«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».
методическая разработка по русскому языку по теме

Павлухина Екатерина Геннадьевна

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik.docx11.15 КБ
Microsoft Office document icon kursovaya.doc159 КБ
Microsoft Office document icon blok.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

 г. Гусь-Хрустального.

Курсовая работа

Тема: «Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Выполнила Павлухина

Екатерина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

 МОУ СОШ №3 г. Гусь-Хрустального.

Гусь-Хрустальный

 2010 г.



Предварительный просмотр:

ПЛАН.

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1)ФЕНОМЕН ИГРЫ.

2)СВЯЗЬ МЕЖДУ ИГРОЙ И УРОКОМ.

3)ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЁ ФУНКЦИИ, ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР.

4)СПЕКТР ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.

5)КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

6)ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1)ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

2)ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА ЭТАПАХ ЗАПОМИНАНИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ И КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

3)ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА ЗАВЕРШАЮШИХ ЭТАПАХ УРОКА.

4)САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

III) ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

IV) БИБЛИОГРАФИЯ.

I)ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1)ФЕНОМЕН ИГРЫ.

Игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - активнейшая форма человеческой деятельности, её значение невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Феномен игры изучают представители разных наук и профессий- культурологи, философы, психологи, педагоги… Однако ни однозначного определения, ни единой общепризнанной классификации игр пока нет. Наверное, дело в том, что игра необычайно многогранна.

Крупнейший специалист по детским играм, врач и педагог Е. А. Покровский, живший в 19 веке, писал, что детские игры представляют собой такую работу, с помощью которой энергично развиваются дух и тело ребёнка. Наблюдения специалистов прошлого подтверждают современные исследователи. Они сходятся в том, что игры обладают огромным потенциалом развития эмоциональной, интеллектуальной, физической, коммуникативной и нравственной сфер ребёнка.

2)СВЯЗЬ МЕЖДУ ИГРОЙ И УРОКОМ.

Интересно отметить, что в словаре В. И. Даля нет прямого определения слова «урок». Ближе всего к сегодняшним школьным реалиям определение про учебный час, посвящённый отдельному предмету. Однако самым ёмким нужно признать другое: нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего…И получается, что вся наша жизнь - урок.

Однако вернёмся к учебному часу. Детям свойственно периодически скучать на уроках. А на вопрос «Как часто вам случалось играть на уроке всем классом, вместе с учителем?» они часто просто затрудняются ответить. Обидно, что такой эффективный инструмент «оживления» урока, как игра, используется достаточно редко. Замечательно, что сейчас стали появляться системные практические пособия, посвящённые играм на уроке. Это непременно должно изменить ситуацию к лучшему.

Но нельзя считать игру гарантией быстрого и безболезненного решения всех учительских проблем. Это просто один из инструментов учительской профессии, который можно использовать на любом этапе урока, в любом компоненте учебного процесса для решения дидактических, воспитательных и развивающих задач. Общее правило таково: игра поможет там, где требуется что- то изменить(разнообразить, оживить, улучшить). С помощью игры можно сделать малопонятную информацию доступной и занимательной, равнодушного ученика превратить в заинтересованного участника урока.

Игра ориентирована на повышение эффективности учебного занятия и одновременно на развитие личности ученика. Игра создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.

Готовясь к проведению игры, нужно ответить на ряд вопросов: кто, где и как долго будет играть? Какие ресурсы понадобятся? Какого педагогического результата мы ожидаем от игры? Обязательно нужно соотнести задачи, которые будут поставлены в ходе игры перед учениками, и возможности учеников. Нужно учитывать, что задачи эти могут быть не только дидактическими, связанными с работой над определённым учебным материалом, но и организационными, связанными, например, с умением самостоятельно организовать свою работу или умением работать в группе.

Игра должна соответствовать ряду критериев. Назовём основные:

  1. В игре должна быть интрига, то есть исход игры не должен быть предсказуемым.
  2. Участники игры должны преодолевать трудности, решать посильные задачи. Ведь игра - это всегда работа над собой. А значит, в игре возможен процесс личностного развития, прогресса, который заметен и самому участнику игры, и его товарищам.
  3. В игре должна присутствовать соревновательность.
  4. Желательно, чтоб у игры был интересный сюжет.
  5. Правила игры должны быть понятны всем участникам и  безоговорочно выполняться.
  6. Для игры нужен позитивный настрой.

Соблюдение всех этих критериев обеспечит игре весьма важное качество, которое условно можно назвать игровой сбалансированностью.

Особое внимание нужно обратить на завершение игры. Испытанный способ избежать неприятностей- ввести чёткие критерии оценки результатов игры, обеспечить прозрачность и корректность определения итога игры.

3)ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЁ ФУНКЦИИ, ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,  ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: 

1)        РАЗВЛЕКАТЕЛЬНУЮ (это основная функция игры- развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).

2)        КОММУНИКАТИВНУЮ (освоение диалектики общения).

3)        САМОРЕАЛИЗАЦИИ в игре как полигоне человеческой практики.

4)        ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности).

5)        ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры).

6)        КОРРЕКЦИИ (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей).

7)        МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей).

8)        СОЦИАЛИЗАЦИИ (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

  1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата(процедурное удовольствие).
  2. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).
  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, конкуренция  и.т.п(чувственная природа игры, эмоциональное напряжение).
  4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

 В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

А)         Роли, взятые на себя играющими.

Б)         Игровые действия как средство реализации этих ролей.

В)         Игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными.

Г)         Реальные отношения между играющими.

Д)         Сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игра как метод обучения используется в следующих случаях:

1)        В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

2)        Как элементы (иногда весьма существенные)более обширной технологии.

3)        В качестве урока или его части(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

4)        Как технология внеклассной работы(игры типа «Зарница и др.)

Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры - не результат, а процесс, который максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Решение во многих играх принимается коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая (дидактическая) игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям :дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ (ДИДАКТИЧЕСКИХ) ИГР.

Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды педагогических игр:

1)Игры-упражнения.

Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе.

Они занимают обычно 10 - 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях .Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

2)Игры-путешествия.

Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий.

Они служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

3)Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.

4)Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы.

Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью игры- соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.

Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Этапы игры включают:

1)        Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.

2)        Игру.

3)        Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.

4)СПЕКТР ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.

А)        Дидактические:

  1. Расширение кругозора, познавательная деятельность.
  2. Применение ЗУН в практической деятельности.
  3. Формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
  4. Развитие общеучебных умений и навыков.
  5. Развитие трудовых навыков.

Б)        Воспитывающие:

  1. Воспитание самостоятельности, воли.
  2. Формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.
  3. Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

В)        Развивающие:

  1. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения.
  2. Развитие мотивации учебной деятельности.

Г)        Социализирующие:

  1. Приобщение к нормам и ценностям общества.
  2. Адаптация к условиям среды.
  3. Стрессовый контроль, саморегуляция.
  4. Обучение общению.
  5. Психотерапия.

5)КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

1)Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

2)Игра - форма психогенного поведения, то есть внутренне присущего, имманентного личности. (Д. Н. Узнадзе).

3)Игра - пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок. (Л. С. Выготский).

4)Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». (А. Н. Леонтьев).

5)Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

6)Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

7)В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.

Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно- профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс.

6)ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры.

На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и так далее.

Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей( деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и. т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность( кабинет начальника цеха, зал заседаний и. т. д.)

Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры.

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведение пропаганды и агитации.

В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей.

В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель- пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр».

 В нём разыгрывается какая- либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу.

Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама.

Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально- психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

 

 

Этап подготовки.

Этап подготовки.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария- условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация.

При необходимости ученики обращаются к ведущему или экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.

Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения.

Это непосредственно сам процесс игры.

С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:

  1. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
  2. Организационные позиции:  организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор.
  3. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
  4. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
  5. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов.

В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

II) ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1)ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 Эти игры помогают учителю заинтересовать учеников новой темой и сделать содержание темы понятным. Эти задачи взаимосвязаны.

Игры этого плана можно разделить на 2 группы: универсальные (их можно использовать на любом предмете) и специальные (ориентированные на конкретный предмет или на определённую тему).

Основная цель этих игр - сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. С этой задачей прекрасно справляются универсальные игры. НО главная их задача - донести содержание темы до учеников.

В этих играх часто используется приём преобразования информации, перевод терминов и теорий на язык, понятный детям, приём сравнения незнакомого с чем-нибудь известным, активно задействуются популярные в ученической среде образы.

ИГРА «А МЫ ЗНАЕМ!» ( Смородкина Т.И.)

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Повысить активность и внимание учеников, заинтересовать изучаемой темой, активизировать знания учеников.

Содержание. Учитель объявляет тему урока и просит учеников вспомнить, что они знают по этой теме. Приветствуется любая информация, из любых источников. Учитель комментирует услышанное и сообщает ученикам другие факты, относящиеся к теме.

Развитие игры. Если тема совсем не знакома ученикам, можно попросить их высказать предположения, о чём пойдёт речь.

ИГРА « ЧЕТВЁРКА ЗНАТОКОВ» ( Сулейкина Н. П.)

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Привлечь учеников к объяснению новой темы, повысить активность и внимание учеников.

Содержание. За несколько дней до занятия учитель предлагает четверым ученикам самостоятельно изучить материал и подготовиться к тому, чтобы рассказать тему своим товарищам.

Каждый из ребят получает свою часть темы. В качестве источников информации можно использовать учебники, дополнительную литературу, ресурсы сети Интернет. Спустя некоторое время учитель проводит генеральную репетицию урока - выслушивает знатоков, отвечает на их вопросы, помогает глубже разобраться в теме.

На уроке знатоки, сменяя друг друга, раскрывают классу содержание темы. Затем учитель обобщает сказанное знатоками.

ИГРА «МОИ ОТКРЫТИЯ».

Учебный материал воспринимается и усваивается лучше, если он «открыт» самим учеником. Незаменимым способом организации таких открытий были и остаются наблюдения, опыты и эксперименты.

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Стимулировать самостоятельную исследовательскую работу учеников, развить наблюдательность, умение анализировать информацию.

Предметная область. Без ограничений (приведён пример использования на уроке русского языка).

Содержание. Вариантов исследовательской работы может быть бесконечно много. Например, игра «Слово, откуда ты родом?» (Смирнова З. Ю.)

Учитель предлагает детям проследить, из каких стран к нам пришли слова по той или иной теме. Например, термины из области кулинарии, моды, кораблестроения, медицины.

Конечно, это работа не на один урок, ведь сначала нужно определиться с лексикой по выбранной теме, а затем с помощью словарей и других источников разузнать историю происхождения этих слов. Зато результатом такой работы может стать интереснейшая презентация или доклад.

ИГРА « ГОВОРЯЩИЕ КОРНИ» (идея игры подсказана Афонькиным С. Ю.)

 Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Улучшить понимание учебного материала, научить разбираться в терминах латинского и греческого происхождения.

Содержание. Если при изучении новой темы встречаются слова латинского или греческого происхождения (а это случается довольно часто), учитель объясняет значение корней этих терминов, называет другие слова с этими же корнями.

Затем можно попросить школьников на основе полученной информации объяснить значение незнакомых слов, «собрать» слово с определённым значением или предложить иные задания, основанные на «игре с корнями».

ИГРА В ОПРЕДЕЛЕНИЯ ( Афонькин С. Ю.)

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Научить давать определения новым терминам, развить внимание, навыки самостоятельного мышления, речь.

Подготовка. Учитель объясняет, как «устроены» определения. А именно, любое определение состоит из двух основных пунктов. Сначала указывается некая широкая категория, к которой относится определяемый объект, а затем указывается, чем объект отличается от других объектов, входящих в эту категорию. Например, Колобок- это сказочный герой, который был слеплен из теста и умел говорить и петь. А линейка- это приспособление для измерения длины, выполненное в виде рейки, на которой нанесены отметки.

Содержание. В ходе объяснения нового материала учитель вводит новые термины, объясняет их смысл, но «научного» определения не даёт. А в конце занятия просит, чтобы определение дали ученики. Выслушав несколько версий, учитель оценивает варианты ребят. Критерии оценки- соответствие «технологии составления определений», научная достоверность, лаконичность и оригинальность.

Развитие игры. Учитель просит ребят составить осмысленные и логически непротиворечивые предложения с новыми терминами.

Другой вариант - составить заведомо «неправильные» предложения.  

2)ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА ЭТАПАХ ЗАПОМИНАНИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ И КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

«Никакой учебный процесс не может считаться результативным, если в основу его не заложена мощная, всесторонне продуманная система повторения». (В.Ф.Шаталов).

Игровые технологии особенно полезны на этапе закрепления материала. Ведь, как правило, повторять то, что уже знакомо, менее интересно, чем узнавать новое. Не случайно игры, которые помогают запомнить учебный материал, глубже разобраться в нем и крепко его усвоить, составляют большую часть дидактических игр.

Универсальные игры этого плана более разнообразны по решаемым дидактическим задачам. С их помощью можно оптимизировать закрепление, запоминание, обобщение знаний, а также организовать контроль их усвоения. Игры, ориентированные на конкретные учебные дисциплины, в основном решают задачу закрепления знаний по определённой теме.

  1. Универсальные игры и приёмы на запоминание материала.

ИГРА «ЦЕПОЧКА» (Смирнова З.Ю.).

Возрастная группа: 5-9 классы.

Цель. Закрепить учебный материал, проверить качество усвоения материала, развить внимание, бвстроту реакции, память.

Предметная область: без ограничений( приведён пример использования на уроках русского языка).

Содержание. Ученики по цепочке в быстром темпе повторяют слова, относящиеся к тем грамматическим понятиям, над которыми ведётся работа. Например, несклоняемые существительные, глаголы совершенного вида, качественные прилагательные и.т.д.

Тот, кто ошибся или не выдержал заданного темпа, выходит из круга.  Выигрывает тот, кто остаётся в кругу последним.

  1. Универсальные игры и приёмы на закрепление материала.

 ИГРА «УЗАКОНЕННАЯ ШПАРГАЛКА» (Яновицкая Е.В., Адамский М.Я.)

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Научить анализировать материал, выделять главное, фиксировать наиболее трудные фрагменты темы, проверить качество усвоения темы, развить инициативность, развить творческое мышление.

Содержание. Учитель объявляет, что на следующем уроке состоится проверочная работа, на которой можно будет пользоваться шпаргалками. Каждый делает такую шпаргалку, какую хочет. Но можно обойтись и без шпаргалки, её наличие или отсутствие никак не отразится на оценке.

Дети готовят шпаргалки ( а на самом деле- индивидуальные учебные пособия, самодельные опорные конспекты) и приносят их на урок.

После выполнения работы учитель может организовать выставку шпаргалок. Пусть дети перенимают друг у друга полезный опыт!

  1. Универсальные игры и приёмы на обобщение материала.

ИГРА «ДАВАЙТЕ ПОСПОРИМ!» ( Гин А.А., Гурин Ю.В.)

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель.  Провести занимательный урок закрепления или обобщения материала, развить навык самостоятельного мышления, научить отстаивать свою точку зрения, развить навык командных действий.

Подготовка. Учитель задаёт тему спора, консультирует участников. Класс делится на две команды, каждая готовится защищать определённую точку зрения. Формируется жюри( из учителей, родителей или учеников).

Содержание. Команды отстаивают свои точки зрения на рассматриваемый предмет, высказывают свои аргументы, стараются опровергнуть аргументы соперников.

Ход игры может быть, например, таким. Сначала выступают ораторы первой команды. Затем ребята из второй команды задают вопросы по содержанию выступления. После того как заслушаны ответы, команды меняются ролями. Завершают игру короткие обобщающие выступления команд и членов жюри.

Рекомендации. Предметом спора могут быть различные точки зрения на историческое событие, взаимоотношения представителей разных социальных слоёв, взгляды представителей различных научных школ…

ИГРА «ПРОПОРЦИИ» (Ермолаева М. Г.)

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Глубже разобраться в изучаемой теме, развить способность находить связи  между явлениями, понятиями, предметами.

Подготовка.  Необходимо объяснить или напомнить участникам, что пропорция- это одинаковое соотношение между разными предметами. Чаще всего школьники сталкиваются с числовыми пропорциями, но пропорции могут быть построены и на других основаниях, например:

  1. словообразовательных (катать/самокат=летать/самолёт)
  2. семантических (пожарный/пожар=дворник/двор)
  3. грамматических (петь/спеть=говорить/сказать)
  4. каузальных, т.е. причинно- следственных (дождь/наводнение=жара/засуха)

Содержание. На первом этапе игры учитель даёт задание найти недостающие звенья пропорций. Затем уже сами ученики должны составить пропорции по заданным параметрам. Результаты работы учеников могут стать заданием для всего класса.

Примеры пропорций:

  1. Лицо/портрет=природа/ ? (пейзаж)
  2. Татьяна Ларина/ «Евгений Онегин» =Наташа Ростова/ ? («Война и мир»)
  3. Капля/море=слово/ ? (текст)
  4. Жарко/зима=холодно/ ? (лето)
  5. Добро/зло= ? (свет)/тьма

Рекомендации. Если ответ ученика непонятен, можно попросить его объяснить, какое соотношение он отразил в своём варианте.

  1. Универсальные игры и приёмы для контроля усвоения материала.

        ИГРА «ЖМУРКИ» ( Смирнова З.Ю.)

Возрастная группа: 5 – 9 классы.

Цель. Закрепить или проверить усвоение учебного материала, развить навыки работы с методикой осуществления выбора, научить сосредотачиваться.

Подготовка. Игра используется при изучении различных правил, связанных с необходимостью выбора одного из двух вариантов. Например, при изучении таких правил орфографии, как правила выбора слитного или раздельного написания, написания одной или двух букв, выбора одной из двух букв. Перед началом игры нужно договориться о движениях, при помощи которых обозначаются оба варианта.

Содержание. Игра начинается с того, что ученики опускают голову на парту, обхватывают голову одной рукой, а другую руку поднимают(ею ребята будут показывать знаки). Такая поза не даёт ученикам смотреть друг за другом, обеспечивая тем самым самостоятельность работы каждого. Кроме того, поза способствует сосредоточенности, максимальной концентрации внимания.

Когда ученики готовы к игре, учитель начинает диктовать слова, а ученики при помощи оговорённых знаков- символов показывают вариант написания. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры. Выигравшим считается тот, кто остаётся в кругу последним.

Рекомендации. В этой игре навык осуществления правильного выбора закрепляется через движение, скорее даже через некий двигательный символ. После проведения игры ученики, обдумывая правильность того или иного написания, нередко воспроизводят знакомые жесты.

  1. Специальные игры на закрепление материала.

ИГРА «ЧЬЁ ГНЕЗДО БОЛЬШЕ?» (Столбунова С.В.)

 Возрастная группа: 5 класс.

Цель. Развить навык словообразования, научить работать в команде.

Подготовка. Класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан. Команды получают карточки с корнями слов.

Содержание. Задача команды - за определённое время составить как можно больше слов с корнем, который указан на карточке. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая подобрала больше слов, входящих в словообразовательное гнездо.

Материал для команд: корни с чередованием: раст/ращ/рос, лаг/лож, кас/кос, тер/тир. (возможны варианты).

Рекомендации. При обсуждении результатов игры можно попросить ребят указать использованные способы словообразования.

ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКУ» (Арсирий А.Т.)

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Обогатить словарный запас, научить замечать и исправлять речевые ошибки, понимать значение слов, развить слуховое внимание.

Содержание. Ведущий медленно читает предложения, в каждом из которых одно из слов специально заменено словом, похожим по звучанию, но совершенно неподходящим по значению. Задача участников- заметить и исправить ошибки.

Примеры предложений:

Обладая острым обаянием (обонянием), он сразу уловил запах дыма.

Нас познакомили с новым комплектом (комплексом) гимнастических упражнений.

Он оказался круглым невежей (невеждой) в технике.

Старый астроном приходил в консерваторию (обсерваторию) раньше всех.

В гостинице путников накормили сытым (сытным) ужином.

ИГРА «МЕТКОЕ СЛОВЦО» (Арсирий А.Т.)

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Обогатить речь, научить использовать крылатые слова и выражения.

Содержание.  Ведущий читает предложения, в каждом из которых нужно усилить иронический или юмористический смысл. Для этого нужно заменить некоторые слова другими словами или выражениями. Слова, которые нужно заменить, ведущий называет после прочтения предложения.

Возможен и письменный вариант игры. В этом случае дети получают листы с предложениями, а слова, которые нужно заменить, выделены.

Примеры предложений:

Никто не поверил его вздорным рассказам (россказням).

Кандидат в президенты во время предвыборной кампании обещал очень много (сулил золотые горы) своим избирателям.

Совсем недавно (без году неделя) у нас, а уже распоряжается!

3)ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА ЗАВЕРШАЮЩИХ ЭТАПАХ УРОКА.

 ИГРА «РЕЗЮМЕ» (Гин А.А., Головкина Е.В.)

Возрастная группа: с 7 класса.

Цель. Организовать обратную связь с учениками.

Содержание. В конце урока или цикла занятий учитель просит учеников ответить на серию вопросов, отражающих отношение ребят к уроку, учебному предмету, учителю.

Пример списка вопросов (вариант А.А. Гина) :

  1. Что нравится на уроках?
  2. Что не нравится на уроках?
  3. Можешь ли учиться лучше?
  4. Что мешает учиться лучше?
  5. Какие действия учителя считаешь неправильными?
  6. Поставь отметку учителю по 10- балльной системе. Обоснуй её.
  7. Поставь себе отметку по 10- балльной системе. Обоснуй её.

Список вопросов, связанных с эмоциональным самочувствием учеников (вариант Е.В. Головкиной):

  1. На уроке я работал активно/пассивно.
  2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.
  3. Урок мне показался коротким/длинным.
  4. За урок я не устал/устал.
  5. Моё настроение стало лучше/стало хуже.
  6. Материал урока мне был понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен.
  7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным, интересным/неинтересным.

Рекомендации. Периодичность таких опросов может быть разной (каждый день, раз в неделю, раз в месяц). Желательно, чтоб листы были подписаны.

Проанализировав ответы, учитель может зачитать наиболее интересные или оригинальные мысли. Главное- уважительное отношение к мнению учеников, даже в том случае, если вы с чем- то не согласны.

Развитие игры. Резюме может быть не письменным, а устным. Можно предложить ученикам высказываться по кругу, отвечая на один вопрос или выбирая вопрос из предложенного учителем списка.

Вариант Е.В. Головкиной:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрёл…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось…
  11. Я смог…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…

ИГРА «ПРЕКРАСНЫЕ МОМЕНТЫ»(Смородкина Т.И., Головкина Е.В.)

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель: Улучшить эмоциональный климат, настроить на совместную работу.

Содержание. Учитель предлагает ребятам похвалить друг друга. Каждый должен сказать соседу по парте какой- нибудь комплимент. Начинают те, кто сидит на первой парте в левой колонке и далее по очереди. Говорить можно негромко, главное, чтобы слова были сказаны от души.

Рекомендации. Учитель может обратить внимание ребят на то, как непросто бывает подобрать и сказать добрые слова, и, напротив, как легко порой срываются с нашего языка слова грубые или обидные. Следует также обратить внимание учеников на то, что комплимент может отражать не только качества, которые ученик демонстрирует постоянно, но также поведение и заслуги ученика на конкретном уроке.

Развитие игры. Завершая урок, можно попросить учеников в свободном режиме похвалить тех, кто помог уроку состояться(кстати, почему бы не похвалить и учителя?)

        4) САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИЛОЛОГИЮ».

Цели:

1) Повторение и закрепление изученного (проверка знаний и умений учащихся).

2) Научить пятиклассников работать в команде.

Задачи:

  1. Используя различные виды деятельности учащихся( игровую, творческую, учебную) и необычную форму урока, сделать процесс обучения более лёгким и интересным.
  2. Развитие творческого воображения учащихся, их лингвистических и литературных способностей.
  3. Воспитать чувство уважения к точке зрения товарищей, взаимопомощи, взаимопонимания и сопереживания.

Этапы игры:

  1. Организационный момент. Слово учителя: Мы отправляемся в замечательную страну Филологию, где правят король Фольклор и королева Лингвистика. Но по соседству расположена страна Забывчивости и Непонимания. Правят там король Неуч и королева Ошибка. Они объявили войну Грамотеям, жителям страны Филологии. Надо помочь грамотеям изгнать неучей из их страны.
  2. Класс делится на команды, в каждой команде избирается капитан и придумывается название ( желательна связь с русским языком). Вручение путевых листов.
  3.  Вход в страну Филологию.

Задание: Чтобы попасть в страну, нужно угадать слово-пароль по 5 ассоциациям:

  1. Слог.
  2. Гласная.
  3. Длительность произношения.
  4. Повышение интонации.
  5. Падает.

Ответ: ударение.

Победитель тот, кто ответил первым.

Bonus: Расшифровать имена: Лингвистика, Фольклор, Филология. (предварительное задание на дом).

  1.  Освобождение заключённых из тюрьмы.

Надо помочь освобождённым вернуться домой(область Морфология, города- названия частей речи):

Гребёт, горячий, в, кошка, Москва, бегу, из- за, солёная, пушка, отойди, Испания, купи, достань, сахарный, бледное, с, комары, ножницы, золотые.

Задание выполняет один человек, остальные получают задание- bonus: назвать фамилии русских писателей и поэтов (за 1 фамилию- 1 очко).

  1. Идём дальше. Слышен плач: слова перемешались, потеряли свои безударные гласные, надо помочь разобраться.

Проб…гать, нак…рмить, зак…пать, выт…нуть, заш…петь, зак…зать, подм…гнуть, заш…вать, ук…зать.

VI) На перекрёстке - драка: слова-близнецы не могут поделить буквы, надо выяснить, кто есть кто.

Посв…тить фонарём-посв…тить книгу

Сл…зать с дерева- сл…зать варенье

Пос…деть от старости- пос…идеть на лавочке

Прож…вать в городе- прож…вать пищу

Прим…рять костюм- прим…рять врагов

Bonus: Чтение рассказа про пару спиши- спеши. Команда, ответившая первой, получает очко.

  1. Город Морфемика. Надо помочь заселить дом в 10 квартир словами с корнем – бег-/-беж-.

Bonus: Написать как можно больше пословиц о труде.

VIII) Поиски шпионов. Жители дома, где живут слова с корнем –вод- (вода), просят найти чужаков.

Подводник, водолаз, водоросли, заводь, водопад, проводник, водяной, водянка, водомерка, заводной.

IX) Ворота грамотности. Надо помочь словам с непроизносимыми согласными:

Мес…ный, окрес…ный, опас…ный, ус…ный, сер…це, прелес…ный, прекрас…ный, бессовес…ный, бессловес…ный, ярос…ный.

Bonus: Написать как можно больше пословиц об учении.

X) Враг уже готов капитулировать! Нужно добить его, выполнив последнее задание.

Держ…м всё под контролем                       Они бор…тся за свободу

Терп…шь несправедливость                       Деревья колыш…тся

Стел…тся туман                                             Вы не так понима…те

Дремл…шь на уроке                                     Мы не обид…м вас

Медленно ед…шь                                          Зря вы не слуша…те

XI) Ура! Победа!

Пока подводятся итоги, все учащиеся получают тестовые задания.

ТЕСТ.

  1. Вставьте пропущенные буквы, найдите «третий лишний»:

а) проз…вать, прил…теть, прол…вать

б) зан…зить, прил…скать, отх…дить

в) пир…жок, расск…зать, колб…са

г) изм…рять, отб…вать, подм…гнуть

2) Подчеркните в данных цепочках однокоренные слова по отношению к данному:

а) беру - берите, берущий, берём

б) солнышко - солнышку, солнышком, солнцем

в) к воде - вода, из-под воды, водный, водой

г) тяжёлые - тяжело, тяжёлая, тяжёлым

3) Вставьте пропущенные буквы, найдите «третий лишний»:

а) о матер…, о дочер…, о дом…

б) к Мари…, к Елен…, к Анн…

в) син… небо, син… цветы, син… море

г) в Испани…, в Америк…, в Росси…

4) Вставьте Ъ или Ь. Найдите «третий лишний»:

а) под…езд, об…ект, прем…ера

б) коп…ё, стул…я, с…едобный

в) бул…он, раз…ёмный, об…явление

г) вороб…и, б…ёт, с…ёмка

5) Вставьте пропущенные буквы, найдите «третий лишний»:

а) (он) крут…т, (он) кашля…т, (он) хоч…т

б) (они) зна…т, (они) уме…т, (они) клее…т

в) верт…шь, бре…шь, стел…шь

г) (он) обид…тся, (он) расскаж…т, (он) ненавид…т

6) Отметь строку, где во всех словах есть Ь:

а) калач…, передач…, дрож…, дач…

б) мыш…, полноч…, нож…, шалаш…

в) доч…, теч…, молодёж…, роскош…

г) гараж…, врач…, чертёж…, тиш…

XII) Итоги урока.

Члены команды, занявшей 1 место, получают «5».

Члены команды, занявшей 2 место, получают «4».

Остальные команды не оцениваются.

Тесты проверяются учителем, оценки заносятся в журнал.

III) ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик- учитель- ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития(образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора, его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других услрвиях и ситуациях, учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой, учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствие от общения с партнёрами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

В.А. Сухомлинский сравнивал игру с искрой, зажигающей «огонёк пытливости и любознательности». Организуя такие уроки, учитель стремится полнее учесть возрастные особенности школьников, удовлетворить их тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и к учебному предмету.

 Специалисты всех времён сходятся в том, что игры обладают великолепным потенциалом развития эмоциональной, интеллектуальной, физической, коммуникативной и нравственной сфер ребёнка.

В игре дети, с одной стороны, приучаются к взаимному общению, учатся оказывать друг другу услуги, отстаивать интересы своей команды, а с другой стороны-в условиях соревнования получают опыт критических высказываний. Взаимное проживание детьми игровых ситуаций нередко приводит к возникновению прочных приятельских или дружеских союзов. Благодаря игре приязненные отношения могут возникнуть не только между детьми, но и между детьми и педагогами.

 

IV) БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1967.
  2. Арутянов А.Р., Чеботарёв П.Г., Музруков Н.Б. Игровые задания на уроках русского языка: Книга для преподавателя. М., 1988.
  3. Афонькин С.Ю. Толковый словарь иностранных слов греческого и латинского происхождения. СПб., 2000.
  4. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.
  5. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. М., 2005.
  6. Гурин Ю.В. Урок + игра: современные игровые технологии для школьников. СПб., 2010.
  7. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. СПб., 2008.
  8. Минкин Е.М. От игры к знаниям. М., 1983.
  9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990.
  10. Пидкадистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.
  11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: современные образовательные технологии. М., 1998.
  12. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  13. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. СПб., 1994.
  14. Шмаков С.А. Игры учащихся-феномен культуры. М., 1994.
  15. Шмаков С.А. Культура-досуг-ребёнок. М., 1994.
  16. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979.

 

 

-разработка сценария

-план деловой игры

-общее описание игры

-содержание инструктажа

-подготовка материального обеспечения

-

-постановка проблемы, целей

-условия, инструктаж

-регламент, правила

-распределение ролей

-формирование групп

-консультации

Разработка игры

-выступления групп

-защита результатов

-правила дискуссии

-работа экспертов

-

-

-работа с источниками

-тренинг

-мозговой штурм

-работа с игротехником

-

Групповая работа над заданием

Этап подготовки

-вывод из игры

-анализ, рефлексия

-оценка и самооценка работы

-выводы и обобщения

-рекомендации

Этап анализа и обобщения

Ввод в игру

Этап проведения

Межгрупповая дискуссия



Предварительный просмотр:

БЛОК - СХЕМА «Классификация педагогических игр».

По области деятельности

По характеру педагогической деятельности

По игровой методике

По предметной области

По игровой среде

Педагогические   игры

Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие

Физические

Интеллектуальные

Трудовые

Социальные

Психологические

Познавательные, воспитательные, развивающие

Репродуктивные, продуктивные, творческие

Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

Предметные

Сюжетные

Ролевые

Деловые

Имитационные

Драматизации

Математические, химические, биологические, физические, экологические.

Музыкальные, театральные, литературные.

Трудовые, технические, производственные.

Физкультурные, спортивные, военно- прикладные, туристические.

Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

Без предметов, с предметами.

Настольные, комнатные, уличные, на местности.

Компьютерные, телевизионные, ТСО.

Технические, со средствами передвижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В последнее время компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня – мощный инструмент получения и обработки информации. Возможности компьютерных и се...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании  неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирован...

Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"

Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся  к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....

Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования и развития процесса словообразования учащихся с ЗПР.

Материалы методической работы с детьми с ОВЗ (с ДЦП).Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования и развития процесса словообразования  учащихся с ЗПР....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке....