Выступление на заседании МО "Образование детей-инвалидов в России"
материал

Алтухова Ольга Ивановна

В выступлении рассказывается о вариантах обучения детей-инвалидов в России, о формах обучения детей-инвалидов в МКОУ "Любимовская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_3_word.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Образование детей-инвалидов в России»

                                                                                                   Подготовила:

учитель класса коррекции

                                                                                       Алтухова О.И.

2017

      По оценкам ЮНЕСКО до 10% населения планеты являются инвалидами  в той или иной степени. В нашей стране существует множество факторов, увеличивающих это процент (экологический кризис. Производственный травматизм, алкоголизм и наркомания, безнадежное отставание от минимально допустимого уровня всех систем здравоохранения, и в первую очередь системы ранней диагностики).

       С одной стороны, предпринимаются многочисленные попытки претворения в жизнь разнообразнейших программ помощи инвалидам, а с другой стороны, все они рассматривают инвалида как объект приложения «внешних сил». Важно учитывать и существенные ограничения материальных ресурсов в России. Необходимо найти центральный пункт приложения сил общества, такой пункт, сконцентрировав на котором некоторую часть средств, можно добиться значительных результатов.

     Не стремясь умалить необходимость развития систем здравоохранения и социальной помощи инвалидам, необходимо обратить внимание на проблему образования, так как эта проблема является одной из наиболее актуальной проблем нашего времени. Не имея образования инвалид не только не может участвовать в общественной жизни, но и зарабатывать себе на пропитание.  Общеизвестно, что пенсия, назначаемая государством по инвалидности, не только не соответствует минимальным стандартам жизни, но и намного меньше прожиточного минимума, необходимого для выживания человеческого организма.

     Повысить размер получаемой пенс инвалид может и при наличии трудового стажа, что нередко и делают инвалиды третьей группы, «трудоспособной» группы. Но и инвалиды первой и второй групп, традиционно считающиеся «нетрудоспособными», хотят использовать эту возможность. При этом многие из них не лишены способности выполнять определенные трудовые функции и получать за их выполнение заработную плату. Для того , чтобы найти себе работу и быть конкурентно способным на рынке труда, инвалид должен получить образование, начиная со среднего школьного образования. Поэтому возможность получения инвалидом образования играет важную роль в его жизни. В свою очередь основополагающую роль в образовании любого человека играет именно школьное образование. Во многих развитых странах инвалидов распределяют на тех, которые имеют ограниченные функциональные возможности, и на тех, которые имеют врожденные психические заболевания, влияющие на интеллектуальную сферу человека.

        Разделение всех инвалидов на эти две категории позволяет определить основные направления, которые обеспечили бы получение ими как школьного, так и профессионального. Инвалиды, имеющие функциональные недостатки, обладают весьма развитыми интеллектуальными способностями. Поэтому для них нет необходимости адаптировать образовательные программы и стандарты. При наличии тех условий, в которых существует любой здоровый человек, они не уступят любому из них в успеваемости и уровне знаний. Но в подавляющем большинстве случаев их болезнь ограничивает круг их возможностей доступа к источнику знаний. Поэтому необходимо приспособить инфраструктуру городов, общественный транспорт, здания и учреждения к нуждам инвалидов, чтобы инвалид мог беспрепятственно передвигаться и пользоваться плодами цивилизации вместе со здоровыми людьми. От последних же требуется терпение и понимание нужд инвалида. Инвалидам необходимо обеспечить доступ ко всем современным источникам знаний, включая всевозможную литературу, посещение научных лекций и семинаров, доступ к ресурсамInternet. Наиболее приемлемой формой обучения в общеобразовательных школах или специальных классах общеобразовательных школ, где инвалид привыкает к обществу здоровых и наоборот.

         К сожалению, печальные размышления приходят, когда думаешь о судьбе инвалидов с психическими отклонениями, затрагивающими умственные способности. Для многих из них не годятся общеобразовательные программы и стандарты, разработанные для обычных людей. Здесь как никогда требуется индивидуальный подход к каждому больному. Необходимо, по возможности, развивать его восприятие мира, не нарушая его внутренний покой. Наиболее приемлемой формой обучения здесь является обучение в специализированных учебных заведениях или на домашнем обучении, не исключая возможности для неглубоко больных обучение в специальных классах общеобразовательных школ.

         Огромное значение в обучении инвалидов, как и любых других людей, является общее школьное образование. Оно дает базовый запас знаний современного человека. Именно поэтому основное среднее образование в России является обязательным. Не имея среднего образования, человек является полностью неподготовленным к реалиям современной жизни. Без него невозможно получить какое бы то ни было профессиональное образование, а тем более высшее. Поэтому вопрос о школьном образовании инвалидов является одним из наиболее важных и наиболее полно рассматриваемых в законодательстве многих развитых стран.

          Новый Закон РФ «Об образовании» закрепил в качестве принципа государственной политики «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» (п. 2 ст. 3 Закона).

          В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонениями в развитии (с ОВЗ) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства «создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи (п.5 ст.5 Закона).

          «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования», - говорится в статье 11 пункте 6 Закона «Об образовании в РФ». Статьи 41 и 42 Закона закрепляют права детей с ОВЗ на оказание психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи и охране здоровья. В статье 79 (п. 4) закрепляется вопрос «Об организации получения образования обучающихся с ОВЗ»: «Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

           В соответствии с Законодательством дети с ОВЗ могут получить образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, дистанционно. В России уже многие годы существует система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На сегодняшний день действуют учреждения 8 видов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для обучения детей с нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и с умственной отсталостью.

         В настоящее время при обучении детей-инвалидов используется система инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это обучение ребенка с ОВЗ, инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе по единому государственному образовательному стандарту вместе с нормативно развивающимися детьми, но своим темпом, ориентируясь на особенности в развитии. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования.

        Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов.

 Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формированию у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов – интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако такие дома-интернаты на являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ОВЗ. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

         Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели ОУ организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего ОУ, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

         Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование, с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей  отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

       Эффективным способом решения проблем с образованием инвалидов является развитие инклюзивного и интегрированного образования.

       Доступ детей-инвалидов к более качественным образовательным услугам увеличит долю детей-инвалидов, имеющих общее среднее образование и, как следствие, долю тех, кто сможет претендовать на получение среднего и высшего профессионального образования. Такая ситуация приведет к улучшению шансов инвалидов на рынке труда.

       В МКОУ «Любимовская СОШ» обучается 10 детей с ОВЗ: двое из них имеют справку МСЭ (дети-инвалиды), трое – заключение ПМПК, пятеро – и справку МСЭ, и заключение ПМПК. Двое детей с нарушением интеллекта обучаются на дому по индивидуальным учебным планам.С этими детьми преподаватели ОУ проводят занятия непосредственно по месту их проживания.Шесть детей обучаются в классах коррекции для умственно отсталых детей по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ОВЗ, имеющим интеллектуальные нарушения, два – в общеобразовательных классах по основным общеобразовательным программам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...

Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»

laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...

Выступление: "Создание условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья МКОУ «Клеменовская школа-интернат» для получения качественного образования".

Одной из главных задач образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья является их социализация. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественны...

Выступление на заседании в Московской областной Думе «Особенности организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)». 12.04.2017г.

Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.Главной целью государственной политики в области обр...

Выступление на совещании с ЗД по УВР по теме "Создание условий для реализации в ОО адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС и АОП для детей-инвалидов с сохранным интеллектом МОБУ «НСОШ № 4»

Создание условий для реализации в ОО адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС иАОП для детей-инвалидов с сохранным интеллектом МОБУ «НСОШ № 4»...

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ...