Обобщение опыта по теме "Формирование социальной компетентности учащихся"
материал по теме

Лисова Светлана Владимировна

материалы по обобщению опыта в модульной технологии  для конкурса "Учитель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Владимирской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

 Собинского района

Обобщение опыта работы

 педагога-психолога

по теме

«Развитие социальной компетентности подростков

в рамках внеурочной  и внеклассной деятельности»

Сведения об авторе. 

 Ф И О:   Лисова Светлана Владимировна

Должность: педагог-психолог.

 Педагогический стаж: 19 лет.

 Стаж работы в занимаемой должности: 10 лет.

 Квалификационная категория: высшая.


         С  О  Д  Е  Р  Ж  А  Н  И  Е

1. Наименование опыта                                                

3

2. Условия возникновения и становления опыта

3

3. Актуальность опыта

4

4. Теоретическая база опыта  

5

5.  Ведущая педагогическая идея опыта

8

6. Новизна опыта

9

7. Технология опыта

10

7.1. Игровые технологии.

7.2. Арт-терапевтические технологии.

7.3 Технология групповой проблемной работы.

7.4 Социально-психологический тренинг.

7.5 Технология проектирования социального становления личности.

7.6.Диагностическое обеспечение.

8. Результативность опыта                                                                      14

9. Адресная направленность опыта

15

10. Список  использованной литературы

16

11. Приложения


  1. Наименование опыта.

«Развитие социальной компетентности подростков в рамках внеурочной и внеклассной деятельности»

  1. Условия возникновения и становления опыта.

Общеобразовательное учреждение МБОУ Зареченская средняя общеобразовательная  школа Собинского района была открыта в 1984 году в селе Заречном, построенном в конце 70-х годов на территории Копнинского поселения, где был создан крупный животноводческий комплекс,  и куда с разных концов России съехались работники на передовое с\х предприятие.

Кардинальные изменения в обществе негативно отразились на положении и социальном статусе  жителей села,  потребовали такой подготовки сельского подростка, которая была бы достаточной для его перехода в иные, более многообразные среды, сделала бы его конкурентноспособным за пределами сельского социума. Это поставило школу перед необходимостью существенно совершенствовать как структуру, так и содержание её деятельности.

В 2007 году на базе нашего образовательного учреждения была открыта опытно-экспериментальная площадка по теме: «Формирование социальной компетентности обучающихся в условиях сельского социума» и перед школьной психологической службой встала задача сопровождения инновационной работы, в том числе внедрение и апробация программ занятий с учащимися, направленных на развитие социальной компетентности. Внедрение новых школьных стандартов в части Программы духовно-нравственного воспитания подтвердило значимость и актуальность данного направления работы.

Условия для развития социальной компетентности учащихся в сельской школе имеют свою специфику:

-с одной стороны, замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в школе.

- с другой стороны, именно школа, становясь доминирующим звеном в социокультурном комплексе, является инициатором  и генератором партнерских отношений,  так как способна интегрировать воспитательные условия школы и социума, организовывать разностороннюю деятельность детей и взрослых, формировать у детей и взрослого населения позитивный образ жизни,

становится основным очагом культуры на селе.


  1. Актуальность опыта

Проблема развития социальной компетентности школьников – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать выпускникам определенный уровень  знаний, умений и навыков по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

В то же время мы видим, как не просто реализоваться в новых жизненных условиях современному молодому поколению. Дети и подростки становятся жертвами неблагоприятных условий социализации: кризис семьи, экономики, культуры порождает социальную инфантильность, иждивенчество, неуверенность в своем будущем.

Развитие собственной социальной компетентности — достаточно трудная задача для подростков, так как высокая потребность в общении вступает в противоречие с элементарным неумением общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.


4. Теоретическая база опыта

Методологическую основу опыта составили: общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн , Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя,); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович);

Социальная компетентность — это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями. 

По определению Н.В. Калининой, социальная компетентность – личностное образование, объединяющее в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях,

позволяющее интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально-значимых целей.

 В соответствии с исследованиями Т.В. Антоновой, М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой, В.Г. Первутинского, выделяются структурные компоненты социальной компетентности: мотивационный, когнитивный, операционально-поведенческий и рефлексивный.

Составляющие социальной компетенции:

  1. ответственность;
  2. саморегуляция;
  3. адекватная самооценка;
  4. сформированность мотивации достижения успеха;
  5. рефлексивность;
  6. социально значимые ценностные ориентации;
  7. эмпатия;
  8. владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия.

Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий.

Характерные черты подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что во многом определяет новое содержание его сознания. Стремление  подростка к самонаблюдению, самооценке, самоутверждению и самосовершенствованию возникает в результате анализа своих достоинств и недостатков и понимания того, что в собственных поступках и целях правильно, а что неправильно, чего следует добиваться и от чего воздерживаться.

Другая важная проблема подросткового возраста в контексте развития социальной компетентности — отказ подростка от накопленных ранее представлений о себе. Формирование у подростка субъективной картины мира и представления о месте своего «Я» в ней происходит путем взаимодействия с другими людьми, когда в ходе деятельности, общения он приобретает «новую» систему ценностей через оценки и мнения других людей. Стремление оценивать себя по объективным критериям, интерес к себе как к равноправному члену общества, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на реальных и потенциальных достижениях подростка, выстраивание социально одобряемого идеального «Я» способствуют его социализации и развитию социальной компетентности. Это отражается в адекватной самооценке и уровне притязаний школьника.

Как отмечено выше, одним из центральных моментов в развитии подростка становится формирующееся чувство «взрослости». Оно определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие взрослого человека, и составляет основу формирования ответственности — важнейшей характеристики личности, отличающей социально зрелую личность от социально незрелой. Именно ответственность является основой для развития социальной компетентности

Подростковый возраст сензитивен для социального и эмоционального развития. Развитие социальной компетентности подростков обусловлено потребностью в самоутверждении, самоопределении и включает развитие качеств личности, способствующих общению, развитию социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей и полоролевых стереотипов. Кроме того, развитие социальной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умению дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтролю и самомотивации.


  1. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является формирование   социальной компетентности  учащихся  в ходе специально организованной деятельности   в рамках  коррекционно-развивающей работы психолога.

Ведущими концептуальными идеями инновационной деятельности являются:

  1. создание условий для формирования коммуникативной, информационной компетенций школьников;
  2. развитие  комплекса поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющему продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни;
  3. формирование человека действия, готового проявить себя в различных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности.
  4. формирование готовности к преодолению трудностей, иммунитета к негативным влияниям окружающей среды;
  5. максимальное содействие становлению позитивной «Я-концепции».


6. Новизна опыта

В чём я вижу новизну собственного опыта по формированию социальной компетентности личности? Это:

- создание условий для формирования социальной компетентности учащихся 5 – 8 классов   через  использование комплекса различных психотехник и методических приёмов ;

- создание программы внеурочной деятельности «Школа социальной зрелости»  с учетом уровня психологической подготовленности школьников


7. Технология опыта.

Цель: создание условий  для овладения учащимися социальными компетенциями в процессе педагогически организованной социализации в условиях становления детско-взрослой общности.

Достижение поставленной цели осуществляется путем разрешения следующих задач:

  1. предоставить учащимся необходимый объем знаний для овладения компетенциями;
  2. создать условия для обеспечения практической деятельности учащихся по овладению компетенциями;
  3. осуществлять общий контроль хода процесса социализации учащихся в ключевых моментах с целью выявления возможных отклонений (мониторинг);
  4. осуществлять индивидуальную коррекцию хода процесса социализации учащихся (в случае выявления ее негативной направленности, выявления фактов девиантности поведения учащихся).

Выбор  психолого-педагогических методов, обеспечивающих реализацию поставленных задач формирования социальной компетентности, обусловлен совокупностью следующих факторов:

-универсальность;

-технологичность.

Вся работа осуществляется с использованием следующих технологий:

  1. игровые технологии;
  2. арт -терапевтические технологии;
  3. технология групповой проблемной работы;
  4. социально-психологический тренинг;
  5. технология проектирования социального становления личности.

7.1 Игровые технологии

Особое внимание в данном виде психологической работы уделяется интерактивным играм и упражнениям, которые могут развить в детях оптимизм, веру в собственные силы, чувство общности с другими. Игры могут использоваться в любом возрасте, участие в них требует от детей творчества, воображения, активности —то есть именно тех качеств, которые необходимы для формирования оптимистического отношения к жизни. Очень важно учить детей ощущать радость жизни, чувствовать себя счастливым. В игре ребенка отражаются его проблемы, интересы, опыт. С одной стороны, игра служит диагностическим целям, с другой — помогает подростку разобраться с проблемами, находить решения в условиях игровой ситуации. В игре всегда есть элемент несовершенства, спонтанности, она активизирует творческий потенциал учащихся, их способности находить решения, делать правильный выбор.

Психологические игры разнообразны по своим целям и содержанию. М.Р. Битянова отмечает, что игрой называю «психологический прием, с помощью которого за 1,5-2 минуты можно настроить учащихся на работу в группе…, большое и сложное ролевое действие и много другое». В соответствии с ее определением, «психологическая игра —это целостное законченное действие, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени».

Игра обладает определенной атрибутикой. Игровой замысел проявляется в названии игры и может быть выражен в виде проблемы, которую предстоит решить. Правила помогают определить поведение участников в ходе игры и порядок игровых действий, позволяющих участникам проявить себя. Познавательное содержание заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой. К оборудованию относятся средства, необходимые для ведения игры, а также для усиления эмоционального воздействия: фломастеры, бумага, видеомагнитофон и др. Завершением игры является ее результат в виде решений проблемы.

Обсуждение игры- важнейший этап, в ходе которой ребята дают друг другу обратную связь. Признание группы позволяет увидеть преимущества сотрудничества, взаимопомощи, а признание собственных успехов повышает самооценку.

7.2. Арт-терапевтические технологии

Опыт практической работы позволяет отметить, что наиболее «работающими» для школьного психолога можно назвать арт-терапевтические методы. Их использование практически универсально, тем более что они основываются на природном стремлении человека рисовать, творить.   При этом подростки должны быть уверены в том, что их не будут оценивать, что они смогут выражать в рисунке свои мысли и чувства, свои желания и мечты так, как им хочется. В свободном рисовании подростки прорабатывают свои глубинные переживания, учатся мыслить метафорично, отражают важные аспекты своей личности.

В практике работы с группой  подростков используются следующие техники:

-направленная визуализация,

-парное и групповое рисование,

-мандала;

-техника коллажа,

-инсталляции индивидуальные и групповые,

-работа со сказками и притчами.

Применение арт-терапевтических техник позволяет обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, создать психологические условия для осознания подростком своих чувств. Переживаний и эмоциональных состояний, способствует  преодолению коммуникативных барьеров,

 7.3. Технология групповой проблемной работы

это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в  проблемной ситуации. Конечно, вербальное поведение – это общение, но не как целостное явление, направленное на взаимное узнавание и изменение обучающихся, а как фрагмент общения, направленного на внешний предмет. В зависимости от вида этого предмета можно говорить об основных воспитательных  задачах  групповой проблемной работы  организационных и ценностно-ориентированных (аксиологических).

Действие педагога начинается с создания или фиксации проблемной ситуации.

Второй ход педагога – превращение проблемной ситуации в проблемную задачу, т.е. формулировка вопроса, решение которого станет целью группового проблемного общения.

Следующий технологический шаг в обоих вариантах групповой проблемной работы состоит в организации «движения» между индивидуальными, личными мнениями, идеями и общим процессом и результатом.

В организационном варианте – это движение к общему решению, в другом (аксиологическом) случае  – это движение к прояснению, обострению и взаимодействию позиций участников обсуждения. Соответственно, различными будут и цели (результаты). В первом случае технологическая цель -  получение школьниками опыта объединения позиций, мнений, во втором случае – получение опыта культурного обсуждения

7.4.Социально-психологический тренинг.

Социально-психологический тренинг оказывает конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: когнитивном, поскольку получение новой информации происходит посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения; эмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личностную значимость; конативном, предполагающем расширение поведенческого репертуара за счет осознания неэффективности привычных способов поведения.

В тренинговых упражнениях происходит эмоционально-действенная ориентация в содержании  деятельности в  социальном контексте, возникает осознание своего места в системе отношений людей, что помогает адаптироваться в новых условиях и способствует развитию произвольного, сознательного, саморегулируемого поведения. В совместной деятельности участников тренинга создаются условия для формирования самосознания и самоорганизации общего развития личности подростка.

7.5.Технология проектирования социального становления личности

представляет способ организации деятельности учащихся через самостоятельную работу учащихся с дневниками развития.

Технология позволяет  решать следующие задачи:

- психолого-педагогического руководства процессом личностного самоопределения и самореализации личности,

- стимулирование процесса личностного роста и интеграции воспитательных воздействий различных субъектов воспитания и социального развития детей и подростков.

 Совместно с заместителем директора по воспитательной работе Горбачевой Е.С.  разработан и внедрен в практику «Личный дневник учащегося», в котором отражены этапы формирования позитивной «Я-концепции».

7.7. Диагностическое обеспечение

Для определения уровня сформированности социальной компетентности использовались следующие диагностические методики: 

Диагностика нравственной самооценки» ( авт.  Нечаев

-«Диагностика личностного роста» (Авторы: Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В);

- Оценка уровня личностного роста учащегося; ( карта экспертных оценок.)

-Опросник социально-психологической адаптированности; ( авт. К. Роджерс  и Р.Даймонд);

-анкета « социальная компетентность личности» (авт. Калинина Н.В.)

- методика изучения соотношения уровней просоциальной ориентации ( без авт.)

-Методика Дембо-Рубинштейна  (определение самооценки и уровня притязаний)

-методика исследования коммуникативных свойств личности  (КОС1 и КОС2)

  В целом генеральным показателем успешности формирования социальной компетентности является динамика социально-психологической адаптивности личности.

  1. Результативность опыта

В результате коррекционно-развивающей работы у подростков укрепилась эмоциональная устойчивость, повысился самоконтроль, появилась осознанность в восприятии своего поведения, осознанное целеполагание, осмысление жизненных целей, самооценка становится адекватной, возрастает выраженность мотивации достижения, сформированы навыки конструктивного взаимодействия. Эффективность работы доказывают следующие результаты:

 Таблица1.

Сформированность просоциальных ценностных ориентаций

сформированность мотивации достижения;

в процентах от общего числа учащихся

(5-8 класс)

2008-09 уч.г

 2009-10 уч. г.

2010-2011 уч.г

2011-12 уч.г

Оптимальный уровень

47%

55%

60%

61%

Допустимый уровень

53%

45%

40%

39%

Критический уровень

0

0

0

0

Сформированность  Я-концепции,

в процентах от общего числа учащихся

Оптимальный уровень

50%

67%

71%

70%

Допустимый уровень

50%

33%

29%

30%

Критический уровень

0

0

0

0

 Сформированность  лидерских  и коммуникативных качеств.

2008-09 уч.г

2009-10 уч. г.

2010-2011 уч.г

2011-12 уч.г.

Средние значения, в %%

72%

74,2%

81%

80%

 Рис.1 Динамика сформированности «Я концепции»,

 (в % от общего числа учащихся 5-8 классов.)

Рис.2 Динамика сформированности мотивации достижения учащихся

(в % от общего числа учащихся 5-8 классов.)

 Рис.3.Динамика сформированности самооценки учащихся

(в % от общего числа учащихся 5-8 классов.)

Таким образом, внедрение и апробация психолого-педагогических программ развития социальной компетентности школьников в учебной и во внеучебной деятельности, в мероприятиях, интегрирующих усилия всех участников образовательной среды по обеспечению условий для развития социальной компетентности школьников, способствует формированию  личности учащихся школы.


  1. Адресная направленность.

Данный опыт может быть использован в работе школьных психологов,  классных руководителей как сельской, так и городской школы.

Программа внеурочной деятельности для подростков «Школа социальной зрелости», выстроенная на основе психолого-педагогических знаний детей подросткового возраста  может быть использована в разных вариантах: как отдельный психолого-педагогический курс, как образовательно-воспитательный документ, как пособие в помощь классному руководителю, воспитателю, социальному педагогу.


  1. Список  использованной литературы

  1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997.  — (Практическая психология в образовании).
  2. Божович Л.С. Проблемы формирования личности (Под редакцией Фельдштейна Д.И.) — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. — Спб.: Союз, 1997.  
  5. Кипнис М. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями: тренируем общение, способность влиять и убеждать.
  6. Лукина А.К., Школа социальной деятельности подростка. Социально- педагогическое проектирование пространства школьной жизни, обеспечивающего эффективное развитие подростков / Методическое пособие – Красноярск, 2001.  
  7. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения; тренинги , дискуссии, игры. -М., изд-во «Ось-89», 2002г.
  8. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996, №1, с. 21 — 31.
  9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер. 2000.  
  10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.
  11. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г., Самосовершенствование личности. М.: Народное образование. 2001
  12. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
  13. Учурова С.А.Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе  № 50(2007)  
  14. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Избранные психологический труды. – М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1996.
  15. Хухлаева О.В. Особенности психологического здоровья современных студентов // Педагогическое образование и наука. - 2001. - № 1. - С.37-40.
  16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2004.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Программа внеурочной деятельности

(формирования  социальной компетентности обучающихся)

«Школа социальной зрелости»

для обучающихся  основной школы.

Срок реализации: 4 года

 (с 5 по 8 класс)

Составитель   Лисова С.В. , педагог-психолог

Краткое содержание программы

5-6-й классы: «Шаги к познанию себя и мира». В этой части программы определяются специальные способности, интересы и физические возможности детей (особенности восприятия, воображения, памяти, мышления, направленность личности), проводятся тренинговые упражнения на развитие памяти, мышления, воображения, тренинг групповой деятельности.

Программа занятий

Части программы

Темы занятий

Количество часов

Задачи части

Введение

Занятие 1. «Давайте познакомимся»

1

 Развитие интереса к саморазвитию, актуализация деятельности.

Пояснение форм и методов работы с личным дневником

Создание собственной программы развития

Занятие 2. «Правила работы в группе»

1

Занятие 3. «Книга про меня»

1

Занятие 4. « Имя человека»

1

Занятие 5. «Программа развития»

1

БЛОК Я-Я

1. Я и мои способности

Занятие 1. «На что способен человек»

1

Формирование у воспитанников представлений о видах способностей, тестирование и определение собст

Занятие 2-4. «Определение индивидуальных способностей»

3

Занятие 5. «Пять минут с великим»

(метод направленной визуализации)

1

венных способностей, определение способов и форм их развития

Формирование представлений о категории познания

Занятие 6.-7   Отработка алгоритма принятия решения

2

2. Познание мира

Занятие 1. «Познаваем ли мир, или как увидеть чёрную кошку в тёмной комнате»

1

Формирование и тренинг чувственного познания о способах развития «каналов» познания мира

Занятие 2-3. «Мир красок»

1

Занятие 4-5. « Мир звука»

1

Занятие 6-7. «В мире вкуса и обоняния»

2

Занятие 8. «Человеческие миры»

1

Занятие 9-10.  «Рецепт радости» (активизация ресурсных состояний)

2

3. Эмоции и чувства

Занятие 1. «Алфавит эмоций»

1

Формирование представлений о собственных эмоциях и чувствах приобретение навыков саморегуляции

Занятие 2. «Лицо эмоций

1

Занятие 3 Игра с эмоциями

1

Занятие 4. «Контроль эмоций»

1

Занятие 5. «Копилка обид»

1

Занятие 6. Проект «Победи своего дракона»

1

БЛОК Я И ДРУГИЕ

Занятие 1 Человеческие миры

(  коллаж)

1

Формирование умений и навыков общения.  

Занятие 2«Что такое толерантность

1

Занятие 3 Достоинство

1

Занятие 4 Просьба. Как отказать, не обижая.

1

Занятие 5 Я в своих глазах и глазах других людей.

1

Занятие 6-8 Проект «рецепт радости»

3

7-8-й классы: « Я и мои социальные роли». В этой части определяются особенности темперамента, самооценки, характера личности. Тренинговые упражнения направлены на развитие социально позитивных навыков поведения и социально значимых черт характера личности. Как результаты рассматриваются позитивные изменения в поведении личности (расширение социального опыта, навыков взаимодействия с различными социальными институтами, наличие программы саморазвития).

Программа занятий

Части программы

Темы занятий

Количество часов

Задачи

Занятие 1. «Представимся лично

1

Постановка целей работы по программе, выработка индивидуальной программы деятельности, развитие навыков групповой работы

Занятие 2. «Работая в группе»

1

Занятие 3. «Планов громадьё»

1

БЛОК  Я-Я

1.«Зачем и почему»

Занятие 1. «Мои мотивы»

1

Формирование представлений о мотивах  деятельности человека и роли общечеловеческих ценностей в построении жизненной перспективы и развитии, развитие навыков групповой работы

Занятие 2 Подарки Феи, или ценности жизни»

1

Занятие 3. «Ценности человечества»

1

Занятие 4-5. Проект «Путешествие за ценностями»

2

2 Темперамент и характер

Занятие 1. «Что такое темперамент»

1

Формирование представлений об особенностях темперамента, о характере как совокупности психологических свойств личности

Занятие 2 . «Мой темперамент»

1

 

Занятие 3. «Что такое характер»

1

 выработка навыков самоуправления

Занятие 4. «Качества характера»

1

Занятие 5. «Воспитание характера»

1

Занятие 7-8. «Тренинг уверенного поведения»

2

Занятие 9. «Стратегии успеха»

1

Занятие 10-13. «Мои социальные роли»

4

Занятие  14. Работа с личным дневником

2

Составление и защита программы развития

БЛОК  Я-ДРУГИЕ

Занятие1

 Умение слушать и слышать

1

Формирование умений и навыков общения.  Позиций принятия другого человека,   безконфликтного общения, преодоления конфликтных ситуаций

Занятие 2

Эмпатия

1

Занятие 3

Барьеры непонимания и их преодоление

1

Занятие 4

«Маска. Я тебя знаю»

1

Занятие 5 Мы и конфликты

1

Занятие 6 «Я нашел на дороге»

1

Занятие 7 «Уважаемые люди»

Занятие 8-9. Защита  проекта «Программа саморазвития» и подведение итогов работы с личным дневником

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».

ДОКЛАД  на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».  Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...

"Формирование социальной компетентности учащихся средствами искусства и музейной педагогики"

Школьнику на современном этапе необходимо развивать навыки самостоятельного поиска информации; умение ставить цели и их реализовывать; работать в группе, развивать аналитическое мышление; формировать ...

Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.

В статье повествуется о формах воздействия на  безнадзорность, правонарушения,  наркоманию и повышенея социальной компетентности учащихся школ....

Обобщение опыта по теме: Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями школы-интерната №9

Определение содержания и видов социально-профилактической работы с подростками по предупреждению  правонарушений в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Обобщение опыта_Взаимодействие с социальными партнёрами в рамках работы кафедр практической подготовки студентов

Обобщение опыта_Анализ результатов взаимодействия с социальными партнёрами в рамках работы кафедр практической подготовки студентов...

Обобщение опыта работы «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС»

Совершенствование профессиональной  компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС...