Модель наставничества учитель – высокомотивированный ученик «Шаг к успеху»
статья

Дубинина Елена Александровна

Модель наставничества учитель – высокомотивированный ученик «Шаг к успеху» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel-uchenik.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт лучшей муниципальной практики

Полное наименование лучшей практики

«Шаг к успеху»

Модель наставничества учитель – высокомотивированный ученик

Автор (авторская команда)

 Учитель биологии и химии  Дубинина Е.А.

Муниципалитет, образовательная организация (где реализована практика)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа №2»

Целевая аудитория

 Высокомотивированные обучающиеся

Цели

   Педагогическая и психологическая поддержка обучающихся для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие их потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, успешное формирование у учеников средней школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.

Национальный проект, в рамках которого разрабатывается или функционирует практика

Национальный проект «Образование»

Решаемые задачи

- повысить мотивацию к учебе и улучшить образовательные результаты обучающихся по биологии, в том числе через сопровождение его участия в олимпиадах, конкурсах, исследовательской и проектной деятельности;

- раскрыть личностный, творческий и профессиональный потенциал каждого обучающегося;

- создать условия для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории;

- подготовить обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;

- развить у обучающихся лидерские, организационные, коммуникативные навыки и метакомпетенции;

- повысить рейтинг образовательной организации по результатам мониторинга достижения целевых показателей внедрения региональной целевой модели наставничества через участие обучающихся в конкурсном, олимпиадном движении;

- разработать методические рекомендации для обучающихся по преодолению трудностей в учении.

 

Описание практики

 

Практика включает 3 этапа:

  1. Выбор темы проекта.

Методический инструментарий: поиск дополнительной литературы; информации в интернет - ресурсах, техника безопасности при проведении опытов;

2.Беседа наставника (учитель) и наставляемого (ученика).

 Методический   инструментарий:   изучение   психолого - педагогической   характеристики   ученика;   помощь   в выборе темы проекта;

3. Беседа наставника и наставляемого.

Методический инструментарий: совместная работа по  составлению паспорта проекта.

Рекомендации при        выборе литературы,        реализации проекта.

Создание памятки о совместной  работе наставника и наставляемого.

Ожидаемые результаты:

Результатом правильной организации работы наставника  будет высокий уровень включенности наставляемых во все образовательные, социальные и культурные процессы МАОУ СОШ № 2,  что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы.

 Оцениваемые результаты:

1. Повышение успеваемости  и улучшение психоэмоциональных показателей наставляемого и наставника (средний балл по предметам/тест)

2.Рост интереса к изучению биологии, осознание её практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или адаптации. (тестирование, анкетирование, опрос)

3. Наставляемый принимает участие в конкурсах и олимпиадах.                                  (результаты участия: дипломы, грамоты, сертификаты, благодарности, призы)

4. Наставляемый успешно представляет совместный с наставником проект.               (результаты защиты творческих и индивидуального итогового проекта )

5. Улучшение гибких навыков наставляемого и наставника (тестирование, анкетирование, опрос, наблюдение)

6. Наставляемый  начал  более глубоко или  профессионально заниматься своими увлечениями, активно принимает участие во внеурочной деятельности. (анкетирование, опрос)

7. Наставляемые  преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия (участие в соц.проектах, круглых столах, встречах);

 

Формы наставничества данной модели.            

Индивидуальная  — предполагает  персонализованное сопровождение наставником  обучающегося,  с  учетом  индивидуальных  образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей и запросов последнего.                            Групповая  — сопровождение  одним  наставником  группы  обучающихся,  обладающих  общим  или  сходным образовательным дефицитом.                          Онлайн — поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет - технологий (соц.сети, СФЕРУМ, Youtube и т. д.)                                  Смешанная – сочетание групповой формы работы с индивидуальным сопровождением.

Методы наставничества

 Среди основных  (общеупотребительных)  методов наставнической  деятельности можно обозначить методы:

- проектная и исследовательская деятельность;

-  организации  деятельности  сопровождаемого  (группы сопровождаемых),  выступающей  фактором  его  развития  и  накопления личностно значимого опыта;                                                                                                                                          - организация  обсуждения  (беседа,  групповая  рефлексия),  в  процессе которого  осуществляются  оценка  и  осмысление  опыта,  полученного  в деятельности;                                                                                                                       - создание  специальных  ситуаций  (развивающих,  деятельностных, коммуникативных,  проблемных),  расширяющих  опыт сопровождаемого и активизирующих процессы его развития;                                                                               - создание внешних условий, среды освоения деятельности (в том числе предметно-пространственной среды, оптимальной для развития наставляемого);                                                                                                                      - методы  диагностико-развивающего и контролирующего оценивания (в том числе наблюдение, беседа, анкетирование и т. д.);                                                                                     - методы актуализации индивидуальной мотивации;                                                - консультирование, инструктирование, информирование;                                                     - личный пример (наставник как носитель образа «успешной взрослости», эффективных стратегий самообразования и саморазвития, профессионализма, обладающий определенными компетенциями и демонстрирующий определенные образцы деятельности).

Условия для внедрения практики

  1. Обеспечение сопровождения обучающегося педагогом-психологом, педагогом-наставником;
  2. Наличие материально-технических ресурсов, современного оборудования;
  3. Наличие методических ресурсов;

Уникальность практики

 

  Это практика реального общения наставника с наставляемым, проявление взаимной заинтересованности учителя и ученика

Заинтересованные лица и организации

 Ученик, родители, МАОУ «Шарлыкская СОШ №2», МКУ «Шарлыкский РОО"

Необходимые ресурсы (финансовые, человеческие, материально-технические)

Финансовые: бюджетные средства в рамках фонда для стимулирующей оплаты педагогических работников;

Кадровые: педагог-наставник, педагог-психолог, методист;

Материально – технические: наличие доступа к информационным ресурсам.

Ключевой ресурс для запуска практики

1. «Российская электронная школа» (http://resh.edu.ru/) 

 2.  Группа компаний «Просвещение» (https://prosv.ru/

webinars)  

Платформа новой школы, созданной Сбербанком

(https://sberclass.ru/).  

3. Платформа «Учи.ру» (https://uchi.ru/).  

4.  Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»

5. Платформа «Олимпиум» (https://olimpium.ru/olimpium/)

6.  Платформа «Сириус.Онлайн» (https://edu.sirius.online/).

7.  Онлайн-школа Фоксфорд (https://foxford.ru/). Онлайн-

подготовка школьников 3–11 классов к ЕГЭ, ОГЭ

и олимпиадам, а также углубленное изучение школьных

предметов в группах и индивидуально.

8. Российское движение школьников (РДШ)

9. Портал «Проектория» (https://proekto- ria.online/)

10. «Билет в будущее» (https://bilet.worldskills.ru/)

Этапы внедрения практики

Этап 1. Подготовительный этап (Подготовка комплекта материалов по реализации программ наставничества)

Этап 2. Формирование базы наставников с картой запросов

Этап 3. Организация и осуществление работы наставника

Этап 4. Завершение реализации программы наставничества

Риски

  1. Несоответствие ожиданий в паре наставник - наставляемый.
  2. Снижение мотивации наставляемого.
  3. Снижение мотивации наставника.

Контакты лиц, ответственных за взаимодействие по вопросам реализации практики

 Дубинина Е.А.

Контактный телефон: (258)21509

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное обучение как современная модель взаимодействия учителя и ученика

Интерактивное обучение – это один из методов обучения, который подразумевает под собой взаимодействие педагога и ученика, а  также работу в группах, сотрудничество, диалог, игра между учащи...

Применение модели наставничества по форме «ученик-ученик» на занятиях в студии флористики «Солнечный мир»

В студии флористики «Солнечный мир» наставничество практикуется давно и заключается во взаимодействии учащихся, при котором один из них находится на более высокой ступени освоения ма...

«Достижение успеха ученика и учителя через модели наставничества»

Настоящая целевая модель наставничества МБОУ СОШ № 3 г. Чадана, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая моде...

Программа наставничества учитель-ученик «Путь к успеху»

Цель: раскрыть и реализовать творческий потенциал   каждого наставляемого.Задачи:1.Диагностика обучающихся, определение наставляемых. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного поте...

Реализация модели наставничества «Учитель-ученик» в дистанционном формате

В данном материале представлен опыт реализации дистанционной модели наставничества с 1 по 11 классы,  может использоваться как учителями, так и заинтересованными родителями....

Применение модели наставничества в формате «ученик- ученик» в детском объединении «Мультяшки»

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы для выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В настоящее время тема наста...

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...