Концепция ноосферы в разработке модели школы ноосферного образования
статья по теме

Божко Наталья Владимировна

Теоретическое обоснование программы экспериментальной деятельности педагогического коллектива на тему "Школа - центр ноосферного образования в интересах устойчивого развития в сельском социуме".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ноосферное образование 51 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция ноосферы в разработке модели школы ноосферного образования

Божко Наталья Владимировна,

кандидат педагогических наук,

Заслуженный учитель РФ,

                                                                                       руководитель школьного эксперимента

     Существование человека на планете неразрывно связано с природой. Лишь к концу ХХ столетия человечество осознало, что природа из фона исторических событий превращается в действующий персонаж человеческой трагедии. Надежды на преодоление экологического кризиса человечество начинает усматривать в смене парадигмы развития цивилизации, в которой общество и природа должны развиваться на принципах коэволюции, где невозможно господство интересов одной из сторон. Еще в 1987 г. Международная комиссия по окружающей среде и развитию опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором основой обеспечения интегрированного подхода к разработке экономической политики предстоящего десятилетия была названа концепция экологически устойчивого развития. Свое дальнейшее развитие эта концепция получила на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). В принятой на конференции программе – «Повестка дня на XXI век» – дана оценка развития цивилизации и сделан вывод о необходимости перехода человечества на путь устойчивого, а точнее, допустимого развития. Наступает признание того, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, признание того, что охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Устойчивое развитие предполагает сохранение окружающей среды, как для нынешнего, так и для будущих поколений. На сегодняшний день многими учеными признается, что концепция устойчивого развития общества созвучна идее становления ноосферы  и выступает как бы начальным этапом ее развертывания. В понимании термина «ноосфера» мы придерживаемся определения, данного А. Д. Урсулом: «под ноосферой (ноосферной цивилизацией) следует понимать грядущее состояние общества, когда оно перейдет на интенсивно-коэволюционный способ взаимодействия с природой, где гуманизированный коллективный разум сможет обеспечить выживание человечества, устойчивое безопасное во всех отношениях развитие цивилизации в земных и космических масштабах и в наиболее полной мере реализовать стремление человечества к счастью». Однако для глубокого нравственного и осознанного понимания такого взаимодействия необходимо активизировать весь потенциал культуры, произвести кардинальную реконструкцию всей системы ценностных ориентаций, раскрыть человеку универсальную значимость природы и ее непреходящую ценность, имеющую для человеческого существования фундаментальное значение.

     Кардинальные трансформации в связи с этим должна претерпеть модель образования. В контексте современных проблем становится очевидной важность дальнейшего развития экологического образования, как непрерывного процесса и результата наследования, расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, представляющей систему знаний, умений, гуманистических ценностных ориентаций, способов деятельности, обеспечивающих новый качественный уровень взаимодействия человека и природы на принципах коэволюции.

     Такой аспект или новый качественный уровень экологического образования, в котором ставятся приоритеты коэволюционного миропонимания, определяемом Разумом, Волей и Верой человека в гармонию между миром Природы и миром Человека, мы определяем как ноосферное образование. Его нравственной основой мы считаем универсальную этику великого гуманиста ХХ века А. Швейцера, который определял ее как безгранично расширенную ответственность по отношению ко всему живому, утверждая, что «Я есть жизнь желающая жить среди жизни».

     Перед ноосферным образованием мы ставим опережающие задачи «рефлексии будущего в настоящее, отражающую двунаправленность связи времени, целостности и единства не только материально-духовного пространства мироздания, но и пространства временного, в котором собственно и происходят все без исключения события развивающегося мира» (Б. С. Гершунский, 1998). Ноосферное образование строится на идее активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного этапа развития мира: человечество направляет это развитие в соответствии с Разумом и нравственным чувством.

     Понятие «ноосфера – сфера разума» впервые введено Э. Леруа (1927 г.) на основе понятий биосферы и живого вещества, разработанных В. И. Вернадским. Впоследствии В. И. Вернадский развил идею ноосферы, доказав, что биосфера переходит в ноосферу, главным фактором развития которой становится разум человека и связанная с ним новая, геологических масштабов сила – научная мысль и научная организация человечества. Связь человека и окружающего мира неразрывна, человек един с природой, а его разум – явление закономерное. Таким образом, по В. И. Вернадскому, открывается новое продолжение истории естественной, в которой наряду с биологической наследственностью выдвигается процесс создания и передачи потомкам духовных богатств. Теория ноосферы на первый план выдвигает не материальный компонент, а духовно-нравственный. Новый этап развития человеческой цивилизации во взаимодействии с природой подводит большинство исследователей к основному вопросу философии – соотношению бытия и сознания. Как заключает А. Д. Урсул, «опережение сознанием бытия, приоритетные позиции разума – это наиболее общая характеристика грядущего ноосферного состояния, если оно сможет появиться на магистрали устойчивого развития». Исследователи также подчеркивают, что отныне придется учитывать экологические потребности общества, осознать, что их адекватное удовлетворение связано с определенными ограничениями как на уровне социума, так и на уровне личности. Экологические императивы устанавливают новые приоритеты в шкале человеческих ценностей, выдвигая на первое место гуманистически ориентированные коэволюционно-разумные приоритеты. Гуманизм, признающий ценность отдельного человека, его право на свободу, счастье и проявление своих способностей, немыслим без соблюдения самого главного права человека – жить в чистой природной среде.

     Рассмотренные методологические подходы к построению модели ноосферного образования, опираются не только на учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, но и гуманистические ориентации современных исследователей по проблемам развития человечества, выхода из кризиса и выживания.

     При разработке конкретных составляющих модели школы ноосферного образования, адекватных идеям ноосферы, было отобрано четыре основных вектора содержания образования ноосферной ориентации.

  1. Рационализм эмпирических обобщений, который В. И. Вернадский называл «следствием концентрированного опыта человечества», а Н. Н. Моисеев считает, что «мы имеем право говорить о реальном существовании лишь того, что является логическим следствием эмпирических обобщений». Рационализм в образовании, устремленном в будущее, опирается на эмпирические обобщения, которые являются опорой практической деятельности человека и способны защитить его от возможных ошибок, а также помочь в достижении намеченных целей. Опора на практическую деятельность, особенно когда речь заходит об экологическом образовании, должна стать основой образовательного процесса. Векториальной же идеей рационализма становится взаимосвязь природы и человека. Рационализм в образовании будет способствовать формированию таких качеств человека, которые позволят ему создать цивилизацию, соответствующую идее коэволюции системы «природа-человек-общество». Эмпирические обобщения помогут ему избежать ошибок во взаимодействии с природой.
  2. Эвдемоническая педагогика поможет развить стремление к счастью, высочайшей культуре и нравственности, которые возникают у человека в общении с природой. Эвдемонизм, связанный с учением о счастье (эйдетика), предполагает, что счастливый человек живет в согласии с природой. Не будет испытывать счастье человек, живущий в «грязной» окружающей среде, ухудшающей его здоровье. Исходя из этих посылок можно сделать вывод о целесообразности использования эвдемонической педагогики для гармонизации отношений человека с природой и обращения образования к ноогуманистическим перспективам.
  3. Экологический императив,  введенный в процесс образования, позволит, познав законы взаимодействия природы и общества, функционирования биосферы, соблюдать их на практике в любой сфере жизнедеятельности, следовать рациональным принципам природопользования, охраны биосферы и сохранения ее биологического разнообразия. Экологические нормы, соблюдаемые в практике жизнедеятельности, станут ноогуманистической привычкой повседневности. Выбор действия в природе человеком будет адекватен уровню его экологической культуры, сущность которой и связана с экологическим императивом.
  4. Идеи устойчивого развития, основанные на глобальном мышлении, позволят расширить познаваемый мир, станут одним из решающих факторов создания условий для того, чтобы люди могли стать полезными и ответственными членами общества. К числу основных тем образования в интересах обеспечения устойчивости относятся продолжение образования в течение всей жизни, междисциплинарное образование, партнерство, поликультурное образование, расширение возможностей. В школе ноосферного образования создаются дополнительные условия по формированию духовного облика человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, выработанных человечеством. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умением самостоятельно и рационально распорядиться своими знаниями.

     Принятые теоретико-методологические основы ноосферного учения позволяют выделить принципы построения модели школы ноосферного образования:

- гуманизма, как формы общественной связи между людьми, приобретающего завершенную форму только тогда, когда он одновременно становится формой связи между человеком и природой (ноогуманизм);

- интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования;

- природосообразности и культуросбережения в повседневной жизнедеятельности;

- предпочтения ноосферных ориентаций и коэволюционных мировоззренческих идеалов;

- эмерджентности (появления нового качества на основе достижений в экологическом образовании);

- системных изменений, затрагивающих все компоненты деятельности образовательного учреждения.    

     Взяв за основу вышеперечисленные содержательные векторы и принципы, мы определили цель образовательной деятельности в рамках программы «Школа – центр ноосферного образования в интересах устойчивого развития в сельском социуме»: создание условий для:

- качественного образования и формирования личности школьника, сознающей свою ответственность  за коэволюцию и устойчивое развитие системы  «природа-человек-общество», мыслящей по-новому – в соответствии с основными характеристиками новой посттехногенной цивилизации;

- перестройки мировоззрения членов социума и их поведения в интересах устойчивого развития своего региона на основе знаний о среде своего обитания, правил взаимодействия с ней, понимания и приятия общечеловеческих ценностей.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Разработать структурно-функциональную модель «Школа – Центр ноосферного образования в интересах устойчивого развития в сельском социуме» и на ее основе осуществить поэтапную реализацию воспитательно-обучающего процесса ноосферного образования.
  2. Разработать содержание деятельности на основе учения В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере и на гуманистически ориентированных современных исследованиях по проблеме развития человечества, выхода его из кризиса и выживания (Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул и др.).
  3. Направить образовательный процесс в соответствии с основными характеристиками новой посттехногенной цивилизации (гуманизм, экологичность, гражданственность, толерантность и др.) во всех трех областях устойчивого развития: окружающей среде, социальной сфере и экономике с ориентацией на местные проблемы и культурные особенности.
  4. Обеспечить решение общеобразовательных задач – обучения, воспитания, развития (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер) –  в контексте дальнейшего развития экологического образования, как непрерывного процесса воспроизводства человеком экологической культуры, обеспечивающего новый качественный уровень взаимодействия человека и природы на принципах их коэволюции.
  5. В процессе реализации содержания Программы, с одной стороны, максимально адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, с другой – гибко реагировать на изменения в окружающей социоприродной среде.
  6. Организовать исследовательскую деятельности учащихся в социоприродной среде и на основе ее результатов решение экологических проблем социума.
  7. Актуализировать воспитание активной гражданственности учащихся и населения в контексте экологического императива как высшей социализированной формы субъектности индивидуума с присущими ему гуманистическими, культуросообразными и экологическими миропониманием и мировоззрением, следующего общечеловеческим нравственным нормам и требованиям, в процессе экологосообразной деятельности выполняющего обязанности и долг перед обществом и народом в сохранении и приумножении природных богатств своей Родины, активно участвующего в решении задач развития своей страны.
  8. Организовать просветительскую деятельность в социуме по формированию гражданского потенциала для принятия решений на общинном уровне, социальной терпимости, природоохранной деятельности и повышения качества жизни в сельском социуме

     Модель школы ноосферного образования реализуется на базе МБОУ «Сайгатинская СОШ», которая имеет значимые достижения в системе экологического образования, о чем свидетельствуют экспертные оценки и аналитические материалы. Мотивация субъектов образовательного процесса к переходу на качественно новый уровень экологического образования – ноосферное образование – достаточно высока. В ходе реализации модели ноосферной школы и программы по ее реализации расширяется поле экологической деятельности, происходит включение в учебно-воспитательный процесс дополнительных каналов связи с природой и социумом, осмысление коэволюционных параметров жизни на основе экологического императива,  обучение правилам жизни в общем доме «Земля»,  гражданской обязанности по поддержанию равновесия в системе «природа-человек-общество», усиление эмоционального фона событий школьной жизнедеятельности на основе оптимального сочетания рационального и иррационального.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Учение В.И. Вернадского и реализация идей эколого-ноосферного образования в процессе обучения

О Владимире Ивановиче Вернадском  и его работах написано уже много. Практически на протяжении всего XXвека обсуждались и сейчас продолжают  обсуждаться его идеи, актуальность которых не умен...

Ноосферное образование

Накануне третьего тысячелетия заметно возросли поиски концепций новой школы и образования на основе синтеза космического, биосферного, антропосферного и культуротворческого начал жизни.“Взрыв” тв...

статья " Реализация принципов ноосферного образования"

Автор статьи раскрывает основные принципы ноосферного образования, указывая, что за ноосферикой -будущее....

Доклад «Модель основной ступени образования МОУ Урлукская СОШ «Основная школа - пространство выбора»»

Предлагаемая модель  «Основная школа – пространство выбора» предполагает создание в школе на основной ступени образования условий для получения подростками опыта проб и ошибок, ...

приемы ноосферного образования на уроках русского языка

Что такое ноосферное образование, его принципы и приемы. Как продуктивно можно использовать эти приемы на уроке....