Тема: «Анализ выполнения заданий части С и типичные ошибки, допускаемые обучающимися в процессе выполнения задания С8. Методические рекомендации по их устранению»
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Горкунова Марина Петровна
Проблема в том, что ЕГЭ по обществознанию выбирают в 10 раз больше, чем например ЕГЭ по физике или ЕГЭ по химии. Обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, причем и для самого популярного юридического или экономического образования (и это при переполненности этими профессиями на рынке труда!). Отсюда и высокая конкуренция. То есть, для того, чтобы сдача была успешной, надо набрать не менее 70 баллов. А это уже сложная задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_kamensk.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Областной методический семинар «Достижение современного качества школьного обществоведческого образования в условиях ГИА и ЕГЭ»

Тема: «Анализ выполнения заданий части С и типичные ошибки, допускаемые обучающимися в процессе выполнения задания С8. Методические рекомендации по их устранению»

Автор: Горкунова Марина Петровна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №6

347874 г. Гуково, Ростовская обл.,

ул. Суворова 10а

(86361) 3-82-84

Проблема в том, что ЕГЭ по обществознанию выбирают в 10 раз больше, чем например ЕГЭ по физике или ЕГЭ по химии. Обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, причем и для самого популярного  юридического или экономического образования (и это при переполненности этими профессиями на рынке труда!). Отсюда и высокая конкуренция. То есть, для того, чтобы сдача была успешной, надо набрать не менее 70 баллов. А это уже сложная задача.

Из двадцати тестовых заданий, обязательно попадаются два-три задания, которые ставят в тупик даже опытных учителей и репетиторов. Это так называемые вопросы, имеющие двойной ответ.

Например. К какому виду общество надо отнести парламент  - к доинстостриальному, индустриальному или к постиндустриальному? Правильный ответ – второй. Но ведь парламент существовал и доиндустриальном обществе? Ведь в Англии и во Франции он возник, когда промышленностью и не пахло. И в постиндустриальном обществе он тоже никуда не делся. Где тут угадаешь логику составителей вопроса. Легко можно ошибиться.

Очень часто дети допускают описки просто от невнимательности, которая является следствием умственного и нервного перенапряжения.

В части С очень важно знать определения, разбираться в терминах и понятиях, и при написании Эссе использовать их.

Типичные ошибоки при подготовке к ЕГЭ по обществознанию:

  1. Слабо изучается теория, порой не изучается вовсе, а если изучается, то не системно. Шараханье от темы к теме с потерей логики предмета (в котором и так мало логики, потому что в обществознание входит целый комплекс разных общественно-гуманитарных наук).
  2. Решаются только тесты. При чем акцент делается на задания А и В, часть С игнорируется. В то время как надо решать полностью весь экзамен.
  3. Не отрабатывается навык написания Эссе. На него вечно нет времени. На пробнике из 20-ти учеников 15 учеников его вообще не написали. Сказали, что не хватило времени. Чтобы наработать навык написания эссе, нужно писать минимум два эссе в неделю.

Ниже выделены несколько типов ошибок при выполнении заданий экзаменационной работы, которые устойчиво повторяются в работах выпускников и отражают пробелы и недочеты сущностного характера, выступая производными по отношению к другим, более частным случаям.

1. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, использование «понятий-кентавров», объединяющих признаки близких по значению, но качественно различных понятий.

2. Ошибки в работе с информацией, предлагаемой в условиях заданий и в специально подобранных текстах:

а) несистемный подход: игнорирование части сведений, неумение корректно связать новую информацию с уже известной из курса обществознания и т.п.;

б) недостаточная сформированность аналитических умений: выделять главное, соотносить имеющиеся данные с поставленным требованием, создавать содержательные группы по заданным критериям и т.п.

3. Отсутствие рефлексии над собственным социальным опытом. По этой причине примеры, приводимые выпускниками с опорой на собственный опыт, часто слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

4. Недостаточная сформированность умения анализировать социальную информацию (часто проявляется неумение различать такие компоненты, как «тезис и аргумент», «факт и мнение», «довод и оценка»).

5. Некритическое восприятие социальной информации, почерпнутой из сообщений СМИ, Интернета. В результате встречающиеся в них непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения, заведомо односторонние суждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательной базы в эссе, при конкретизации приведенных положений в других заданиях части С.

6. Неумение видеть и формулировать социальные проблемы, выявлять и описывать противоречия общественной жизни (в частности, следует особо отметить неспособность развернуть афористическое высказывание, избранное в качестве темы эссе, в актуальную проблему).

7. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи по горизонтали (с развивающимися рядом процессами) и вертикали (с истоками и возможными последствиями), функциональные и структурные связи.

Отдельно хочу остановиться на задании, вводимом в экзамен в 2010 году – задании С8. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Выполнение этого задания предполагает: а) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; б) полноту отражения основного содержания в плане; в) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ. При выполнении задания выпускникам предстоит: а) в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал; б) выстроить логику презентации имеющегося знания в виде пунктов сложного плана.

Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса, поэтому значительная часть выпускников не владеет необходимыми для выполнения задания умениями или владеет ими в недостаточной степени.

При написании плана выпускникам придется вспомнить и о том, как мировое сообщество пытается бороться с последствиями многочисленных экологических бедствий, порожденных им же самим. А это опять-таки смежные дисциплины – биология, география, история.

Выполнение данного задания связано не только со знанием содержательной стороны предмета, но и с выстраиванием логики содержания, умением формулировать пункты плана, отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.

Советуем при составлении сложного плана опираться на предложенную ниже последовательность действий:

Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.

Озаглавьте каждую часть.

В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.

Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

В случае необходимости внесите корректировки.

Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.

В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.

Рассмотрим эти условия на конкретной теме «Трудовые правоотношения».

Их поможет прояснить серия вопросов, например:

1) в какую более общую тему может входить данная тема (например: «Правовое регулирование трудовых отношений»);

2) какое место данная тема занимает в более широком вопросе (в чем состоят особенности правового регулирования трудовых отношений между работодателем и работником);

3) какой круг вопросов охватывает тема (понятие трудовых отношений, правовой статус работника и работодателя, социальное партнёрство в сфере труда, трудоустройство и занятость).

Следующим шагом является отбор позиций, соответствующих единому основанию, и выстраивание формулировок в их логическом соподчинении. В результате сложный план данной темы может прибрести следующий вид:

1. Понятие правовых отношений.

2. Права и обязанности сторон трудовых правоотношений:
а) права и обязанности работников;
б) права и обязанности работодателей.

3. Трудовой договор:
а) содержание трудового договора;
б) порядок заключения;
в) порядок расторжения трудового договора.

4. Рабочее время и время отдыха.

5. Заработная плата.

6. Дисциплина труда.

Из данных указаний следует, что пункты плана должны корректно сформулированы с точки зрения их соответствия заданной теме. План должен наиболее полно отражать содержание темы. Необходимо выдерживать структуру плана сложного типа, иначе ответ будет оценён только 0 баллов.

Итак, мы видим, что при выполнении задания С8 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок.

Консультативные материалы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по химии разработаны учителем химии ГБОУ СОШ № 466 Курортного района,экспертом по проверке ЕГЭ Овчароовой Ольгой Эдуардовной ...

Видео-урок на тему:"Методика выполнения заданий ЕГЭ по географии. "

Видео-урок на тему:"Методика выполнения заданий ЕГЭ по географии. "...

Подробный анализ выполнения заданий с развернутым ответом на экзамене ОГЭ по обществознанию.

Анализ работы выполнения заданий с развёрнутым ответом на экзамене ОГЭ по обществознанию....

Задания для школьного этапа по искусству (МХК) 5-11 классы в соответствии с Методическими рекомендациями

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по искусству (МХК) для 5-11 классов составлены на основе Методических рекомендаций....

Типичные ошибки, допускаемые учащимися в печатных работах ( из опыта работы)

Как часто, готовя учащихся к выступлениям на ответственных, значимых мероприятиях, мы уделяем основное внимание устной подготовке. И это правильно, ведь современный мир требует, в первую очередь, умен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...