"Музыка" 8 класс
рабочая программа по музыке (8 класс) на тему

Мирон Александр Георгиевич

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_8_klass_pravlennaya.doc81.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

УТВЕРЖДАЮ                             СОГЛАСОВАНО                             РАССМОТРЕНО

Директор МБОУ СОШ № 4                   Председатель НМС                       на заседании ШМО

__________В. В. Бондарь                      _______Л. Н. Преутесей                учителей___________

Приказ №620 от 31.08.2015             протокол №4 от 31.08. 2015           протокол №4 от 31.08.2015





Рабочая программа

учебного курса 

«Музыка»

8 класс



Программа рассчитана на 35 часов

Разработчик: Мирон А.Г.,

учитель музыки

г. Радужный, 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для учащихся 8 классов (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по музыке под редакцией Д.Б. Кобалевского в адресованном учащимся учебнике музыка 8 класс. / В.В Алеева, Т.Н. Науменко. Музыка 8 класс. М.: Просвящение, 2006».

Уровень основного общего образования является основным этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение учащихся общеобразовательных программ основного общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся. Через знакомство с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи – песня, романс, хоровая музыка, опера, балет.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089;
  • 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;
  • утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации, а так же будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 8 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 8 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

          Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству;

- программы «Музыка»» для 8 классов, авторы: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина;

- учебного плана общеобразовательного учреждения.

          Цель программы предмета «Музыка» в 8 классе способствовать формированию основ духовно-нравственного воспитания школьников посредством приобщения к музыкальной культуре как важнейшему развитию гармоничного развития личности. В учебном курсе ставится задача обобщения музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  отводит на этапе основного общего образования на изучение предмета «Музыка» в 8 классе 1 учебный час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.

        Программа базируется на межпредметных связях с математикой (арифметикой и алгеброй), литературой, историей, мировой художественной культурой, изобразительным искусством, физикой, технологией; и сочетается с внеучебной деятельностью: внеклассными мероприятиями, занятиями в сводном школьном хоре, занятиями в школьном вокально-инструментальном ансамбле, участием в конкурсах и т.д.

Отличительной особенностью программы является то, что в программу учебного курса «Музыка» в 8 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:

  • жанры маршевой музыки, марш как самостоятельная пьеса марш как часть произведений крупных жанров, многообразие маршей, виды, темпы;
  • особенности русского музыкального фольклора;
  • стиль как интонируемое миросозерцание. Классицизм, барокко, импрессионизм, реализм;
  • современная музыка XX века (джаз, поп – музыка, рок-опера);
  • мастерство исполнителя и звестные композиторы и исполнители-интерпретаторы (на примере творчества Рахманинова С.В., Скрябина А.Н., Шаляпина Ф.И., Собинова Л.В.);
  • стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося. В учебно-тематическом планировании отражена реализация образовательной программы школы - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; обеспечение качественных образовательных услуг для социализации личности; экологизация учебно-воспитательного процесса; внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

Срок реализации рабочей программы. На 2015-2016 учебный год в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4, количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Музыка» в 8 классе на учебный год составляет – 35 часов (1  час в неделю).

Ведущие формы и методы, технологии обучения. При организации учебного процесса по предмету «Музыка» используются педагогические технологии обучения:

  • культуровоспитывающая технология дифференцированного подхода по интересам деятельности (И.Н. Закатова);
  • технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).

            Предпочтительными для этого возраста учащихся формами и методами учебной деятельности являются следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод перспективы и ретроспективы;
  • метод проектов.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен», «Известные исполнители и исполнительские коллективы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего» и т.д.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Формы контроля знаний, умений и навыков: опрос, беседы, составление и решение кроссвордов, викторин, выполнение практических работ.

        В течение учебного года на уроках  «Музыки» будет проводиться:

- входной контроль (сентябрь);

- тематический контроль (конец четверти);

- итоговый контроль (май).

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Обучение музыкальному искусству в VIII классе должно обеспечить учащимся возможность:

- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки (ваганты, романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история  возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно-симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;  

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.

К концу учебного года учащиеся должны:

Уметь/ Использовать:

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы

Ключевые компетенции учебного предмета.

   Содержание обучения музыке структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе развиваются и совершенствуются коммуникативная, информационная, учебно-исследовательская  компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

        Информационная компетенция – самостоятельная подготовка текстового и музыкального материала, сообщения с использованием различных источников информации: книг, учебников, энциклопедий, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема.

        Учебно-исследовательская компетенция - выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.

Учебно - тематический план

Тема раздела

К-во часов

В том числе на:

Лекции

Слушание музыки

Тестирование

1

«Жанровое многообразие музыки»

16

8

4

4

2

«Музыкальный стиль – камертон эпохи»

19

9

5

5

Содержание программы (35 часов)

Раздел 1. «Жанровое многообразие музыки»

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество

сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.

       Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

         Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

          Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи»

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.  

        Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика. Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.

В течение учебного года на уроках музыки будет проводиться мониторинг:

  1. тестирование (на обобщающих уроках)
  2. интонационно-образный и сравнительный анализ, прослушанной музыки
  3. музыкальная викторина
  4. защита проектов
  5. итоговый контроль (май)

Формы контроля уровня обученности

п/п

Наименование разделов и тем

Кол. Часов

Формы контроля

I. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

1.

Жанровое многообразие музыки  

16

Входная диагностика. Музыкальная викторина. Тестирование

II.        Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

2

Музыкальный стиль – камертон эпохи  

19

Защита проектов.

Итоговый контроль в виде тестирования и « фонетического диктанта.

Литература и средства обучения

Основная

Для учителя

Для учащихся

В.М.Самигулина «Музыка» 8 класс.-Волгоград: Учитель, 2006.154с.

Э.Б. Бейдер Т. А.,Вендрова Т. Е., Кадабнова И. В., Критской Е. Д., Сергеева Г. П., Тарасова Г.С. под научным руководством Д.Б. Кобалевского-Волгоград: Издательство «Учитель»2006.

Методика работы с учебниками «Музыка»

5-8 классы. Пособие для учителя Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина-М.: Просвещение, 2002

Дополнительная

-«Воспитание музыкой».-М.;Просвящение,1991

М: Просвещение,1989.

-Гришанович Н.М., Суханова А.И. «Музыка».8 класс.-М.:Просвящение,1987.

-Искусство Т.7,ч.1:энциклопедия для детей-М.,

Аванта+,1997-686стр. иллюстр.

-Искусство Т.7,ч.2:энциклопедия для детей-М.:

Аванта+,2000-652стр., иллюстр.

-Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь-М.:Терра,1988-672

стр., иллюстр.

-Науменко Т. И.,Аллеев В.В. Музыка.Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных уч. заведений.

-Сергеева Т.С. Шмагина-4е изд. дораб.-М.: Просещение,2002

-Искусство Т.7,ч.1:Энциклопедия для детей-М.:Аванта+,1997-686стр,иллюстр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....