Диагностика одарённости и технологии развития мышления
статья по теме

Питеримова Елена Валентиновна

В данной статье вы познакомитесь с основными понятиями, типами, видами мышления.

Также перечислены основные направления работы с одарёнными и рекомендации по организации такой работы в школе.

В рассмотренной классификации типов мышления подробно описаны четыре: интуитивное мышление, эмоциональное, логическое и стратегическое.

Вы познакомитесь с методом лексического анализа и основными аспектами внимания каждого типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_odaryonnosti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика одарённости. Технологии развития мышления.

     Для многих родителей их ребёнок является самым способным, самым умным…

И во многом они правы, потому что возможности человека безграничны. Потенциально одарён каждый ребёнок. А заметят ли его способности, помогут ли им развиться в полной мере – это задача воспитателей, учителей и самих родителей.

    Понятие «одарённость» в словарях раскрывается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Стоит понимать, что одарённость бывает двух типов: общая (интеллектуальная и творческая) и специальная (музыкальная, артистическая, математическая, лингвистическая, спортивная, техническая и т.д.).

   В школе мы часто сталкиваемся с так называемой академической одарённостью, когда дети показывают общие результаты по нескольким предметам выше уровня остальных учащихся.

   Академически одарённые дети

1.Имеют высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
3.Испытывают радость от умственного труда;
4. Обладают
 высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер, глубиной и нетрадиционностью мышления.

Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 6070 %, то к четырнадцати годам — 3040 %, а к семнадцати — только 1520 %.Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.

К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.

По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.

Критериями выявления одарённости являются:

  • активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
  • наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
  • систематическое самообразование;
  • креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
  • темпераментные особенности;
  • активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).

Существует много тестов для определения уровня одарённости. Например:

Тесты интеллекта:

  • Шкала интеллекта Стенфорд-Бине;
  • Тест Р.Кеттела;
  • Прогрессивные матрицы Дж.Равена;
  • Тест Д.Векслера;
  • Тест Р.Амтхауэра;
  • Интеллект тест Слоссона

Тесты способностей:

  • Тесты креативности Э.Л.Торренса;
  • Креативные тесты Е.Туник;
  • Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» И.С.Аверина, Е.И.Щебланова;
  • «Шкала детских способностей» Маккарти.

Сегодня, когда запретные ранее тесты всё шире распространяются в школе, следует не забывать о том, что их «предсказательные « возможности порой весьма сомнительны. Это, в частности подтверждает и опыт Великобритании, где тестирование много лет практиковалось, а потом было почти повсеместно упразднено, поскольку приводило к недопустимым ошибкам в ранжировании детей.

  Американские психологи Р.Розенталь и Л. Якобсон провели несложный эксперимент в младших классах нескольких школ. Они протестировали умственные способности учеников, тщательно зафиксировали полученные результаты и поставили педагогов в известность о результатах тестирования.

В частности, учителям было названо несколько детей, которые, согласно психологическим данным, отличались повышенными интеллектуальными способностями. Особенность эксперимента состояла в том, что педагоги были намеренно введены в заблуждение: им были названы случайно выбранные дети, которые продемонстрировали ничем не выдающиеся средние результаты. Проведённое через год повторное тестирование позволило зафиксировать улучшение показателей умственного развития этих детей, т.е. ожидаемый педагогами положительный сдвиг действительно наступил. Причём имело место не предвзятое завышение баллов, а объективный рост интеллектуальных возможностей учащихся. Ожидая от этих детей особых успехов, педагоги невольно стимулировали их познавательную и творческую активность.

 Конечно, один педагог не в силах раскрыть и поддержать весь потенциал ребёнка. Для этого необходимо выстроить связную систему работы классного руководителя, родителей, школьного наставника по отдельным предметам или творческим лабораториям, учителя-предметника, руководителя школьного научного общества и т.д.

Существует много направлений работы с одарёнными детьми:

  • Вовлечение детей в деятельность по интересам;
  • Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
  • Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
  • Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
  • Развитие умений самостоятельно работать;
  • Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
  • Обучение творческим методам работы;
  • Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
  • Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.

В нашей школе действует на протяжении нескольких лет школьное научное общество «Эврика», отработана система различных творческих конкурсов, мы активно участвуем в творческих проектах, научно-практических конференциях и семинарах, российских, региональных, дистанционных и заочных олимпиадах и конкурсах.

В фокусе нашего внимания по данной теме особое место занимает такая характеристика личности ребёнка как мышление. Дальнейшее развитие, обучение и творческая деятельность ребёнка будут более эффективными, если индивидуальные программы развития (обучения, деятельности) учитывают психологическую структуру его мышления.

 В исследованиях Карманчикова А.И. выделены четыре типа мышления, в которых явно прослеживается основной аспект внимания и особенности прогнозирования одарённости.

 В интуитивном мышлении основной аспект внимания направлен на суть явления, идеи. Что и как  может происходить в новых условиях, далёких от реальных обстоятельств. При этом подсознательно учитываются малозначимые, второстепенные факты и явления. Раскрывается далёкая перспектива без достаточной обоснованности и аргументации.

В логическом мышлении в центре внимания – всесторонний анализ, объективность, логичность построений. Главное здесь – классификация, закон, истина. Учитываются конкретные структурные построения, схемы, классификации.

В стратегическом мышлении важно что и как происходит в данный момент, учитываются конкретные условия. Очевидна потребность ближайшего будущего. Актуальна реализация основных потребностей.

В эмоциональном мышлении на первый план выступает эмоциональность личности, эмоции, внутренний мир человека, структура взаимоотношений между людьми. Проявляется глубина и разностороннее эмоциональное реагирование на происходящие события.

Одним из способов диагностики типов мышления является анализ индивидуального использования слов для изложения своих мыслей в общении с другими. Иначе говоря, язык общения может быть использован для диагностики стиля мышления. Ещё К.Д. Ушинский говорил, что переход к отвлечённым понятиям мышления осуществляется только посредством слова, языка. Процесс мышления осуществляется в словах. То есть речь является средством выражения мыслей, процессов их образования и развития.

В контексте нашего разговора мы можем выделить преобладающий набор лексики для каждого типа мышления.

Для эмоционального мышления характерно употребление таких слов как: хорошо, плохо, нравится, не нравится, настроение, симпатия, восторг, обаяние, чуткость, переживание и др.

Для логического мышления присущи слова: истина, ложь, параметр, функция, структура, рациональность, ясность, чёткость, система, критерий, график, формула, принцип, схема, доказательство, достоверность, закон, аргумент, порядок и др.

Для интуитивного мышления можно выделить следующий набор слов: воображение, перспектива, догадка, шанс, предчувствие, предвидение, фантазия, творчество, прогноз, мечта, предположение и др.

Для стратегического мышления возможно использование таких слов как: конкретный, настоящий, качество, воплощение, определённость, комфорт, кропотливый, стабильность, уют, напор, воля, пространство, подробность, материальность, реальность, рационализация и др.

Таким образом, мы видим достаточно много вариантов различного использования инструментов диагностики одарённости от наблюдения и анализа до тестов, анкетирования и экспертных оценок. От того, насколько внимательны мы будем с детьми, их потенциальными (скрытыми и актуальными) способностями, зависит успех нашего общего дела. Для этого необходимо многое знать и уметь, но прежде всего – любить детей, не пытаться лепить их по своему образцу, пусть даже и очень хорошему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для диагностики и развития мышления.

Задания для диагностики и развития мышления....

Диагностика и развитие мышления школьников на уроках математики

Творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Диагностика и развитие мышления

В данной публикации даны рекомендации по диагностике и развитию мышления...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка и литературы, и внеурочной деятельности»

Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка  и литературы, и внеурочной деятельности»...