Ноосферное образование
статья по теме

Юшкова Екатерина Борисовна

Накануне третьего тысячелетия заметно возросли поиски концепций новой школы и образования на основе синтеза космического, биосферного, антропосферного и культуротворческого начал жизни.

“Взрыв” творческой энергии деятелей науки, культуры и образования обусловлен потребностями гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментарием для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции нашей планеты — НООСФЕРУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon noosfernoe_obrazovanie_doklad.doc38.5 КБ
Office presentation icon noosfernoe_obrazovanie.ppt2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Ноосферное образование - новый этап в развитии педагогики

(доклад на педагогическом совете)

Юшкова Е.Б., учитель физики

Накануне третьего тысячелетия заметно возросли поиски концепций новой школы и образования на основе синтеза космического, биосферного, антропосферного и культуротворческого начал жизни.

“Взрыв” творческой энергии деятелей науки, культуры и образования обусловлен потребностями гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментарием для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции нашей планеты — НООСФЕРУ.

Со слов академика Масловой: «Создание передовой системы образования - 
это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача человечества на пути к устойчивому развитию».

  Термин "ноосфера" привнесен академиком В.И.Вернадским в начале 20 века и означает сферу одухотворенности разума.

 Ноосфера - это пространство и эпоха единения индивидуального и коллективного разума и духовности, целостного качества мышления и личности

Только обновленная и усовершенствованная система образования позволит нам органично войти в новую, направленно развиваемую человеком сферу жизни на планете Земля.

Академик Н. Н. Моисеев, говорил  «Мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека. Найти способы такого воздействия на него, чтобы внутренний мир человека превратился в его основную ценность. Вот здесь и лежит ключ к самому человеку — сохранению вида «homo sapiens» на планете».

По сути дела, ноосферное развитие - восстановление экологического равновесия на планете. Ноосферная наука – это  эволюционно неизбежный этап роста знаний, когда человечество овладевает Всеобщими Законами Мира, Общими законами человеческого общества, познания и постижения, новыми механизмами мышления,  использует природосообразные биотехнологии.

Необходимым и достаточным принципом ноосферного образования является  природосообразность (биоадекватность). Этот принцип - интегральная сумма известных принципов.

Биологически адекватная методика представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ (образонов) по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся.

В методике преподавания ничего нового, кроме активизации творческих способностей и экономии мышления: это — кратчайший путь к цели. Можно 10 лет учить русский или иностранный язык, или любой другой предмет, но не уметь пользоваться полученными знаниями, Можно представить некое «лоскутное одеяло» из правил и отрывочных сведений, которое многим не под силу соединить в цельное знание. Снова заговорили о ноосферном образовании и его необходимости после исследований PISA, в результате которых наша страна и наше образование занимают 41-43 места,  что значительно ниже среднего балла стран, входящих в ОЭСР – Организацию экономического сотрудничества и развития.

В методике ставится цель: смотивировать учебный мыслеобраз как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память ученика и научить ученика пользоваться новым мыслеобразом, т. е. сделать его творческой подвижной микроструктурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов. (метапредметный подход)

Педагог нового поколения должен привнести целостное мышление в качестве базового инструмента в педагогику. Синтез знания и умения — вот отличительное качество педагога.

Специалистами РАЕН разработан практический инструментарий, модели и концепция ноосферной школы. Созданы программы и пилотные проекты для инновационного развития системы образования. Большая группа специалистов отделения работает по созданию нового поколения учебников, адекватных природе мозга человека. Важнейшей целью практической работы отделения является переподготовка кадров для системы образования

На экране представлены примеры некоторых образонов из различных учебников:  С.В.Балашев, Н.В.Маслова "Русский язык" Биоадекватный учебник русского языка для школы 1-8 кл ; И.Карелина, Н.Маслова, Н.Антоненко "Русский язык" ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ Биоадекватный учебник для 5 класса;  Н.В.Маслова, И.А.Балюк "Древо английского языка" Биоадекватный учебник для 6 класса; А.Г.Ванцян, О.А.Карабутова "ФИЗИКА" Биоадекватный учебник для 7 класса; Т.Н.Дунаева "МАТЕМАТИКА"
Биоадекватный учебник для 1 класса

В настоящее время биоадекватная методика становится популярна, и образоны разрабатывают не только специалисты РАЕН, но и обычные учителя. На экране можно увидеть примеры двух образонов: учителя русского языка и учителя истории.

  Вспомнив,  слова В. И. Вернадского о зависимости человека от среды жизни и мысли и зная мощь и силу проектного мышления,  я хотела бы завершить свое выступление аналогией:

Представьте семечко, в котором сосредоточена вся программа жизни растения под Солнцем, и через это растение — всех последующих поколений его собратьев... Решайте — высаживать ли это семечко...

Ухаживать ли за ним... В наших руках — судьба будущего.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учение В.И. Вернадского и реализация идей эколого-ноосферного образования в процессе обучения

О Владимире Ивановиче Вернадском  и его работах написано уже много. Практически на протяжении всего XXвека обсуждались и сейчас продолжают  обсуждаться его идеи, актуальность которых не умен...

Формирование ноосферного мышления школьников на уроках биологии

Целью ноосферного образования является формирование, мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать...

Концепция ноосферы в разработке модели школы ноосферного образования

Теоретическое обоснование программы экспериментальной деятельности педагогического коллектива на тему "Школа - центр ноосферного образования в интересах устойчивого развития в сельском социуме"....

статья " Реализация принципов ноосферного образования"

Автор статьи раскрывает основные принципы ноосферного образования, указывая, что за ноосферикой -будущее....

приемы ноосферного образования на уроках русского языка

Что такое ноосферное образование, его принципы и приемы. Как продуктивно можно использовать эти приемы на уроке....