Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
опыты и эксперименты

Дудкина Марина Валентиновна

Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.

Актуальность и научно-методическое обоснование работы. Специальное обучение и воспитание детей с нарушениями умственного развития рассматривается в исследованиях ведущих дефектологов России: Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.в работах данных ученых коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей. Современные технологии и приемы обучения английскому языку детей с ОВЗ  описаны в работах: Макаровой В.Г. ,Пановой Г.В. , Крыжановской Т.Е. Педагоги пришли к выводу, что в результате систематической работы  с детьми с особыми потребностями часть общеучебных и предметных трудностей удается снять, однако не всегда возможно полностью скорректировать познавательные процессы: память, мышление и речь поэтому в настоящее время актуальна необходимость разработки дополнительных методов, приемов и средств в обучении иностранному языку для детей с задержкой психического развития.

Эффективность предлагаемого педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями заключается в формировании устойчивого познавательного интереса обучающихся к изучению английского языка посредством использования современных технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Условия возникновения и становления опыта. В настоящее время в образовательных учреждениях около 30% обучающихся имеют различные нарушения в психическом развитии, это связано с заболеваниями головного мозга, а также внутренним дискомфортом – напряжением. Родовые травмы, переживания в семье, неблагополучные семьи, проблемы родителей,  влияние экологической среды - все это сказывается на психическом развитии ребенка, следствием которого является диагноз - задержка психического развития.  Дефект, как правило, обратим, но, к сожалению, детей с таким диагнозом  становится все больше и больше. Такие дети нуждаются в особой помощи и педагогической поддержке.

Динамика и развитие системы работы. Для учителя, работающего с детьми с задержкой психического развития, необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность. Содержание моего предмета  включает учебную информацию о таких аспектах языка как аудирование и говорение. Они составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением чтением и письмом. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому ( аудирование и говорение). Следовательно, в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно - развивающего обучения необходимо формировать и развивать навыки адекватного произношения, речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума.

Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка. Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading). До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания: составление диаграмм, подбор заголовков, ответы на наводящие вопросы. Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах. Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание аудио версии  текста, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием. Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя.. Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана: соотнесение идеи и абзаца (matching), заполнение всевозможных таблиц (fill in the table), тестовые задания с множественным выбором (multiple choice), определение верного/неверного высказывания (true or false). Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом. Методические принципы работы с  детьми с особыми возможностями: обеспечение подвижной деятельности детей, частая смена деятельности, погружение в языковую среду, многократное аудирование вводимых структур, преемственность и постоянное повторение материала.  

Указанные принципы позволяют обеспечить динамику и развитие системы моей педагогической работы. Результат педагогической деятельности. Мои ученики проявляют стабильные, положительные результаты по предлагаемой  мной методике:

1. обучающийся М. с диагнозом ЗПР во втором классе был неуспевающим по английскому языку, через два года систематической урочной и внеурочной работы смог работать наравне со своими сверстниками и получать средний бал «четыре».

2. обучающийся ребенок-инвалид смог написать и успешно защитить научно-исследовательскую работу по теме: «Концепт «родина» в романе «Черный тополь» А.Черкасова, был награжден дипломом первой степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Литературная Россия»

Современные технологии, используемые при обучении и воспитании школьников с  особенностями в  развитии.

  1. Технология коррекционно-развивающего обучения.
  2. Игровые технологии.
  3. Элементы дифференцированного обучения.
  4. Элементы технологии коллективного способа обучения.
  5. Здоровьесберегающие технологии.
  6. Элементы проблемного обучения.
  7. Элементы компьютерной технологии.
  8. Элементы технологии индивидуализации обучения.
  9. Элементы технологии С.Н. Лысенковой: опережающее обучение с использованием опорных схем.
  10. Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.

Система конкретных педагогических действий.

Замечательный результат в моей практике дает работа с использованием методики Валентины Скультэ. Данный  комплекс учебно-методических пособий позволяет достаточно быстро и качественно освоить живой английский язык даже детям с ОВЗ. Учебный материал преподносится в увлекательной форме, широко использованы оригинальные тексты  классиков английской литературы. Книга «Английский для детей» состоит из двух частей. В первой части изучается алфавит и стандартные фразы. На изучение алфавита отводится шесть уроков. При этом параллельно изучаются названия животных и бытовая лексика. Слова состоят из трех-четырех букв и посильны для освоения. Далее с каждым уроком вводятся простейшие речевые клише:  у меня есть/у меня нет; у этого/у того мальчика есть. Как только  усвоен материал на базе  утвердительных предложений, авторы в непринужденной  обращаются к вопросительным. При этом всегда главным залогом успеха является многократная повторяемость предложенной конструкции. Во второй части книги для изучения предложены занимательные детские истории. Структура каждого урока организована следующим образом. В начале предлагается введение и освоение  новой лексики в объеме 10-15 слов, затем обучающийся полностью прослушивает аудио версию урока, читает/переводит текст по предложению. После чего проверяется количество и качество  усвоенной лексики. Итоговым заданием является перевод изученного клише или конструкции с русского на английский язык.

 Книга В. И. Скультэ «Английский для детей» написана почти 60 лет назад. Для любого учебника это не просто много, это очень много. За такой срок обычно значительно меняются, если не сам предмет изучение, то знания о нем, методики, подход. По словам Морозовой Т.А., если книга продолжает оставаться популярной столько времени, значит, в ней есть то главное, что отличает настоящий учебник и не дает ему кануть в Лету: материал структурирован четко и системно, от простого к сложному, изложен ясно и по возможности интересно. А еще в такой книге всегда виден талант автора. Такие «штучные» вещи – очень редко продукт коллективной работы, в них, как правило, ощущается яркая творческая индивидуальность.

    В процессе  десятилетнего опыта работы с этой книгой я многократно убедилась в эффективности предложенной в ней методики. Отсутствие в данной книге правил чтения и сложных грамматических правил при работе с детьми с ОВЗ является существенным плюсом пособия т.к. эти дети не способны подниматься на более высокий уровень обстракции.

Литература

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (http://минобрнауки.рф)
  2. Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.
  3. Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития», Санкт-Петербург, «Речь», 2004г.
  4. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии.-1966г.-№6.-с.75.
  6. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983г. Т-1-с.306.

роблемы обучения детей с задержкой психического развития на уроках английского

языка

Основные трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья

в нашей школе:

монологической речи возможно только при наличии опор и в рамках хорошо отработанной

ситуации.

И все эти проблемы на фоне нарушений развития познавательных процессов: памяти,

мышления, а также речи. Исходя из вышеперечисленных затруднений в обучении

английского языка, распишу свои попытки и методы для повышения эффективности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (английскому языку)».

«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (а...

Практика и реализация дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

Организация дополнительного образования в школе-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху....

Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...

Презентация к докладу «Участие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в олимпиаде по художественно-декоративному творчеству и в XI ЮРМОШ олимпиаде»

Южный федеральный университет проводит олимпиадупо художественно-декоративному творчеству для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Целью проведения олимпиады является пр...

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...