ельцина Б.Н. в истории России;
  • формирование коммуникативной, ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной компетенций обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения изученного материала способствовать становлению умения обучающимися оценивать историческую ситуацию 90-х годов XX века в России;
  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа фактов и документов;
  • формировать у обучающихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, использовать знания курса обществознания при характеристике исторической личности.

Развивающие:

  • создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологической и  диалогической);
  • развивать аналитические способности обучающихся: умение анализировать и  сравнивать различные оценки деятельности первого Президента России, статистические и информационные  материалы, делать выводы;
  • развивать у обучающихся навыки работы в группе и публичного выступления;
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

Воспитательные: 

  • воспитывать чувство патриотизма, активной гражданской позиции, гордость за свою Родину;
  • содействовать развитию культуры взаимоотношений в  группе, коллективе,  ответственности за результаты работы своей команды.

4. Аннотация

      Данный материал представляет собой конспект урока обобщения  и систематизации знаний на основе применения междисциплинарного подхода и современных педагогических технологий. На уроке были применены проблемный метод обучения, проектная технология, учебное исследование, информационно-компьютерная технология, здоровье сбережение. Современные педагогические технологии  и межпредметные связи (история, обществознание, краеведение) способствуют усилению проблемного характера процесса обучения, позволяют достичь большей глубины понимания учебного материала

и сделать процесс обучения более увлекательным.

     В процессе  изучения сложных для страны периодов формируется личность гражданина-патриота, что особенно актуально и сегодня. Зная все те трудности, через которые прошла Родина, молодое поколение поможет стране преодолеть очередные испытания, выстоять в нелегкой борьбе с экономическими неурядицами и выйти из них еще более окрепшей и могущественной.

      Урок отличается как с точки зрения использования деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, открытые вопросы, так и с точки зрения алгоритма практической деятельности (анализ, обобщение, оценка исторических событий и явлений). На уроке использованы разные методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

     Урок сопровождается электронной презентацией. Использование ИКТ на уроке и при подготовке  домашнего задания к уроку стимулирует обучающихся и учителя к проектному методу работы. Поисково-исследовательская работа школьников с использованием ИКТ и Интернет-технологий даёт положительную мотивацию при изучении учебного материала.  Подготовленный учеником материал по теме «Город Сосногорск в 90 – е годы» вошёл в общую презентацию.

     При организации учебной деятельности с применением ИКТ учитываются санитарные правила и нормы в соответствии с п. 10.18. СанПин 2.4.2.2821-10. На уроке чередуются различные виды учебной деятельности: самостоятельная работа, отбор и анализ материала, представление публичного выступления, тестирование и т.д., а также групповая, индивидуальная, фронтальная формы работы. На наш взгляд, презентация к уроку составлена в соответствии с требованиями к объёму, доступности, научности  и  особенностям восприятия информации с экрана. Презентация  включается в урок с временными перерывами. Использование презентации позволит повысить качество обучения, сделать его динамичным, решить задачи наглядности и контроля.

       В конце урока предусмотрена рефлексия.

5. Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:

6. Ключевые слова: обобщающая беседа, обращение к гражданам России Президента России Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.; Россия в 90 – е годы; город Сосногорск в 90 – е годы.

7. Автор: Ольбикова  Надежда  Лукинична,  учитель истории и обществознания.

8.Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска Республики Коми (МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска).

Результативность (эффективность) использования

современных образовательных технологий и применения ИКТ и ЭОР

в образовательном процессе

       Использование современных образовательных технологий и применение ИКТ и ЭОР в образовательном процессе делают урок более  содержательным, разнообразным и информативным, дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время, снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся,  обеспечивать образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Уровень обученности обучающихся по истории и обществознанию в классах, в которых я работаю, ежегодно составляет 100 %. Качество знаний – 65 - 75%. 

       Выпускники показывают достаточно хорошие знания на государственной (итоговой) аттестации по истории и обществознанию, показывая уровень успеваемости все годы (2007 – 2015 гг.) – 100 %. В 2015 году ЕГЭ по обществознанию сдавали 19 выпускников из 24 (79%). Выпускники показали самый  высокий средний балл по ОО в МР «Сосногорск» - 64 балла (средний балл по МР – 55,5; по РК - 54,58; по РФ - 58,6).  Успешно сдали ГИА по истории выбравшие предмет два ученика 9 класса: качество знаний - 100 %.

      Применение современных образовательных технологий и применения ИКТ и ЭОР в образовательном процессе  также помогает обучающимся в научно-исследовательской деятельности: в определении проблемы, задач, гипотезы научно-исследовательской работы, в анализе документов и полученных результатов исследования (опроса, статистических данных и т.д.), в составлении презентаций. Ученики принимают активное участие в предметных олимпиадах и конкурсах школьного, муниципального, республиканского и российского уровней, становятся победителями и призёрами. Результаты 2014/2015 уч.г.  представлены в таблице.

Наименование конкурса

результат

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

История - Забекин Н., 10 кл.,   3 место; обществознание - Христолюбова Я., 10 кл.,  

3 место; Габова Е., 11 кл., 1 место

Муниципальный этап республиканской олимпиады на знание системы Консультант Плюс «ЗнатоК+ 2015» (право).

Христолюбова Яна, 10 кл., Стогова Кристина, 10 кл. вышли в финал республиканской олимпиады.

Муниципальный этап республиканской олимпиады по историческому краеведению.

Шипулин Михаил, 9 кл., Бажукова Алина, Метлева Екатерина – 10 кл. – Победители.

Восьмой Всероссийский конкурс социальных сочинений «Свобода или порядок?»

Матвеев Виталий, 11 класс – 1 место

Всероссийский школьный веб-проект «Карта памяти». 

Стогова Кр., 10 кл. /работа размещена http://memory-map.prosv.ru/?item=1224;

Всероссийский конкурс интерактивных работ «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества».

Христолюбова Яна,  Циренов Андрей – 10 кл. – Лауреаты

http://www.sobrpedagog.ru/

  1. Республиканский дистанционный Фестиваль проектов, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в рамках «Года патриотизма в Республике Коми».
  1. Сычугова Ю.,– 9 кл.; Стогова Д. - 6 кл. Сертификаты. Работы выбраны для  размещения на сайте: http://do-rcdo.ucoz.org/index/70_letiju_pobedy_posvjashhaetsja/0-24

XV муниципальная НПК «Открытие»/  

Груздева О. - 1 место; Сычугова Ю.- 3 место

Республиканский этап Всероссийского конкурса НИР работ обучающихся имени Д.И. Менделеева.

Всероссийский этап /февраль 2015 г.

Груздева Олеся, 11 кл. -  Диплом 1 степени

Тема «Человек в системе ГУЛАГа».

Грамота финалиста

XI Международная Олимпиада  по основам наук (обществознание)/ 2014 – 2015 уч.г.

Лобанова Юлия, 11 класс, высшая лига,

Диплом I степени

Всероссийский конкурс НИР обучающихся «Нет выше звания – Учитель!»

Сычугова Юлия, 9 класс,

Диплом III степени

Республиканский конкурс исследовательских работ «Война и революция в оценках Питирима Сорокина».

Метлева Екатерина, 10 класс,

Сертификат участника

XV школьная НПК «Открытие».

Казакова Анастасия, 5 класс, 1 место            

Республиканская олимпиада по праву (ГОУ ВО КРАГСиУ).  

Лебедев Кирилл, 11 класс, презентация;  Диплом участника

Сведения о применении конкурсной работы в образовательном процессе:

      Урок «Итоги правления первого Президента России Ельцина Б.Н.» был проведён в 11 классе  22 апреля 2014 года в рамках совещания  районного методического объединения учителей истории и обществознания (см. Приложение к описанию работы).

Конспект урока  

«Итоги правления первого Президента России Ельцина Б.Н.»

      Подготовительная работа:  повторить основные события и явления в экономической, политической, социальной и духовной жизни России 90 – х годов XX века и их последствия. Индивидуальное задание: подготовить сообщение и мини-презентацию  «Город Сосногорск  в  90-е годы».

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:  сообщение темы, целей и задач урока (слайд № 1).

      С конца 1991 г. в результате подписания Беловежских соглашений республики СССР становятся независимыми. На международной политической арене появилось новое государство – Россия (Российская Федерация). Руководству России предстояло решить сложные задачи: продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства, сформировать российскую государственность,  осуществить меры по выходу страны из экономического и политического кризиса. Все эти задачи возлегли на первого всенародно избранного Президента России – Б.Н. Ельцина. Сегодня на уроке мы с вами подведём итоги  развития нашей страны в 90-е годы XX века, которые в СМИ назывались «лихими», так как сопровождались чередой социальных потрясений в результате серьёзных экономических, политических, духовных изменений. И, конечно, попытаемся дать оценку  государственному деятелю Ельцину Б.Н. с точки зрения политического лидерства. Кем же был Ельцин – разрушителем или созидателем?

2.Актуализация знаний.

Учитель: Вашему вниманию предлагается отрывок из последней речи Ельцина Б.Н. как президента России, произнесённой в канун Нового 2000 года (слайд №2) [2].

Беседа по содержанию видеозаписи (слайд №3):

1) Как Ельцин Б.Н.оценивает своё правление?

2) За что первый президент попросил прощения у граждан России?

3) Как уход в отставку и обращение к гражданам характеризуют  Ельцина Б.Н.

как политика и человека?

4) Почему это выступление звучит как покаяние?

Учитель обобщает выступления обучающихся: «Покаяние» -  это добровольное  признание в совершённых  ошибках. В этой части Ельцин просит прощения за свои ошибки, «за то, что многие наши с вами мечты не сбылись». Услышать такие заявления из уст политика – величайшая редкость (особенно если звучат они совершенно искренне). Это пробуждает в слушателях очень сильные эмоции. Но еще сильнее они становятся оттого, что покаянные слова вписаны в контекст новогодней эмоции – прощания со Старым годом, и прощения своих и чужих в нём ошибок. Ельцин эмоционально отождествляется с расставанием со Старым годом.

  1. Проектно-исследовательская  деятельность обучающихся.

     Работа в группах: на основании анализа изученного материала назвать успехи (созидательный характер деятельности Ельцина Б.Н.)  и   провалы (разрушительный характер) в  развитии России в 90-е годы XX века.

1 группа:  во внутренней политике;   2 группа:  во внешней политике;  3 группа:

в экономике;  4 группа:  в духовной сфере;  5 группа:  в социальной политике.

     Проектный продукт: результат исследования, оформленный в виде выводов анализа событий. Тип деятельности обучающихся: деятельность, связанная с  логическими мыслительными операциями.

4. Защита группами результатов исследовательской деятельности.

      Учитель при необходимости задает дискуссионные вопросы, обобщает выступления обучающихся. В ходе защиты и обсуждения демонстрируются соответствующие слайды презентации: [3, 4, 5]

Слайд № 4 - Внутренняя политика;                Слайд № 5 - Внешняя политика;

Слайд № 6 – Экономика;                                 Слайд № 7 - Духовная сфера;

Слайд № 8 - Социальная  сфера

5. Учитель: «Лихие 90-е» не обошли и наш город. Вашему вниманию предлагается сообщение «Город Сосногорск  в  90-е годы»  (слайды  № 9, 10) [6,7].

6. Учитель:  Глобальные изменения 90-х неразрывно связаны с именем первого Президента России Ельцина Б.Н.  Ельцина Б.Н. (1.02.1931. – 23.04.2007.) у власти нет 15 лет и 8 лет его нет среди живых, а до сих пор многие проблемы, которые стоят перед Россией и которые  не решены, связывают с его именем.

Задание: Какие выводы можно сделать из диаграммы результатов общественного мнения по оценке исторической роли Б.Н. Ельцина?  (слайд № 11).

Ученики: Большинство россиян считают, что при Ельцине Б.Н. страна развивалась в неправильном направлении. Но за последнее десятилетие доля россиян, убеждённых, что эпоха Ельцина Б.Н. принесла стране больше плохого, снизилась с 68% в 2000 г. до 41% в 2007 г. Опрос общественного мнения в 2011 г. также показал низкий рейтинг: 40% относятся к Ельцину Б.Н. негативно. [8]

7. Учитель: Неоднозначно оценивают роль Ельцина Б.Н. политики как в России, так и за рубежом (слайды  № 12, 13) [8].

      Подводя итоги урока, давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Как же можно оценить государственного деятеля Ельцина Б.Н. с точки зрения политического лидерства? Кем был первый Президент России – разрушителем или созидателем?

Ученики высказывают свою позицию: 

- харизматическая личность, непредсказуемость поведения, властолюбие, упорство в достижении цели, сильный, волевой, жестокий, бескомпромиссный и самовольный характер политика (политологи и журналисты давали ему  прозвище Борис Крутой и царь Борис), умение действовать в сложных условиях, самостоятельно принимать решения и т.д.

- Как любую историческую личность, Ельцина Б.Н. нельзя рассматривать лишь с одной позиции: будучи основоположником российской демократии, им были допущены серьёзные ошибки.

8. Учитель: Мы вновь возвращаемся к последнему выступлению Ельцина Б.Н. В чём смысл заключительных слов первого Президента России? (слайд № 14).

Ученики:  Призыв к действию. Ельцин Б.Н. обращается к новым политикам, «кто может сделать больше и лучше». Он  помог придти к власти команде молодых, а главное по-новому мыслящих людей. Ельцин Б.Н.  открыто призывает россиян проголосовать за Путина В.В. на выборах. Он  желает успехов новому президенту и счастья россиянам, которое они заслужили.

Учитель подводит итог обсуждению:  споры о «роли личности в истории» Б.Н. Ельцина неизбежно будут продолжаться ещё очень долго, так как сам масштаб исторических событий  «лихих 90-х» неразрывно связан с его именем.

9. Интересные факты о Борисе Ельцине и его эпохе (слайд № 15) [9, 10, 11].

10. Индивидуальная работа обучающихся с тестами по теме. После выполнения – самоконтроль (слайды  № 16, 17, 18) [5].

11. Подведение итогов.

      Рефлексия (приём «Утверждение»). Выборочно обучающиеся высказывают своё мнение: - Я узнал(а) много нового. - Мне это пригодится в жизни. - На уроке было над чем подумать. - На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. - На уроке я работал(а) ответственно и цели урока достиг(ла).

      По окончании урока даётся домашнее задание (слайд № 19); отмечаются выступления обучающихся; объявляются оценки и благодарность за активную работу на уроке.

Список использованных источников

1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А.  История России. XX – начало XXI века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. / М., «Русское слово», 2011 г.

2. Новогоднее обращение к гражданам России Президента России Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.  / https://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Ностальгия 90-х. / http://fishki.net/51716-nostalgija-90-h-91-foto.html

4. Лихие 90-е./ www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/lihie-90-e-506255

5.Премьер-министры России: от Бориса Ельцина до Дмитрия Медведева. / http://ria.ru/photolents/20120508/636637541.html

6. Все новости Сосногорска. / http://www.sosnogorsk.net/?page=161

7. Научно-исследовательская работа обучающейся 11 класса Здоровик Алисы «Лихие 90-е» в истории провинциального города (на примере г. Сосногорска Республики Коми)./2014 г.

8. Президентство Бориса Ельцина. / https://ru.wikipedia.org/wiki/

9. Черномырдин Виктор Степанович. / https://ru.wikipedia.org/wiki/

10. Время новостей. / http://www.vremya.ru/2007/74/98/177018.html

11. Интересные факты о Борисе Ельцине. / http://muzey-factov.ru/tag/eltsin


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории "начало правления ПетраI"

Данный урок проводится в соответствие с КТП учителя. Урок является первым, вводным уроком к новому разделу "Россия в эпоху петровских преобразовании"...

Презентация к уроку: Русь в правление первых князей, 10 класс

Презентация к уроку: Русь в правление первых князей, 10 классК учебнику Сахаров А.Н. Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века.10 класс. М.:-2006...

Урок игра-закрепление Правление первых Романовых

Урок-закрепление выполнен в форме "Своя игра"...

Урок игра-закрепление Правление первых Романовых

Урок-закрепление выполнен в форме "Своя игра"...

Материал к уроку истории. Начало правления и реформ Петра I.( 8, 10 класс )

Материал  представляет собой отрывки из романа А. Толстого "Петр Первый".  Работа с историческими источниками, их анализ  поможет  познакомить с историческими ...

технологическая карта урока по теме "Правление первых Романовых".

технологическая карта урока  Правление Первых Романовых...

Презентация к уроку истории на тему "Первая Мировая война: день воинской славы России"

Презентация к уроку истории на тему "Первая мировая война: день воинской славы России"...