«Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Цель: ознакомление учителей с различными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроке

Задачи:

  1. Рассказать об активизации познавательной деятельности при помощи педагогических технологий

  2. Привести примеры заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников

  3. Представить различные формы проведения уроков и внеурочной деятельности.

План выступления:

  1. Вступление (актуальность данной проблемы)

  2. Технологии обучения, которые могут способствовать активизации познавательных процессов школьников

  3. Формы проведения уроков и занятий для эффективного и качественного обучения

  4. Заключение

     

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация деятельности обучающихся. Особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на форматирование отношения обучающихся к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Обучение не должно сводиться к механической «передаче» знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно связаны преподаватель и обучаемый: преподавание и учение.

Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

Поиски путей активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи и методисты, учителя и преподаватели в свое профессиональной деятельности.

На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения. При выборе методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от обучающихся требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, ведь степень продуктивности обучения зависит от уровня активности познавательной деятельности обучающихся.

1.Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения

2. Кроме проблемно-диалогического обучения в своей работе я использую и другие технологии. Игровая технология, ведущим методом которой является игра.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету ­дидактическая игра.

Пазлы дети охотно собирают из деталей картинки. Сам принцип игры остается прежним: картинку, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить их них единое целое. Складывать картины можно по образцу, то есть имея перед собой второй ее экземпляр (это и есть настоящие “пазлы”) или без образца.

Особенностью проверки знаний при помощи игры в “пазлы” является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, а также воспитание аккуратности и усидчивости.

Игра – пазлы «Собери выкройку»

 

Цель игры: проверить знание чертежа выкройки юбки, тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, воспитание аккуратности и усидчивости.

 

Необходимые материалы: чертеж выкройки юбки, разрезанный на части.

 

Задание: собрать чертеж выкройки прямой юбки.

 

Аналогичные «пазлы» можно изготовить и для проверки знания чертежа выкройки фартука, плечевого изделия, брюк.


 


 


 


 

Решение кроссвордов - это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.

В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме - тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. При этом, если нет возможности размножить кроссворды, можно использовать кальку, которую накладывают на лист выполняют решение на ней. В этом случае один и тот же кроссворд можно использовать неоднократно.

Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные учащимися одной бригады, передаются для решения другой. Желательно сначала проверить составленный детьми кроссворд, так как дети могут допустить ошибки, делающие его решение невозможным.

Игра «Шифровальщики»

Ход: играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Активно можно применять игры и во внеурочной деятельности. Именно там раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном обществе. Наиболее часто применимы сюжетно-ролевые игры, в которых условия игры схожи с условиями жизни в обществе. Это могут быть игры: «Хочу быть учителем», «Играем в больничку», «Отправляемся путешествовать…», «Знаем правила движения», «Играем в сказки» и т.д.

Для развития познавательного интереса у учащихся используют разнообразный занимательный материал: загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, задачи в стихах, головоломки, задания на сообразительность, логику. Дети с удовольствием решают эти творческие задания. Расширяется кругозор, развивается и обогащается речь детей.

Уроки можно превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро, интересно и даёт хороший результат.

  Новые возможности окрывают кейс-технологии – применение учебных комплексов, в которых есть определённая проблема, информационный материал для её решения. Учащиеся должны самостоятельно найти способ решения проблемы, провести его анализ, представить результат решения. В уроке «Русская вышивка» было представлено три кейса «История вышивки», «Дизайн изделия», «Практическое выполнение швов». 

        Неотъемлемая часть курса технологии – выполнение творческого проекта. В своей работе мы стараемся выполнять социально-значимые творческие проекты.


 

3. Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считаю использование информационно - коммуникационных технологий. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

На уроках используют разные формы применения ИКТ:

  • презентации;

  • тренажёры;

  • физминутки;

  • музыкальное сопровождение уроков;

 

4. Помимо информационно-коммуникационных технологий на каждом своем уроке не забываю применять элементы здоровьесберегающих технологий: это снижение нагрузок на уроках, дозированные домашние задания, физкультминутки, смена позиций учащихся, динамические паузы, беседы.

5. Ещё одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю коллективные способы обучения. КСО - такая организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.

Активное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом облегчает усвоение материала.

6. Эффективными и развивающими, побуждающими к активной мыслительной деятельности, способствующими развитию всех видов памяти, внимания, восприятия, речи, благоприятно влияющими на социализацию ученика являются приемы, основанные на противоречиях – всем известной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эти приемы очень просты, но высокоэффективны.

Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их способностей. Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую.

Внеклассные занятия лучше организовать так, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.

По содержанию внеклассное занятие должно быть связано с работой на уроке, но здесь решаются задачи повышенной трудности, задачи – смекалки, задачи – шутки, занимательные задачи, логические задачи, примеры, уравнения, для решения которых используются интересные приемы. Предлагаются задания на заполнение магических квадратов, разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов и т.д. На занятиях сочетаю коллективную работу и индивидуальную. Учитывая все вышесказанное, проводят такие внеклассные мероприятия, как:

  • интеллектуальные игры;

  • викторины;

  • КВНы;

  • Конкурсы;

В заключении замечу, что каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересен для обучающихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»

Цель: ознакомление учителей с различными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроке

Задачи:

  1. Рассказать об активизации познавательной деятельности при помощи педагогических технологий
  2. Привести примеры заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников
  3. Представить различные формы проведения уроков и внеурочной деятельности.

План выступления:

  1. Вступление (актуальность данной проблемы)
  2. Технологии обучения, которые могут способствовать активизации познавательных процессов школьников
  3. Формы проведения уроков и занятий для эффективного и качественного обучения
  4. Заключение

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация деятельности обучающихся. Особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на форматирование отношения обучающихся к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Обучение не должно сводиться к механической «передаче» знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно связаны преподаватель и обучаемый: преподавание и учение.

Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

Поиски путей активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи и методисты, учителя и преподаватели в свое профессиональной деятельности.

На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения. При выборе методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от обучающихся требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, ведь степень продуктивности обучения зависит от уровня активности познавательной деятельности обучающихся.

#1058;ехнология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения

2. Кроме проблемно-диалогического обучения в своей работе я использую и другие технологии. Игровая технология, ведущим методом которой является игра.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра.

Пазлы дети охотно собирают из деталей картинки. Сам принцип игры остается прежним: картинку, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить их них единое целое. Складывать картины можно по образцу, то есть имея перед собой второй ее экземпляр (это и есть настоящие “пазлы”) или без образца.

Особенностью проверки знаний при помощи игры в “пазлы” является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, а также воспитание аккуратности и усидчивости.

Игра – пазлы «Собери выкройку»

Цель игры: проверить знание чертежа выкройки юбки, тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, воспитание аккуратности и усидчивости.

Необходимые материалы: чертеж выкройки юбки, разрезанный на части.

Задание: собрать чертеж выкройки прямой юбки.

Аналогичные «пазлы» можно изготовить и для проверки знания чертежа выкройки фартука, плечевого изделия, брюк.

Решение кроссвордов - это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.

В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме - тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. При этом, если нет возможности размножить кроссворды, можно использовать кальку, которую накладывают на лист выполняют решение на ней. В этом случае один и тот же кроссворд можно использовать неоднократно.

Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные учащимися одной бригады, передаются для решения другой. Желательно сначала проверить составленный детьми кроссворд, так как дети могут допустить ошибки, делающие его решение невозможным.

Игра «Шифровальщики»

Ход: играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Активно можно применять игры и во внеурочной деятельности. Именно там раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном обществе. Наиболее часто применимы сюжетно-ролевые игры, в которых условия игры схожи с условиями жизни в обществе. Это могут быть игры: «Хочу быть учителем», «Играем в больничку», «Отправляемся путешествовать…», «Знаем правила движения», «Играем в сказки» и т.д.

Для развития познавательного интереса у учащихся используют разнообразный занимательный материал: загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, задачи в стихах, головоломки, задания на сообразительность, логику. Дети с удовольствием решают эти творческие задания. Расширяется кругозор, развивается и обогащается речь детей.

Уроки можно превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро, интересно и даёт хороший результат.

Новые возможности окрывают кейс-технологии – применение учебных комплексов, в которых есть определённая проблема, информационный материал для её решения. Учащиеся должны самостоятельно найти способ решения проблемы, провести его анализ, представить результат решения. В уроке «Русская вышивка» было представлено три кейса «История вышивки», «Дизайн изделия», «Практическое выполнение швов».

Неотъемлемая часть курса технологии – выполнение творческого проекта. В своей работе мы стараемся выполнять социально-значимые творческие проекты.

3. Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считаю использование информационно - коммуникационных технологий. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

На уроках используют разные формы применения ИКТ:

  • презентации;
  • тренажёры;
  • физминутки;
  • музыкальное сопровождение уроков;

4. Помимо информационно-коммуникационных технологий на каждом своем уроке не забываю применять элементы здоровьесберегающих технологий: это снижение нагрузок на уроках, дозированные домашние задания, физкультминутки, смена позиций учащихся, динамические паузы, беседы.

5. Ещё одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю коллективные способы обучения. КСО - такая организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.

Активное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом облегчает усвоение материала.

6. Эффективными и развивающими, побуждающими к активной мыслительной деятельности, способствующими развитию всех видов памяти, внимания, восприятия, речи, благоприятно влияющими на социализацию ученика являются приемы, основанные на противоречиях – всем известной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эти приемы очень просты, но высокоэффективны.

Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их способностей. Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую.

Внеклассные занятия лучше организовать так, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.

По содержанию внеклассное занятие должно быть связано с работой на уроке, но здесь решаются задачи повышенной трудности, задачи – смекалки, задачи – шутки, занимательные задачи, логические задачи, примеры, уравнения, для решения которых используются интересные приемы. Предлагаются задания на заполнение магических квадратов, разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов и т.д. На занятиях сочетаю коллективную работу и индивидуальную. Учитывая все вышесказанное, проводят такие внеклассные мероприятия, как:

  • интеллектуальные игры;
  • викторины;
  • КВНы;
  • Конкурсы;

В заключении замечу, что каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересен для обучающихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».«Интернет пришел в школы России, а ...

Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся

Активизация познавательной деятельности является одним из важных звеньев развивающего обучения. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать у учащихся положительное ...

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии, химии, географии и во внеурочное время»

В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и  определяющей в качестве одного из направлений формирование кл...

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и  классе: включённость ученика разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учите...