Приемы работы по формированию естественно-научной грамотности на уроках истории и обществознания
статья по истории (9 класс)

Вознесенская Марина Семеновна

В курсе истории и обществознания есть задания, нацеленные на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, при этом основываются на ситуациях (контекстах), которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными диагностируемыми. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, которые возникают в личной жизни каждого человека (например, использование продуктов при соблюдении диеты - уроки обществознания в 6 классе), в жизни человека как члена какого-то коллектива или общества (например, определение места строительства железных дорог – уроки истории в 8,9 классах) или как гражданина мира (например, осмысление последствий глобального потепления – уроки обществознания 8 класс, 9 класс). Но при этом, содержательные области, на которые опираются измерительные материалы, отражают содержание соответствующих образовательных программ истории и обществознания и возможного опыта учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы работы по формированию естественно-научной грамотности на уроках истории и обществознания.

Вознесенская М.С., учитель истории и обществознания

 МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная

школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова»

Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. С этой точки зрения естественнонаучно грамотный человек обладает следующими компетенциями: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

В курсе истории и обществознания есть задания, нацеленные на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность,  при этом основываются на ситуациях (контекстах), которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными диагностируемыми. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, которые возникают в личной жизни каждого человека (например, использование продуктов при соблюдении диеты - уроки обществознания в 6 классе), в жизни человека как члена какого-то коллектива или общества (например, определение места строительства железных дорог – уроки истории в 8,9 классах) или как гражданина мира (например, осмысление последствий глобального потепления – уроки обществознания 8 класс, 9 класс). Но при этом,  содержательные области, на которые опираются измерительные материалы, отражают содержание соответствующих образовательных программ истории и обществознания и возможного опыта учащихся.

Ребята учатся применять соответствующие естественнонаучные знания, полученные в жизни на уроках других предметных областей – географии, биологии, физики, химии и других, для объяснения явлений и фактов, оценивать с научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников. Предметные области «история» и «обществознание» предполагают комплексный подход к объяснению  явлений и фактов, вот почему учащиеся должны владеть приемами и методами естественнонаучной грамотности.  Приведем несколько примеров.

Знания, полученные на уроках естественнонаучного цикла – географии, биологии - необходимы для работы с картами и схемами. Такие задания в основном нужны при работе с информацией о войнах, битвах, здесь важно уметь «читать карту», знать климатические и географические особенности местности. Например, при изучении темы «Расселение славянских племен» необходимо аргументировать почему именно в определенных местах селились люди, что требует знания информации по географии, биологии и т.д., что поможет обучающимся понять тему, объяснить особенности строительства того или иного жилища.

При изучении темы «Великие географические открытия» идет активная работа по географической и климатической картам мира.

Интерес детей привлекают задания следующего плана.

Задание. «17 июля 1741 г. на 58°14' с. ш. «Св. Петр» достиг наконец американского берега и команда увидела вдали величественный снеговой хребет Св. Ильи с одноименной вершиной (гора Св. Ильи, 5488 м, — одна из высших точек Северной Америки). Все радовались открытию.  Но шестидесятилетний капитан-командор не проявлял никаких признаков радости, завидев берег, к которому его впервые посылал 17 лет назад Петр I.» О каком выдающемся путешественнике идет речь? Какие географические объекты носят его имя? Каковы особенности климата открытых земель?

При изучении темы «Культура Российского государства» - развитие архитектуры, научных знаний, живописи - необходимы знания по физике, географии, биологии, химии.

Задание. Поясните особенности строительства  памятников архитектуры, причины применения того или иного способа постройки зданий  в различных частях Российского государства. Почему сохраняются изображения на фресках в храмах, расписанных несколько столетий назад?

C:\Users\1\Desktop\images.jpg

При изучении тем, посвященных промышленному перевороту необходимы знания физики. Учащиеся поясняют принцип действия  машин, в чем преимущества и перспективы использования силы пара.

                 Как создавалась первая железная дорога в России - Парламентская газета

Задание. Рассмотрите картину и ответьте на вопросы: Какое изобретение способствовало строительству железных дорог?  Какие отрасли промышленности начали бурно развиваться с началом строительства железных дорог? Какие страны соединяла Китайско-Восточная железная дорога?

На уроках обществознания и истории, особенно при подготовке к основным государственным экзаменам необходимо умение работать с диаграммами и статистическими данными, умение анализировать эти данные и делать выводы. Так, в задании №7 Основного государственного экзамена по истории необходимо применить умения сравнивать, выделять главное, определять динамику развития тех или иных процессов. В задании №12 Основного государственного экзамена по обществознанию необходимо уметь читать диаграммы, гистограммы, определять наибольшие и наименьшие значения, делать выводы.

Для успешного выполнения заданий, нацеленных на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, необходимо систематически, на каждом уроке предусмотреть решение аналогичных примеров.

Библиография.

  1. Статья на тему "Что такое функциональная грамотность и естественнонаучная грамотность" (infourok.ru)
  2. Великая Северная экспедиция. Открытие русскими Северо-Западной Америки и северного пути в Японию — История географических открытий (discover-history.com)
  3. первые железные дороги в россии: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках (yandex.ru)
  4. Е.Н. Сорокина, Поурочные разработки по Истории России 8 класс  к учебнику Н.М. Арсентьева, А.А. , Данилова и др. – Москва, ВАКО, 2020  
  5. Е.Н. Сорокина, Д.И. Чернов,  Поурочные разработки по Истории России 9 класс  к УМК Н.М. Арсентьева, А.А. , Данилова и др. – Москва, ВАКО, 2020  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...

Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"

Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...

Развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания (методы, приемы, оценка)

Работа посвящена развитию функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания....

Презентация Эффективные приемы работы по формированию естественно – научной грамотности у дошкольников опыт работы средняя группа

Эффективные приемы работы по формированию естественно – научной грамотности у дошкольников...