Развитие и совершенствование речевой культуры на уроках русского языка и литературы в системе ФГОС
методическая разработка по литературе на тему

Сизикина Нина Александровна

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta-noyabr._doklad._razvitie_rechevoy_kultury.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Комсомольская СОШ № 2»

Выступление

на методобъединении учителей русского языка и литературы

Развитие

и совершенствование речевой культуры

на уроках русского языка и литературы

в системе ФГОС

Учитель русского языка

и литературы

Сизикина Н.А.

2015 г.


   Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению, составляющие основу ФГОС нового поколения, предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.

    Язык - универсальное средство общения (кодовая система), речь - функция языка, его индивидуальное воплощение в конкретной практике. Это представление соответствует и ожиданиям новой информационной эпохи, которая требует от человека коммуникативной грамотности (владение средствами обмена информацией и ее накопления) , как необходимой его характеристики в ХХI веке. Такое понимание языка соответствует и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Система языка проявляет себя в речевой деятельности, которая невозможна для человека без знания законов языка. Задача, таким образом, состоит не только в том, чтобы дать знания о языковых средствах, надо создать условия для повседневного приобретения опыта пользования ими во внешней (устной, письменной) и внутренней речи, оттачивания своей индивидуальной, отличной от других манеры
 

   Курс характеризует его практическая направленность на пользование системой языка, что, в свою очередь, возможно только при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении. Таким образом, выделяются две основные цели преподавания русского языка.
Социокультурная формирует:
а) коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех её формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;
б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.

Когнитивно-познавательная:

а) связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира;

б) с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.

    Предлагается непрерывный курс русского языка, построенный в соответствии с целями, которые определены выше. В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в смысл слова, дети устанавливают его зависимость от звукового и буквенного состава, от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей общеучебным умениям: чтению и письму. Далее, до конца начальной школы, ученики погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка..
    Создаются условия для реализации системно-деятельностного подхода, индивидуализации обучения (каждый ученик найдет свою нишу), а также обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях. Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, развивается «чувство языка», формируется прочность усвоения программного материала.

Одним из самых важных личностных показателей является речь человека. В современной жизни, в условиях интенсивно растущих межличностных контактов возрастают требования к речевой культуре человека, к культуре владения языком – этим важным орудием мышления, познания, общения, творческого самовыражения личности. Овладение языком в тех пределах, которые устанавливает современная общественная жизнь, выступает как требование государственной важности.

Основная ответственность в реализации этого требования лежит на учителе-словеснике.

В системе школьного обучения на всех возрастных уровнях введены специальные уроки развития речи. Нам, учителям русского языка и литературы, известно, что эти уроки – одни из самых сложных. Это объясняется и многогранностью задач, и особой подготовкой урока такого типа: урок развития речи связан как с интеллектуальным и речевым развитием школьников, так и с обогащением их эмоционального, духовного мира.

Сегодня методикой и практикой образования накоплен огромный опыт проведения уроков развития речи. Уже обязательными в моей работе стали уроки-семинары, диспуты, дискуссии, викторины, уроки-блоки, уроки-панорамы и другие формы работы, которые носят креативный характер и требуют того, чтобы активность учащихся не носила бы репродуктивный (воспроизводящий) характер, а продуктивный, творческий. На этих уроках в контексте художественных произведений, как правило, решаются коммуникативные задачи, с которыми ученики могут встретиться в жизни, в естественных условиях общения. Это очень важно, потому что здесь дети самовыражаются, активно подключая свой речевой арсенал, не дублируя друг друга, хотя у всех получается, конечно же, по-разному. Выразить собственную позицию по проблеме обсуждения – это задача непростая: ведь нужно обладать богатой лексикой, знать предмет работы, т.е. сам текст художественного произведения, а увлечь ребят чтением – это в современных условиях – задача для словесника трудная (телевидение, занятия у компьютера занимают 80% пространства жизнедеятельности современных школьников). Развитие коммуникативных способностей можно существенно усилить на уроках русского языка, если учесть различия в их природных задатках и способностях. Каждый ребёнок уникален, один схватывает на лету, другому нужно достаточно много времени, третий воспринимает с трудом.

 На уроках русского языка я применяю разные приёмы и методы, помогающие обучающимся учиться правильно выражать свои мысли. Вместе с ребятами мы разработали требования к устному ответу. Этот приём используется на этапе закрепления материала, где ребёнок учится говорить правильно, кратко, выразительно.

 Использование тестов позволяет выявлять качества детей, которые необходимо учитывать для эффективного обучения каждого ребёнка в отдельности и класса в целом.

На основе полученных результатов создаётся портрет класса. При подготовке к уроку и при его проведении обязательно учитываются особенности учащихся, продумываются различные варианты индивидуальной, групповой, фронтальной работы на уроке.

 В своей работе я использую такие методы  как диспут и дисскусия. Данные методы развивают логическое мышление, формируют умение задавать вопросы, отвечать в эмоционально-напряжённой обстановке, обучают уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения. В различных исследованиях установлено, что мышление в споре интенсивно развивается.

 На уроках русского языка я уделяю большое внимание творческой лингвистической деятельности обучающихся: создание нетрадиционных работ, выполнение творческих заданий; самостоятельный выбор форм при выполнении заданий; проявление инициативы при самостоятельном решении лингвистических задач.

На уроках развития речи, обучая детей правильному написанию сочинения, я использую приём свободной фантазии. Работа проводится как в группах, так и индивидуально. Обучающиеся, получив тему к сочинению, на отдельных небольших листках (это могут быть стикеры)  записывают по одному предложению по теме. Если работа в группе, то каждый из участников группы может записать на листках не более трёх предложений. Листки раскладываются на середине общего стола. Далее их можно распределить по подтемам. Идёт работа над композицией сочинения. Обучающиеся, выбранные в группе редакторами, заканчивают работу с полученным текстом. Текст полученного сочинения в тетрадь записывают все участники группы.

 Роль общения в жизни велика, поэтому очень важно научить обучающихся правильно вести диалог. Чтобы научиться вести диалог, чтобы он был успешным, приносил удовлетворение общающимся сторонам, необходимо овладеть всеми видами речевой деятельности. На своих уроках я как можно чаще использую коллективную, парную и групповую формы обучения, то есть такие формы ,при которых создаются условия диалога, условия коммуникации.

На своих уроках я использую проблемные ситуации разной природы. Подбираются такие задачи и вопросы, которые заинтересуют обучающихся и вызовут напряжённую мыслительную деятельность. Для создания проблемной ситуации используются жизненные явления, факты, их анализ с целью теоретического объяснения; задачи межпредметного характера; исторический или занимательный материал; организуется практическая работа исследовательского характера, в ходе которой обучающиеся приходят к выводам; исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.

 

 Письмо по памяти — один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию. К такому тексту предлагаются задания по развитию речи: определить тип и стиль текста, средства связи между предложениями, сформулировать основную мысль, указать тему текста, придумать заголовок, назвать основные признаки текста.

 ➢ В практику обучения и развития коммуникативных способностей  обучающихся прочно вошёл комплексный анализ текста, который я систематически использую на уроках русского языка.

Отправной точкой в моей работе в этом направлении стало выделение в тексте ключевых предложений, то есть предложений, на основе которых создаётся целостность, последовательность, связность текстов разных типов и стилей. Преимущество выделения ключевых предложений текста перед привычными пунктами плана-тезисами, в том ,что эти предложения не только выражают мысли, которые должны быть раскрыты в тексте, но и демонстрируют форму выражения, грамматическую структуру. Далее текст рассматривается с точки зрения всех разделов о языке (фонетика, словообразование, морфемика, морфология, синтаксис, пунктуация). Такая форма работы помогает не только разбирать заданные тексты, но и правильно конструировать свои (сочинения, изложения). Ведущей целью данной работы можно назвать умение продумывать тему и основную мысль не только в письменной форме, но и в устном высказывании, отбор необходимого материала и систематизация его, использование соответствующих замыслу типа и стиля речи, наиболее подходящих языковых средств.

Текст всегда связан с актом коммуникации, общения. Следовательно, речевая деятельность предполагает умение создавать и понимать тексты. Текст, таким образом, выполняет только ему присущую функцию: обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей. 

 Учитывая низкую читательскую активность учащихся, наблюдая безразличное отношение к книге, понимаю, что только единицы в классе прочитают программное произведение. Поэтому в своей практике я больше стала уделять внимания работе с конкретными (главными) эпизодами, которые учащиеся подробно анализируют по плану. Это требует обязательного прочтения. Часто такие задания строятся по вариантам. Специально для такой работы раздаю ребятам памятки. Такая работа дает возможность усвоения учащимся необходимой информации и понятий: темы, проблематики, идеи, построения и системы образов произведения.

Развивая и совершенствуя речевую культуру школьников, учитель усложняет, усиливает требования к речи, учитывая возрастную ступень воспитанников. Так в старших классах, например, эти требования достаточно высоки. Каждый ответ у доски оценивается одноклассниками по форме и содержанию. Это примерно выглядит так:

1. Не придерживался плана изложения материала, поэтому наблюдалась разбросанность мыслей.

2. Не использовал разнообразие синтаксических конструкций.

3. Мало дополнительного материала.

4. Неуместно использовал конкретные слова.

5. Имелись речевые ошибки (неоправданные повторения) и т.д.

При таком подходе к оценке ответов старшеклассники очень серьёзно относятся к домашнему заданию.

Думаю, что для совершенствования речевых навыков необходимо научить ребят внимательно слушать ответы товарищей, анализируя высказываемое. В этой работе происходит очень важный процесс – развитие продуктивной речи учащихся – высшего уровня речевой деятельности.

Позиция учителя в этом процессе очень активна: он стимулирует мыслительную и речевую деятельность школьников введением элементов проблемности при раскрытии нравственного облика героя, авторской позиции, оценке, событий и поступков героев произведений (например, по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»: 1) В чем же смертельная рана Евгения Базарова? 2) Почему Тургенев приводит своего героя к смерти? и др.).

Огромную роль в развитии и совершенствовании речи играет обучение детей выразительному чтению, как средству эмоционального и логического осмысления текста. В ходе этой работы мы, конечно же, обращаем внимание на уместное использование пауз между предложениями и внутри его, умение делать логическое ударение, выделяющее главное в сообщении. В работе над лирикой требую всегда не только выразительного чтения с учётом особенностей чтецкой техники, но и подробного анализа по определённому плану.

Формирование речевой культуры учащихся невозможно без систематической работы по обогащению словарного запаса. Различные словари – неизменный элемент оборудования уроков словесности. При изучении художественных произведений в уроки часто включаются комментированное чтение текста, которое, кроме работы по содержанию, обязательно включает обсуждение значений трудных слов, фразеологических сочетаний и крылатых фраз в непосредственной связи с содержанием эпизодов.

В системе отечественного образования существенным показателем обучения речи учащихся является сочинение. При работе над ним автор должен определиться, о чём он хочет писать, для чего он хочет это рассказать, как он будет это делать, т.е. автор школьного сочинения должен определить тему, основную мысль своей работы, способ и стиль изложения материала. Хотя этому мы обучаем детей, начиная с начальной школы, уделяя этому особое внимание, но, исходя из специфики настоящих (нынешних) условий жизни, получить в работе должный результат становится всё сложнее.    Это особая тема обсуждения.

 В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. На своих уроках я ориентируюсь на новые стандарты и осуществляю системно-деятельностный подход к обучению.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...

«Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС»

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

проектная работа "Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы, а также на занятиях по внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. В статье поднимается вопрос о развитии творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС.

Доклад к конференции по самообразованию. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он всегда будеттолько подражать, копировать»Л. Н. Толстой.В данном материале я дел...