Образовательные технологии "Внедрение в учебный процесс ВФСК ГТО"
учебно-методический материал по физкультуре

Ломака Игорь Владимирович

Выступление преподавателя физической культуры ГАОУ СПО РБ ТС и ГХ Кижингинский филиал Ломака И.В. на научно-практической конференции «Повышение качества профессиональной подготовки специалистов на основе внедрения модульно-компетентностного подхода, современных практикоориентированных, интерактивных форм, методов, технологий в образовательный процесс» 25.02.2016 года.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ломака И.В., преподаватель

Кижингинского филиала ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н.Ербанова»

Внедрение в учебный процесс ВФСК ГТО

Введение

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской федерации» здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро.

Более двадцати последних лет учебные программы ССУЗов строились без учета задач и содержания комплекса ГТО. Внедрение нового Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса ГТО в практику ССУЗов потребует совершенствования государственных образовательных стандартов профессионального образования и программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и методов практической работы.

Физическое состояние, уровень физической подготовленности, ухудшение здоровья обучающейся молодежи предопределяют невозможность противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменением социально-политического и экономического устройства общества. А ведь именно обучающиеся являются авангардным отрядом молодежи России. От их физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов, тот вклад, который они призваны внести в возрождении России.

В настоящее время тема возрождения комплекса «ГТО» является актуальной, так как содержит нормативную основу физического воспитания обучающейся молодежи и является критерием определения уровня физической подготовленности.

Цели комплекса ГТО

- повышение эффективности использования возможностей физической культуры

и спорта в укреплении здоровья;

- гармоничное и всестороннее развитии личности, воспитание патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

- формирование личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья через привлечение к сдаче норм ВФСК «ГТО»;

Задачи комплекса ГТО:

- увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;

- повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;

- формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;

- повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

- модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско- юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

Принципы комплекса ГТО– добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.

Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.

Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.

  1. Мальчики и девочки от 6 до 8 лет.
  2. То же от 9 до 10 лет.
  3. То же от 11 до 12 лет.
  4. Юноши и девушки от 13 до 15 лет.
  5. То же от 16 до 17 лет.
  6. Мужчины и женщины от 18 до 29 лет.
  7. То же от 30 до 39 лет.
  8. То же от 40 до 49 лет.
  9. То же от 50 до 59 лет.
  10. То же от 60 до 69 лет.
  11. То же старше 70 лет.

Внедрение норм ГТО должно проводится поэтапно:

Первый этап проекта по возрождению ГТО предполагает создание механизма межведомственного управления проектом, основных элементов системы сдачи – приема нормативов в учебных заведениях, а также организацию соответствующего документооборота. Планируется что первый этап будет признан удачным, если в сдаче нормативов примет участие более 70% обучающихся. На этом же необходимо разработать информационное сопровождение проекта, а также организовать первые региональные соревнования по сдаче норм ГТО.

На втором этапе первостепенной задачей является совершенствование основных механизмов реализации проектов, разработанных на первом этапе. Основным показателем второго этапа необходимость учитывать не только количество обучающихся, сдавших ГТО, но и количество выполнивших нормы. Планируется на втором этапе в сдаче норм ГТО примет участие более 70% обучающихся, из которых не менее четверти сдающих должны получить значки ГТО.

На третьем этапе планируется дальнейшее увеличение количества обучающихся, участвующих в мероприятиях по сдаче норм ГТО, а также реализация полностью рабочей системы сдачи и приема нормативов, документооборота и информационного сопровождения комплекса ГТО.

Результаты сдачи норм ГТО.

24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». В нем говорится о том, что для дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

На сегодняшний день, следуя Указу Президента Российской Федерации, было рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации разработать и по согласованию с Министерством спорта Российской Федерацией утвердить до 1 августа 2014 г. региональные планы мероприятий по этапному внедрению Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне». Эксперимент проводился в 12 регионах России, с последующим внедрением на территории всей страны.

Нормативы ГТО охватывают 40 видов тестов, но в каждой из 11 ступеней достаточным для получения определенного знака является выполнение 3-8 тестов с правом выбора варианта теста. Например, для получения золотого знака юношей 16-17 лет ему необходимо выполнить шесть обязательных тестов, из которых половина имеет 2-4 варианта, и два из пяти тестов по выбору, часть из которых имеет 2-4 варианта. Для получения серебряного знака в этой категории достаточно выполнить 7 тестов, а бронзового – 6 тестов. Но выбранные тесты для награждения соответствующим знаком должны давать возможность оценить силу, гибкость, быстроту и выносливость тестируемого.

Тщательная и детальная разработка нормативов ГТО, выполненная Правительством РФ 2014 г. в соответствии с медицинскими нормами двигательного режима для каждого возраста, позволит возобновить массовое физкультурное движение в стране, улучшить физическую подготовку и увеличить продолжительность жизни населения.

Физическая культура и спорт - уникальное средство не только физической подготовки и укрепления здоровья, но и опосредованного решения многих воспитательных задач по формированию личностных ценностей, жизненных позиций и мотиваций подрастающего поколения. В настоящее время возможности физической культуры и спорта в физическом и духовном воспитании школьников еще не полностью раскрыты и используются недостаточно.

В настоящее время специалисты в области физического воспитания и спорта все настойчивее обращают внимание на тот факт, что задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания обучающихся. Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика. Поэтому преподавательская деятельность направлена на эффективную организацию учебного процесса и досуга обучающихся, способствующих психологическому и социально-культурному становлению обучающейся молодежи, путем создания условий для формирования у неё осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями и повышением уровня физической подготовленности

Таким образом, методика внедрения комплекса ГТО включает разработку нормативных документов, выполнение плана мероприятий, разработанных Правительством РФ, создание тестирующих центров, организацию тестирования в соревновательных условиях, моральное и материальное стимулирование выполнивших нормативы ГТО (вручение знаков, учет наличия знака ГТО при поступлении в учебное заведение, назначение повышенной стипендии при наличии золотого знака).

Условия допуска к сдаче тестов

- Обучающиеся основной группы по физической культуре на основании допуска медицинского работника

- Списки обучающихся, допущенных к сдаче нормативов, заверяются руководителем образовательной организации

Основные задачи:

- определение уровня физической подготовленности обучающихся, владение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;

- организация массового физкультурно-спортивного досуга обучающихся;

- пропаганда здорового образа жизни среди молодежи;

- повышение интереса молодежи к развитию физических и волевых качеств, готовности к труду и защите Родины.

Кроме спортивных мероприятий, в Кижингинском филиале ТС и ГХ проводится мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и возрождения комплекса ГТО - это:

  1. Проведение собрание для студентов с целью ознакомления с Федеральным законом Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
  2. Неделя профилактики асоциальных явлений

- проведение акции «Мы за здоровый образ жизни»

- профилактические беседы ПДН, КДН

- конкурс презентаций «Я и мое здоровье»

3. Акция «Красная ленточка» посвященная всемирному дню борьбы со СПИДом.

4. Цикл бесед «Профилактика употребления психоактивных веществ»

5. Внеклассное мероприятие с привлечением сотрудников ОВД «Нет наркотикам».

Для реализации задачи по готовности к труду и защите Родины будет принято участие в следующих мероприятиях:

  1. День здоровья. 1-4 курсы
  2. Участие в спартакиаде ССУЗов по 5 видам спорта
  3. Конкурс, посвященный «Дню защитника отечества»
  4. Первенство колледжа по 3 видам спорта
  5. Участие в внутри филиальных,  районных и республиканских соревнованиях по 8 видам спорта
  6. Участие в районном военно-патриотическом слете «Служу Отечеству»

Сдача норм ГТО 2016-2017 учебный год.

Бег 3 км (юноши), Бег 2 км (девушки), Бег 100 м, лыжный кросс 3 км, прыжки с места, подтягивание, метание гранаты, силовой комплекс

В рамках внедрения в образовательный процесс норм ГТО среди обучающихся был проведен социологический опрос по двум возрастным категориям:

15-17 лет -61 человек

18-29 лет -11 человек

Всего 72 человека

На вопрос «Что такое ГТО?» обучающиеся всех возрастных категорий, знают или слышали об этом (более 80% ответили положительно).

Второй вопрос показал, что обучающимся первой и второй возрастной категории доводилось сдавать нормы комплекса ГТО (более 60% , 19% затрудняются ответить сдавали ли они нормы ГТО).

Категория 18-29 лет 53% не сдавали, так как посещение занятий оставляет желать лучшего.

Надо сказать о том, что первый курс сознательно относится к дисциплине «Физическая культура».

Наши обучающиеся интересуются и знают, что комплекс ГТО вводится в обновленном виде

Обе возрастные категории в целом положительно или хорошо относятся к возрождению комплекса ГТО.

На вопрос: « Знают ли обучающиеся, что результаты норм будут учитываться при поступлении в Вузы?» Обе возрастных категории знают или слышали об этом.

Это обусловлено тем, что обучающиеся выпускных групп откладывают поступление в Вузы в связи со службой в армии, интернет зависимостью, непосещением спортивных площадок.

На вопрос: «Занимаются ли наши студенты в свободное время ФК и спортом» из девяти человек занимаются три. В то время, вторая категория затрудняется ответить занимаются ли они спортом в свободное время. И все-таки хочется сказать, что 45% этой категории занимаются спортом.

На вопрос «Какие площадки посещают студенты филиала?»

35% - спорт площадки образовательного учреждения

12% - ДЮСШ

9% - различные площадки

Зачем сдавать ГТО в XXI веке

Ответ на этот вопрос для каждого молодого человека может быть свой. Кто - то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто - то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивости. А кто – то просто привык быть первым в учебе и спорте.

Все люди разные. Однако у всех, кто добровольно решил пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта – целеустремленность. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремленные и физически подготовленные люди смогут добиться успеха в условиях конкуренции на рынке труда.

Поэтому возрождение комплекса ГТО в учебных заведениях среднего профессионального образования принципиально важно для формирования у молодого поколения целеустремленности и уверенности в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

 1.     Концепция здоровьесберегающего образования.2.     Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3.     Культура здорового образа жизни личнос...

«Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе»

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделировани...

Презентация "Использование образовательной кинезиологии в учебном процессе"

Данный материал раскрывает понятие кинезиология и дает описание применения данной технологии в учебном процессе.КИНЕЗИОЛОГИЯ –наука о развитии умственных способностей и физического здоровья чере...

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе

В материале изложена информация об использовании педагогом  элементов современных образовательных педагогических технологий....

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

План1.   Концепция здоровьесберегающего образования.2.   Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3.   Культ...

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.

Тема самообразования учителя истории и обществознания Шарманкиной Надежды Васильевныоб использовании современных образовательных технологий в учебном процессе.Введение.Использование информационных тех...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс общеобразовательных учреждений.

Определение дистанционного обучения. Деятельность при ДОТ. Типы уроков с примененеием ДОТ....