Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования
статья на тему

Ковырёва Светлана Фёдоровна
Тема инновационного педагогического опыта:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_gotovoe.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

PAGE  

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск

Ковыревой Светланы Фёдоровны

 

 

Тема инновационного педагогического опыта:

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы».

Актуальность и перспективность опыта

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.

Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий.  Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.

        В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей  присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.

Гипотеза

Творческое развитие учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях правильной организации способствует формированию качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности.

Практическая значимость

Русский язык и литература, пожалуй, одни из немногих школьных предметов, которые направлены на воспитание души ребенка. Кроме того, эти предметы способствуют развитию у учащихся творческого воображения, навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, так как обладают огромными воспитательными возможностями: учат эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу и, в конечном счете, помогают выработке нравственно-жизненной, гражданской позиции.

Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная к саморазвитию, самообразованию и самореализации.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

Методическая новизна и теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании сущности и специфики развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы, разработке содержания и способов организации разноуровневого обучения, обеспечивающего развитие интеллектуального и личностного потенциала всех обучающихся с учетом уровня обучения, их продвижение к обучению на более высоком уровне.

Наличие теоретической базы опыта

Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я. Лернера, В.А.Сухомлинского, А.Н.Окунева. И.Я. Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;
  • перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;
  • видение новых (скрытых) функций известных объектов;
  • видение всех взаимосвязей структуры объекта;
  • видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;
  • комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;
  • построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

        Согласно исследованиям, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.

        Уроки русского языка и литературы, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А. А. Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление  к творчеству.

Л.Н.Окунев, рассматривая возможности развития творческой активности на уроках русского языка, отмечает, что одним из видов деятельности является наблюдательность. Она не возникает сама по себе, её нужно кропотливо и систематически развивать. Целенаправленно организованное языковое наблюдение на уроках русского языка побуждает учеников к творческой активности.

Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Уроки литературы, прежде всего, требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.

        Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности.

«Творческая деятельность  создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего».

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.

Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству детей главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом.  

Ведущая педагогическая идея

Способности выступают и как предпосылки усвоения знаний, умений и навыков, и как результат, и критерий уровня обучаемости. Применительно к ситуации школьного обучения творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

  • познавательные задачи должны строиться преимущественно  на интегративной основе и способствовать развитию свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения;
  • задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
  • система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых; любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

  • эвристический;
  • проблемный;
  • модельный.

На мой взгляд, именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить  учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.  

При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т.п.

Однако он не принимает участие в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает опыта такового поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специального опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускники средней школы, успешно овладевшие материалом школьной программы, не справляются с вузовскими конкурсными заданиями, которые требуют нестандартного подхода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих учеников. Для решения ряда проблем приходится рассматривать традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.

Описание системы работы

На первом этапе своей деятельности я обратилась за помощью к школьному психологу, который проконсультировал меня по вопросам диагностики уровня развития творческих способностей при помощи следующих методик:

  • Метод «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской;
  • Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом;
  • Тесты Торренса;
  • Тесты Ровена и Венгера.

Промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика я провожу при помощи следующих методов: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

Не секрет, что для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В. Коротаевой):

  1. Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной  деятельности.  Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, не забываю о том, что они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Не предлагаю им заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Иногда разрешаю таким учащимся выполнять лишь часть творческого  задания. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости  отсутствие страха  чувство уверенности  ожидание встречи с данным педагогом  ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
  2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять меня быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые  задают  сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
  3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
  4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Моя задача – вовлечь в творческую деятельность не только учащихся 4 группы, а помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы я стараюсь направлять на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

Планирование работы по развитию творческих способностей на основе данных диагностики, принципов педагогической деятельности и условий формирования творческих способностей учащихся стараюсь строить с учётом:

а) общий уровень развития ученического коллектива;

б) возрастные особенности формирования;

в) личностные особенности учащихся;

г) специфические черты и особенности учебного предмета.

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Принципы деятельности:

а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);

б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);

в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);

д) системность обучения;

е) творческое  взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Задачи учителя:

а) пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературе;

б) развитие общеучебных умений и навыков;

в) развитие креативного мышления;

г) развитие творческой самостоятельности учеников;

д) воспитание творческой личности.

        Все уроки по развитию творческих способностей я выстраиваю с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

Каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание  раскрыть свою личность. Иными словами, необходимо как можно чаще давать ученику  возможность побывать на позиции автора. Этому способствуют уроки развития речи.

Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности. На мой взгляд, наилучшим образом служит развитию речи естественность высказываний детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению – общению. Эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учителя. Если учитель не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьётся.

Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике. Особое место среди них занимает творческий диктант, который служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию. Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине. В 6 классе, например, пишем творческий диктант на вставку слов по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». После рассмотрения картины, после анализа содержания, авторского замысла я читаю предложения, ребята ставят вопросы к словам, подыскивают прилагательные, глаголы.

В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. Речь учащихся обогащается, они начинают использовать более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические структуры. На уроках использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные и т.д.

Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала.  Речевые ситуации, созданные с  помощью слова учителя и средств наглядности, являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от преподавателя и ученика требуется немалая доля творчества. Надо поставить школьника в такие условия, чтобы он говорил не потому, что обязан, а прежде всего потому, что ему интересно выразить свое отношение. В учебнике  русского языка для 5 класса (авторы: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.) есть много творческих заданий по рисункам. Приведу примеры некоторых из них:

  1. Творческие задания, ориентирующие учащихся на словесное рисование.
  2. Творческие задания, направленные на озвучивание, оживление картины, рисунка.
  3. Творческие задания, ориентирующие учащихся на создание высказывания, аналогичного образцу. Как правило, такие высказывания представляют собой повествование о новых приключениях героя, с которым ребята познакомились, анализируя текст-образец.
  4. Творческие задания, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста.

        Структура уроков при развивающем обучении предполагает организацию творческой, поисковой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических способностей. Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся. Например, при изучении в 5 классе темы «Буквы е-и в корнях с чередованием» предполагаются дифференцированные творческие задания на уроке:

  • составить таблицу для распределительного диктанта;
  • выполнить упражнение с графическим комментированием;
  • написать творческую работу, используя слова с е//и.

        Показателем положительных сдвигов в лингвистическом развитии учащихся является способность к переносу приобретенных знаний и умений на новый материал.

Решение поставленных задач я стремлюсь обеспечить на специальных занятиях. На них можно оптимально сочетать коллективную, групповую, и индивидуальную поисковую деятельность учащихся.

Работу по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы я строю с использованием следующих методов:

  • игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию;
  • отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета;
  • творческое чтение. Он предполагает, что учитель стимулирует, организует творческое чтение текста классом. Первое знакомство с произведением, обогащение словаря, сведения, которые создают благоприятный фон для наиболее полноценного восприятия, - вот что я приношу в класс на первом этапе работы по изучению текста. Иногда бывает соблазн все рассказать самой, прочесть, даже ответить на возможные вопросы. А между тем этот этап должен быть творческим не только для учителя, но и для ученика. Если же мы начнем изучение конкретного произведения с пересказа того, что услышал и прочел ученик на первом уроке знакомства с текстом, то элемент творчества в этом процессе будет минимален, да и учитель останется в полном неведении по поводу того, как воспринят учеником текст художественного произведения. В зависимости от того, каково его восприятие текста, будут построены последующие уроки.

   Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.

Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие. Например,  закат солнца, роса на траве и т.д. Или описание должно быть таким, чтобы читатели почувствовали запах свежего хлеба, аромат  ветки сирени.

Написание киносценария также способствует развитию творческих способностей. Например, к произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Дети внимательно прочитали текст, разбили на крупные сцены, кадры и описали каждый кадр, придумали, как их смонтировать, соединить. Это творческая, интересная работа.

Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.

Результативность опыта

   

        Заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе.       В работе наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся по литературе  при 100% успеваемости качество обучения повысилось с 75% (2011 учебного года) до 82% (2013-2014 учебного года).

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

Учебный год

Уровень

Конкурс

Участники

Результат

2013-2014

Российский

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок».

Халиков К.

Буянова К.

Феофанова М.

Диплом победителя

2013-2014

Муниципальный

Конкурс «Живая классика».

Абаев В.

II место

2013-2014

Муниципальный

Конкурс творческих работ по темам воссоединения Крыма и России.

Окина Н.

Сертификат участника

2013-2014

Муниципальный

Конкурс чтецов, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

Кулыгин М.

Призер

2013-2014

Российский

Конкурс «Познание и творчество». Номинация: «Я знаю русский язык».

Долгачева А.

Лауреат

Возможность тиражирования опыта

 Опытом работы я делюсь со своими коллегами на заседаниях кафедры гуманитарных наук, на семинарах учителей русского языка и литературы, на педагогическом совете.

 Материалы из опыта работы размещены на сайте:  http://nsportal.ru/kovyreva-svetlana-fedorovna-2  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление инновационного педагогического опыта

Представление инновационного педагогического опыта Макаровой Ольги Александровны, учителя физики  МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск...

Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации ФГОС НОО"

В данной статье приведено обобщение педагогическуого инновационного опыта по теме: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации...

Представление инновационного педагогического опыта по теме "Применение ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка при обучении диалогу"

При переходе современного российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из системообразующих составляющих стали новые требования к организации...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе»

Тема инновационного педагогического опыта: "Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование проектного метода для формирования исследовательских умений старших школьников» (к аттестации)

Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения стран на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Групповая работа на уроках истории в рамках ФГОС»,

Учитель работает с самым хрупким материалом- личностью ребенка, и его задача – «найти человека в человеке» - как говорил Ф.Достоевский. В этом мне помогают педагогические технологии ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: "Программирование на языке Scratch"

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя информатики МБОУ "Хатын - Арынская СОШ им. И.Е. Винокурова" Яковлева Вячеслава Ивановича «Программиров...