МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «НОКТЮРН» В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ .
методическая разработка по музыке (6 класс)

Спицына Елена Владимировна

Данная методическачя разработка должна использоваться совместно с фильмом-презентацией "ноктюрн 6-ой класс" в разделе "ВИДЕО".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_noktyurn.docx31.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ПО ТЕМЕ:

«НОКТЮРН» В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ .

Учитель музыки ГБОУ СОШ №535

Калининского р-н г. Санкт-Петербурга

Спицына Елена Владимировна

Санкт-Петербург  2019г.

Санкт-Петербург

2019

Цель методической разработки:

Знакомство учащихся с жанром камерной музыки – ноктюрн. Понимание широкого образно-эмоционального диапазона этого жанра.

Задачи методической разработки:

1.Воспитательные: воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся, формирование музыкального вкуса.

2. Развивающие: развитие способностей к размышлению о музыке и формирование собственной позиции.

3. Образовательные: воздействие на чувства и формирование эмоций детей через восприятие музыкальных образов.

Ход урока по методической разработке «Ноктюрн»:

Вступительное слово: Сегодня на уроке мы соприкоснемся с особой сферой образности, которая пройдет общей канвой через стихи, музыку и изобразительное искусство.

Презентация-фильм: На экране появляется репродукция картины Архипа Ивановича Куинджи «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь».

Вопросы, которые помогут детям понять  и описать картину:

Что вы видите на картине?

Предполагаемые ответы учащихся: ночь, горы, река, луна.

Что происходит на этой картине?

Предполагаемые ответы учащихся: горы спят, река течет, луна светит.

Что еще видите?

Предполагаемые ответы учащихся: облака подсвеченные луной, блестит лунная дорожка на воде, горы спят в лунном свете, преобладают темно-синие тона, соответствующие ночи, ночное небо смотрится глубоким, и в тоже время красивым и бархатным.

На что хотел обратить наше внимание художник?

Предполагаемые ответы учащихся: на тишину, на высокие горы, на величие и загадочность природы.

 

Как вы думаете, какое настроение хотел передать художник?

Предполагаемые ответы учащихся: одиночество, размышление в одиночестве, гордость за красоту и величие родного края.

Пояснения учителя: Одной из красивейших работ Архипа Ивановича Куинджи является горный пейзаж «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь». Время создания полотна датируется периодом 1890-1895 гг. Пейзаж этот хранится в коллекционном собрании Третьяковской галереи.

Сама по себе картина достаточно символична и загадочна. Дарьяльское ущелье – место интересное и красивое, имеет долгую историю. Значителен сам факт того, что через Дарьяльское ущелье проходит граница Грузии и России. Ущелье разделяет два государства, служит своеобразным разделом, разграничивающим территории двух стран, двух великих держав с красивейшей природой.

Детям предлагается посмотреть и послушать как перекликаются образы ночи и одиночества в музыке, живописи, и поэзии (продолжение презентации-фильма; звучат ноктюрны М.И.Глинки, М.Таривердиева, Ф.Шопена; на слайдах появляются картины А.И.Куинджи, И.К.Айвазовского, И.И.Левитана, И.И.Шишкина,  звучат стихи А.С.Пушкина).

Фоновое музыкальное сопровождение: М. И. Глинка «Ноктюрн разлука».

Содержание презентации-фильма:

«Чем хорошо одиночество…»

Пусть об этом скажут замечательные стихи А, С. Пушкина:

На холмах Грузии лежит ночная мгла.

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Если этим стихам нужно было бы дать музыкальное название, я предложила бы французское слово НОКТЮРН.

Ноктюрн – ночной. Так называются небольшие пьесы, предназначенные обычно для музыкальных инструментов, то есть без слов.

Почему именно ночью так чувствуется одиночество, а не днем? Я думаю, потому, что днем мы воспринимаем жизнь в основном глазами, а ночью ушами. В темноте глаза, оставшись без дела, словно бы поворачиваются зрачками внутрь и начинают пристально, внимательно разглядывать все, что лежит на душе. И собственная душа в собственных глазах становится огромной, как целый мир, и интересной, как целый мир. Вот и в стихах А. С. Пушкина: ночная мгла… шум реки Арагви… и взгляд, обращенный в собственную душу.

Музыкальный модуль: М. Таривердиев «Ноктюрн» (2мин. 25сек.)

Заметьте, поэт настойчиво повторяет (четыре раза в четырех строчках), что говорит о себе: предо мной, мне грустно, печаль моя. Музыка не пользуется местоимениями я, моя. Но, слушая ноктюрн, мы и без слов понимаем: тут что-то очень личное, сокровенное, про себя. Наверное, потому мы это понимаем, что в ноктюрне всегда есть одинокий голос мелодии на фоне аккомпанемента. И в стихах А. С. Пушкина совсем как в ноктюрне: мелодия души под аккомпанемент горной реки.

Кажется, поэт сам удивлен мелодии собственной души: грустно и легко, печаль светла. Как странно переплелись тут свет и тень, боль и радость. Как причудливы ночные фантазии в ноктюрнах. Как упоительно красивы ночные душевные тайны…

Музыкальный модуль: Ф. Шопен «Ноктюрн №2» (2мин. 10сек.)

Пояснения учителя:

Ноктюрновая лирика в литературе, музыке и живописи имеет широкий образно-эмоциональный диапазон. Услышанные произведения помогли вам еще больше почувствовать глубину этого жанра.

Вопросы:

  1. Какое настроение передал поэт в своих стихах?
  2. А художники в своих картинах?
  3. А композиторы в музыке?
  4. Что объединяет в этом фильме поэзию, изобразительное искусство и музыку?

Обсуждение фильма…

В жанре ноктюрна писали многие композиторы. Давайте попробуем вспомнить их имена.

Учащиеся возможно назовут (Ф.Шопена, П.И.Чайковского,)

Продолжение презентации-фильма: на экране слайд с портретами Ф.Шопена, М.И.Глинки, П.И.Чайковского. Обязательно обратить внимание детей, что в презентации-фильме прозвучали: ноктюрн М.И.Глинки, в середине звучал ноктюрн современного композитора М.Таривердиева, а заключении звучал ноктюрн Ф.Шопена.

Пояснения учителя:

Ноктюрны писали многие композиторы, но больше всего известны ноктюрны Фридерика Шопена. То мечтательные и поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные, они составляют значительную часть творчества этого «поэта фортепиано»: «Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…» (Из письма Ф.Шопена).

А сейчас мы познакомимся с ноктюрном, являющимся жемчужиной русской камерной классики 19 века. Это произведение написал Александр  Порфирьевич Бородин. Медик, химик, композитор, – во всех этих сферах своей деятельности он достиг успеха. Давайте узнаем, что связывало Бородина с той, кому он посвятил свой знаменитый ноктюрн.

Следующий слайд презентации-фильма: портреты композитора и его жены Екатерины Сергеевны Бородиной.

Предложить учащимся  прочитать письмо А.П.Бородина на стр.104 6 класс. учебника музыки.

Пояснения учителя:

Музыку, которую мы сейчас услышим, Бородин посвятил своей жене, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне. Это произведение – струнный квартет, который состоит из четырёх частей, предназначенных для исполнения струнными смычковыми: двумя скрипками, альтом и виолончелью.

Заключительный слайд презентации-фильма: инструменты квартета. 

Ноктюрн представляет собой 3-ю часть струнного квартета Бородина.  Предложить детям назвать инструменты, а также вспомнить, что такое квартет.

 Слушаем ноктюрн в аудиозаписи полностью.

 Вопросы, после прослушивания ноктюрна:

Какое настроение вызывает эта музыка?

Предполагаемые ответы учащихся: лирическое, романтическое, светлое, мечтательное спокойное.

Какие музыкально-выразительные средства раскрывают образ этой музыки?

Предполагаемые ответы учащихся:  тихое звучание, спокойный темп, плавная мелодия.

В чем главная идея произведения?

Предполагаемые ответы учащихся: ночь, любовь.

 

Что хотел автор передать этой музыкой?

Предполагаемые ответы учащихся: выражение своих чувств любимому человеку, признание в любви.

Какие настроения этого произведения созвучны вашим настроениям?

Предполагаемые ответы учащихся: нежность, спокойствие, мечтательность

Работа в парах:

Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки и обменяйтесь работами с соседом для проверки и для выставления оценки.

Заключительное слово учителя:

 А.П.Бородин горячо любил жизнь, любил людей, сочувствовал их печалям… Очарованием дышит музыка Квартета №2, Кажется ни в одном сочинении А.П.Бородина нет такой глубокой сердечности, такого богатства и красоты мелодий.

Задание для учащихся: 

Наш урок подошел к концу, подведем итог нашей работы.

  1. Что интересного вы узнали?
  2. Какое из увиденных и услышанных произведений вам понравилось больше всего?
  3. Какие песни из нашего репертуара созвучны нашему сегодняшнему уроку?

Предполагаемые ответы учащихся: Ю.Визбор «Милая моя»,В.Ланцберг «Алые паруса».

Домашнее задание:

Вечером, дома в тишине, когда уши слышат больше, чем видят глаза, попробуйте представить ту замечательную музыку, которая пришла к вам на урок сегодня днем, а в свободное время послушайте ноктюрны других композиторов.

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока/занятия (в том числе ссылки на электронные образовательные ресурсы:

  1. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Музыка» 6 класс
  2. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Музыка» методическое пособие 5-6 класс
  3. Э. Финкельштейн «Музыка от А до Я»
  4. https://muzofond.org
  5. http://muz-color.ru
  6. http://www.liveinternet.ru
  7. https://gallerix.ru
  8. https://drive.google.com/open?id=1FzJJ2ZLStG7O7Gz1okUH5InrwaDptkWOQPuQ3eVfLXQ
  9. https://docs.google.com/presentation/d/1pusCBX5VaDr0RQeadEPBFFwbnd2xy8c5YNPTn_wCSwE/edit#slide=id.p3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыка русских и зарубежных композиторов, созвучная сегодняшней проблеме экологии ».

Основные этапы урока. 1.    Вступительная беседа по темам «Преобразующая сила музыки» и «В  чём сила музыки». 2.    Выводы учащихся по теме «Преобразующая сила муз...

Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...

Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...

Биография русских и зарубежных композиторов.

Данный материал содержит биографические данные  о русских и зарубежных композиторах: Антонио Вивальди, Л.ван Бетховен, Э. Григ, Ф. Шуберт, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуб...

Технологическая карта: "Народная музыка в творчестве русских и зарубежных композиторов."

Материал предназначен для школ, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)....

методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»

Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...