ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.
статья по технологии на тему

Швецова Елена Владимировна

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Они являются главными ориентирами в обновлении системы образования на всех уровнях.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося и его социализацию. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Новые стандарты содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

В преподавании предмета"Технология" появляется возможность использования разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.

"Технология"— основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ориентации, нравственно-трудовому станов лению и воспитанию подрастающего поколения. Это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустри ального социума. В рамках нашего предмета происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Два часа предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В нашей школе ведется большое количество элективных курсов, в том числе «Выбирая профессию» и «Самоопределение и карьера»......
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shvetsovoy_e.v._polnaya_versiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ

 ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой  в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.  Они  являются  главными  ориентирами  в  обновлении  системы образования на всех уровнях.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося и его социализацию. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Новые стандарты содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

В преподавании предмета"Технология" появляется возможность использования разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.

"Технология"— основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ориентации, нравственно-трудовому станов лению и воспитанию подрастающего поколения. Это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустри ального социума.  В рамках нашего предмета  происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Два часа предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В нашей школе ведется большое количество элективных курсов, в том числе «Выбирая профессию» и «Самоопределение и карьера». Программа этих занятий, в рамках реализации стандартов нового поколения, позволяет перейти от традиционных технологий к технологиям  развивающего  обучения, носящих  личностно ориентированный  характер  обучения, развивать в учащихся рефлексию и самоанализ деятельности. Эти программы  вариативны, повышают ответственность  школьников  за  результаты обучения. В работе элективных курсов использованы технологии уровневой дифференциации и  обучения на основе «учебных ситуаций», элементов  проектной деятельности.   Деятельность учащихся основана на практическом  использовании  информационных  и  коммуникационных технологий и активных  форм обучения.

Разработанные элективные курсы с активным использованием информационных и коммуникационных технологий - это часть системы непрерывного  образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самоанализа и  стремления к саморазвитию. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей проблемой самореализации и самоопределения.

Разрабатывая программы курсов в первую очередь мы изучали методы, приемы и формы работы учителя и ученика,заложенные в ФГОсы и   обеспечивающие условия для осуществления осознанного выбора индивидуальной траектории развития и самопознания учащимися, повышение интенсивности процесса  самоопределения средствами современных информационных технологий.

Переход на стандарты второго поколения подталкивает нас к  повышению качества образования путем обеспечения условий для осуществления осознанного выбора индивидуальной траектории развития учащимися и повышения интенсивности учебного процесса средствами современных информационных технологий. Мы поставили перед собой следующие задачи:

• создать совокупность методик применения современных информационных технологий в области профильного и профессионального самоопределения, оптимальных для нашей школы;

• разработать методики для эффективного применения информационной сети для увеличения интенсивности и обеспечения индивидуализации процесса самоопределения учащихся;

• обеспечить рациональное сочетание традиционных, инновационных и современных информационных методик обучения и воспитания.

 Актуальность нашей работы обусловлена тем, что мы  существенно продвигаем образовательный процесс по пути активного перехода в новую среду обучения и реализуем образовательную политику государства, направленную на решение стратегической задачи формирования индивидуальной траектории профессионального самоопределения каждого ученика  в стремительно  развивающемся глобальном информационном пространстве. Наша деятельность в этом направлении заключается

  • в варьировании и интерпретации содержания образования,
  • в активном применении практических навыков, полученных на уроках информатики в новых условиях: создании проектов, коллажей, презентаций, таблиц, диаграмм,
  • в расширении возможности работы с компьютером для приобретения личного опыта  при работе по темам, представляющим наибольший интерес,

В процессе создания мультимедийных презентаций осуществляется оценка, осознание и обобщение собственного опыта работы с текстом, с графикой, развитие мышления, воображения, памяти, волевых усилий, формируется культура умственного труда, вкус. Учащиеся, выполняя такую работу, учатся работать в коллективе, испытывая радость общения на правах партнёра в личностно- значимой для них деятельности. В работе по созданию презентации необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его личностные качества и познавательные интересы.

Учитель отслеживает деятельность каждого ученика на всех этапах создания мультимедийного проекта: оказывает помощь в выборе проблемы, даёт консультации, рекомендует источники дополнительной информации. Таким образом, ученик приобретает опыт целеполагания, умение организовывать свою работу и давать самооценку.

Важной тенденцией модернизации российского образования и темой моей работы стало внедрение новых информационных технологий, использующих компьютер в качестве средства передачи информации.

        Использование в профориентации  новых информационных технологий позволяет:

  • развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения,
  • расширить возможности предъявления учебной и дополнительной информации,
  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности,
  • усилить мотивацию к своевременному профессиональному определению,
  • активно вовлекать учащихся в процесс самоопределения и самореализации,
  • дать ученику максимально возможный для него объем  материала,
  • качественно изменить контроль над деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления процессом самоопределения,
  • способствовать формированию у учащихся рефлексии своей деятельности и личности.

        Внедрение новых информационных технологий способствует индивидуализации процесса профориентации, так как для него характерны: наглядность, валидность, адекватность и динамичность.

Индивидуализированная  компьютерная технология, сориентированная на изучение и развитие творческого потенциала учащихся, реализацию  его личностных склонностей и задатков, превращает  профориентационный  процесс  в увлекательный путь познания.

ИКТ  несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии использования грамотно созданных мультимедийных презентаций и подбора  специальных программ компьютер помогает учителю, а ученики ощущают гарантированную  конфиденциальность.  Использование ИКТ обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем  обычная работа в классе.

Наиболее доступной, наглядной, простой в применении формой работы с компьютером стало создание презентаций в программе «PowerPoint» для сопровождения занятия элективных курсов. Занятие становится ярким, наглядным, растет мотивация учащихся  к работе. Компьютер с проектором заменяют работу с доской и мелом, таблицами и картинками, позволяет продемонстрировать  материал, собранный из множества источников, в том числе сети Internet . Такая форма работы позволяет создавать проблемные  ситуации. Выстроенная по времени презентация задает в нужное время вопросы, используются всплывающие подсказки и иллюстрации. Мы стремимся организовать занятие  с индивидуальными или коллективными видами деятельности. Такой урок развивает навыки индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к познанию окружающего мира, самопознанию, самообразованию  и самореализации. Дети могут принимать участие не только в проведении, но и в подготовке такого занятия.

По результатам  мониторинга проделанной работы мы отметили, что возросли познавательная мотивация учащихся, наглядность объяснения, эффективность урока и элективных занятий, результативность обучения; что ИКТ дают большую возможность осуществлять тестовый контроль знаний, демонстрировать явления, которые нельзя смоделировать в школьных условиях, осознавать свой собственный методический рост; что в среднем за счет использования ИКТ экономия времени при объяснении нового материала составляет 20%, а при проверке знаний, умений и навыков – 32%. Учащиеся отмечают, что уроки  и занятия с применением компьютера современны, интересны, наглядны, что они все чаще используют  Интернет.

Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что поле дальнейшей деятельности по данной теме  остается еще большим, чем сделано, это:

  • совершенствование технологий проведения уроков, элективных занятий и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ;
  • развитие дистанционных форм обучения и совершенствования педагогического мастерства;
  • разработка электронного портфолио ученика;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс Интернет – технологий.

В процессе  работы собирается  методическая копилка программных документов , педагогический опыт, мультимедийные презентации, разработки уроков и элективных курсов с использованием ИКТ. Материалы представлены в доступной форме и могут быть использованы учителями технологии, классными руководителями и педагогами-психологами. Предлагаемый опыт может быть использован как при работе в стационарном компьютерном классе, так и с использованием мобильного интерактивного кабинета и даже при отсутствии компьютерной поддержки (вариативная часть ) в любой общеобразовательной школе, лицее, гимназии.

В работе мы опирались на методические рекомендации и сопроводительную литературу по организации и реализации профессионального и профильного обучения Чистяковой С.Н. и Климова Е.А. А также следующие материалы:

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
  2. Журнал «Вопросы интернет - образования» http://vio.fio.ru
  3. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании» http://www.ipo.spb.ru/journal/
  4. Концепция модернизации российского образования.
  5. Концепция профильной школы.
  6. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие : Под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001.
  8. Образовательная программа  Intel «Обучение для будущего»  http://www. iteach. ru
  9. Профильное обучение в старшей школе. http://www/ profile - edu. ru
  10. Психологическая наука и образование: электронный журнал http://www.psyedu.ru
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  12. Сеть творческих учителей. http://www. it - n.ru
  13. Хранилище методических материалов Владимирского регионального центра дистанционного обучения. http://method.vladimir. rcde. ru

Подводя итоги, мы можем сказать, что каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. В настоящее время мы работаем на перспективу, на создание будущего нашей страны.

Учитель  технологии первой квалификационной категории и педагог дистанционного обучения  Швецова Е.В.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ К ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ.

"ТЫ И ПРОФЕССИЯ"

Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы  Е.А. Климовой "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения.

Цель курса:

Создание условий для успешной социализации учащихся, формирование ответственного отношения к выбору образовательного и профессионального пути, расширение границ самопознания.

Основные задачи курса:

  • Совершенствование знаний подростков о себе, своих личностных особенностях, интересах, склонностях.
  • Расширение системы представлений о современных профессиях, их содержании, особенностях, востребованности.
  • Получение информации о разных учебных заведениях и о форме подготовки в них.

   Данный курс не ставит перед учащимися задачу осуществить окончательный профессиональный выбор на уровне конкретной специальности и учебного заведения. Он предполагает формирование у подростка способности анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованный выбор. Рассчитана программа на учащихся 9 классов. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность один час. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Контроль осуществляется через интерактивные формы, деловые игры, общие дискуссии, построение личного профессионального плана.

Формы проведения занятий:

       В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Учащиеся должны знать:

  • Понятие классификации профессий.
  • Правила выбора профессий.
  • Типичные ошибки, допускаемые при выборе профессий.
  • Влияние интересов, способностей, склонностей, состояния здоровья на профвыбор.

Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать сущность профессии, профессиограммы.
  • Адекватно оценивать свои профессиональные возможности.
  • Составлять личный профессиональный план.
  • Составлять личное портфолио.
  • Составлять грамотно резюме.
  • Пользоваться сведениями о путях получения профессии.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА"

Изменяющаяся структура экономики в России влечет за собой и изменения  состава профессий. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируются стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью. Данный курс основан на изучении  программы «Твоя профессиональная карьера»  В.П. Бондарева и М.С. Гуткина и личном опыте работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения, она включает в себя теоретические и практические занятия.

Цель курса:

  • Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
  • Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Основные задачи курса:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

             Данный курс не ставит перед учащимися задачу осуществить окончательный профессиональный выбор на уровне конкретной специальности и учебного заведения. Он предполагает формирование у подростка способности анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованный выбор.

           Рассчитана программа на учащихся 9 классов. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность один час. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Контроль осуществляется через интерактивные формы, деловые игры, общие дискуссии, построение личного профессионального плана.

  В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы.

При изучении отдельных разделов курса желательно организовать экскурсии на различные предприятия, в учреждения, кооперативы, объединения, концерны, учебные заведения. 

Формы проведения занятий:

       В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

 

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения,
  •  требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда,
  • понятие о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  •  понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  •    о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  •    о современных формах и методах организации труда;
  •    о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
  •    о предпринимательстве;
  •    о рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  •  использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  •  анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся».

Доклад на МО  «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся»....

«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)

Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной  жизненной траектории  связаны со  скво...

«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Внедрение новых форм педагогического контроля образовательного процесса в рамках ФГОС

Методическая разработка посвящена проблемам педагогического контроля образовательного процесса. Рассматривается один из вариантов педагогического контроля – компьютерное тестирование. В разработке...

Внедрение новых форм и методов физкультурно-спортивной работы в инклюзивном образовании в ПОО

Внедрение новых форм и методов физкультурно-спортивной работы в инклюзивном образовании в ПОО...