Проектный метод и его внедрение в учебный процесс.
статья по теме

Медяник Маргарита Владимировна

В статье дается анализ проблем внедрения проектного метода в учебный процесс в средней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Некоторые аспекты внедрения проектного метода в образовательный  процесс.

Цель  данной статьи  выяснить природу педагогического проекта и факторы, влияющие на его использование в образовательном процессе.     Новый ФГОС благоприятствует установке в образовании компетентностного подхода, подводящего преподавателей к  использованию новых педагогических технологий, таких как, проектная. Для многих школьных организаций, это введенная реформа приносит значительные изменения. Не только учителя должны принять эти новые педагогические подходы, но и вся команда школы должна разработать новый способ работы: разработка образовательных проектов, работа в команде (ученики и преподаватели), вовлечение учеников, новые роли родителей, общее видение проектной деятельности.

Эта реальность поднимает две проблематики:

1) первая, "локальной" природы, касается внедрения в жизнь педагогического проекта в классах;

2) вторая системной природы - чтобы эта педагогика смогла быть осуществленной, учебная организация должна функционировать, как сообщество обучения, внедряющего учебный проект, ведущий к развитию  не только учеников, а также преподавателей.

1.«Локальное»  внедрение проектной педагогики.

Приобретение учебных компетенций, развитие междисциплинарного подхода,   будут значительно способствовать успеху всех учеников. В этой перспективе, ученик, который будет иметь успех – тот, который станет творцом  своего  собственного процесса обучения. Поэтому использование проектной методики, среди других педагогических стратегий, есть рекомендованная методика.

Существуют несколько определений проектного  метода; то, которое предложено Arpin и Capra (4)  кажется, наиболее полным.

Проектный метод -  это подход, который позволяет ученику  полностью вовлекаться в процесс получения  умений во взаимодействии со сверстниками и окружающей средой, и предлагает учителю выступать в качестве посредника, между учеником и объектами познания.

Чтобы преподавать, используя метод проектов, преподаватель должен поставить перед учениками определенные задачи - коллективные, ориентированные на общие цели, (возникающий в результате  сотрудничества между преподавателями и учениками), выполняемые в духе сотрудничества и ведущие к конкретному и совместному продукту.

Таким образом, ученики в итоге такого обучения, достигают целей и личного и социального развития, как в коллективном плане так и в  индивидуальном плане; этим самим фактом, приобретают компетенции, определенные  образовательными программами.

2. Системное внедрение проектной педагогики.

В этой проблематике проведения в жизнь преподавателями проектной педагогики в их классе, добавляется системный характер: если хотим, чтобы  преподаватели изменяли свое преподавание, нужно, чтобы, в их школе  был внедрен учебный успех проектов.

Несколько авторов предлагают, что одно из условий успеха этой педагогики в одном классе - связь между индивидуальными  проектами учеников и коллективным проектом, продолженным всеми учениками. Иначе говоря, в классе должна быть  связь между, с одной стороны, целями обучения  коллективного проекта класса и с другой стороны, личными целями и специфическими потребностями  учеников (Arpin и Capra ) (4)

Образовательный Проект школы определен как динамичное  локальное  мероприятие, несущее действие, установленного там согласования со всеми партнерами учреждения, чтобы осуществлять  образовательную  миссию.

На условия, которые способствуют внедрению проекта в обучение, влияют несколько основных факторов .

А) Сотрудничество, которое существует в школьной команде, и процесс изменений, который создается в этом процессе совместного творчества.

Главное препятствие эффективного использования проектного метода - изменения, которые требуются  внутри учебной команды.

 На рисунке1  (1,39) показана школьная команда в процессе изменения в идеальной ситуации.

Рисунок1: Реализация проекта на основе сотрудничества между заинтересованными сторонами.

Б) Наличие общей концепции (на уровне школы) реализации проектной деятельности.

 Различные анализы позволяют иллюстрировать, что общая концепция в школах  возможна при согласованности 3 основных документов, определяющих  реализацию проектного метода (рисунок 2).

 

Рисунок 2: документы определяющие направление развития школы

Схема  показывает то, что  в процесс разработки проекта, Совет образовательного учреждения, который состоит из руководства, преподавательского состава и обслуживающего персонала, членов, представляющих родителей и другие сообщества, разрабатывает Перспективный план  и Образовательный проект школы. Впоследствии эти документы представлены учителям, которые несут ответственность за разработку классных проектов в соответствии с учебными планами. Хорошая концепция проекта позволила бы избежать некоторых сомнений и убеждала в осуществлении всех этапов (и оценки и объективизации). Кроме того, преподавателей в результате осуществления  проекта, должны сопровождать изменения  всей их практики.

Таким образом,  Образовательный проект не остался бы абстрактным и часто бесполезным текстом, он стал бы рабочим документом, планом, в котором у каждой группы была бы специфическая роль, важно, чтобы команда-школа задалась вопросами, которые позволят им договориться о целях. Подлинное сотрудничество может иметь место только тогда, когда все субъекты преследуют общие цели.

в) Общее видение ролей различными участниками проекта(руководства, преподавателей, учеников и родителей);

В  таблице,  составленной  на основе результатов исследователей   университета Квебека (1, 51), представлена ​​краткая информация о ролях, отводимых для каждой группы участников проектной деятельности.

Таблица

Участники

РОЛИ

Руководство

•  Знания проектной педагогики

• Управление обучением команды

• Поддержка учебных планов команды

Преподаватели

• Поощрение  успеваемости учеников

• Создание в классе климата, способствующего изупроектному обучению

• Связь с родителями

•Наличие знаний проектной

педагогики

• Предоставление рекомендаций для учеников

• Поддержание адекватного класса

•Эффективное управление проектным преподаванием,

(планирование, реализация, оценка, и т.д.).

• Поощрение участия родителей в проектной  

 деятельности учеников

• Мотивация учеников

• Быть открытым

• лично участвовать

• Уважать сильные и слабые стороны каждого

(включая себя)

•Поддерживать (управлять) учеников в

 осуществлении задач

• Обеспечивать всестороннюю поддержку

• Работать в команде с коллегами

Ученики

Участие в создании благоприятного климата в классе

• Инициировать общение с родителями

• Знать имеющиеся ресурсы

•Участвовать в управлении проектами  (планирование,

реализация и т.д.).

• Быть активными  в проекте

• Уважать сильные и слабые стороны каждого

(включая себя)

•Продемонстрировать ответственность и самостоятельность

Родители

• лично участвовать

•интересоваться учебным пережитым ребенка

• Мотивировать ребенка

• Продолжить школьное обучение

дома (идти дальше с ребенком)

• Поддержка ребенка в целом

• Оказание помощи  дома в реализации проектов

• Доставка необходимого оснащения

Одной из главных ролей руководства, управление командой учителей. Таким образом, в роли менеджера профессорско-преподавательского состава, руководство необходимо для создания командного духа и разрешения конфликтов, которые могут возникнуть.

Преподаватели и руководство говорят  также, о том, что руководство должно сыграть роль поддержки. Речь идет о поддержке – общей, когда управление выступает в качестве внимательного  посредника. Эта поддержка может быть более конкретной -  поддержкой материальной, то есть эта  роль предоставления  материальных и валютных необходимых ресурсов,  чтобы осуществлять учебные проекты.  Поддержка управления, может быть также поддержкой – моральной.  Руководство должно доверять команде,  должно поощрять, поддерживать ее, должно  иметь хорошие навыки межличностного общения .

Преподаватели, как мы это увидели в концепции ролей,  берут на себя наибольшую ответственность за ход проекта, находят, что использование этого  метода приводит к дополнительной работе: управление командами, постановка целей, которых надо достигать, построение партнерских отношений с другими преподавателями  и родителями.  Фактически речь идет для преподавателя о том, чтобы управлять ходом учебного проекта, быть способными изменяться в этой педагогике, быть способными структурировать и управлять деятельностью учеников.

Последняя роль учителей - уважение к себе и другим.  Здесь важно, также, познание  самого себя и  упорство в преодолении  трудностей .

Важно также знать и уважать детей, например, делая с ними  проекты, которые затрагивают их интересы. Родители также указывают, что   очень важно, учитывать потенциал детей.

Роль, отведенная ученикам - участие в управлении проектом. Это указывает направление, « они должны позаботиться о различных этапах проекта, чтобы его успешно завершать ». Хотя эта роль не дает достаточно информации о том, что ученики действительно делают, чтобы принимать участие в управлении проектом; эта роль  больше похожа на цель (развитие компетенции) чем роль, которая  ученикам должна была бы приписаться де- факто.  Другая роль, которая была обозначена почти всеми группами участников,  связана с участием в проекте. У учеников есть роль, активно принимать участие в проекте, вникая в задачу и интересуясь его темой.

Роль  родителей, главным образом, трогает личную причастность. Родители должны включиться в учебную жизнь в классе, чтобы помогать преподавательнице и оценивать работу их ребенка: « Часто, родители призваны к тому, чтобы напрямую принять участие в классе или  дома в проекте ».

 Вторую роль родителей-  роль поддержки ребенка на различных уровнях. Сначала, они должны предложить поддержку – академическую: они помогают с выполнением домашних заданий и уроков, или помогут найти информацию.  Она может быть, поддержкой общей: быть естественным с  ребенком, его слушать, удовлетворять его потребности, а также сотрудничать (помогать, содействовать) с преподавателями. Хотелось бы отметить, что из всех участников проектной  деятельности, именно немногочисленность родителей в  выполнении своих ролей. (По разным причинам: занятость и т.д.)

Итак, проблемы, возникающие при использовании и освоении проектного метода, не связаны с сутью самого метода; они связаны с одной стороны, с подготовкой группы для  работы в  проекте и с другой стороны, с климатом, который царит внутри учебной школьной команды. Используя проектный метод, необходимо помнить о самом смысле понятия проекта – это деятельность в сотрудничестве: сотрудничество на уровне класса, во взаимодействиях, которые там происходят, в отношениях людей которых надо обучать вместе; сотрудничество также на уровне школы.

 Это побуждает школы задуматься о типе сотрудничества, который они хотели бы осуществить внутри своей школьной команды. Согласованность действий всех участников проекта (учеников, учителей, родителей, руководства школы и др.), согласованность Перспективного плана школы, Образовательного проекта школы и классных проектов – главные условия организации проектной деятельности в средней школе.

Литература

  1. Catherine Lanaris, Lorraine Savoie-Zajc «L’appropriation de la pedagogie par projet en tant que facteur contributoire a la reussite scolair des eleves». Университет Квебека ,2004, перевод с фран. Медяник М.В.
  2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
  3. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro
  4. Arpin, L., & Capra, L.). L'apprentissage par projets. Montréal: Chenelière          McGraw-Hill. 2001
  5. Boutinet, J.-P.  Anthropologie du projet. Paris: Presses Universitaires de France. 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и внедрение в учебный процесс общеобразовательной школы мультимедиа-приложения по фитнесу.

Аннотация. Разработка и внедрение в учебный процесс общеобразовательной  школы мультимедиа-приложения  по  фитнесу, позволяющего усовершенс...

Тема по самообразованию "Внедрение в учебный процесс систем информационного обеспечения занятий"

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках является средством развития познавательной компетентности школьников. В условиях модернизации школьного образования появляются н...

Повышение качества школьного математического образования посредством внедрения в учебный процесс инновационных технологий

Я работаю в малокомплектной школе, где в одном классе обучаются учащиеся с очень разными способностями. Для того чтобы максимально развивать на уроке каждого ученика, я применяю личностно ориентирован...

Экспериментальная работа по повышению качества обучения: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».

Тема: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».Актуальность работы. Цели. Гипотеза. Задачи....

Образовательные технологии "Внедрение в учебный процесс ВФСК ГТО"

Выступление преподавателя физической культуры ГАОУ СПО РБ ТС и ГХ Кижингинский филиал Ломака И.В. на научно-практической конференции «Повышение качества профессиональной подготовки специалистов ...

Внедрение в учебный процесс среднего профессионального образования ВФСК ГТО»

       В настоящее время внедрение в систему среднего профессионального образования физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» стало одним из ...

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности учебного процесса при внедрении второго иностранного языка

Введение инновационноых форм обучения  для повышения результативности обучения, развития креативного мышления учащихся на уроках немецкого языка....