Диагностика и развитие мышления
методическая разработка

КРЕМЛЕВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА

В данной публикации даны рекомендации по диагностике и развитию мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_protsessov_myshleniya.doc94 КБ
Microsoft Office document icon korrektsiya_myshleniya.doc89.93 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ

       

       Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей школьного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в школьном возрасте только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

           Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей мы предлагаем по три разные методики, по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Методика 1. «Нелепицы» (Приложение № 1)

           При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

          Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку (Рис. № 1), на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

        Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке; а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

 4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 - 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла   — за отведенное время ребенок не успел заметить 1- 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл     — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний:

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.

Методика 2. «Времена года»  (Приложение № 2)

       Ребенку показывают рис. 2 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной -двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

6-7 баллов        — средний.

4-5 баллов        — низкий.

0-3 балла        — очень низкий

Методика 3. «Что здесь лишнее?»  (Приложение № 3)

       Эта методика призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 3), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла   — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл     — ребенок за 3 мин не справился с заданием

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.

Методика 4. «Кому чего недостает?»  (Приложение № 4)

       Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 4), на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.

Оценка результатов

10 баллов   — время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек.

8-9 баллов — время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек.

6-7 баллов — время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек.

4-5 баллов — время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек.

2-3 балла   — время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек.

0-1 балл    — время выполнения задания заняло до 110 сек и выше.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий

Методика 5. «Раздели на группы»  (Приложение № 5)

      Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную на рис. 5, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».        

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.

Замечание. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Методика 6. «Обведи контур» (Приложение № 6.1, 6.2)

      Детям показывают рис. 6.1, 6.2 и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценка результатов

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания:

10 баллов — ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис. 6.1 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

8-9 баллов — на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

6-7 баллов — на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4-5 баллов — на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

2-3 балла — на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0-1 балл — на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.

Методика 7. «Пройди через лабиринт» (Приложение № 7)

       В этом задании детям показывают рис.7 и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов

10 баллов — задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов — задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов — задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.

4-5 баллов — задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.

2-3 балла — задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.

0-1 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.

Методика 8. «Воспроизведи рисунки»  (Приложение № 8)

   Задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис. 8, воспроизвести картинки, изображенные на. этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рис. 8 в сопровождении следующей инструкции: «Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».

На выполнение задания отводится 5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.

8-9 баллов — ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.

5-7 баллов — ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.

4-6 баллов — ребенок за 5 мин смог заштриховать 4-5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

2-3 балла — ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2-3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

0-1 балл — ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, ив ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.

Методика 9. «Вырежь фигуры» (Приложение № 9)

      Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рис. 9 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Оценка результатов

          В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов   — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм. 

4-5 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.

0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.

Методика 10. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах.

         

        Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах — это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:

Какое из животных больше: лошадь или собака?

Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

(Правильный ответ — обедают и ужинают).

Днем на улице светло, а ночью?
(Правильный ответ — темно).

Небо голубое, а трава?
(Правильный ответ — зеленая).

Черешня, груша, слива и яблоко — это...
(Правильное продолжение — ягоды и фрукты).

Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
(Правильный ответ — города).

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время).

(Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и минуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?

(Правильный ответ — щенок и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
(Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(Правильный ответ указывает на то, что это — инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой?

(В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это — животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги.)

14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?

(Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание?

(Правильный ответ — это виды спорта, виды физических упражнений).

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

(В правильном по существу ответе должно быть перечислено, как минимум, два разных вида транспорта).

17.        Чем отличается старый человек от молодого?
(Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых).

18.Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
(Правильные возможные ответы — для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать соревнования).

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

(Возможные правильные ответы — потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?
(Правильный ответ: марка — это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов

      За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.

Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

     Вместе с оценкой способности делать умозаключения данная методика дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции.    

         Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла.

             Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.

Методика 11. Формирование понятий (Приложение № 10)

         

         Методика представляет собой набор плоскостных фигур — квадратов, треугольников и кругов — трех разных цветов (красный, желтый, зеленый — возможны и другие их комбинации) и трех различных размеров     (см. Приложение № 10), где эти фигуры показаны в контурных формах вместе с основными размерами). Признаки этих фигур: форма, цвет и величина — образуют трехбуквенные искусственные понятия, не имеющие смысла на родном языке ребенка. В данном эксперименте используются следующие искусственные понятия;

Понятия с одним признаком        Понятия с двумя признаками
биг     — круглый                                                                дис   — красный и большой

каб      — большой                                                      буд   — зеленый и большой

сур     — красный                                                                вар   — желтый и маленький

цев     — треугольный                                                      роз    — желтый и большой

бос     — квадратный                                                      веч    — зеленый и маленький

див     — средний                                                               кир   — красный и средний по

                                                                                                      размеру
лаг      — зеленый                                                      зум   — желтый и средний по

                                                                                                      размеру
гур     — маленький                                                      куд   — зеленый и средний по

                                                                                                      размеру
нич     —желтый                                                                сим   — красный и маленький

                                                                                                     по размеру

Понятия с тремя признаками
         мук  — красный, треугольный, маленький

чар — красный, круглый, средний

бек        — красный, квадратный, большой

вич        — зеленый, треугольный, маленький

сев        — зеленый, круглый, средний

бал        — зеленый, квадратный, большой

нур        — желтый, треугольный, маленький

гон        — жёлтый, круглый, средний

                                 сов— желтый, средний, круглый

          Перед ребенком в произвольном порядке рядом друг с другом раскладываются карточки с цветными фигурами на них таким образом, чтобы все эти карточки ребенок мог одновременно видеть и изучать. Карточки можно разложить в три ряда по семь карточек в каждом, поместив шесть из них в неполный ряд.

       По команде экспериментатора испытуемый в соответствии с полученным от экспериментатора заданием начинает искать задуманное им понятие. Делая первый шаг на этом пути, он отбирает одну из карточек и кладет ее отдельно от других. Экспериментатор подтверждает или отрицает наличие искомого признака (признаков) понятия на отобранной испытуемым карточке, и тот продолжает поиск дальше до тех пор, пока не будут, отобраны карточки, содержащие в себе все признаки искомого понятия. После того как экспериментатор подтвердит испытуемому данный факт, испытуемый должен дать определения соответствующему понятию, т.е. сказать, какие конкретные признаки в него входят.

          Экспериментатор в начале исследования задумывает понятие, содержащее только один признак, затем — понятие, включающее два признака, и, наконец, понятие, содержащее в себе сразу три признака. Задумав понятие, экспериментатор сообщает испытуемому трехбуквенное название данного понятия и количество признаков, которое оно содержит. Испытуемому предлагается самостоятельно найти эти признаки, отобрав из предложенного набора карточек с фигурами те, которые содержат эти признаки, и назвать само понятие, определив его через найденные признаки.

       Понятие, содержащее в себе только один из признаков — цвет, форму или величину, отбирается экспериментатором произвольно из верхнего списка; понятие, включающее два признака, — из среднего списка; понятие, включающее три признака, — из нижнего списка.

            На решение испытуемым каждой из трех задач (поиск трех понятий, включающих в себя от одного до трех разных признаков) отводится по 3 минуты. Если за это время испытуемый не справится самостоятельно с задачей, то экспериментатор дает ему подсказку: сам отбирает одну из карточек, которая содержит искомый признак, и говорит: «На этой карточке есть нужный признак» (ребенок должен обнаружить этот признак и назвать без дальнейшей подсказки). Еще через минуту, если ребенок по-прежнему не справляется с заданием, экспериментатор предлагает ему вторую подсказку: показывает еще одну карточку, содержащую искомый признак (или признаки). Наконец, если спустя 5 минут после начала выполнения очередного задания ребенок так и не нашел все признаки и не дал словесное определение искомому понятию, то ему предлагается следующая задача того же самого типа. Если и с ней испытуемый не справится, то эксперимент прекращается.

         В том случае, если ребенок справился с первым заданием (поиск и определение понятия с единственным признаком) самостоятельно или после подсказок экспериментатора, ему предлагается следующее, более сложное задание, связанное с поиском и определением понятия, содержащего два признака, и так далее. Более сложное задание, касающееся формирования понятий с большим числом признаков, дается ребенку только в том случае, если до этого он справился с выполнением менее сложного задания.

Оценка результатов

Оценка результатов психодиагностического эксперимента на формирование понятий производится следующим образом.

10 баллов ребенок получает в том случае, если он полностью самостоятельно, без подсказок со стороны экспериментатора, сумел за отведенное время с первой попытки решить все три задачи, т.е. нашел все признаки и дал определение трем понятиям, содержащим в себе от одного до трех разных признаков.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда за отведенное время он решил все три задачи, но ему для этого понадобилось более трех попыток, больше 9 мин. и одна- две подсказки.

6-7 баллов за выполнение данного задания ребенок получает в том случае, если ему понадобилось больше трех попыток и получить как минимум две-три подсказки при решении первой и второй задач, а с третьей он не справился даже после двух попыток и получения всех подсказок.

4-5 баллов соответствуют тому случаю, когда ребенок с трудом, больше чем за две попытки решил первые две задачи (поиск и определение понятий с одним и двумя признаками), а третью задачу не решил.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда после двух попыток и подсказок он справился только с первой задачей, а вторую и третью не решил.

0-1 балл — тот случай, когда после всех попыток и подсказок ребенок не смог решить ни одной задачи.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.

Методика 12. «Матрица Равена»  (Приложение № 11)

       Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

        Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена (Приложение № 2).

       Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

          На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

 Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ [номер выбираемого флажка]): 1— 7,2 — 6,3 — 6,4 — 1,5 — 2,6 — 5,7 — 6, 8-1,9-3,10-5.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.




Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Краткие сведения о мышлении

С точки зрения психологии, мышление — это одна из высших форм деятельности человека. Мышление выходит за пределы чувст венно познания, продолжает, расширяет и обобщает ощущения, вос приятия, представления. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.

Мышление — наиболее высокая ступень познания. В процессе мыс лительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Анализ и синтез — основные мыслительные операции, без ко торых невозможна никакая умственная деятельность. Все обучение грамоте, счету идет с помощью аналитико-синтетического метода. Во всех видах учебной деятельности имеет место разделение целого на части, вычленение части из целого и соединение частей в целое. В процессе обучения необходимо ставить перед детьми больше конкрет ных задач, сочетать словесные и наглядные средства обучения и де лать это в условиях практической деятельности.

Большое место должно быть уделено обучению операции сравне ния, с помощью которой устанавливаются сходства и различия предме тов и явлений окружающего мира. Операция сравнения опирается на анализ и синтез, в ней также участвует речь. Обучая умению сравнивать предметы, мы учим выделять отдельные свойства, признаки предметов (величина, цвет и т. д.). Затем учим сравнивать один предмет с другими, непохожими, а после этого — с похожими объектами. Так как различие устанавливается легче, чем сходство, следует больше внимания уделить работе по обучению умению устанавливать общие признаки. Детей не обходимо учить выделять в предметах и явлениях главные, существенные признаки, устанавливать причинно-следственные зависимости. Необходим постепенный переход от практической деятельности с предметами и нагляд ных опор к становлению внутреннего плана действия.

«Операции с единичным признаком» (подбор другого но сителя того же признака, выбор объекта из группы поданному признаку, сравнение с другим объектом и т.д.). Могут быть даны оценки: владеет свободно (осуществляет самостоятельно), входит в ЗБР (делает с помо щью взрослого), не владеет.

«Операции с несколькими признаками» - вместо еди ничного - комбинация признаков. Оценка дается также, как и в предыдущем подпункте.

«Группирование по одному признаку»,«группирова ние по нескольким признакам», «группирование по абстрактным признакам»- ребенок создает группы (комплек сы) из разнородных объектов на основе реально присущих этим объек там признаков. Например, группа предметов одинакового цвета, группа дополняющих друг друга предметов (коллекция), функциональная груп па, группа «часть-целое» и т.д. Оценка дается так же, как в предыдущем подпункте.

«Классификация по единому основанию» - создание обобщения с выделением объединяющего понятия (основания), сохра нением единства основания при создании класса однородных объектов. Подразумевает владение дедукцией и индукцией. Относится к словесно - логической форме мышления в отличие от предыдущих - наглядно-об разных. Оценка дается так же, как в предыдущем подпункте.

Описание заданий и рекомендации к работе

Задание 1. «Установи сходства и различия» (Приложение № 1))

Вариант 1. Ребенку предлагается таблица, на которой изображе ны одинаковые предметы и предметы, отличающиеся отдельными признаками. Ребенок должен найти признаки сходства и различия в этих предметах.

Данные мыслительные операции будут протекать успешнее при сформированном внимании.

Вариант 2. Ребенку предлагают установить сходства и различия без наглядной опоры (например, чем похожи и чем отличаются бе реза и сосна, окно и дверь, поезд и самолет, лыжи и коньки, лыжи и ролики, сказка и песня и т. п.).

В этом задании формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, ребенок учится находить различия в сход ных и устанавливать сходства в различных предметах.

Задание 2. «Выдели неподходящий предмет» (Приложения № 2)

а) Перед ребенком раскладывают от 4 до 8-10 картинок, относящихся к одной родовой категории. Одна кар тинка не входит в эту группу. Ребенок должен ее найти (например, картинки с изображениями предметов одежды и картинка с изобра жением животного; картинки с изображением продуктов питания и картинка с изображением обуви и т. п.).

б)  «Исключи лишнее слово» - задание аналогично  первому.

В этих заданиях формируются операции анализа, синтеза, обобщения.

Задание 3. «Группировка предметов» (Приложения № 3)

В зависимости от возраста ребенку предлагают разные по коли честву наборы картинок с изображением предметов, относя щихся к разным родовым группам. Нужно разложить вместе карточ ки, похожие между собой. Принцип группировки должен выбрать сам ребенок. Только в том случае, если он не понимает задание, ему оказывают помощь (взрослый выкладывает четыре карточки с пред метами разных родовых групп, затем предлагает ребенку разложить остальные карточки). Мера помощи— взрослый начинает, а ребе нок продолжает раскладывать, либо задает уточняющие вопросы.

Эту работу целесообразно проводить на разном материале, в раз ной форме (например, игра «Лото» и др).

В данном задании, как и в Задании 2, у ребенка формируется аналитико-синтетическая деятельность, операция обобщения, расши ряется запас сведений и представлений об окружающем мире. Целе сообразно также в процессе группировки просить ребенка объяснить, почему он именно так раскладывает карточки. В ходе таких уточне ний формируется и речь ребенка.

Задание 4. «Установи последовательность событий» (Приложения № 4)

      Вариант 1. Перед ребенком в произвольном порядке расклады ваются 4-6 картинок с изображением различных ситуаций, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сначала разложить эти кар тинки по порядку, а затем составить рассказ по этой серии картинок. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, можно положить первую картинку и спросить, что было потом. Или поло жить вторую картинку и спросить, что было перед этим. Мера помо щи будет зависеть от возраста и умственного развития ребенка.

Вариант 2. Установление последовательности в деформирован ных текстах.

Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой изложения. Прочитав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.

Примерные тексты

Конфетка

Маша выбрала в вазочке конфетку. С удовольствием съела ее. Потом развернула конфетный фантик и достала конфетку.

Утром

Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад. Саша проснулся.

Звонок по телефону

Маме нужно было позвонить тете Маше. Мама сказала: «Здравствуйте, Машу позовите, пожа луйста».

Мама сняла телефонную трубку, набрала номер.

Приятный вечер

Петя собирался идти в гости.

Он надел пижаму, завел будильник и почистил зубы. Его пригласила одноклассница, у нее был день рождения. В гостях Пете очень понравилось. Довольный он вернулся домой и стал готовиться ко сну.

Курочка Ряба

Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Снесла курочка яичко. Плачет дед, плачет баба.

А курочка говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Сне су я вам еще яичко, да не простое, а золотое».

В этом задании ребенка учат понимать логические связи, уста навливать причинные зависимости, делать обобщения; в процессе составления рассказа развивается речь ребенка (словарный запас, грамматический строй речи).

 

Задание 5. «Установление закономерностей» (Приложение № 5)

Вариант 1. Ребенку предъявляется таблица, на которой в опре деленной последовательности изображены предметы. Среди этих предметов есть пропущенные. Сами предметы и их последователь ность даны в образце. Ребенок, пользуясь образцом, должен опреде лить и нарисовать пропущенные предметы.

В этом задании ребенок учится анализировать и контролировать свою деятельность.

Вариант 2. Ребенку предлагаются четыре разные фигуры. В четырех клетках таблицы расположены три фигуры, четвер тую ребенок должен найти в приведенном образце. Более слож ным заданием является нахождение закономерностей в девяти изо бражениях.

В этой работе требуется установить сходства, различия, выделить закономерности.

Вариант 3. Ребенку предлагают таблицу, состоящую из девяти клеток с изображением восьми предметов, и просят сказать, какой предмет не нарисован.

Для решения этой задачи требуется провести анализ, сравнение и установить закономерность расположения предметов.

Все задания по установлению закономерностей формируют та кие важные качества умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, понимание логических отношений.

Задание 6. Понимание загадок, пословиц, поговорок (Приложение №6)

Вариант 1. Отгадывание загадок.

Перед ребенком кладут карточку с изображением отгадки, затем читают загадку. Если наглядного образца оказывается недостаточно, предлагаются наводящие вопросы. В процессе обучения отгадыва нию загадок, пониманию их смысла мера оказываемой ребенку по мощи постепенно уменьшается.

На следующем этапе этой работы ребенку читают загадку, и в том случае, если он затрудняется с ответом, предлагают образец отгадки.

При правильной отгадке (самостоятельном ответе) ребенка просят объяснить, почему он так думает.

Вариант 2. Понимание смысла пословиц и поговорок.

Эта работа проводится со школьниками, уже располагающими достаточным запасом сведений об окружающем мире. Работу необ ходимо строить по мере нарастания степени сложности. Целесооб разно сначала предложить картинку с пословицей, разъяснить ее, а затем выбрать из предложенных вариантов толкования правильный.

Затем предлагается пословица без опорных фраз (более слож ный вариант).

Аналогичная работа проводится с поговорками.

Задание 7. Восприятие и понимание картин со скрытым смыслом (Приложение № 7)

      На таблице воспроизведена картина «Футболист».

Ребенку предъявляют картину и просят сказать, что произош ло, то есть раскрыть ее смысл. Этот смысл может быть воспринят при учете позы и мимики персонажей.

Иногда задание выполняется после соответствующих наводящих вопросов.

Задание 8. Восприятие и понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом     (Приложение № 8)

       На таблицах — нелепые ситуации. Детям предъявляют картины   (поочередно)   и   просят  сказать,   что, на   них   изображено.

С помощью этих таблиц можно установить характер эмоци ональных реакций ребенка и выяснить некоторые особенности восприятия.

Дети могут реагировать на такие картины ярко, эмоционально. Они воспринимают их с улыбкой, смехом и удивлением, в некоторых случаях подают реплики: «Как все пе репутали», «Так не бывает» и т.п. Обнаруживается ярко выра женное желание рассмотреть всю картину.

Наблюдения за работой детей с таблицей, на которой дано особенно большое количество нелепостей, позволяет судить о стой кости интереса к предложенному заданию, устойчивости внима ния, способности к длительному волевому усилию.

В процессе работы с этой картинкой выявляются также и осо бенности внимания. У одних оно устойчиво, другие постоянно отвлекаются. Дети с более сохранным интеллектом могут заставить себя досмотреть таблицу даже после наступления пресыщения однообразной работой.

Задание  9. Характеристика некоторых общих представлений

(Приложения № 9)

      Перед ребенком кладут изображения животных и просят подложить к ним их любимое блюдо (9.1).

В приложениях 9.3, 9.4, 9.5, 9.6, 9.7 изображены разные ситуации и (отдель но) недостающие в них элементы. Так, например, рядом с идущим в школу (без портфеля) ребенком нарисован портфель. Перед ребенком кладут несколько картинок (ситуаций) и маленьких карточек (недостающие), затем просят подложить недостающие элементы к соответствующим ситуациям.

С помощью всех этих заданий определяются запас имеющихся у ребенка сведений, устойчивость внимания, целенаправленность в работе, наличие интереса к предложенному заданию.

Приложение № 9.8 - перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить подходящими карточками.

Задание 10. Понимание содержания литературных текстов

 (Приложение № 10.1)

       На этой таблице даны тексты рассказов. Они могут быть про читаны самими детьми. Но будет лучше, если их прочтет взрос лый. Задача состоит в том, чтобы установить доступность и харак тер понимания детьми смысла предложенных им рассказов. Сле дует отметить, что некоторые из этих текстов заключают в себе скрытый смысл. При оценке интеллектуальной деятельности ре бенка надо учитывать его эмоциональные реакции. Они могут служить показателем понимания содержания текста и его основ ного смысла (иногда скрытого). Важно установить характер по мощи, в которой нуждается ребенок для решения стоящей перед ним задачи. Такая помощь может оказываться в форме наводя щих вопросов, повторного чтения, интонационных выделений, актуализации прошлого опыта.

Приложения № 10.2, 10.3  На таблицах изображены ситуации из знакомых детям сказок. Ребенку предлагают рассмотреть таблицу, после этого дают инструкцию: «Я буду читать (рассказывать) от рывки из сказок, а ты показывай подходящие к ним картинки».

Задание 11. Обучаемость детей при выполнении заданий

(Приложения № 11.1, №11.2, №11.3)

      Ребенку предлагаются две задачи. Первоначально (в процессе решения каждой из задач), ребенок оперирует цифрами, а затем буквами. Он должен изменить их расположение так, чтобы они шли в том же порядке, как на таблице 11.1, являющейся образцом.

Из таблицы 11.2 вырезываются цифры и буквы, которые затем накладываются (выкладываются) на пустой карте в положении, заданном в задачах 1, 2 (№ 11.3).

Работа проводится в четыре этапа. На первом (ориентировоч ном) этапе показывается образец с цифрами (№ 11.1). Затем образец убирается и ребенку предлагают карту с разложенными на ней цифрами, как показано в задаче 1 (№ 11.2). Затем дается инструкция: «Передвинь цифры так, чтобы было как на таблице № 11.1» (показывается, как можно передвигать: не в шахматном по рядке,  а по пустым  клеткам  по типу  игры  в   «пятнадцать»).

      На втором этапе (стимулирующем) ребенку говорят, что задача решается с помощью меньшего числа ходов (это замечание дела ется в том случае, если ребенок сделал больше четырех ходов).

     На третьем этапе (обучающем) проводятся три занятия. На первом занятии ребенку показывают один-два хода и просят до вести работу до конца. На втором показывают все четыре хода и просят их повторить. На третьем занятии все четыре хода де лаются совместно.

      На четвертом этапе работают с буквами (перенос). Ребенку по казывают карту с разложенными на ней буквами (11.2) и про сят разложить их по порядку.

Работа с задачей 2 (№11.2) аналогична работе с задачей 1: тоже решается за четыре хода.

С помощью этих заданий устанавливается факт обучаемости и мера помощи. Наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе выполнения им задания позволяет судить о целенаправленности  работы, обдуманности действий, способности сравнивать, планировать предстоящую деятельность.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления.

Сборник  задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления....

Задания для диагностики и развития мышления.

Задания для диагностики и развития мышления....

Диагностика одарённости и технологии развития мышления

В данной статье вы познакомитесь с основными понятиями, типами, видами мышления.Также перечислены основные направления работы с одарёнными и рекомендации по организации такой работы в школе.В рассмотр...

Диагностика и развитие мышления школьников на уроках математики

Творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира...

Задания для диагностики и развития логического мышления на уроках математики.

Тестовые задания, позволяющие определить уровень логического мышления, задания для развития математического мышления....

Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в усло...

ДИАГНОСТИКА - Тест на мышление и креативность. Автор Осепян Анна Карленовна

ДИАГНОСТИКА(Оценочное средство) Тест на мышление и креативность.Учимся устанавливать причинные связи между событиямиОпросник Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по метод...