Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Групповая работа на уроках истории в рамках ФГОС»,
статья по истории (11 класс)

 Степанова Ирина Викторовна

Учитель работает с самым хрупким материалом- личностью ребенка, и его задача – «найти человека в человеке» - как говорил Ф.Достоевский. В этом мне помогают педагогические технологии современной школы:

  • Гуманизация образования, приоритет личности ребенка, индивидуализация обучения;
  • Совместная деятельность учащихся, групповые формы работы;
  • Общение, позволяющее реализовать творческие способности ребенка.

Индивидуализация обучения целиком зависит от умения учителя увидеть перспективу интересов ребенка,  определиться в мотивах выбора его предмета. Этому способствует создание условий, в которых приоритет личности ребенка позволяет рассматривать процесс обучения как сотворчество учителя и ученика.

Класс- это своеобразный микросоциум, в котором направляющим и организующим ядром является процесс познания. Любой социум существует до тех пор, пока осуществляется коммуникативная связь его членов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc57.5 КБ
PDF icon org_ind_rab.pdf563.7 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ч и т е л я   и с т о р и и  

МБОУ лицей №4

Степановой Ирины Викторовны


Учитель работает с самым хрупким материалом- личностью ребенка, и его задача – «найти человека в человеке» - как говорил Ф.Достоевский. В этом мне помогают педагогические технологии современной школы:

  • Гуманизация образования, приоритет личности ребенка, индивидуализация обучения;
  • Совместная деятельность учащихся, групповые формы работы;
  • Общение, позволяющее реализовать творческие способности ребенка.

Индивидуализация обучения целиком зависит от умения учителя увидеть перспективу интересов ребенка,  определиться в мотивах выбора его предмета. Этому способствует создание условий, в которых приоритет личности ребенка позволяет рассматривать процесс обучения как сотворчество учителя и ученика.

Класс- это своеобразный микросоциум, в котором направляющим и организующим ядром является процесс познания. Любой социум существует до тех пор, пока осуществляется коммуникативная связь его членов.

Общение - краеугольный камень творческого потенциала, как личности, так и коллектива. Только так и возможны оценка осуществления, планирование, создание, то есть продуктивная деятельность учащихся в процессе познания. Свобода мысли выливается в свободу личности, свободу творчества.

Процесс гуманизации связан не только с содержанием образования, но и во многом зависит от личности учителя. Здесь главной педагогической идеей является то, что учитель должен все показывать своим личным примером, но не скрывая свои недостатки. Исходя из концепции развития личности, я определяю следующие идеи:

  • Учитель- пример для подражания. То есть руководствуюсь правилом - «Умеешь сам - научи своего ученика».
  • Учитель должен превосходить ученика не своим положением, что «Я выше тебя», а эрудицией.
  • Учитель должен помочь ученику в любой ситуации. Важно умение помочь тактично.
  • Учитель не имеет права не реагировать на отрицательные действия или позиции ученика.
  • «Дружба – дружбой, а служба - службой». Важно не опуститься до панибратства, стоять не на равных, а чуть выше ученика, уметь быть строгим и требовательным.

В своей педагогической деятельности реализую принцип личностно-ориентированного обучения, отдавая предпочтение созданию условий, позволяющих самоопределиться и самореализоваться. Я верю, что лучший способ для учителя развивать творческие способности у детей – это самому быть творческой личностью. Компетентный учитель, прежде всего, - компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дают ребенку прямой и убедительный пример.

Предоставляя школьникам возможность проявить свои способности не только на уроке, но и во  внеурочное время, участвуя в конкурсах, олимпиадах, способствую развитию творческого потенциала учащихся. Так, например, появилась летопись школы «Мгновения минувших лет», в создании которой принимала участие инициативная группа учащихся 10-х классов.

Из опыта преподавания в школе я определила для себя первостепенные ценности в общении с детьми, которым стараюсь следовать: проявлять терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросов и идей ребенка; стараться отвечать на все вопросы, даже если они кажутся «за гранью»; помогать ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе творческого поиска; помогать ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную идею; находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка.

Главной целью образовательной педагогической деятельности считаю создание условий для обеспечения целенаправленного процесса самопознания и саморазвития.

Исходя из этого выделяю следующие задачи:

  • Повысить познавательный интерес к истории;
  • Предоставить учащимся широкие возможности выбора, развить умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы;
  • Научить учащихся свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов;
  • Развивать мышление учащихся и эмоциональное восприятие действительности;
  •  Развивать творческий потенциал учащихся, руководить их исследовательской деятельностью
  • Помочь учащимся выработать целостный взгляд на мир, сформироваться в полноценного гражданина России.

Реализация этих задач основывается на идеях педагогики сотрудничества.

Ответственность за тот интеллектуальный и нравственный багаж, который ученик унесет с моего урока - это главный момент моей педагогической деятельности.  

Учебные занятия проводятся в кабинете истории, в котором оптимально организованы место педагога и ученические места.

Кабинет снабжен необходимой мебелью (стулья, ученические парты, школьная доска, книжные шкафы).

Кабинет располагает лаборантской, которая оборудована стеллажами, где представлены дидактические материалы, карты, тематические папки, иллюстративный материал, выставка работ учащихся 5-6 классов, открытки, буклеты, музеи-панорамы и т.д. Технические средства обучения в кабинете отсутствуют.

В кабинете имеется: научно- популярная литература, энциклопедии; учебники различных авторов; исторические карты по истории древнего мира, средних веков, всеобщей и отечественной истории; комплект синхронистических таблиц по истории  (III тыс. до н.э.- 2002 г.) для 5-9 классов; пакет-комплект документов «История»; газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября») и «Историческая газета». Журналы  «Преподавание истории и обществознания в школе», «История и обществознание для школьников», которые публикуют материалы по актуальным вопросам теории и методики преподавания истории и обществознания в школе.

Оформлены информационные стенды: Государственные символы России, Учись учиться, Готовимся к экзаменам. Разработана система различного рода памяток-алгоритмов для изучения материала о войнах, по революции, организации самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, для характеристики исторической личности, сравнения исторических событий и явлений.

Разработаны задания для контроля знаний по истории и обществознанию 8-11 классов по тематическим блокам. Также создан раздаточный материал по истории  и обществознанию в виде схем, таблиц, который используется на уроках при объяснении нового материала. Отдельно систематизируется и постоянно обновляется материал для ЕГЭ по истории и обществознанию (тесты- тренинги, демонстрационные варианты, рекомендации, работа с историческими  документами).

Создан и постоянно обновляется иллюстративный материал по истории России (портреты исторических деятелей, династия Романовых, государственные символы России и т.д.); по культуре России, по истории региона (школьный музей).

Администрация школы заинтересована в повышении качества моего труда и создает условия для продуктивной педагогической деятельности.

Наука, которую я преподаю, дает уникальную возможность рассмотреть проявление человеческой натуры в различных эпохах, странах, ситуациях. Мы видим то души испорченные жадностью, предательством, властолюбием, то возвышенные любовью к Родине, искусству, Богу. Каждый  урок – это не просто изучение «преданий старины глубокой», это анализ, сопереживание, размышление, спор.

На уроках я стремлюсь поставить учеников в ситуацию выбора, чтобы показать неоднозначность, альтернативность, вариативность исторического процесса.

Через свои уроки формирую в школьниках гражданские качества. Мне ближе гуманизация предмета, включение в учебный материал простого человеческого общения, информации, направленной на развитие общечеловеческих принципов и качеств.

Планирование и организацию учебного процесса ориентирую на деятельностный подход, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников.

В современном преподавании истории широкое распространение получили разнообразные формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы). 20-30% заданий ЕГЭ предполагают работу с историческими источниками. Задания данного типа включены в части А, В, С  ЕГЭ. Исходя из этого я работаю над темой «Использование исторических документов на уроке истории как средство активизации учебного процесса». На уроках использую методы обучения, способствующие формированию самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся. Важное место на уроках занимает работа с документами и источниками. Все это помогает развитию у учащихся умения извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач, анализировать, сравнивать, делать выводы. Применение в учебном процессе исторических документов нацеливает школьников на грамотное использование исторической, обществоведческой терминологии, развивает умение формулировать свои суждения, формирует гуманитарный стиль мышления.

Большое внимание на уроках уделяется формулировкам терминов, выводов, обобщений. Для проверки знаний исторических терминов и дат систематически проводятся исторические диктанты. Широко использую приемы работы с текстовым и иллюстративным материалом, что способствует развитию речи, мышления учащихся.

В основной школе (5-9 классы) акцент делаю на развитие познавательного интереса, одновременно закладывая понятийную базу изучаемого материала в адаптированной к возрасту учащихся форме. Для этого чаще использую активные технологии обучения: решение познавательных задач, обращение к иллюстрациям и практикоориентированным ситуациям, проблемные вопросы, игровые приемы и т.п. Включение элементов игры позволяет учащимся переосмыслить полученные знания, применять их на практике.

В средней (полной) школе (10-11 классы) акцент делается на самостоятельную работу учащихся с использованием уже имеющихся знаний, проблемный характер обучения, его практическую ориентацию. Изучение материала происходит путем интенсивной работы с текстом учебника, документов, вспомогательного материала. Это предполагает рассмотрение исторических событий (диспуты, дискуссии, «круглые столы», конференции).

В настоящее время развивается тенденция внедрения информационных технологий в учебный процесс. Основным направлением работы школы в 2000-2004 гг. являлось «Комплексное применение компьютеров в образовательном учреждении». Принимаю участие в инновационной деятельности школы в направлении информатизация образования, внедряя в учебный процесс компьютерные технологии. В частности, применяю тестирование как наиболее удобную форму контроля за усвоением знаний учащихся. Результатом работы явилось разработка, составление и апробация тестов по истории России XX века для 9-х классов, которые были оформлены в компьютерную программу совместно с Детской компьютерной школой. Также были созданы компьютерные программы для 7 класса по теме: «Распространение Реформации и укрепление абсолютизма в Европе» и игра для  старшеклассников «О, счастливчик».

Для организации учебного процесса в предметной области «Обществознание» используется программная технология «КонсультантПлюс», информационный банк, который содержит 300 документов, которые можно условно разделить на три группы:

а) Документы по государственному и экономическому устройству России, начиная с первых декретов советской власти и заканчивая документами наших дней

б) Документы, касающиеся деятельности школы, жизни школьников, призыва на военную службу и т.д.

в) Документы международного характера, касающиеся прав человека.

Ежегодно учащиеся моих классов принимают участие в школьных и городских предметных олимпиадах.

В   школе организовано научное общество, в рамках которого осуществляется исследовательская работа по истории города Чехова.

Таким образом,  на своих уроках я использую различные методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские) руководствуясь такими критериями как соответствие целям и задачам обучения и развития, соответствие содержанию урока, соответствие реальным учебным возможностям школьника,   соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени.

Для развития у учащихся интереса к истории как к предмету, повышения качества обучения стараюсь использовать различные формы проведения урока, в том числе и нетрадиционные (лабораторные занятия, практикумы, семинары, видеоуроки и т.д.).  На уроках использую фронтальную, индивидуальную, групповую формы учебной работы учащихся.

Обеспечиваю обязательный уровень обученности учащихся. Стремлюсь к развитию исследовательских умений учащихся, их коммуникативных навыков в урочной и внеурочной деятельности.

Большое внимание уделяю реализации воспитательного потенциала истории, формированию эмоционально-ценностного отношения к нашему прошлому и настоящему, воспитанию патриотических чувства учащихся. Результативность работы подтверждается 100%- ой успеваемостью учащихся, ежегодными призовыми местами на городских олимпиадах по истории и обществознанию.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних трех  лет  «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан РС (Якутия) Забелиной Екатерины Геннадьевны

А работе представлен опыт по теме «Формирование гражданско-правовой культуры учащихся  через проектно-исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».Сего...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии (ДПИ). Тема самообразования: «Развитие творческого мышления подростков на уроках технологии».

В современном обществе концепции развития системы образования связаны с идеей создания условий для раскрытия индивидуальности ученика, развития личности и его самореализации в жизни.Рассматриватся...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе»

Тема инновационного педагогического опыта: "Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование проектного метода для формирования исследовательских умений старших школьников» (к аттестации)

Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения стран на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: "Программирование на языке Scratch"

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя информатики МБОУ "Хатын - Арынская СОШ им. И.Е. Винокурова" Яковлева Вячеслава Ивановича «Программиров...