Методическая разработка урока Пародия в творчестве Шостаковича
методическая разработка по музыке на тему

Орел Юлия Антоновна

Методическая разработка урока в 11 классе «Пародия в творчестве Шостаковича» с применением технологии интегрирования (гармония + музыкальная литература). Авторы: Орел Ю.А., Островская Я.Е., учителя ГБОУ школы "Тутти".

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыкально-теоретических дисциплин

Орел Ю. А.

Учитель музыкально-теоретических дисциплин

Островская Я.Е.

Методическая разработка

урока в 11 классе

«Пародия в творчестве Шостаковича»

с применением

технологии интегрирования:

Гармония + Музыкальная литература

Использование современных педагогических технологий: технология интегрирования, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока: продолжить изучение темы «Пародия в музыке» на примерах различных по масштабам произведений вокальных жанров в творчестве Д.Шостаковича.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с произведениями композитора, изучение которых не предусмотрено программой, познакомить с различными версиями музыкальной пародии в вокальных жанрах творчества Шостаковича, дать представление о приемах и методах музыкального пародирования композитора, научить слуховому анализу музыкальной пародии во время прослушивания новой музыки и непосредственного участия в ее исполнении.

Развивающие: развивать общеэстетические и творческие способности учащихся, развивать навыки, полученные учащимися на занятиях по гармонии и сольфеджио (навык вокального исполнительства под аккомпанемент педагога) и музыкальной литературе (навыки анализа применяемых средств музыкальной выразительности, сравнения разных жанров и стилей, навык использования некоторых музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний).

Воспитательные: воспитывать интерес к различным музыкальным стилям, формировать позитивный опыт музыкального общения, способствовать расширению музыкально-эстетического кругозора учащихся, воспитывать культуру восприятия художественных произведений.

Формы работы: коллективная, групповая.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедиа проектор.

Ход урока

Итак, продолжаем рассматривать тему «Пародия в музыке». На прошлом открытом уроке мы разбирали это явление на примерах произведений зарубежных и русских композиторов 19-го века. Теперь обратимся к следующему столетию, к творчеству признанного классика ХХ-го века Д.Д.Шостаковича.

Презентация, слайды №1,2.

Мы знаем, что для разоблачения и высмеивания уродливых явлений современной ему действительности композитор широко использовал приемы музыкальной пародии, издеваясь над пошлостью, тупостью, обывательщиной и мещанством во многих своих сочинениях. Не случайно сам композитор как-то заметил: «Считаю столь же необходимым и человечным смех в музыке, как необходимы лирика, трагедия, пафос и другие «высокие жанры».

У композитора есть целая серия таких едко сатирических произведений, большинство из которых относятся к вокальным и вокально-хоровым жанрам. Первое вокальное сочинение такого рода – это „Басни Крылова“ — плод еще консерваторских занятий шестнадцатилетнего юноши. Далее появляются зрелые произведения, многие из которых во времена жесткой советской цензуры не исполнялись из-за их острого звучания. К таким сочинениям относятся вокальный цикл на слова Саши Черного «Сатиры», романсы на тексты журнала «Крокодил», сценическое произведение «Антиформалистический Раек», в котором высмеивается сам Сталин!!!

Мы сейчас разберем и прослушаем некоторые фрагменты из этих произведений.

«Антиформалистический Раёк»

Шостакович начал сочинять «Раёк» в мае 1948 года. Это был непосредственный отклик на «Постановление Центрального Комитета Коммунистической Партии от 10 февраля», осуждающее деятельность представителей «антинародного, формалистического направления в музыке». Автора «Ленинградской» симфонии безжалостно и безосновательно критиковали публично не только партийные деятели, но и коллеги композиторы, музыковеды и исполнители. Его называли композитором с «недоразвитым мелодическим даром», сочиняющим «отвратительные» произведения, «какафонию» и «заумь».

Шостакович был уволен из числа профессоров Ленинградской консерватории «по сокращению штатов», его сочинения перестали исполнять крупнейшие советские оркестры. Композитор оправдывался, выражал «благодарность за критику», обещал исправиться и заверял, что «будет пытаться создавать произведения, понятные и близкие народу». Он пишет ораторию «Песнь о лесах», ряд патриотических массовых песен, музыку к кинофильмам о войне. И... тайно работает над «Райком», в котором высмеивает своих убогих критиков и коллег, даёт волю едкой иронии и блестящему остроумию.

«Антиформалистический раёк» Д. Шостаковича можно охарактеризовать как одноактную сатирическую оперу или кантату. Жанр сочинения, безусловно, восходит к аналогичному произведению Модеста Мусоргского, а от него к народному райку — «театру картинок». Поэтому, прежде чем разбирать произведение Шостаковича, представляется уместным обратиться к «Райку» М.Мусоргского.

Презентация. Слайд №3.

«Раёк» М.Мусоргского

Раёк. Музыкальная шутка (слова Мусоргского), музыкальный памфлет.

«Раёк» — вокальная сюита М. П. Мусоргского (1869 г.), представляющая собой музыкальный памфлет, сатиру на музыкальных деятелей, идейных противников принципов «Могучей кучки».

Памфле́т (от англ. pamphlet — брошюра, буклет) — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. 

Раёк – вид представления на ярмарках: ящик с 2 отверстиями (снабженными увеличительными стеклами) для демонстрации зрителям различных картинок. Показ сопровождался пояснениями раешника. 

Презентация. Слайды №4, 5.

История возникновения этого произведения была сдедующей. В самый разгар боев в печати с врагами Могучей кучки (это было вскоре после того, как из-за злобных интриг великой княгини Елены Павловны Балакиреву пришлось уйти из Русского музыкального общества), Стасов посоветовал Мусоргскому еще раз взяться за оружие музыкальной сатиры и разделаться при его помощи с недругами Могучей кучки. Стасов верил в изобретательность своего друга, в меткость его сатирических стрел — и не ошибся. На этот раз Мусоргский сочинил не музыкальную миниатюру-портрет, а большое полотно в нескольких частях — «Раёк». Форма и название родились под воздействием деревенских воспоминаний о забавных балаганных представлениях, о веселых странствующих кукольниках.

Презентация. Слайд №6.

Во вступлении сам автор, в образе деда-раешника, шутника и балагура, сзывает народ поглазеть

на великих на господ, 
музыкальных воевод.

Затем, словно повинуясь ниточке в руках раешника, один за другим появляются перед публикой участники представления. Здесь директор консерватории Заремба, известный своими религиозными увлечениями («учит, что минорный тон — грех прародительский, а что мажорный тон — греха искупление»). За ним вприпрыжку скачет музыкальный критик Ф. Толстой. На мотив пустенького салонного вальса он восторженно воспевает знаменитую итальянскую певицу Патти. Этот номер — не только карикатура на Толстого, но одновременно и злая пародия на столь презиравшуюся балакиревцами итальянскую оперную музыку. На самых неподходящих словах появляются виртуозные колоратуры (они производят особенно комическое впечатление вследствие того, что исполняет их низкий мужской голос), возникают бессмысленные, с точки зрения текста, повторы слов и слогов: «О, Патти, Патти, О, Па-па-патти!» или «Па-па, Ти-ти, Ти-ти, Па-па!»

Последним со страшным треском и грохотом «выезжает» композитор и музыкальный критик А.Серов, язвительно названный здесь «Титаном». Он разгневан, мечет громы и молнии: его не пригласили на званый обед, данный в честь приезжавшего в Россию Берлиоза, не предоставили ему постоянного кресла в концертах Русского музыкального общества (здесь в ряде намеков обыграны подлинные факты).

В заключительном эпизоде «Райка» все герои падают ниц перед явившейся им «Музой Евтерпой» (имеется в виду великая княгиня Елена Павловна, которая имела большое влияние на музыкальную культуру СПб), умоляя ее оросить их «золотым дождем». Они поют своей могущественной покровительнице торжественный гимн на мотив веселой шуточной народной песни «Из-под дуба, из-под вяза», использованной Серовым в «дураковой песне» в опере «Рогнеда». Этим еще раз подчеркивался шутовской характер всего действия.

Презентация. Слайд №7.

Успех «Райка» превзошел все ожидания. В короткое время было раскуплено два издания. По свидетельству современников, хохотали до слез даже сами осмеянные, так остроумен и заразительно весел был этот музыкальный памфлет.

А теперь перейдем к «Антиформалистическому райку» Д.Шостаковича.

«Раёк» — единственное крупное сочинение Шостаковича, написанное на собственный текст.

Презентация. Слайд №8

Сюжет «Райка» рассказывает о собрании «музыкальных деятелей и деятельниц» на тему «Реализм и формализм в музыке». Ведущий последовательно предоставляет слово для выступления трём ораторам. Сидящие в зале бурно приветствуют речи «знатоков». В литературной основе текста лежат подлинные высказывания партийных лидеров того времени (несомненно сходство: Единицин — Сталин, Двойкин — Жданов, Тройкин — Шепилов), их характерные речевые интонации, даже неправильные ударения в словах. В музыке «Райка» большую роль играют различные музыкальные цитаты.

  1. Во время выступления Единицына и Двойкина постоянно звучит традиционный на подобного рода собраниях туш.
  2. Слово Единицына во многом основано на мелодии народной грузинской песни «Сулико», горячо любимой грузином Сталиным.
  3. В заключительном эпизоде речи Двойкина использован популярный кавказский танец «Лезгинка».
  4. Выступление Тройкина начинается с мелодии русской народной песни «Камаринская».
  5.  Затем последовательно звучат интонации песни Тихона Хренникова из популярного кинофильма «Верные друзья» и русская народная песня «Калинка».
  6. Наконец, в заключительной сцене с хором — знаменитые куплеты из комической оперы Планкетта «Корневильские колокола».

Первая редакция «Райка» была готова к лету 1948 года. Шостакович тайно показал её лишь нескольким своим самым близким друзьям. Общественно-политическая ситуация хрущёвской «оттепели» конца пятидесятых — начала шестидесятых годов позволила надеяться на публичное исполнение и публикацию сочинения, и композитор закончил вторую, чистовую редакцию, но, по свидетельству близких друзей композитора, в своём окончательном виде «Антиформалистический раёк» был завершён в 1968 году, а первое исполнение этого произведения состоялось в 1969 г. в Америке.

Сегодня, по прошествии нескольких десятилетий нас привлекает и интересует сама музыка сочинения, его яркая образность и фейерверк композиторских идей. «Антиформалистический раёк» раскрывает неизведанные стороны личности Шостаковича, заставляет глубже понять его внутренний мир и творческую мотивацию, является ярким документом эпохи и свидетельством великого очевидца.

Просмотр документального фильма «Шостакович смеётся» (по мотивам "Антиформалистического райка").

https://www.youtube.com/watch?v=bDjYvMyTJI0 

Задание:

Определить на слух, какие цитаты услышали, и расположить их по порядку.

5 романсов на тексты журнала «Крокодил»

„Пять романсов на слова из журнала „Крокодил“ для баса и фортепиано, тексты которых композитор заимствовал из рубрики «Нарочно не придумаешь», были написаны в 1965 году и являются одним из многочисленных примеров карикатуры в музыке композитора. Шостакович, так много сочинявший подобные произведения в молодости, в бурные 1920-е годы, вновь, в 60-е, уже умудренный опытом прошедших десятилетий, возвращается к сатирической теме и вновь смеется над пошлостью и тупостью.

Юмористический журнал „Крокодил“ на протяжении многих лет являлся вполне официальным рупором советской пропаганды. Отдельные мелкие недостатки соотечественников на пути к „светлому коммунистическому будущему“ требовали критической оценки и „Крокодил“, оружием которого были объявлены сатира и юмор, был создан именно для такой беспощадной критики. Журналу многое дозволялось: он был единственным, пожалуй, в те годы, кто мог открыто говорить о хамстве, пьянстве, воровстве и других „мелких грехах" социалистического общества. „Крокодил“ был достаточно популярен в народе: его читали в общественном транспорте, анекдоты пересказывались сослуживцам, обрывки страниц всегда можно было найти рядом с пивными ларьками и в загородных электричках.

Презентация. Слайд №9.

Для своих песен Шостакович выбирает курьезные письма, присланные читателями и опубликованные в журнале в рубрике «Нарочно не придумаешь»

1. Чистосердечное признание
2. Трудно исполнимое желание
3. Благоразумие
4. Иринка и пастух
5. Чрезмерный восторг

Презентация. Слайд №10.

На партитуре композитор даже ставит число и номер издания — № 24 от 30 августа 1965 года. Вряд ли любой, даже самый точный, перевод может передать обороты речи „простых тружеников“ — даже по–русски тексты писем звучат идиотично до неправдоподобия, да и сами сюжеты, присланные читателями, понятны скорее лишь тем, кому довелось жить в одну эпоху с композитором. Но в музыке Шостакович настолько блестяще реализовывает свой план („желание испытать свои силы и, может быть, сделать что–либо новое…“), образы столь выпуклы, а вокальная и фортепианная партии написаны так поразительно ярко, с использованием предельных регистров и динамики, позволяющих исполнителям продемонстрировать себя в полной мере — что сочинение выходит за рамки исключительно музыкального озвучивания смешных нелепостей, и музыка становится полноправным действующим лицом этого, по своей сути театрального представления.

Исполнение выученного романса – Благоразумие.

Сатиры на слова Саши Черного

Весной 1960 года на глаза Шостаковичу попался томик стихов Саши Черного. Этот достаточно известный в начале XX века поэт (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, 1880—1932) сотрудничал во многих журналах, публиковал дерзкие политические сатиры.

Презентация. Слайды №11, 12

Заинтересованный Шостакович тут же, во время чтения, стал делать пометки, отбирая тексты для будущего цикла. Их оказалось пять:

1.«Критику»,

2.«Пробуждение весны»,

3.«Потомки»,

4.«Недоразумение»

5.«Крейцерова соната».

В течение нескольких дней цикл, названный «Сатирами», был написан (закончен 18 июня 1960 года) и получил порядковый номер ор. 109. Во избежание неприятностей цензурного плана Шостакович сделал подзаголовок «Картинки прошлого». Первое исполнение «Сатир» состоялось в Малом зале Московской консерватории 21 февраля 1961 года.

В большей части стихи этого цикла направлены против мещанина, обывателя, считающего себя «интеллигентом», против обывательского куцего либерализма.

Музыка «Сатир» типично шостаковичевская! Мы узнаем характерные для него мелодические обороты. При этом — умение услышать и передать речевые интонации, сокрытые в литературном тексте. Рассмотрим некоторые специфические музыкальные приемы сатирического характера.

Шостакович включил название каждого номера в вокальную партию: певец «объявляет», что он будет сейчас петь. Это вносит дополнительный иронический оттенок в палитру композитора.

Исполнение выученного романса – Критику.

Шостакович не раз прибегал к иронической стилизации, связанной иногда с привлечением заимствованного и переосмысленного музыкального материала. Наиболее показательный пример — «Пробуждение весны» из вокального цикла «Сатиры» на слова Саши Черного.

Прослушайте и сами расскажите, что вы здесь услышали, какую цитату, и благодаря чему получилась пародия.

http://mp3davalka.org/files/%D1%88%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B/

Конечно, вы узнали романс С.Рахманинова на слова Ф.Тютчева «Весенние воды»!

Сравним тексты.

Презентация. Слайды №13-15

Федор Тютчев. Весенние воды.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

Саша Черный. Сатиры. Пробуждение весны

Вчера мой кот, взглянул на календарь

И хвост трубою поднял моментально,

Потом подрал на лестницу, как встарь,

И завопил тепло и вакханально:

   "Весенний брак, Гражданский брак!

   Спешите, кошки, на чердак..."

И кактус мой - о, чудо из чудес! -

Залитый чаем и кофейной гущей,

Как новый Лазарь, взял да и воскрес

И с каждым днем прет из земли все пуще.

   Зеленый шум... Я поражен:

   "Как много дум наводит он!"

Уже с панелей смерзшуюся грязь,

Ругаясь, скалывают дворники лихие,

Уже ко мне забрел сегодня "князь",

Взял теплый шарф и лыжи беговые...

   "Весна, весна! - пою, как бард, -

   Несите зимний хлам в ломбард".

Сияет солнышко. Ей-богу, ничего!

Весенняя лазурь спугнула дым и копоть,

Мороз уже не щиплет никого,

Но многим нечего, как и зимою, лопать...

   Деревья ждут... Гниет вода,

   И пьяных больше, чем всегда!

Создатель мой! Спасибо за весну! -

Я думал, что она не возвратится, -

Но... дай сбежать в лесную тишину

От злобы дня, холеры и столицы!

   Весенний ветер за дверьми ...

   В кого б влюбиться, черт возьми?

  1909

Саша Черный трактует тему в резко сниженном, как теперь говорят, «приземленном», плане («Вчера мой кот взглянул на календарь и хвост трубою поднял моментально» и т. д.).

Шостакович также прибегает к иронической пародийной стилизации. Основой фортепианного сопровождения здесь является часто повторяющаяся фраза, заимствованная из романса Рахманинова «Вешние воды» на стихи Ф Тютчева («Еще в полях белеет снег…»).

Презентация. Слайд №16

Шостакович лишил ее пышной и полнозвучной рахманиновской фактуры, сделал изложение нарочито элементарным, графически четким. Такое переосмысливание аккомпанемента соответствует «тональности» стихов Саши Черного, а также особенностям фортепианного стиля Шостаковича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

Методическая разработка урока Жизнь и творчество И.С. Тургенева

Модульный урок. "Вся моя биография- в моих сочинениях"Помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; научить самостоятельно работать с учебной книгой....

Методическая разработка урока Пародия в музыке

Методическая разработка урока в 11 классе «Пародия в музыке» с применением технологии интегрирования (гармония + музыкальная литература). Авторы Орел Ю.А. и Островская Я.Е., учител...

Презентация к уроку Пародия в творчестве Шостаковича

Методическая разработка урока в 11 классе «Пародия в творчестве Шостаковича».  Авторы: Орел Ю.А., Островская Я.Е., учителя ГБОУ школы "Тутти"....

Методическая разработка урока-знакомства с творчеством Ф. М. Достоевского в 10-м классе

Урок предваряет изучение творчества Федора Михайловича Достоевского, помогает ответить на вопрос: что сегодня может дать нам писатель, живший в 19 веке, чему научить. Актуальны ли сегодня его мысли и ...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»

Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...