Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"
статья

Балковая Елена Сергеевна

"Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение  педагогической  компетентности  родителей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В нашем современном мире очень чётко выражены проблемы воспитания в семье. Отсутствие у родителей педагогической компетентности  в вопросах по воспитанию своего ребенка. Прямое влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: условия жизни, сфера деятельности, культурный потенциал, внутрисемейные отношения.

Родительскую компетентность нужно понимать как систему знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка, готовность и способность родителя ответственно решать жизненно важные для семьи проблемы.

Родители зачастую испытывают определённые трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятия с детьми дома, часто не уверены в своих возможностях. Поэтому очень необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей. Для этого необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, которые дают возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания своих детей, вызывают желание познать педагогические знания. Дальнейшее развитие ребёнка во многом зависит от совместной работы родителя и педагога.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт. Только в сотрудничестве они создают оптимальные условия для  вхождения  ребёнка в социум.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка», а так же «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей - это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребёнка.

Для достижения цели – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, предстоит выполнить ряд следующих задач:

  • Вовлечь семью в образовательный процесс и сплотить коллектив родителей;
  • Способствовать формированию у родителей необходимых педагогических знаний, умений и навыков, направленных на взаимодействие с ребёнком;
  • Поддерживать важные социальные функции семьи: воспитательную, досуговую, коммуникативную;
  • Содействовать формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье.

Технология поддержки родителей в повышении психолого-педагогической компетентности включает в себя пять последовательных этапов, отражающих общую структуру рефлексивной самоорганизации.         Особенностью данной технологии является включение родителей в роль активного субъекта. Увеличивая количество возможностей при условии, когда педагогу и родителям комфортно вместе. Один из лучших инструментов для достижения такого условия является применение активных методов взаимодействия и обучения. Предполагая включение всех участников в общее интересное дело - развитие и воспитание своих детей.

Первый этап. Самоопределение к развитию себя как родителя. Данный этап является ключевым, так как предполагает осознанное вхождение родителей в образовательную деятельность. На начальном этапе проводится мониторинг первичных информационных запросов и образовательных потребностей каждой семьи. Одна из главных задач данного этапа – поддержка родителей в нахождении смысла в повышении педагогической компетентности. С этой целью используются анкетирование, беседы, опросы. На данном этапе папы и мамы знакомятся с возможными способами и формами родительского образования, ресурсами детского сада в сфере психолого-педагогической поддержки родителей. Для этого используем «Журнал для родителей», презентации деятельности различных служб детского сада. Помимо традиционных способов, для родителей могут быть актуальны такие дистанционные способы получения информации, как ознакомление с Интернет-сайтом детского сада (со специальной рубрикой, посвящённой родительскому образованию). Основными итогами первого этапа должны стать: появление родителей мотивации к повышению педагогической компетентности ,осознание ими различных возможностей и способов образования и самообразования, формирование представлений о ресурсах детского сада в сфере психолого-педагогической поддержки семьи.

Второй этап. Конкретизация образовательных запросов родителей. С целью индивидуализации и конкретизации образовательных запросов родителей создаются условия для осознания и фиксирования родителями затруднений в воспитании и развитии своих детей  («что меня тревожит как родителя?»; в чём я испытываю затруднения?»).

Вместе со специалистами (воспитателями, педагогами-психологами, логопедами) родители пытаются разобраться в причинах своих затруднений и конкретизировать цели и задачи своего педагогического образования («каковы причины моих затруднений?»; «что я ещё не знаю (не умею), как родитель?»). Толчком для родителей к осознанию имеющихся затруднений в воспитании ребёнка, к потребности в дополнительной информации и действиях по решению проблем, могут послужить различные события и, связанные с ними ситуации ( например, беседы с другими родителями, консультация с психологом, наблюдения родителей за ребёнком в общении с другими детьми, участие в совместных детско-родительских мероприятиях детского сада, определённое семейное событие и др.).

 На данном этапе используем такие формы работы как индивидуальные беседы, консультации, совместные детско-родительские мероприятия, эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач ( наблюдение за играми и занятиями дошкольников, поведением собственного ребёнка и др.). Важным итогом поддержки родителей на втором этапе являются: конкретизация образовательных запросов родителей (« чему я хочу научиться?»; «каких знаний, умений и навыков у меня не хватает для успешного воспитания  своего ребёнка).

Третий этап. Проектирование образовательного маршрута. На данном этапе родители вместе со специалистами детского сада осуществляют поиск ресурсов для поставленных задач, выбирают наиболее оптимальные способы и средства педагогического образования. При этом ряд образовательных задач и способов педагогического образования могут быть актуальны для всех родителей группы, а ряд задач – только для некоторых. Данный этап предполагает использование таких форм как:  организационно-деловые игры, индивидуальные консультации, рекомендации и др.

Таким образом, результатом третьего этапа могут стать образовательный маршрут родителей группы и индивидуальные образовательные маршруты конкретных семей.

Четвёртый этап. Реализация образовательных маршрутов. Это основной этап, который реализуется на протяжении длительного времени. При этом и педагогам и родителям важно понимать, что получаемые родителями знания должны быть не самоцелью, а средством решения возникающих проблем, построения эффективного взаимодействия с детьми.         В процессе реализации образовательных маршрутов может осуществляться корректировка целей, средств и  форм педагогического образования родителей. Стремлению родителей деятельно участвовать в собственном педагогическом образовании, привносить в обучающие ситуации свой опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствуют активные методы обучения.  Наиболее популярные из них такие как:

  • тренинги, креативные игры;
  •  решение проблемных задач;
  • игровое моделирование способов родительского поведения;
  • анализ примеров из личной практики семейного воспитания.

Для  удовлетворения образовательных запросов современных родителей используются различные Интернет – ресурсы: размещение актуальной и важной информации на сайте детского сада.

        Результаты четвёртого этапа – рост активности родителей в повышении педагогической компетентности, преодоление ими актуальных затруднений во взаимодействии с детьми.

        Пятый этап. Рефлексия образовательной деятельности. На данном этапе создаются условия для осознания родителями связи между успехами, достижениями на данном этапе – соотнесение родителями целей педагогического образования и результатов прохождения образовательных маршрутов, возникновение новых образовательных запросов. Презентация и оценка успехов родителей может осуществляться, например, через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных портфолио,  мастер – классов; конкурса «Семья года»; вручение благодарственных писем, грамот, дипломов.

        Итогом пятого этапа может считаться возникновение потребности к непрерывному самообразованию в вопросах родительства, развитие способности к самообучению.

        Такая система работы даёт возможность повысить  педагогическую компетентность родителей. У них формируется понимание того, что для благоприятного развития ребёнка надо пробовать, искать, учиться, меняться самим.

        В настоящем мы имеем:

  • Проведение совместных досуговых, спортивных праздников, утренников открытых занятий, тематических мероприятий;
  • Использование активных форм и методов, направленных на повышение уровня педагогической компетентности каждого из родителей в воспитании детей;
  • Применение комплексного, системного и дифференцированного подходов к реализации модели формирование педагогической компетентности родителей, помогли каждой заинтересованной семье – участнику творческой группы, разработать план работы по воспитанию детей с учётом возможностей и традиций семьи и особенностей детей.

        В результате, мероприятия        организованные подобным методом позволят родителям преодолеть барьер «недоверия» между образовательной организацией и семьёй. Увеличить количество родителей активно включающихся в образовательный процесс.        

        Можно утверждать, что, в основе сотрудничества дошкольного объединения и семьи лежит совместная деятельность, то есть совместное определение целей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач.

        Таким образом, при реализации данной технологии родители проходят все основные шаги полного цикла рефлексивной самоорганизации. Осмысление  прожитого опыта помогает им не только освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми, но и включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем. Очевидно, что в ходе такой совместной работы развиваются не только родители, но и сами педагоги. Так, естественным образом формируется единое сообщество «Семья – Детский сад», в котором все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своём уровне.

Список литературы

        1.Арнаутова Е.П.Педагог и семья – М.,2020-264 с.

2.Агавелян М. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями, сфера,2021 -128 с.

3.Веденькина М.В. Актуальные вопросы современного образования и воспитания: в семье, дошкольном образовательном учреждении  - Астрахань 2021.

4.Гладкова Ю.А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия//Дошкольное воспитание – 2019

5.Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: энтопедагогический подход, ТЦ Сфера – 2020 – 27с.

6.Закон «Об образовании РФ» - М.УЦ Перспектива, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося

Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...

Роль социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении многодетной семьи

Преобразования социально-экономических и духовно-нравственных отношений в современной России в первую очередь коснулось семьи как социального института, что привело к нарушению ряда важнейших функций ...

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ГИА выпускников

Примерные этапы реализации программы. Рекомендации для учителей. Рекомендации для обучающихся. Рекомендации для родителей....

Рекомендации для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС

Рекомендации для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС ...

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.

Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отст...