методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»
методическая разработка по музыке

Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рисунок1

Бюджетное общеобразовательное

учреждение Орловской области  Рисунок1

Методическая разработка урока музыки по теме:

«Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»

Номинация: современный урок музыки в условиях реализации ФГОС НОО

                                                                                  учитель музыки

                                                                   Худова Татьяна Валентиновна

2021г.

Аннотация

Ключевые слова: природа, В. С. Калинников, симфоническая картина «Кедр и пальма», орловские поэты, художники, композиторы, трель.

Методическая разработка  представлена в форме конспекта, технологической карты урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»  в рамках реализации ФГОС НОО и  посвящена музыкальной истории орловского края. Контингент обучающихся – 3 класс.

Мною поставлена цель урока по достижению учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, которые планомерно решаются в ходе урока. Тип урока: комбинированный. Построение урока соответствует поставленной цели и задачам. Этапы урока выдержаны и логически последовательны, дозированы по времени: организационный, актуализация опорных знаний, постановка целей урока, подготовка к восприятию учебного материала, изучение нового материала, подведение итогов, рефлексия, определение домашнего задания, оценка деятельности на уроке. Урок ориентирован на новые образовательные стандарты, нацелен на формирование у обучающихся УУД. В процессе урока я использовала здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности – игра на музыкальных инструментах, дирижирование, пение, слушание музыки, чтение стихотворений), компьютерные технологии (презентация, просмотр фрагментов фильма) с применением ТСО: компьютер, Интернет, мультимедийный проектор, фортепиано (живой звук). Терминология урока соответствует принципам научности и доступности с учетом возрастных особенностей. В разработке урока я применила метод «моделирования художественно-творческого процесса», в котором выделила следующие элементы: средства – музыкальные произведения, картины, стихотворения; формы работы – индивидуальные, групповые, коллективные; приемы обучающихся – творческий экспримент, мысленное экспериментирование, инструментальное музицирование, пение; приемы учителя – определение цели, учебных задач. Применяла метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха в учении, разъяснение, поощрение), метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический, репродуктивный и проблемно-поисковый), метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя, метод устного контроля и самоконтроля.

В разработке урока я опиралась на межпредметные связи музыки с  изобразительным искусством, окружающим миром, литературой, связывала ранее изученный материал с ранее пройденным. Особое внимание уделяла развитию таких качеств у обучающихся, как  восприятие, внимание, воображение, мышление, устная речь. Виды учебной деятельности чередовались для поддержания интереса, снятия напряжения и усталости. В процессе урока у обучающихся формировались навыки самоконтроля и самооценки. Домашнее задание дано разноуровневое, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучающихся.

Тема урока: «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»

Класс: 3

Жанр урока: тематический

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учеников с произведениями орловских художников, поэтов,  композиторов, отображающих природу.

Музыкальный материал: В.С. Калинников - симфоническая картина «Кедр и пальма», муз. Е. Дербенко, сл. Е. Благининой - «Одуванчик», муз. И. Хрисаниди «Родина», В. С. Калинников «Симфония №1».

Произведения изобразительного искусства: картины орловского художника В. С. Рябцовского «Бабье лето», «Не спится речке», «Снегири», «Дворянское гнездо», «Малая родина», «Дыхание зимы».

Литературные произведения: В. Катанов «Городской сад», Н. Перовский «На Орлике», Г. А. Попов «Дворянское гнездо в Орле», А. С. Шиляев «Земные Родины черты».

Документальный фильм«Где орел расправил крылья» из цикла «Тайны большого Золотого кольца России».

Презентация «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов».

Материально-техническое оборудование: интерактивная проекционная система (мультимедийный проектор и интерактивная доска),

компьютер, макет скрипичного ключа, инсталляция, текст песни, словарь Ражникова, лист самооценки и взаимооценки, шумовые музыкальные инструменты, фортепиано.

Ход урока:

                       « Орел с его тишиною и незатейливостью кажется мне раем». 

                                                                                      В. С. Калинников. 1

1.Организационный момент.

Под музыку «Симфонии №1» В. С. Калинникова ученики входят в класс.

Учитель: я рада видеть вас сегодня на уроке – так приятно видеть ваши вдохновленные лица, глаза. Проверьте, всё ли готово к уроку – тетради, ручки, музыкальные словари, учебники? Как всегда, мы настраиваемся на урок и повторяем «Формулы успеха».

Повторяют за учителем «Формулы успеха»:

-У нас хорошее настроение,

-Мы хотим заниматься музыкой,

-Мы готовы к работе,

-У нас все получится.

2.Мотивация.

Учитель: Композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме природы. Для них это неиссякаемый  источник вдохновения. Сегодня мы будем говорить о людях, любящих и воспевающих природу, ярко и правдиво отображающих ее в различных произведениях искусства.

Учитель предлагает рассмотреть инсталляцию.

 Учитель: обратите внимание на инсталляцию, что вы видите, о чем она вам говорит?

Ученики: мы видим композицию из природного материала - камешков, веточек, цветов, коры деревьев, мха. Здесь расположены наши  рисунки, изображающие природу, карточки с написанными на них стихотворениями.

Учитель добавляет к композиции знак скрипичный ключ. музыка примечание. скрипичный ключ - скрипичный ключ стоковые фото и изображения

Учитель: как вы думаете, почему я добавила в инсталляцию скрипичный ключ?

Ученики: это значит, что на уроке будет звучать музыка о природе.

3. Целеполагание.

Учитель: как вы думаете, какая цель нашего урока?

Ученики: познакомится с произведениями орловских художников, поэтов, композиторов, отображающих  природу. 

Учитель: откуда мы сможем взять информацию?

Ученики: информацию мы сможем взять из Интернета, из книг, спросить у родителей, у одноклассников, вы можете нам рассказать.

Учитель обращает внимание учеников на экран.

Учитель: чтобы сформулировать тему нашего урока, предлагаю посмотреть несколько фрагментов из фильма.

Просмотр фрагментов  фильма из цикла «Тайны большого Золотого кольца России» - «Где орел расправил крылья»(1 -2 мин.)

Учитель: о каком городе говорится в этом фильме?

Ученики: в фильме говорится о нашем городе Орле.

Учитель: какие знакомые места вы увидели?

Ученики: мы увидели наши реки -  Оку и Орлик, Дворянское гнездо, Богатырскую заставу, железнодорожный вокзал.

Учитель: объедините ваши знания и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Ученики: так как инсталляция была составлена из природного материала, рисунков, стихотворений, скрипичного ключа, и мы посмотрели фильм об Орле, то тема нашего урока  - «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов».

Учитель предлагает  план урока:

1.Природа в творчестве орловского художника В. С. Рябцовского.

2.Симфоническая картина  В. С. Калинникова.

3. Вокальные произведения о природе.

Слайд 1.

4. Актуализация знаний.

Учитель: какое было домашнее задание?

Ученики: к сегодняшнему уроку надо было выучить стихотворения современных орловских поэтов о природе.

Ученики читают стихотворения В. Катанова «Городской сад», Н. Перовского «На Орлике», Г. А. Попова «Дворянское гнездо в Орле», А. С. Шиляева «Земные Родины черты».

                                                             Н. Перовский

                                                             «На Орлике»

 

Воды Орлика спокойны,

Холодны и зелены.

Дух болотный, запах хвойный,

Ожидание луны.

 

Шелестят в ночи деревья,

Камыши в воде по грудь,

Дремлет город, спит деревня,

Проплывает Млечный Путь.

                   А. С. Шиляев

«Земные Родины черты»

И листьев шум, и посвист птицы

В зеленых ветках ивняка –

Все светлой памятью хранится,

Как чистый голос родника.

Нам голос детства отзовется

В разливе сел и городов

То тихой песней у колодца,

То звоном дальних поездов.

Нам дорисовывает слово

Деревни, реки и кусты…

И вижу я в картине новой

Земные Родины черты!

И никуда от них не деется

И никогда не позабыть,

Как никогда не наглядеться

На то, что выпало любить.

Попов Г.А.

«Дворянское гнездо в Орле»

 

Висит в тиши Дворянское гнездо

Погожим днём в зерцале отраженья.

И солнечной энергией движенья

Наполнен каждый взгляд и каждый вздох.

 

И охрой листьев трепетных берёз,

И благостью осеннего покоя…

Летящей глыбой светится откос,

Что высится над стынущей рекою.

 

Иссиня - золотистая вода

Возносится к высотам листопада…

А может, лучше ничего не надо

И ничего не будет никогда?

.

                                                                Катанов В. М.

                                                             «Городской сад»

 

До старины подать рукою:
Шумит, как много лет назад,
Над величавою Окою
Орловский Шредеровский сад.
Скамейки строгого бульвара.
В цвету каштаны. Дуб седой.
Старинный вальс. Кружатся пары.
Идёт Тургенев молодой.

Учитель: о чем говорится в этих стихотворениях?  Что их объединяет?

Ученики: в стихотворениях говорится о нашем орловском крае. Все стихотворения объединяет любовь к своей Родине, природе.  

5. «Открытие нового знания»

Учитель: не только поэты воспевали в своих стихотворениях красоту родного края, но и художники отображали в своих картинах самые прекрасные места Орловщины. В нашей школе работает художник, учитель изо Валерий Сергеевич Рябцовский. Он не только преподает, но и сам великолепно рисует. Художник работает в жанре портрета, натюрморта, пейзажа, занимается чеканкой, резьбой по дереву. Валерий Сергеевич пишет стихи, рассказы, выпустил сборник под названием «Две музы», в котором представил свои стихи и картины. Красота природы, увиденная В. С. Рябцовским, оригинальность его взгляда запечатлены в его картинах: «Дыхание зимы», «Снегири», «Не спится речке», «Дворянское гнездо», «Малая родина», «Бабье лето».

Слайд 2

Ученики рассматривают картины, учитель сопровождает их чтением стихотворений В. Рябцовского.

Учитель: что изображено на этих картинах? Какие чувства они у вас вызывают?

Слайды 3, 4, 5,6, 7, 8

К картине «Дыхание зимы»:

Время зимою считают снежинками,

Снегом черемух и вишен – весной,

Летом дождями – секундами жидкими,

Осенью – иглами под сосной.

К картине «Снегири»:

«Метаморфозы весны»

Почернели снега, отсырели,

Задымилась на солнце земля.

Слышу голос весенней свирели

В скрипке ветхого журавля…

К картине «Не спится речке»:

«Зимой дохнуло»

Вот и стала белесой дорога.

Первый снег. Он предвестник Зимы.

Ледяные покинув чертоги,

Прилетела под звон бахромы…

Ученики: на этих картинах изображена природа Орловского края весной, зимой, осенью. Картины вызывают чувство восхищения, радости и в то же время спокойствия, умиротворения. Видно, с какой любовью художник рисовал каждое дерево, каждую травинку, каждый цветок.

Учитель: это подтверждают и слова известного художника Исаака  Левитана: «Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной».

Учитель: какие знакомые вам музыкальные произведения могут соответствовать этим картинам?

Ученики: эти картины может сопровождать музыка Эдварда Грига «Утро», Георгия Свиридова «Снег идет», песня Ирины Хрисаниди «Родина».

Учитель: тему природы Орловского края раскрыл в своем творчестве и наш земляк, композитор Василий Сергеевич Калинников.

Краткое выступление ученика о композиторе В. С. Калинникове (См. Приложение)

Слайд 9

Учитель: вот как вспоминал В. Калинников об Орловском крае: «Я ведь здесь родился и прожил почти до 15 лет. Каждый кустик, каждая дорожка в парке или тропинка в лесу будят массу воспоминаний и навевают какое-то мирное воспоминание».2

 «Солнечная душа» -  так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий, теплый свет. А Калинников – замечательный композитор… узнайте его, откройте для себя. Это чудо. Его наследие ослепительно красиво. Оно русское до глубины души.

Учитель: мы познакомимся с музыкальным произведением композитора Василия Калинникова, название которого вам подскажет эта иллюстрация.

Слайд 10

Учитель: что изображено на слайде? Чем отличаются изображения?

Ученики: на слайде изображены два дерева – кедр и пальма. Кедр – огромное, высокое дерево, покрытое снегом, с большими ветвями, у него толстый ствол. Пальма тоже высокая, но ветвей нет, листья широкие и расположены на самой макушке дерева. Кедры растут на севере, а пальмы - на юге. На одной картине время года зима, а на другой – лето.

Слайд 11

(Читает учитель)

Инеем снежным, как ризой покрыт,

Кедр одинокий в пустыне стоит.

Дремлет могучий под песнями вьюги,

Дремлет и видит – на пламенном юге

Стройная пальма растет и с тоской…

Смотрит на север его ледяной.

Учитель: слово «риза»  - древнерусское и означает одежда, облачение. Какая «одежда» у кедра?

Ученики: у кедра одежда из снежного инея.

Учитель: какое название можно дать этому стихотворению?

Ученики: его можно назвать «Кедр и пальма».

Учитель: верно. Так называется стихотворение немецкого поэта Генриха Гейне, в переводе А. Майкова.  Сегодня мы познакомимся с симфонической картиной В. С. Калинникова «Кедр и пальма». Это музыкальное произведение композитор считал лучшим произведением из всех им написанных, «самым искренним и свежим своим вдохновением».3 

Слайд 12

Учитель: симфоническая картина–жанр симфонической музыки, характеризующийся свободной формой, созерцательностью, повествовательностью, обилием живописных деталей.

Учитель: теперь я прошу вас закрыть глаза, пусть кто-то один прочитает стихотворение еще раз, а остальные послушают и подумают, какая музыка подойдет для этого текста?

Ученики выполняют задание, предлагают свои варианты.

Ученики: для кедра можно написать музыку  мощную, тяжелую, а для пальмы – нежную, мягкую.

Учитель: послушаем музыку,  которую сочинил Василий Сергеевич Калинников.

(Слушают произведение «Кедр и пальма»)

Учитель: кто исполняет это произведение? Сколько в нем частей?

Ученики: это произведение исполняет симфонический оркестр. Оно одночастное.

Учитель: каков характер произведения?

(Ученики работают в группах со словарем Ражникова. Первая группа подбирает слова, характеризующие музыку кедра, вторая – слова, характеризующие музыку пальмы, третья группа – оценивает правильность ответов).

Ученики: 1 группа: музыка кедра звучит властно, сурово, затаенно, монументально; 2 группа: музыка пальмы – светло, прозрачно, созерцательно, безмятежно, трогательно.

Учитель: какие средства музыкальной выразительности использовал Калинников, создавая это произведение?

Ученики: произведение написано в спокойном, сдержанном темпе, мелодия звучит сначала в низком, а потом в среднем регистре. В среднем регистре мелодия слышится очень ясно, ее можно пропеть, низкий регистр помогает ей. Мелодия движется плавно, неторопливо. В начале произведения музыка звучит тихо - пиано, затем набирает силу и мощь до очень громкого звучания – форте и фортиссимо.

Учитель: противопоставляет ли композитор эти образы?

Ученики: Калинников эти образы противопоставляет – холодный, суровый север, олицетворяемый кедром, и ласковый, солнечный юг, олицетворяемый пальмой.

Учитель: как начинается картина?

Ученики: картина начинается с угрюмой, сдержанной темы кедра.

(Учитель повторяет темы,  исполняя их на фортепиано)

Ноты к стихотворению

Учитель: меняется музыка дальше или остается как прежде?

Ученики: музыка изменилась. Она стала похожа на колыбельную песню – напевную, спокойную, трогательную, изображающую дрему могучего кедра. Слышна убаюкивающая интонация.

Учитель: нежная, ласковая музыка вскоре сменяется возбужденной, взволнованной. Как вы думаете, что это может быть?

Ученики: это похоже на снежную бурю, а потом музыка затихает, кедр погружается в дрему и ему снится «пламенный» юг:

(Учитель исполняет на фортепиано)

Ноты для фортепиано

Учитель: у каких инструментов звучит тема «пальмы»?

Ученики: тема «пальмы» звучит у виолончелей и альтов.

Учитель: представьте, что вы музыканты оркестра. Возьмите в руки воображаемые музыкальные инструменты: 1 группа – альты, 2 группа – виолончели, 3 группа – дирижирует. Вместе со мной исполните тему «пальмы»:

(Учитель исполняет тему на фортепиано, ученики  - на воображаемых инструментах)

Ноты к музыке

Учитель: как звучит тема «пальмы» в конце произведения? В каком ладу? Какой инструмент солирует?

Ученики: солирует кларнет. Тема звучит в миноре -  печально и очень одиноко. Ей чуть слышно отвечает тема кедра.

Учитель: узнаете ли вы это произведение, услышав его где-нибудь?

Ученики: да, узнаем.

Учитель: отображая в музыке это прекрасное стихотворение, композитор вместе с тем поэтично запечатлел мечту о счастье, порыв к светлому идеалу.

Слайд 13 

Учитель: творчество этого орловского композитора вам хорошо знакомо. Мы не раз слушали  и исполняли его произведения. Назовите композитора. Проводится игра «Угадай мелодию». Учитель играет на фортепиано начальные фразы  знакомых песен Е. Дербенко, ученики узнают композитора Евгения Дербенко, называют его  песни: «Балалайка» сл. Кобзева, «Земля Тургенева и Фета» сл. Александрова, «Родник» сл. Блынского, «Ливенка» сл. Беляева.

Учитель: сегодня мы  познакомимся с новым произведением Евгения Дербенко. Для этого вам необходимо:

Алгоритм выполнения проекта

  1. Прослушать произведение, придумать ему название.
  2. Определить жанр произведения.
  3. Определить характер, лад, темп, динамику, форму, тембр инструмента или голоса.
  4. Записать ответ в тетради.
  5. Подготовить устное выступление (презентацию) для остальных участников занятия. Определите выступающего от группы или пары.

 (Учитель исполняет на фортепиано песню «Одуванчик» на слова Е. Благининой)

Ученики: этот жанр -  песня. Ее можно назвать: «Одуванчик», «Одуванчик белоголовый», «В лесу», «В еловой чаще».

Слайд 14 

«Одуванчик»

1.Как прохладно в чаще еловой

Я цветы в охапке несу.

Одуванчик белоголовый,

Хорошо ли тебе в лесу?

2.Ты стоишь на самой опушке,    

Ты растешь на самой жаре.

Над тобою кукуют кукушки,

Соловьи         поют на заре.

3. Посмотрите, вьюга какая

В середине жаркого дня.

И летят пушинки сверкая

На цветы, траву и меня.

4.Как прохладно в чаще еловой

Я цветы в охапке несу.

Одуванчик белоголовый,

Хорошо ли тебе в лесу?

Учитель: все названия очень хорошие, точные. Песня называется «Одуванчик», слова написала орловская поэтесса Елена Благинина. Запишите название этого произведения и ее авторов – «Одуванчик» муз. Евгения Дербенко и сл. Елены Благининой.

Слайд 15

Учитель: какой инструмент сопровождал мое пение?

Ученики: вы играли на фортепиано.

Учитель: о каком времени года поется в песне? Почему вы так решили?

Ученики: в песне поется о лете. Об этом нам говорят слова: «жара», «охапка цветов».  Соловьи поют и кукуют кукушки тоже летом.

Учитель: какую картину природы описала Елена Благинина в своем стихотворении?

Ученики: автор описывает одуванчик, который растет на жаре, на опушке леса. Опушка - это  край леса. Вокруг прохладная чаща, соловьи радуют цветок своим пением, слышно, как кукует кукушка. Сверкая,  летят на траву пушинки одуванчика.  У автора хорошее настроение, в руках - охапка цветов.

Учитель: определите форму песни.

Ученики: форма песни – куплетная, припева нет.  В ней четыре куплета, повторяется первый и четвертый. В каждом куплете повторяются две последние строчки. В песне есть проигрыш и  музыкальное вступление.

Учитель: какие чувства вызывает у вас эта музыка? Как музыка передает настроение стихотворения? Какие выразительные средства использовал композитор для создания этой песни?

Ученики: музыка вызывает чувство счастья, радости, спокойствия. Она  звучит мягко, нежно, мечтательно, негромко. Мелодия напевная, плавная, исполняется с движением.

Учитель: какой музыкальный лад использовал композитор?

Ученики: композитор использовал минорный лад. Ритм ровный,размер 4/4.

Учитель: в конце песни размер меняется на 3/4. Но совсем ненадолго, всего лишь на один  такт.

Учитель: простая или сложная вокальная мелодия?

Ученики: мелодия простая, исполняется в среднем регистре, ее можно пропеть.

Учитель: какой прием исполнения нужен для этой песни – легато или стаккато?

Ученики: легато.

Учитель: как заканчивается песня?

Ученики: последний звук песни тянется очень долго.

Учитель: как мы будем его исполнять?

Ученики:мы будем его исполнять цепным дыханием.

Учитель: напомните, что такое «цепное дыхание»?

Ученики: «цепное дыхание» - это взятие вдоха не одновременно со всеми, а поочередно.

Учитель: да, такой прием обеспечит нам звучание хора в течение продолжительного времени, что особенно важно при пении протяжных песен.

Вокально – хоровая работа.

(проводится под фортепиано)

Перед началом работы учитель концентрирует внимание учеников, повторяя с ними правила певческой посадки. Читают хором:

Чтобы нам красиво петь,

Нужно правильно сидеть.

Спину надо не сгибать,

Прямо голову держать.

Руки пусть лежат свободно,

На коленях, как угодно.

Ноги ровно у ребят

На полу всегда стоят.

Артикуляционное упражнение: «Проворонила ворона вороненка». Скороговорка произносится четко, сначала медленно, затем в быстром темпе.

Дыхательные упражнения, направленные на развитие длительности выдоха: «Остудим водичку» - выдох со звуком «ф-ф-ф», «Костер» - раздувать «угасающий костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

Дыхательное упражнение, развивающее углубленный вдох: «Понюхать цветок» (во время вдоха нужно следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались).

Фонетическое упражнение: правильное, протяжное  распевание гласных звуков «о», «у», «ы», «э» по трезвучиям ми минора.

Распевание: слово «Природа» распевается на одном звуке по полутонам вверх в до мажоре.

Ученики выполняют упражнения, работают по группам, всем классом и индивидуально.

Проводится работа над песней «Одуванчик»(1-ый и 2-ой куплет).

Учитель: предлагаю текст песни проговорить шепотом, четко произнося окончания слов: «стоишь», «растешь», Слово «ку-ку-ют» произносим по слогам, неспеша.

Учитель: песня начинается с сильной доли?

Ученики: нет, со слабой, с синкопы.

Учитель: что такое «синкопа»?

Ученики: это перенос ударения с сильной доли на слабую.

Учитель:чтобы пение было красивым,поработаем над выразительностью исполнения песни. В этой песне, в каждой фразе есть движение вверх. Каждый раз, когда мелодия будет идти вверх, надо увеличивать силу звука, т.е. увеличивать динамику. А когда голос будет возвращаться, то звук надо приглушить, ослабить. Сосредоточьтесь и представьте вашу будущую мелодию. «Возьмите» звук в свои ручки и ведите его соответственно движению мелодии.

Учитель играет1-ую и 2-ую фразу, ученики выполняют задание -  (пластическое интонирование «звук в руках»), затем учитель пропевает мелодию на звук «м», дирижируя рукой мелодию. Ученики повторяют.

Учитель: попробуйте исполнить первую половину первого куплета с усилением и ослаблением звучания аккопельно.

Учитель исполняет 1 и 2 фразу со словами. Ученики повторяют.

Учитель: вторую половину первого куплета надо спеть более мягко. Фраза «одуванчик белоголовый»  повторяется три раза, поэтому исполнять ее надо по разному: сначала форте, затем меццо-форте и наконец пиано. Каждый раз будем ослаблять звучание, третий раз исполним очень тихо. Такой динамический план будет сохраняться в каждом куплете. Поем с изменением динамики.

Учитель показывает 3 и 4 фразу, ученики повторяют. Работа над вторым куплетом проводится аналогично первому.

Учитель:соединим вместе два куплета, исполняем вместе со вступлением.

Ученики исполняют.

Учитель:как закончилась песня?

Ученики: ослаблением, затиханием звучания.

Слайд 16

Учитель: в конце песни в нотах изображен вот такой музыкальный символ – tr. Это трель. (Учитель исполняет трель на фортепиано). Как вы думаете, что в этой песне изображает трель?

Ученики: в этой песне трель изображает пение птиц.

Учитель: какие музыкальные инструменты помогут нам изобразить их пение?

Ученики: пение птиц мы можем изобразить игрой на треугольниках, свистульках, колокольчиках.

Учитель: поем 1 и 2 куплет со вступлением, при звукахтрели играем на музыкальных инструментах.

(Ученикиисполнют1-ый и 2-ой куплет, сопровождая игрой на музыкальных инструментах)

Учитель: Василий Сергеевич Калинников и Евгений Дербенко в своих произведениях показали природу по-разному, но обоих объединяет одно -  любовь к музыке, к родному краю.

6. Включение нового знания в систему знаний

Слайд 17

Учитель: предлагаю выполнить тестовые задания.

Тестовые задания (на проверку предметных результатов)

1.Симфоническая картина В. С. Калинникова называется:

А) «Дуб и береза»

Б) «Пальма и елка»

В) «Кедр и пальма»

2. Соотнесите название произведения с фамилией композитора:

«Кедр и пальма»       Е. Дербенко

«Одуванчик»            В.Калинников

3. Симфоническая картина – это жанр:

А) симфонической музыки

Б) джазовой музыки

В) рок-музыки

4. Слово «риза» означает:

А) одеяло

Б) одежда, одеяние

В) покрывало

5. Трель  - это:

А) название музыкального инструмента

Б) музыкальный символ

Максимальный балл – 6 баллов

Шкала оценки:

От 0-2 баллов – «2»

3 балла – «3»

От4 до 5 баллов – «4»

6 баллов – «5»

Учитель: предлагаю закончить предложение:

 - Этот урок заставил меня задуматься…

 - Теперь я знаю, что…

 - На следующем уроке я бы хотел…

Ученики:

  - Этот урок заставил меня задуматься о том, что природу надо охранять.

 - Теперь я знаю многих орловских поэтов, художников, композиторов, которые в своем творчестве отразили природу нашего края.

 - На следующем уроке я хотел бы познакомиться с другими музыкальными произведениями орловских композиторов.

Учитель: если вам понравился сегодняшний урок, то положите те знания, которые приобрели на уроке  в свое сердце.

(Ученики прижимают руки к сердцу)

7. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: назовите тему сегодняшнего урока.

Ученики: тема урока: « Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов».

Учитель: какую цель урока вы поставили?

Ученики: познакомиться с произведениями орловских художников, поэтов, композиторов, рассказывающих о природе.

Учитель: мы достигли цели урока?

Ученики: да.

Учитель: как вы можете это доказать?

Ученики: мы составили план урока, работали по группам, индивидуально, всем классом, рассматривали картины о природе, смотрели фрагмент фильма, читали стихотворения орловских поэтов, разучили новую песню «Одуванчик» композитора Е. Дербенко, слушали симфоническую картину Василия Сергеевича Калинникова «Кедр и пальма».

Слайд 13

Учитель: оцените свою работу на уроке.

Учитель проводит рефлексию самоценивания и взаимооценивания https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/076c/00054b13-82b4c346/1/img23.jpg

 Поднимите руку те, кто отметил себя на нижней ступеньке?

 Поднимите руку те, кто отметил себя на 2 или 3 ступеньке?

 Поднимите руку те, кто отметил себя на верхней ступеньке?

Поставьте честно себе оценки:

1 ступенька –«3»,

2 ступенька  - «4»,

3 ступенька – «4»

4 ступенька – «5»

Взаимооценивание

Критерии оценки

-формулировал аргументы,

-выступал публично,

-отвечал на поставленные вопросы,

 -участвовал в обсуждении.

-анализировал и сравнивал произведения,

-исполнял произведение

Шкала оценки:

От 0 – 3 баллов – «3»

От 4 до 6 баллов – «4»

От 7 и более баллов – «5»

Иванов

Петров

Сидоров

Учитель: вы все сегодня замечательно работали, были активными, прекрасно читали стихотворения, пели, слушали музыку, играли на инструментах и поэтому заслужили самые высокие оценки – пятерки.

Наш урок мне хочется закончить такими словами поэта А. Блынского:

Орловский край, просторы полевые,
Родимая навеки сторона.
Как дочь великой матери - России,
Одним дыханьем с ней живет она.

8. Домашнее задание.

Записано на доске

Учитель: домашнее задание будет следующим:

группа № 1выполнит рисунок к симфонической картине «Кедр и пальма».

группа № 2 возьмет интервью у своих одноклассников на тему: «Что значит для меня природа?» и снимет его на телефон.

группа № 3 составит программу концерта из произведений орловских композиторов и поэтов.

               Всем спасибо!

Под песню И. Хрисаниди «Родина» ученики выходят из класса.

Примечания:

1 – письмо к Н. С. Ливановой от 18 июля 1887г. В кн.: Калинников В. Письма, документы, материалы. Т.1. М., 1859, стр.254.  

2– письмо к С. Н. Кругликову от 5 июня 1887г. В кн.: Калинников В. Письма, документы, материалы. Т.2. М., 1859, стр.106.

3  - письмо от 8 апреля 1900г.

Приложение 1.

Рекомендации:

 - при выполнении дыхательных, артикуляционных, фонетических упражнений необходимо следить за тем, чтобы не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

 - распевка на букву «м» с закрытым ртом мягко разогревает голосовые складки, поэтому желательно не «экономить» время этого этапа вокально-хоровой работы.

Инсталляция (искусство) – форма современного искусства, пространственная композиция, созданная из различных элементов и являющая собой художественное целое.

Приложение 2.

Литература:

Василий Сергеевич Калинников: Краткий рекомендательный указатель. Орловское книжное издательство, 1960.

Калинников В. С. Письма, документы, материалы. В 2 т. / Сост., ред., вступит.статья и коммент. В. А. Киселева. — М.: Музгиз, 1959.

Нюрнберг М. В. Василий Сергеевич Калинников. 1866—1901: Краткий очерк жизни и творчества. — М.; Л.: Музыка, 1964.

Пожидаев Г. А. Василий Калинников: симфония жизни в четырёх частях. — М.: Школа, 1993.

Лазарев С. Е. Василий Сергеевич Калинников: этапы жизненного и творческого пути // Вопросы культурологии. — 2016. — № 5. — С. 49-59.

Ушатая Р. И. «Звуки, полные поэзии: К 100-летию со дня смерти В. С. Калинникова» (указатель литературы о В. С. Калинникове)

Ноты:

Дербенко  Е. «Сладки мне родные звуки». – И.: Вешние воды, Орел, 1999.

Василий Калинников. Собрание сочинений. Т. 2. Партитура. -  М.: Музыка, 1973.

Хрисаниди И. «Семь нот радуги». Песни и хоры для детей школьного возраста в сопровождении фортепиано.  – Орел, 2003.

Интернет-ресурсы:

https://clck.ru/UBUas  фильм «Где орел расправил крылья» из цикла «Тайны большого Золотого кольца России».

https://clck.ru/UBVbw  стихотворения орловских поэтов.                                             https://clck.ru/UBVxe  портрет Е. Благининой.

https://clck.ru/UBWS9 - Симфоническая картина «Кедр и пальма»

https://portal-kultura.ru/articles/music/116991-/-газета «Культура» от 20.08.2015г., статья  Дениса Бочарова «Василий Калинников. Оркестровая сюита, «Кедр и пальма», «Былина».

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25908267 – статья Юдиной В. И. (Орловский государственный институт культуры и искусств)  «Жизнь и творчество Василия Сергеевича Калинникова. Журнал «Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных» №1 (16).  – 2016г. стр.22-32.

Приложение 3.

Оценивание (самооценка)

        https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/076c/00054b13-82b4c346/1/img23.jpg

Приложение 4.Лист оценки работы в группе или в парах (взаимооценка)

Критерии оценки

-формулировал аргументы,

-выступал публично,

-отвечал на поставленные вопросы,

 -участвовал в обсуждении.

-анализировал и сравнивал произведения,

-исполнял произведение

 - играл на музыкальных инструментах

Шкала оценки:

От 0 – 3 баллов – «3»

От 4 до 6 баллов – «4»

От 7 и более баллов – «5»

Меньше 3 баллов – 2

Иванов

Петров

Сидоров

Приложение 5. Материалы для работы в малых группах

Игра на воображаемых музыкальных инструментах

группа – на альтах

2 группа – на виолончелях

3 группа - дирижирует

Алгоритм выполнения проекта

Цель: анализ музыкального произведения

  1. Прослушать произведение, придумать ему название.
  2. Определить жанр произведения.
  3. Определить характер, лад, темп, динамику, форму, тембр инструмента или голоса.
  4. Записать ответ в тетради.
  5. Подготовить устное выступление (презентацию) для остальных участников занятия. Определите выступающего от группы или пары.

Тестовые задания на проверку предметных результатов.

Выберите правильный вариант ответа.

1.Симфоническая картина В. С. Калинникова называется:

А) «Дуб и береза»

Б) «Пальма и елка»

В) «Кедр и пальма»

2. Соотнесите название произведения с фамилией композитора:

«Кедр и пальма»       Е. Дербенко

«Одуванчик»            В.Калинников

3. Симфоническая картина – это жанр:

А) симфонической музыки

Б) джазовой музыки

В) рок- музыки

4. Слово «риза» означает:

А) одеяло

Б) одежда, одеяние

В) покрывало

5. Трель  - это:

А) название музыкального инструмента

Б) музыкальный символ

Максимальный балл – 6 баллов

Шкала оценки:

От 0-2 баллов – «2»

3 балла – «3»

От4 до 5 баллов – «4»

6 баллов – «5»

Приложение 7. Музыкальные инструменты (треугольник, колокольчик, свистулька).

Картинка школьного колокольчика. Первый звонок — скачать и распечатать.  Времена года и погода — Осень. «МААМ—картинки». Воспитателям детских садов,  школьным учителям и педагогам - Маам.ру⬇ Скачать картинки Музыкальный треугольник, стоковые фото Музыкальный  треугольник в хорошем качестве | DepositphotosИгрушка-свистулька - история и описание игрушки

Приложение 8.

(Дополнительная информация при наличии времени)

Елена Благинина.

Родилась 14 (27) мая 1903 год в селе Яковлево (ныне Свердловский район Орловской области) в семье багажного кассира. В 1913—1922 годах училась в Курской Мариинской гимназии и в Курском пединституте. В 1923 году она уехала в Москву. Публиковала стихи с 1921 года. Первым опубликованным стихотворением Елены Благининой был стих «Девочка с картинкой». В 1925 году окончила ВЛХИ имени В. Я. Брюсова в Москве. Несколько лет работала в экспедиции газеты «Известия». Член СП СССР с 1938 года. Муж — поэт Георгий Николаевич Оболдуев, в 1933 году был арестован за антисоветскую пропаганду и осуждён на 3 года ссылки. Елена Благинина написала о нём воспоминания[2][3].

В 1940-е годы Елена Благинина становится одним из ведущих детских писателей в СССР. В 1942 году на студии «Союзмультфильм» вышел мультфильм «Лиса, заяц и петух» по сценарию Елены Благининой[4].

В 1946 году вышло несколько радиопередач для детей по сценариям Елены Александровны[5].

В 1950-е, когда началась травля поэта Бориса Пастернака, поддержала его, а впоследствии и изгнанную из Союза писателей писательницу Лидию Чуковскую.

В 1969 году вышла грампластинка журнала «Колобок» с записью голоса Елены Благининой, где писательница прочла свои стихи[6].

Елена Благинина умерла 24 апреля 1989 года в Москве. Похоронена рядом с мужем на Кобяковском кладбище (ГолицыноОдинцовский районМосковская область) — там находился писательский дом творчества.

27 декабря 2018 года решением Свердловского районного Совета народных депутатов по инициативе Орловской областной организации Союза писателей России была учреждена Ежегодная открытая литературная премия имени Елены Благининой[7].

Сообщение ученика о В. Калинникове.

Василий Сергеевич Калинников - талантливый композитор, сочинявший одухотворенную музыку. Его жизнь была наполнена невзгодами, но любовь к искусству помогала преодолевать все неурядицы. Василий Калинников родился 13 января 1866 года в селе Воины, в Орловской губернии. Он происходил из чиновничьей семьи. У Василия был брат Виктор. Он также стал композитором.

В детстве Василий учился в Орловской духовной семинарии. Здесь он изучал музыку и дирижировал хором. В 1884 году юноша решил продолжить обучение и для этого начал посещать Консерваторию. Из-за сложного материального положения через пару месяцев Василия отчислили из подготовительного класса. Судьба сложилась таким образом, что юноша стал студентом Музыкально-драматического училища в Москве. Он обучался игре на фаготе. Его педагоги - Павел Бларамберг и Александр Ильинский. Дополнительно начинающий композитор слушал лекции Василия Ключевского, заслуженного профессора Московского университета.

У Калинникова не было хорошего заработка, поэтому он находил разные источники доходов. Василий Сергеевич умел играть на нескольких инструментах: скрипка, литавры, фагот. Поэтому он принимал участие в театральных оркестрах и переписывал ноты. В 1892 году Петр Чайковский, известный композитор и критик, порекомендовал Калинникова на пост дирижера в Малом театре. Василий согласился, потому что ему нужны были деньги. Также он занимался педагогической деятельностью и давал уроки пения, музыки.

Калинников продолжил традиции музыкальной классики. В 1895 году он написал первую симфонию g-moll. Ее автор посвятил Семену Николаевичу Кругликову. Симфония впервые прозвучала в Киеве и имела успех. Впоследствии произведение вошло в репертуар оркестров. Еще одним известным творением композитора является «Былина». При жизни автора увертюра не исполнялась. Ее восстановили по архивам и исполнили по радио в 1950 году. Критики заметили, что начальные такты идентичны мелодии гимна СССР. Поэтому появилось предположение, что Василий Сергеевич является настоящим автором гимна.

Калинников не знал, что его музыка пройдет через года и будет актуальна до сегодняшних дней. Он создал много произведений, к которым относятся фортепианные сочинения «Грустная песенка», «Ноктюрн», «Русское интермеццо». Оркестровые произведения не менее известны. Это «Нимфы», «Кедр и пальма», «Царь Борис».

В 1893 году у Василия Сергеевича появились симптомы туберкулеза. Поэтому ему пришлось переехать в Крым. В последние годы жизни Калинников все же работал и сочинял музыку.

Василий Сергеевич Калинников умер 11 января 1901 года в Ялте. Его похоронили на Поликуровском кладбище Ялты. На надгробном памятнике изображены ноты из первой симфонии. В честь композитора в Орле установили памятник и предварительно благоустроили сквер возле музыкальной школы. Памятник разработали давно, но установили только в 2009 году. Это полуфигура композитора, которая находится под ветвями калины. Внизу сидит мальчишка и играет на свирели. Также в честь Калинникова назван теплоход, совершавший рейсы между Дудинкой и Красноярском.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе "Поэты пушкинской поры"

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского3. Сопоставить э...

Природа в творчестве орловских художников, презентация

Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...

Природа в творчестве орловских художников, текст

Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...

Методическая разработка УРОКА «ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ»

Данный урок предназначен для 5го класса по истории Древнего мира. Учебник- Вигасин А.А. "История Древнего мира", Просвещение 2013. На уроке изучается история Древней Индии....

Методическая разработка урока по Изо "Космос глазами художника" (5 класс)

quot;В методической разработке урока, которая оформлена как презентация, учащимся предлагается познакомится с известными художниками, которые изображали космические пейзажи и оценить всю фантастическ...

Методическая разработка урока на тему «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»

Урок направлен  на формирование у учащихся 5 класса конкретного представления об особенностях музыкальных сказок. Данный урок развивает познавательный интерес детей, творческие способности,...

Методическая разработка урок литературы. М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта". Мечты о вольности

Творчество М. Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории отечественной литературы....