Из опыта работы: Здоровьеформирующие технологии в развитии личности школьника
статья

Киселева Екатерина Николаевна

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения психологического здоровья школьников, необходимости формирования культуры здорового образа жизни школьников, актуализации их внутренних ресурсов к самовоспитанию и саморазвитию. Рассматривается значение здоровьесберегающих технологий, роль педагога в здоровьесбережении школьников. Предлагаются подходы к проектированию здоровьеформирующей среды, внедрению технологий развития личности. Авторы считают актуальным, целесообразным, эффективным развивающим и профилактическим направлением в здоровьесберегающей деятельности ОУ - внедрение и реализацию долгосрочной программы «Школа – территория общения и здоровьесбережения». Механизм реализации: активная жизненная позиция и сотрудничество учителя с учащимися, основанное на принципах конструктивного общения и передачи информации «Старшие обучают младших», «Сверстники обучают сверстников и младших». Цель: формирование культуры здорового образа жизни учащихся.  В статье представлен диагностический инструментарий для оценки жизнеутверждающих стремлений учащихся, их компетентности в вопросах культуры здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью. Результативность деятельности по формированию культуры здорового образа жизни подтверждена рядом обобщённых итогов.

Ключевые слова: здоровьеформирующие технологии, ценность здоровья, культура здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьеформирующие технологии в развитии личности школьника

Воротникова Надежда Владимировна,

Демина Татьяна Алексеевна,

Киселева Екатерина Николаевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 имени Амелина Станислава Александровича», г. Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс, РФ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме сохранения психологического здоровья школьников, необходимости формирования культуры здорового образа жизни школьников, актуализации их внутренних ресурсов к самовоспитанию и саморазвитию. Рассматривается значение здоровьесберегающих технологий, роль педагога в здоровьесбережении школьников. Предлагаются подходы к проектированию здоровьеформирующей среды, внедрению технологий развития личности. Авторы считают актуальным, целесообразным, эффективным развивающим и профилактическим направлением в здоровьесберегающей деятельности ОУ - внедрение и реализацию долгосрочной программы «Школа – территория общения и здоровьесбережения». Механизм реализации: активная жизненная позиция и сотрудничество учителя с учащимися, основанное на принципах конструктивного общения и передачи информации «Старшие обучают младших», «Сверстники обучают сверстников и младших». Цель: формирование культуры здорового образа жизни учащихся.  В статье представлен диагностический инструментарий для оценки жизнеутверждающих стремлений учащихся, их компетентности в вопросах культуры здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью. Результативность деятельности по формированию культуры здорового образа жизни подтверждена рядом обобщённых итогов.

Ключевые слова: здоровьеформирующие технологии, ценность здоровья, культура здоровья.

Общепризнанным мнением является тот факт, что успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья ребёнка, его жизнеспособностью, высокой мотивацией к самообразованию и способностью субъекта образовательной деятельности к саморазвитию путём сознательного и активного присвоения полезного опыта и моделирования нового успешного социального опыта жизнедеятельности!

Исходя из того, что здоровье школьника - это результат образования, то достаточно закономерно то, что в соответствии с законом РФ «Об образовании», приоритетными направлениями государственной политики в образовании являются: внедрение  здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность; создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, развития их самосознания, внутренних ресурсов к самообразованию и саморазвитию каждого ребенка. Успешным ученик может стать только в условиях здоровьесберегающей образовательной среды. Однако, существующая система образования, несмотря на сформированный  опыт здоровьясбережения школьников регионального уровня, продолжает оставаться фактором риска для здоровья школьников (Казин Э.М., Айдаркин Е.К., Блинова Н.Г., Фёдоров А.И., Тушина Г.И. и др.).

Актуальная проблема всех обшеобразовательных школ - несформированность у школьников мотивационно-ценностных установок на здоровье и здоровый образ жизни, низкий уровень их компетентности в вопросах культуры здоровья [1]. 

Административными методами можно добиться соблюдения гигиенических норм, обеспечить составление грамотного с позиции здоровьесбережения расписания уроков, минимизировать объем домашнего задания и пр. Снижение физиологического перенапряжения и утомляемости, преодоление психоэмоционального стресса на уроке способствуют повышению учебной мотивации, росту учебных достижений школьников и, как результат, сохранению физического и психического здоровья. Но здоровьеразрушающее воздействие на учащегося отдельных учителей непосредственно на уроках сведет положительный эффект всех  усилий до минимума. Именно здесь кроется риск негативного влияния учителя на здоровье своих учеников.     Педагог – активный субъект и значимый ресурс развития образования и здоровьесбережения школьников. Грамотная, творческая и самоотверженная работа педагога, ставящего заботу об ученике и его здоровье на первое место - огромный ресурс возможностей позитивного воздействия на ребенка. Правильно организованное здоровьесберегающее обучение и творческий характер образовательной деятельности  -  важные условия здоровьесберегающей среды! Следовательно, включение ученика, учителя в творческий процесс способствует поисковой и учебно-познавательной активности обучающихся и формированию их успешности.

Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и использование некоторыми авторами понятия «здоровьеразвивающие педагогические технологии», мнения специалистов сходятся в необходимости проектирования здоровьеформирующей среды являющейся важнейшим элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Нам представляется правомерным утверждение о том, что сам термин можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [2]. 

Здоровьеформирующие образовательные технологии — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К. Смирнов). Таким образом, одним из эффективных способов построения образования на всех этапах проектирования здоровьесберегающего подхода является внедрение во все предметные области современных здоровьеформирующих образовательных технологий - технологий развития личности (самообразования, самовоспитания, саморазвития и пр.). Правильно организованное здоровьесберегающее обучение и развивающий характер образовательной деятельности -  важные условия здоровьеформирующей среды! Здоровьеформирующие технологии существенно: повышают учебную мотивацию, познавательную активность и продуктивность деятельности; позволяют предусмотреть и преодолевать возможные отрицательные последствия для собственного организма и вести здоровый образ жизни;  «раскрепостить» мышление и раскрыть свои способности; наметить пути в самообразовании и саморазвитии; способствуют развитию коммуникативных способностей и социальных навыков, способствуют успешности личности в постоянно изменяющихся условиях жизни.  

В рамках воспитательной работы школы с 2009 г. реализовывалась программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни». Школа являлась экспериментальной площадкой КРИПКиПРО и отмечена дипломами и благодарственными письмами за высокие достижения в решении задач сохранения и приумножения здоровья школьников. 

С  2019 года считаем актуальным, целесообразным, эффективным развивающим и профилактическим направлением в здоровьесберегающей деятельности ОУ - внедрение и реализацию долгосрочной программы «Школа – территория общения и здоровьесбережения». Содержание программы выстроено в соответствии с международным календарем дат, посвященных проблемам охраны здоровья. Главный замысел – внедрение здоровьеформирующих технологий в образовательную деятельность с учётом стремлений подростков к активной общественной деятельности, их потребности к общению, саморазвитию и самовыражению, способности оказывать позитивное влияние на сверстников и говорить на доступном языке. Механизм реализации: активная жизненная позиция и сотрудничество учителя с учащимися, основанное на принципах конструктивного общения и передачи информации «Старшие обучают младших», «Сверстники обучают сверстников и младших».  Цель: формирование культуры здорового образа жизни учащихся.  

Достоинством программы является возможность ее фрагментарного использования – организационно-методическое обеспечение любой «даты здоровья» имеет завершенный характер и может быть использовано в условиях другого образовательного учреждения. Условия для реализации программы: 1.Информационное обеспечение обучения волонтеров к подготовке и проведению мероприятий, использовании ими разнообразных форм профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления, квест-игры).  2.Методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий, в оформлении проектной деятельности, творческих и исследовательских работ обучающихся, помощь в обобщении и освещении опыта работы (школьная газета «На 34 - широте», фотоальбомы, фотоколлажи и т.п.). 3.Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение инициативы активистов – волонтёров.

Использовались разнообразные технологии развития личности: интерактивные приёмы и методы системно - деятельностного подхода, технологии проектной деятельности, мультимедийные технологии, «мозговой штурм», элементы тренинговых и семинарских занятий, ролевые, деловые и дидактические игры, проективные методики, психотехнические упражнения, методы формирования сознания и творческого воображения, диспуты по идеям и замыслам, рефлексивный и мотивационные диалоги, аффирмации, моделирование желаемого поведения в конкретных жизненных ситуациях. Учащиеся 7-11-ых классов с особыми образовательными потребностями, высокими коммуникативными и организаторскими способностями активно помогали разрабатывать и «отшлифовывать» развивающие занятия. Они вместе с учителями и самостоятельно успешно проводили тематические занятия, деловые игры и интеллектуальные марафоны, мультимедийную дидактическую игру «Здоровье – наш компас земной!», пропагандируя, тем самым, ценности здоровья и культуру здорового образа жизни. За счёт привлекательности содержания и подачи учебного материала, повышается учебно-познавательная активность и возможность учеников в достижении поставленных целей в пропаганде культуры здорового образа жизни. Занятия всегда проходили на высоком эмоциональном подъёме и в доброжелательной психологической атмосфере.

Результативность деятельности по формированию культуры здорового образа жизни подтверждена рядом обобщённых итогов: снижение конфликтности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками, позитивная динамика по охвату обучающихся внеурочной деятельностью и горячим питанием, рост осознанного отношения к человеку как базовой жизненной ценности, жизненному и профессиональному самоопределению, инициативы учащихся к участию социально-значимой деятельности, в интеллектуальных и творческих конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня здоровьесберегающей направленности. Учащиеся  с большим интересом создавали различные индивидуальные и командные проекты, что способствовало привлечение  внимания школьников к проблеме охраны и укрепления здоровья, а также позволило создать основу для понимания здоровья как высшей базовой ценности. Об изменении отношения школьников к двигательной деятельности, занятиям физической культуры как компоненту здорового образа жизни и факторам здоровья свидетельствуют показатели посещаемости уроков физической культуры, занятости школьников двигательной активностью во внеурочное время (секции, бассейн, туризм, эстафеты, соревнования), высокие достижения в спортивно-массовой деятельности. Здоровье в рейтинге ценностей учащихся 7-9-ых классов занимает 1-3 позиции (наряду с семьёй и общением). Позитивным является высокий уровень жизнеутверждающих стремлений обучающихся (72%), потенциально продуктивных для психического, физического и духовного здоровья, полной и гармоничной самореализации природных возможностей человека: к высокой самооценке, сохранению здоровья и саморазвитию (методика «Базовые стремления» Олега Ивановича Моткова). Наблюдаем позитивную динамику по результатам мониторинга исследования (январь, 2021 г.): рост компетентности учащихся 7-9-ых классов в вопросах культуры здорового образа жизни (вопросы к интеллектуальному марафону, разработанные творческим коллективом учащихся) и ценностного отношения к здоровью (экспресс-диагностика представлений учащихся о ценности здоровья Ю.В. Науменко). Улучшение показателей: «Высокий уровень ценностного отношения к здоровью» (личностно - ориентированный тип личности), «Осознанно относятся к своему здоровью» (ресурсно-прагматический тип). Основной вывод: среди учащихся преобладает ресурсно-прагматический тип личности, т.е. учащиеся осознают важность сохранения здоровья и имеют ресурсы для развития.

Педагоги обобщают свой опыт, выступают на постоянно действующих семинарах (НМЦ, КРИПКиПРО), имеют публикации по здоровьесбережению школьников в СМИ, электронных сборниках и периодических изданиях. Школа -  призёр межрегионального конкурса методических разработок «Школа – здоровья - 2019»; победитель муниципального этапа XV Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»; победитель IV Международного конкурса «Надежды России», в номинации: социально-значимый проект «Наш вклад в будущее»; призер межрегионального конкурса детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку о здоровье» (2019); победитель Всероссийского конкурса «Педагогика XXI века», в номинации: лучший проект по здоровьесбережению (2020 г.); призеры городского конкурса социально-значимых проектов "Взгляд в будущее" – 2020; победитель Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ "МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ" – 2020 (Доктрина) с работой по теме «Культура здорового образа жизни»; победитель городского этапа заочной олимпиады «Здоровое поколение» - 2020; победитель Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ "МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ" - 2021 (Доктрина), победитель городского научного соревнования "ЮНИОР"- 2021, призер международной научно-практической конференции "Мир моих исследований, г. Новокузнецк  с работой по теме «Здоровье в системе жизненных ценностей».

Мы убеждены, что воспитание должно давать веру в жизнь и глубокомысленное отношение к своему здоровью как базовой жизненной ценности. Нас радует то, что наш коллектив нашёл эффективные способы в здоровьесохранении  и здоровьеформировании детей и молодёжи, сделав их своими единомышленниками в формировании культуры жизненного самоопределения,  в решении задач самосохранения и приумножения здоровья.

Литература

1. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность [Текст]  / Э.М. Казин [и др.] // Валеология. - 2008. - № 3.- С. 18-25.

2. Зотова, М.О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий  в формировании культуры здоровья школьников / М.О. Зотова // Современные проблемы науки и образования – 2009. – № 3.

Сведения об авторах:

Воротникова Надежда Владимировна, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №34 имени Амелина Станислава Александровича», г. Кемерово, (МБОУ «СОШ №34», г. Кемерово), контактный телефон: 8 913 293 0630, электронная почта: school34kem@mail.ru

Демина Татьяна Алексеевна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №34», г. Кемерово; контактный телефон: 7 905 069 0528, электронная почта: demina_tatyanaal@mail.ru

Киселева Екатерина Николаевна, учитель химии, технологии (ВУД), педагог-психолог МБОУ «СОШ №34», г. Кемерово; контактный телефон: 8 904 963 4254, электронная почта: katy-1962@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)

   Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности...

Из опыта работы учителя информатики по развитию способностей школьников и поддержки одаренных детей

›Информатика является, именно таким предметом, который как никакой другой предоставляет ребенку раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и интеллектуально. Разнообразие информационных тех...

Из опыта работы "Психологический комфорт во внеурочное время, как условие развития личности школьников"

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Представлен материал из опыта работы.Приемы педагогического воздействия предложенные Э....

Методический материал для занятий дополнительного образования по изобразительному искусству Из опыта работы «Необычное в обычном» Направление развития личности школьника: общекультурное Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна

Хочу поделиться своими наработками и открытием в области ДПТ.Работая с детьми, хочется поразить их воображение. Конечно, придумано очень много всего в области ДПИ, но мне кажется, многим то, о чем пой...

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...