Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство
статья по теме

В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений по предметам педагоги школы объединились в творческие группы, работающие над темой «Формирование ключевых компетенций учащихся».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новая форма организации методической работы  в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство

Чинакаева Евгения Геннадьевна

МОУ «Коменская СОШ» Прибайкальского района РБ

В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений по предметам педагоги школы объединились в творческие группы, работающие над темой «Формирование ключевых компетенций учащихся».

Особое место в процессе реформирования российского образования, в том числе внедрения стандартов нового поколения, отведено учителю. Сегодня именно он в своей работе с учениками должен найти непростое сочетание стабильности, упорядоченности, с одной стороны, и разнообразия, с другой, например, во внеурочной учебной деятельности.

 Федеральные государственные стандарты для начальной школы приняты. Сейчас стоит задача по реализации ФГОС нового поколения, в основе которого лежит развивающее обучение. Я глубоко убеждена в том, что современный учитель должен сделать ставку на полноценное формирование и креативного потенциала учащихся, поскольку именно творческая деятельность дает возможность ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, реализовывать собственные жизненные замыслы, приобретать полноценные универсальные учебные действия, позволяющие самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. По своей сути универсальные учебные действия приобретают смысл «ключевых образовательных компетенций» [1].

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что ключевой особенностью современной школы должны стать учителя чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, способные  помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Такие профессионалы открыты ко всему новому, глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями, являются мастерами в других областях деятельности. [2]

«Развитие учительского потенциала»- это одно из пяти направлений, рассмотренных в проекте Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”. А это направление неразрывно связано с методической работой.

   Нашей школой были предприняты шаги  в этом направлении. Методические объединения, методический совет, методический день, методическая тема … - словосочетания, хорошо знакомые большинству учителей, работающих в школе. Все это составляющие методической работы, но ее структура и содержание для каждого образовательного учреждения имеют свои особенности.

   Так, в 2010-2011 учебном году мы отошли  от традиционного объединения учителей по предметам. За основу новой методической системы была выбрана технология педагогического взаимодействия.

   Педагогам было предложено объединиться в 4 творческие группы, работающие над одной темой «Формирование ключевых компетенций учащихся».  Нами были выделены ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, социокультурная, компетенция личностного самоопределения. По критерию близости методической темы, преподаваемого предмета, личному желанию, педагоги объединились, выбрали руководителя группы, составили план работы, разработали систему диагностики и приступили к работе. Поскольку деятельность каждой творческой группы охватывает учащихся всех ступеней, то в ее состав вошли  педагоги - предметники, учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования. В течение учебного года творческие группы, для которых характерно неформальное общение (это немаловажно), провели по  3-4 заседания,  входную и выходную диагностики на предмет сформированности компетенции учащихся  в форме открытых уроков и мероприятий, выступлений на семинарах; поделились своими находками  и способами формирования компетенций  школьников. Педагоги школы были поставлены в ситуацию деятельности, они   находились в творческом поиске, видели необходимость  в постоянном повышении своей профессиональной компетентности.

   Большая работа была проделана по анализу процесса формирования компетенций и оценки и самооценки труда учащихся. Каждая творческая группа разработала систему мониторинга  ключевых компетенций.

   Диагностика уровня развития ключевых компетентностей осуществляется в начале и в конце учебного года. Сущность оценивания заключается в том, что педагоги по разработанной балльной шкале оценивают наличие и степень выраженности предложенных критериев. Баллы соответствуют тому или иному уровню развития компетентности. Все данные заносились в единую базу данных, велся электронный журнал. Нужно сказать, что ведение электронного мониторинга позволило повысить ИКТ-компетентность педагогов, появилась необходимость в  освоении новых компьютерных программ.

   В режиме эксперимента мы работаем второй  год, но уже с уверенностью можем сказать, что преимуществ данной методической системы больше, чем недостатков. К последним отнесем то, что  педагогам было сложно разрабатывать тесты, задания для оценки сформированности ключевых компетенций, поэтому их  валидность требует неоднократного подтверждения. Учителя имели дело с огромным потоком  информации, которую было необходимо не просто собирать, но и систематизировать, делать легкой для чтения и удобной в использовании. Ощущалась нехватка теоретических основ, источника диагностического и оценочного материала. Любой проект, эксперимент, инновация требует затрат личного времени, большой объем дополнительной работы.  

   Важно, что организованный в творческие группы  педагогический коллектив активизировал свой профессионально-познавательный поиск, способствующий развитию их творческих сил, самостоятельности, новому научному стилю мышления. 

 Считаем, что основным результатом деятельности нашего образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

 Литература

 

 Галанов А. Б. Система повышения квалификации: приоритетные направления и основные проблемы (по материалам Всероссийского научно-практической конференции). – Башкортостан укытыусыһы. –2011. – № 1.

: http://www.kpmo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые уроки как форма организации методической работы.

Открытые уроки и воспитательные мероприятия — одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей...

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...

ЭССЕ на тему: Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО

Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активной, обладающей...

Формы организации методической работы в школе

В данной учебно-методическом материале вы найдете рекомендации по организации работы  ШМО, используя ее различные  формы, которые описаны в данной статье....

Как построить современный урок в рамках внедрения ФГОС нового поколения

презентация на тему "Как построить современный урок в рамках внедрения ФГОС второго поколения"...

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом...

Формы организации методической работы в учреждении дополнительного образования.

   Методическая работа в образовательной организации - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направл...