Статья "Диалог культур на уроках русского языка и литературы"
статья на тему

Суркова Наталья Викторовна

В нашей гимназии обучаются представители 10 национальностей. С учётом задач развития национальной культуры строится и методика отбора и подачи языкового материала на уроках русского языка и литературы. Одной из основных задач является пробуждение интереса к изучению не только русского языка, но и родного, а также стремление овладеть языками.  Большую значимость в осознании грамматических закономерностей русского языка показывают знания учащегося по грамматике родного языка, единые речевые механизмы  говорения, чтения и письма. Однако, сопоставление с родным языком - средство для решения  основных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_surkova_n.v._fevral.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного процесса.

Диалог культур на уроках русского языка и  литературы.

Суркова Наталья Викторовна,

г. Нижнекамск

      Многонациональный народ нашей республики вступил в последнее десятилетие ХХ века, провозгласив Декларацию о государственном суверенитете, приняв новую Конституцию республики, Закон РТ «Об образовании», Закон «О языках народов Республики Татарстан»; в котором татарский  и русский языки получили статус государственных. В «Государственной программе Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан» были намечены новые задачи и цели развития национального образования в республике, предусматривающие национальное согласие, гарантии и права народов, населяющих нашу республику, на образование, право обучения в школе на родном языке. В школах Республики Татарстан изучаются, как правило, русский, татарский и один из иностранных языков.  Формирование толерантной личности, уважение к языкам, культуре, стремление познать их – главная цель образовательного процесса.

      В нашей гимназии обучаются представители 10 национальностей. С учётом задач развития национальной культуры строится и методика отбора и подачи языкового материала на уроках русского языка и литературы. Одной из основных задач является пробуждение интереса к изучению не только русского языка, но и родного, а также стремление овладеть языками.  Большую значимость в осознании грамматических закономерностей русского языка показывают знания учащегося по грамматике родного языка, единые речевые механизмы  говорения, чтения и письма. Однако, сопоставление с родным языком - средство для решения  основных задач.

     Как же решают  эти задачи учителя русского языка и литературы?  Конечно, невозможно проводить сопоставительный анализ языков на каждом уроке, поэтому мы тщательно отбираем интересный, на наш взгляд, материал, и дозировано даём его во время урока. Мы тесно сотрудничаем с учителями татарского языка, периодически проводим интегрированные уроки, у нас рождаются совместные проекты: научно-исследовательская работа по русскому языку «Происхождение и образование русских и татарских фамилий», «Структура простого предложения в русском и татарском языках». Непосредственно на уроках мы сравниваем фразеологизмы обоих языков, говорим о грамматическом строе речи. Так, на уроке русского языка в 5 классе «Род имён существительных» мы работали над тем, для чего нужно уметь определять род имён существительных.  Вот в английском языке, например, существительное не имеет грамматического окончания рода. Для этой цели используются другие средства: she или he только тогда, когда  говорим о людях: My brother is a doctor. = He is a doctor. My sister is a doctor. She is a doctor.  О неодушевлённых предметах или животных  мы обычно говорим it: The pencil is on the table. = It is on the table. The cat is on the yard. = It is on the yard.  И в татарском языке отсутствует грамматическая категория рода: принадлежность к мужскому или женскому полу выражается лексически, то есть отдельными словами: абый (брат старший), апа ( сестра старшая). Перед названиями ряда животных и птиц употребляется слово ата (самец), если они относятся к мужской особи, и слово ана (самка), если они относятся к женской особи: атак аз (гусак), анна каз (гусыня). Почему же в русском языке невозможно обойтись без категории рода?  (Род имени существительного показывает, в какой форме нужно поставить прилагательное или глагол, который с ним согласуется). Такая постановка вопросов вызвала оживленный интерес детей к языкам, включило их в работу. Кроме того, три года назад, начиная работать по ФГОС, мы получили совершенно новый учебник под редакцией Е.А.Быстровой для 5 класса. А к этому учебнику мы получили замечательное дополнение: учебное пособие «Русский язык. Региональный компонент. 5 класс» авторов Ахбаровой Г.Х и Скиргайло Т.О. , что позволяет знакомить учащихся с историей, традициями, обычаями татарского народа, жизнью и творчеством  выдающихся деятелей литературы, науки, достопримечательностями Татарстана.

     Русский язык выражает особенности мировосприятия русского народа. Изучая русский язык и русскую литературу, ученик сопоставляет образы русской и родной культуры.  На уроках литературы  учащиеся входят в специфический национальный мир другой культуры, выявляя общее в культурах двух народов. При это решается самая сложная задача: происходит переключение на другую культуру без отчуждения от родной. На уроках литературы происходит диалог культур, что позволяет расширить духовный, нравственный, эстетический опыт учащихся. В 5-6 классах диалог русской и татарской культур происходит на примере загадок, пословиц, волшебных сказок, героического эпоса русского и татарского народов. Результатом таких уроков являются работы учащихся: «Русские и татарские загадки: сходство и различия», «Герои русских и татарских народных сказок», «Богатыри в русской, татарской и чувашской литературе», «Нечистая сила в сказках», «Русские и татарские пословицы о дружбе» и др.  При изучении темы поэта и поэзии  в творчестве А. С.Пушкина в старших классах проводим параллель с творчеством татарского поэта Г.Тукая.

       Недавно мы приняли участие в Республиканской конференции им.Фатиха Карима, отправив исследовательскую работу «Тема ВОв в поэзии и прозе». В одном из пунктов данной работы  мы рассказали о том, что тема всенародного подвига вдохновляла всех поэтов абсолютно: идеи дружбы народов вдохновляли и татарского поэта Аделя Кутуя: Я русскую столицу берёг. Чтобы жила татарская столица. О единстве чувств и помыслов народов страны свидетельствовало их бережное отношение к культурным традициям, к сокровищнице духовных ценностей, умение поэтически воспринимать природу не только своего родного, но и инонационального края.

      Прекрасные, проникнутые горячим чувством патриотизма строки были созданы Фатихом Каримом. В промежутках между боями, под свистящими пулями, или при свете коптилки в блиндаже рождались поэмы, стихи, песни. Некоторые из них потом вошли в золотой фонд многонациональной советской поэзии.  В  стихах Фатиха Карима заключена глубокая напевность татарской мелодии. Несмотря на то, что его стихи глубоко драматичны, они вместе с тем полны жизненного оптимизма («Ант» (Клятва), «Кала яшьлек »(Уходит молодость), «Иптәш» (Друг), «Окоп җыры» (Песня окопа), «Ай аңлады, сизде болытлар» (Луна поняла, предчувствовали облака).  В его стихах слова клятвы, преданности и верности, любви тесно взаимосвязаны с простым народом. Такие стихи мог написать только поэт сам испытавший на себе фронтовую жизнь в окопах войны. Он о себе пишет: «Я-гуманист» несмотря на то, что он по долгу службы должен убивать врага. Наряду с фронтовой лирикой, поэтом посвящены стихи тем, кто остался в тылу - матерям, детям, невестам.
Главная тема фронтовой лирики Фатиха Карима - борьба между жизнью и смертью, которая звучит в его стихах: «Ватан өчен»( Ради Отчизны), «Газиз әнкәй»( Мама дорогая), «Кыр казы» (Дикий гусь), «Борчылу» (Беспокойство).
В стихотворении «Борчылу» чувствуется предчувствие своей гибели. Но его никогда не покидает дух оптимизма и человеколюбия. Образы Отечества, родной земли, Казани воплощены в стихах: «Дусларга» (Друзьям), «Кайда минем мылтык» (Где моя винтовка), «Алга бара идек » (Мы шли вперед).

     Литература 7-11 классов позволяет сопрягать вступающие в диалог тексты одной и той же эпохи -  литературы поэтов и писателей XIX и  XX веков: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Г.Тукай, Л.Н.Толстой, Солженицын А., А.Еники, И.С. Тургенев, Ф.Амирхан, М.Горький, Н.Рубцов, Р.Файзуллин. Взаимодействие русской и татарской литературы позволяет  эффективнее  усваивать культурные, литературные, исторические реалии той или иной эпохи нашей страны и республики в целом.

     Русский язык и литература содержат огромные возможности для усвоения духовно-нравственных ценностей, сближающих народы, для воспитания и развития толерантной, гуманной личности. На уроках есть уникальная возможность установить и проследить диалогические связи русской и татарской культур, каждая из которых самодостаточна, самоценна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и совершенствование речевой культуры на уроках русского языка и литературы в системе ФГОС

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...

"Формирование коммуникативной культуры на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

В основе работы описывается практико-ориентированный педагогический проект, в  реализации которого предполагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которое происходит ч...

Статья "Интерпретация художественной культуры на уроках русского языка и литературы"

В статье говорится об опыте работы по интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов....

Диалог культур на уроках русского языка и литературы

Диалог культур на уроках русского языка и литературы...

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы.

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...

Проблемы формирования речевой культуры на уроках русского языка и литературы в средней школе

Постоянно изучая речевую среду, в которой находятся ученики, фиксируются ее особенности, учитывается весь «положительный» и «отрицательный» материал для того, чтобы более эффективно строить рабо...