Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика
материал

Алексеева Анастасия Евгеньевна

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика.

Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мне представилась возможность рассказать о том, как я реализую модель наставничества «учитель – ученик» при подготовке обучающихся к ГИА.

Как мы с Вами знаем, основные приоритеты образовательной политики Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе «Об образовании», а также в государственной программе развития. Новое понимание места и роли образования - в Указе Президента (21.07.2020 №474). Национальный проект «Образование» как ключевой механизм реализации Государственной программы развития образования ориентирован на достижение масштабных целей, которые поставлены перед системой российского образования. И там о наставничестве в том числе.

Слайд 2 В Челябинской области разработана региональная целевая модель наставничества, которая предполагает определенные формы взаимодействия. Их Вы видите на экране: «ученик – ученик», «учитель – ученик/студент», «студент – ученик», «студент – студент», «работодатель – ученик/студент». Особое внимание мы обращаем на форму «учитель – ученик», которая предполагает взаимодействие обучающегося основной/старшей школы с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом.  

Слайд 3 Целью такой модели наставничества является успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся, поддержка в выстраивании индивидуального образовательного маршрута и решении трудных жизненных ситуаций, в которые попал обучающийся.

Слайд 4 Основные задачи деятельности учителя-наставника в отношении ученика вы видите на экране:

  • Помощь в раскрытии и оценке личного потенциала;
  • Повышение осознанности в вопросах выбора будущей профессии, самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров;
  • Развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций;
  • Помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов, оказание психолого-педагогической поддержки при решении трудных жизненных ситуаций.

И здесь мы понимаем: чтобы добиться обозначенной цели, наставник выступает с позиции носителя «новых позитивных практик для обучающегося», активизирует личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации.

Слайд 5 Каков же портрет участников взаимодействия данной модели наставничества? Наставник может быть наставником-консультантом и наставником-предметником. Нас интересует второй вариант. Портрет вы видите на экране. (опытный педагог, являющийся носителем «компетенций будущего», способный осуществлять всестороннюю педагогическую поддержку в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования наставляемого, в том числе в рамках выстраиваемого устойчивого партнерства с социальными партнерами (представителями науки, бизнеса, промышленности, предпринимателей) в рамках образовательной, социально значимой, профориентационной деятельности, в которую включается наставляемый).

Наставляемый. Как мы видим, самый благодатный вариант наставляемого – это первый, но плодотворно можно работать с каждым из представленных, потому что мы понимаем, что в 10 класс ребята чаще всего приходят, осознавая, что учиться будет очень непросто.

Вариант 1. Социально активный обучающийся с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков. Вариант 2. Слабо мотивированный, дезориентированный обучающийся, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри образовательной организации и ее сообществам. Вариант 3. Обучающийся, оказавшийся в трудных жизненных ситуациях, которые ухудшают условия жизнедеятельности обучающегося и  последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Вариант 4. Обучающий с личностно значимой проблемой. Жизненное событие, явление, обстоятельство, поступок, которые конкретизированы в жизненной ситуации и являются определенной трудностью для подростка в возможностях ее решения.

Слайд 6 На следующем слайде представлен алгоритм деятельности при реализации модели наставничества «учитель – ученик». И нас интересует последний этап – этап реализации.  

Алгоритм деятельности при реализации модели наставничества «учитель – ученик»

Этап 1. Этап определения проблемы на основе анализа и оценки реальной ситуации.

Этап 2. Этап определения варианта модели наставничества.

Этап 3. Этап целеполагания.

Этап 4. Этап анализа и отбора внутренних и внешних ресурсов.

Этап 5. Этап разработки организационной структуры управления моделью.

Этап 6. Этап определения механизмов, необходимых для реализации модели.

Этап 7. Этап определения сроков реализации модели.

Этап 8. Этап планирования комплекса мероприятий по реализации модели.

Этап 9. Этап реализации.

Уважаемые коллеги, понятно, что 100 баллов на ЕГЭ получить очень сложно. Но вот подготовить высокобалльников (80+) вполне реально. И за 11 лет работы в школе я выработала ряд правил, которые работают.

  1. ЕГЭ – это игра со своими правилами: сначала досконально разберитесь в них сами, и только потом привлекайте в эту игру детей. Это не страшно, но это сложно. И к этому надо подходить рационально: вместе с детьми разберите по косточкам абсолютно все, что касается экзамена по предмету.
  2. Спрашиваем со всех одинаково в рамках критериев: с одной стороны, это плохо (а как же индивидуальный подход?), с другой стороны, на экзамене это не предусмотрено. Но всегда оставайтесь человеком, который тоже может уставать, болеть, лениться. Здесь мы уже с вами сами устанавливаем баланс.
  3. Ребенок не станет взаимодействовать с человеком, который ничем не интересуется. Почему бы не сойтись со старшеклассниками на общих интересах и не обсудить какую-нибудь композицию, например, рок-музыканта, или не организовать поездку в театр «Манекен» на Ваш любимый спектакль, а затем вплести так или иначе эту информацию в канву урока или дополнительного занятия.  
  4. Слайд 7 Будьте профессионалом в том, что делаете: постоянно учитесь. Не бойтесь совершать ошибки и признавать их: это очень сложно, я бы сказала, что сначала это даже очень стыдно. Но без этого нет роста.
  5. Слайд 8 Используйте зло во благо: социальная сеть - первый друг и помощник. В 2012 году пришла в школу, через 2 года я активно включила в свою работу предметника социальную сеть ВКонтакте. Это удобно. И старайтесь быть всегда на связи и всегда помочь ребенку: например, если вы вечером зашли проверить почту и увидели сообщение от ребенка, ответьте, скиньте ссылку на источник информации, которая ему поможет в решении вопроса, расставьте акценты.  Конечно, необходимо напомнить детям правила общения в сети. Возможно, какие-то вы и подкорректируете вместе с ребятами.

Слайд 9 Все, что я вам сейчас рассказала, вполне реализуемо за 2 года – 10 и 11 класс. И тут результаты говорят сами за себя. На слайде не представлена качественная успеваемость ЕГЭ по литературе. Она 100%.

Все, что сегодня озвучила, я считаю важным, но это не самое главное.

Слайд 10 Самое главное – это хотеть заразить своим предметом так, чтобы ребенок-математик полюбил литературу и поступил в литературный институт имени Пушкина в Москве на бюджет.

Слайд 11 Самое главное – это взять ребенка за руку и читать над текстом, выходить за рамки, анализировать, искать какие-то связи и находить мысли автора в самых неожиданных местах, просто думать. А потом не забыть вовремя отпустить руку ребенка.

Слайд 12 Со мной бывает сложновато, как сказали дети, но мое состояние – в диалоге с текстом и с детьми. Так и случаются заветные 100 баллов.

Уважаемые коллеги, мой любимый прием работы – диалог с текстом. Я могу поделиться им с вами. Напишите мне в ВК или на рабочую почту. Контакты Вы видите на экране.

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика Алексеева А.Е., заместитель директора МОУ «Миасская СОШ №1», учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Формы региональной целевой модели наставничества: «ученик – ученик» «учитель – ученик/студент» «студент – ученик» «студент – студент» «работодатель – ученик/студент»

Слайд 3

«Учитель – ученик» Цель - успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся, поддержка в выстраивании индивидуального образовательного маршрута и решении трудных жизненных ситуаций, в которые попал обучающийся.

Слайд 4

Задачи деятельности учителя-наставника: помощь в раскрытии и оценке личного потенциала; повышение осознанности в вопросах выбора будущей профессии, самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров; развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций; помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов, оказание психолого-педагогической поддержки при решении трудных жизненных ситуаций.

Слайд 5

Портреты участников взаимодействия Наставник-предметник: опытный педагог; носитель «компетенций будущего»; личность, способная осуществлять всестороннюю педагогическую поддержку в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования наставляемого. Наставляемый: Вариант 1. Социально активный, мотивированный. Вариант 2. Слабомотивированный, дезориентированный. Вариант 3. Обучающийся в трудной жизненной ситуации. Вариант 4. Обучающий с личностно значимой проблемой (событие Х = трудность для подростка в возможностях его решения).

Слайд 6

Алгоритм деятельности при реализации модели наставничества «учитель – ученик» 1. Этап определения проблемы на основе анализа и оценки реальной ситуации. 2. Этап определения варианта модели наставничества. 3. Этап целеполагания. 4. Этап анализа и отбора внутренних и внешних ресурсов. 5. Этап разработки организационной структуры управления моделью. 6. Этап определения механизмов, необходимых для реализации модели. 7. Этап определения сроков реализации модели. 8. Этап планирования комплекса мероприятий по реализации модели. 9. Этап реализации.

Слайд 8

Социальная сеть – первый друг и помощник Всегда быть на связи! + ФИПИ + Домашний урок + Грамота.ру

Слайд 9

Результативность Высокобалльники. ЕГЭ. Русский язык Год Балл Количество учеников 2019 год (35 учеников) 80+ 8 учеников 90+ 4 ученика 2020 год (32 ученика) 80+ 9 учеников 90+ 2 ученика 100 1 ученик 2021 год (32 ученика) 80+ 12 учеников 90+ 7 учеников 100 1 ученик 2023 год 80+ 11 учеников 90+ 3 ученика 100 1 ученик Высокобалльники. ЕГЭ. Литература 2021 год 97 1 ученик 2023 год 82 и 92 2 ученика 100 1 ученик

Слайд 12

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика Алексеева А.Е., заместитель директора МОУ «Миасская СОШ №1», учитель русского языка и литературы