«Результаты исследования мотивации школьников к изучению предмета»
опыты и эксперименты по теме

исследование результативности усвоения материала на основе внедрения новых стандартов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Результаты исследования мотивации школьников к изучению предмета» Степановой Юлии Александровны, учителя музыки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск» Новоорского района Оренбургской области.

             Тема моего исследования «Организация исследовательской деятельности учащихся с повышенным уровнем мотивации на уроках музыки»

            В условиях преобразований различных сфер общественной жизни нашей страны возросла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Творческий человек востребован на любом рабочем месте. Давно известно, что предметы искусства побуждают ребенка к активации  учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности. Непосредственные занятия учащихся музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. Индивидуальная и групповая работа является составной частью коллективно-познавательной деятельности учащихся в научно-исследовательской работе. Она прошла полную апробацию на протяжении многих лет и дает возможность постоянной импровизации за счет структуры и формы урока. Поэтому основной целью моей работы является не расширение, углубление интереса к музыкальному искусству, развитие творчества, создания урока нестандартного, а необычного.

                   Основные содержательные линии моей работы: обогащение опыта эмоцианально-ценностного отношения учащихся к музыке через исследовательскую деятельность самих учащихся, усвоение изучаемых произведений и знаний о музыке при помощи исследовательской деятельности учащихся, овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки), обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности учащихся  в ходе научно-исследовательской работы.

Индивидуальная и групповая работа является составной частью коллективно-познавательной деятельности учащихся, так как активно мотивирует положительные учения школьников. Цель проводимого исследования: выявить и обосновать педагогические условия и средства их реализации, определяющие эффективность процесса формирования мотивации учения учащихся на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.

      Объект проводимого  исследования: процесс формирования мотивации учения учащихся на уроках музыки и внешкольных мероприятиях. Предмет исследования: комплекс педагогических условий и методических средств формирования мотивации учения учащихся на музыкальных занятиях. Гипотеза исследования: процесс формирования мотивации учения учащихся на уроках музыки и внеклассной работе будет эффективным, если совместную музыкально-творческую деятельности учащихся и преподавателей организовать таким образом, что в ней будут соблюдены интересы субъектов педагогического процесса, каждой личности в отдельности; учебную музыкальную деятельность построить на основе активации восприятия учащихся, предполагающей формирования у них потребностей в самовыражении и умении анализировать собственные музыкально-творческие проявления; наряду с обновлением содержания занятий и расширением сфер художественного общения предусмотреть применение различных учебно-игровых ситуаций, носящих творческий и развивающий характер.

      В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: выявить особенности формирования мотивации учения учащихся на уроках музыки и внеклассных мероприятий. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования мотивации учащихся на уроках музыки при комплексном изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла. Определить комплекс личностно-ориентированных педагогических средств, обеспечивающих реализацию условий формирования мотивации учения учащихся средствами музыкально-художественной деятельности.

       На протяжении нескольких лет своей работы, проводя различные эксперименты на уроках, я увидела что, высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знаний, которые связаны с интересами самого ребенка.

      I эксперимент практической работы по выявлению одарённых детей. Выявление детей с повышенным уровнем мотивации на уроках музыки через наблюдения за этими детьми и отбор эксклюзивных творческих работ учащихся. В эксперименте участвовали два  класса 7 «б»  и 7 «В»- в каждом одинаковое количество учеников-23 .В одном действовала схема: учитель-учебник- ученик (7 «в»), а в другом через поставленную проблему действовала схема: учебник- ученик- учитель. Опрос усвоенного материала происходил на следующем уроке. Выясним активность и включённость в работу, а так же оценочный результат:

Параметры исследования

Количество ответов + 7 в

Количество ответов + 7 б

Запоминание материала

15 уч-ся

23 уч-ся

Количество ответов

7 уч-ся

12 уч-ся

Дополнение к ответу

5 уч-ся

11 учся

Диспут с учителем

4 уч-ся

8 уч-ся

«5» и «4» получили

8  уч-ся

15 уч-ся

 Вывод : Качество усвоения знаний по предмету составило соосветственно  58 % и 75 %.В 7 б урок прошёл интереснее, полезнее, запоминающе, красочнее, эмоциональнее. Проведённая музыкальная викторина по изучаемым двум романсам Глинки «Веницианская ночь» и « Я здесь Инезилья» , и их сопоставлению ,после проведённого урока показала, что по анализу музыкального произведения по средствам музыкальной выразительности на уровне высокого  усвоения так же лидировал 7 б класс.    

 

класс

Правильных ответов

Неверных ответов

16

7

21

2

  Понаблюдав за этими детьми, проанализировав работу, я для себя выделила особенности одаренных детей:

1 )    дети очень стараются ответить на любой вопрос учителя в течение всего урока;

2)     они всегда активны на уроках;

3)     внимательно слушают учителя и музыкальные произведения;

4)   у них нестандартное мышление, они умеют логически рассуждать и доказывать свою точку зрения;

5)    им всегда интересно на уроке, независимо идет ли повторение пройденного материала или прохождение новой темы;

6)     систематически, каждый урок выполняют творческие работы, что дает учителю возможность оценивать их на каждом уроке;

II эксперимент: Методика выполнения творческих заданий. 5 классам всем трём параллелям было предложено сочинить рассказы и сказки «Как появилась музыка». Всего в эксперименте участвовало 53 ученика. Из них сочинили сказки  сразу же на следующий урок 31 уч-ся. Следующим этапом была «Презентация рассказов и сказок о музыке» во  внеурочное время. Дети внимательно слушали выступления друг- друга, были приглашены учащиеся из других классов. А затем слушателям были предложены анкеты с названиями  каждой сказки, и оценочная пятибалльная  шкала по каждому автору сказки. По результатам- высокий балл набрали 15 учащихся из 31.

Высоким же показателем стала публикация сборника этих сказок в фестивале педагогических идей «Открытый урок», а в конкурсе им. Чуковского 1 работа «В стране предметов», автор Кристина  Потапова, стала призёром конкурса.

III эксперимент « Интеграция- как вид  деятельности»

Мною была разработана авторская программа «Связь музыки и скульптуры», в которой говорится о песнях- памятниках. Перед началом  написания работы  учащимся было предложено провести научно-исследовательскую  работу. Найти материал о создании военных песен, биографию композиторов, узнать, как эти песни были написаны, при каких обстоятельствах, и есть ли памятник им.  Так появилась авторская программа 4 четверти 5 класса . Но я решила не останавливаться на достигнутом мною, а предложить детям отыскать просто памятники воинам – освободителям в России и в Европе. В эксперименте участвовали так же учащиеся 5 классов – 5 а и 5 б. Один работал над памятниками в России, другой- за рубежом.

Результаты работы:

Исследовательский проект 5 а класса -«Памятники советским воинам- освободителям в странах Европы»- работы 10 человек.

Исследовательский проект 5 б класса – «Летопись Великой Отечественной войны в монументах и памятниках России»- 7 человек

Оба проекта участвовали в школьной конференции юных исследователей и получили грамоты за участие. На данном этапе ученики 5 классов занимаются сбором информации о памятниках великим композиторам и исполнителям.А это ещё один исследовательский проект.

              И в заключении хочется сказать, что творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный  и активный характер, необходим  подбор дополнительного репертуара для урока музыки и для внеклассной работы, включение музыкальных произведений, которые смогут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся.

 

 

 

Степанова Юлия Александровна . Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск" Новоорского района Оренбургской области РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Проектное обучение – фактор эффективности повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики

     В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается необходимость «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использов...

Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики.

Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики....

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.

Сидорова Ольга Юрьевна  МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации  школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение  мотивации школьников к предмету «ли...

Повышение мотивации школьников при изучении художественного произведения средствами театрализации.

Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит  формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познаватель...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

                        Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении - одно из перспективных направлений образо...

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Результаты исследования мотивации обучающихся в системе дополнительного образования

Дополнительное образование представляет собой неотъемлемую часть единой образовательной системы страны, сосредотачивается на личностных феноменах развития и исходит из субъективности и смысловой сферы...