Презентация Эффективные приемы работы по формированию естественно – научной грамотности у дошкольников опыт работы средняя группа
презентация к уроку

Колпакова Елена Сергеевна

Эффективные приемы работы по формированию естественно – научной грамотности у дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные приемы работы по формированию естественно – научной грамотности у дошкольников средняя группа Воспитатели 4 гр Зыбарева Н.В . Колпакова Е.С.

Слайд 2

ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.

Слайд 3

Одним из ориентиров является любознательность . Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов их явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Актуальность

Слайд 4

Естественно - научную грамотность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. В процессе исследовательской деятельности происходит формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания.

Слайд 5

В нашей группе был реализован исследовательский проект «Снег-снежок». Почему мы выбрали эту тему. Придя с прогулки, воспитанница задала вопрос «Почему растаял снег в помещении?». Детям стало интересно почему в помещении таит снег. После обсуждения приняли совместное решение узнать: - что такое снег, его свойства? - тает ли снег в тёплом помещении и во что превращается?

Слайд 6

Актуальность данного проекта в том, что он позволяет как в условиях организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов расширить, обогатить и систематизировать знания детей о снеге, будет способствовать развитию интереса к экспериментированию со снегом. Путём опытов и экспериментов детям представится возможность самим ответить на вопросы «как?» и «почему?».

Слайд 7

Цель проекта : формирование и расширение у детей представлений о снеге, его свойствах. Задачи: Формировать представление о сезонных изменениях в природе. Дать представление, что такое снег и познакомить с основными свойствами снега (белый, холодный, тает в помещении и превращается в воду, чистоту). Обогатить речь детей описательными прилагательными (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый). Формировать умение отмечать результаты наблюдений. Развивать познавательную активность у детей в процессе проектной деятельности Развивать наблюдательность, мышление, воображение, коммуникативные навыки в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом; Воспитывать интерес к совместной познавательно- экспериментальной деятельности участников проекта. Гипотеза: предположим, что если поместить снег в тепло, то он растает и станет водой. Участники проекта : дети средней группы, воспитатели. Длительность проекта: 1 неделя.

Слайд 8

Методы исследования: Изучение научной литературы. Использование Интернета в поиске информации. Эксперимент. Наблюдение. Фиксирование результатов.

Слайд 9

1.Теоретическая часть. Что такое снег? 2. Практическая часть. Правила техники безопасности. Свойства снега Таяние снега: На столе, на батарее На варежке, на ладони В холодной, горячей воде 3. Рефлексивный этап. Продукт проекта «Снеговик». 4. Послепроектный этап (переход к новому проекту).

Слайд 10

1.Теоретическая часть. Что такое снег? Снег - это не просто замерзшая вода. Снег образуется при замерзании водяного пара. Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Следуя за воздушными течениями, они перемешаются в воздухе во всех направлениях. Постепенно, эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу и образуют шестигранные снежинки. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться на землю. Так на земле начинается снегопад.

Слайд 11

2. Практическая часть. Перед тем, как начать исследовательскую деятельность нужно познакомиться с элементарными правилами безопасности. Правила техники безопасности. Нельзя при экспериментах пользоваться пищевой посудой Нельзя принимать пищу во время проведения опытов. Нельзя проводить опыты с неизвестными веществами.

Слайд 12

Опыт 1. Свойства снега Мы взяли снег и стали его рассматривать: Мы положили снег на красную бумагу, приложили белый лист бумаги, сравнили и увидели, что снег белого цвета. В тепле он превращается в воду и становится прозрачный. Взяли палочку и стала мешать его, после положили на ладошку и подули на него. Снег слетел с ладошки. Вывод: Снег белого цвета, прозрачный, рыхлый и холодный, легкий. При таяние снег превращается в воду.

Слайд 14

Опыт 2. Таяние снега (на столе, на батарее): Положили снег на два блюдечка. Одно блюдечко поставили на батарею, другое оставили на столе. Как вы думаете, в каком блюдечке снег растает быстрее? Почему? Оставили блюдечки на некоторое время и потом на них посмотрим. Увидели то, что снег стал таять на батарее быстрее, чем на столе. Вывод: чем выше температура, тем быстрее таят снег.

Слайд 16

Опыт 3. Таяние снега (на ладони, на варежки): На одну руку одели варежку и положим в неё снег, на ладонь другой руки также положим снег. Где снег будет таять быстрее: на ладошке или на варежке? Почему? Вывод: От ладони идет больше тепла и снег на ней тает быстрее и превращается в воду.

Слайд 18

Опыт 4. Таяние снега (в холодной, горячей воде): Положили снег в стакан с горячей и холодной водой. Что произойдёт со снегом в воде? В каком стакане снег растает быстрее? Почему? Вывод: Снег в воде растает. В стакане с горячей водой снег тает быстрее, т. к. в нём есть тепло.

Слайд 19

3. Рефлексивный этап. Продукт проекта «Снеговик».

Слайд 20

4. Послепроектный этап (переход к новому проекту). Пришла весна, снеговик растаял и превратился в воду Куда делась вода?

Слайд 21

Результативность проекта Работа над проектом была результативной. В процессе экспериментирования дети получили возможность почувствовать себя ученым, исследователем. Дети научились ставить цель, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы. Сейчас они знают намного больше интересных фактов о свойствах снега, а исходя из этого – пополнили свой словарный запас. Дети имеют представления о том, что снег тает быстрее при высокой температуре. В процессе экспериментирования у детей сформировались не только интеллектуальные впечатления, но и умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения. Исследования - огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться .

Слайд 22

В соответствии с психологическими основами естественно – научной грамотности необходимо организовывать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самим ребенком через творческий, исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные исследовательские умения.

Слайд 23

Таким образом, естественно – научная грамотность является важным средством развития личности ребенка, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.

Слайд 24

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

laquo; … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дал...

Формирование естественно-научной грамотности учащихся

Уровень развития науки и техники в государстве – это показатель уровня развития общества. Соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню естественнонаучной грамотности выпуск...

Основные подходы к формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.

quot;мир уже вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то что они знают." А. Шляйхер...

Приемы работы по формированию естественно-научной грамотности на уроках истории и обществознания

В курсе истории и обществознания есть задания, нацеленные на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, при этом основываются на ситуациях (контекстах), которые можно назвать жиз...

Презентация к семинару" Формирование естественно-научной грамотности в рамках изучения английского языка"

Использование экстенсивного чтения на английском языке для формирования естественнонаучной грамотности Слайд 1Современное общество сегодня делает запрос не на таких специалистов, которые хранят в голо...

Презентация "Формирование естественно-научной грамотности на уроках географии"

Описание видов упражнений, технологий, используемых при формировании ЕН грамотности...