Рабочая программа по математике 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс)

Будаева Елизавета Очировна

УМК Мерзляк А.Г. и другие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp56_22god.docx64.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/_______/Цивилёва М.Ц

Протокол № ___

от «__»_________2022 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МБОУ «КСОШ № 1»

Балдакова Т.Б. /_________/

«__»____________2022 г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ «КСОШ №1»

В.В.Бадмаев /__________/

        Приказ № __

        от «__»____2022 г.

Рабочая программа

Предмет: математика

Класс:  6 «а»

ФИО учителя: Будаева Е.О.

Категория: без категории

Срок реализации программы: 2022 – 2023 г.г.

2022 год

Пояснительная записка 

Рабочая программа  по _математике_ для 5-6 классов  составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования, и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в ФГОС ООО.
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  • Письмо  Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов".
  • Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказ МО РФ от 08.06.2015  № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»
  • Основной образовательной программы образовательного учреждения: НОО, ООО.
  • Авторской  программы по предмету.
  • Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V  от 13 декабря 2013 г;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденная 31.08.2015 г.;
  • Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденный 13.01.2012 г.
  • Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
  • Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1», утвержденным 27.08.2015

   Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением  программы для начальной школы и вместе с ней составляет описание непрерывного курса математики общеобразовательной школы.

   Главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности  путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения математике:

  • формирование  представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования  явлений и процессов; об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне  необходимом  для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

   С учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение математических знаний и умений; овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

     Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих  формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование математических навыков. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения из истории математики. Это содержание обучения является базой  для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие информационную компетенцию и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций.

    Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных  связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

    Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причину и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно-математической культуре, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

    Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентированная  не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащемуся адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять  творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

              Общая  характеристика учебного предмета «Математика»

     Курс математики 5, 6 классов является фундаментом для математического образования и развития школьников. Доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.

    Практическая значимость школьного курса математики 5, 6 классов состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном мире математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

    Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин.

    Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы, как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

    Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

    В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного  выполнения математических  записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

    Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.

    Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного,  установлении связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения  теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например, решение текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики.

     Содержание математического образования в 5, 6 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин», «Элементы статистика, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».

    Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.

    Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»  формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом  буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся умений решать  задачи с помощью уравнений.

    Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин»  формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Закладывает основы формирования геометрической речи, развивает пространственное воображение и логическое мышление.

    Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся  функциональной грамотности, умение воспринимать  и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных  зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

     Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

Место курса математики в учебном плане

    Базисный учебный план на изучение математики в 5, 6 классах основной школы отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 175 часов.

       Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.  Практическая ценность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний  затруднено понимание  принципов устройства и использование современной техники, восприятие и интерпретация  разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчёты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и т.д.

     В послешкольной жизни  реальной необходимостью является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, всё больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика  становится значимым предметом.

    Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики  развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у учащихся точную, экономную и информационную речь, умение отбирать  наиболее подходящие языковые (символические, графические) средства.

   Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

     История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

              Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики

     Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

          Личностные результаты:

1.  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к   Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

  1. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2.  осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения  к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  3. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  4. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

          Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  4. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  5. развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  6. первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  7. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  8. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  9. умение понимать и использовать математические средства  наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  10. умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки;
  11. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

            Предметные результаты:

  1. осознание значения математики для повседневной жизни человека;
  2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития, о её значимости для цивилизации;
  3. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

 

          По окончании изучения курса учащийся научится:

  • понимать особенности десятичной системы счисления;
  • использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
  • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
  • использовать понятия и умения, связанные с процентами, выполнять несложные практические расчёты;
  • выполнять действия с числовыми выражениями, решать уравнения, используя правила нахождения неизвестной компоненты, применяя правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, решать текстовые задачи при помощи уравнений;
  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
  • строить углы, определять их градусную меру;
  • вычислять объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба;
  • решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.

    Учащийся получит возможность:

  • углубить и развить представление о натуральных числах и свойствах делимости;
  • научиться использовать приёмы рационализирующие вычисления, приобрести       навык контролировать вычисления, выбирая подходящий  для ситуации способ;
  • научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур,     составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  • углубить и развить представление о пространственных геометрических фигурах;
  • научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;
  • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

            Содержание учебного предмета «Математика» 5 класс

    Натуральные числа. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа.

    Дроби. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел. Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам. Решение текстовых задач арифметическими способами.

    Величины. Зависимости между величинами. Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости, расстояния. Примеры зависимости между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.

   Числовые и буквенные выражения. Значение числового выражения. Уравнения. Формулы.

   Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи. Решение комбинаторных задач.

   Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин. Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида. Примеры развёрток многогранников. Понятия и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

    Математика в историческом развитии. Римская система счисления. Позиционная система счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси.

Тема

Общее количество часов

Раздел

1

Глава 1. Натуральные числа

20

2

Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел

33

3

Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел

37

4

Глава 4. Обыкновенные дроби

18

5

Глава 5. Десятичные дроби

48

6

 Повторение и систематизация учебного материала

19

Итого часов

175

     

             Содержание учебного предмета «Математика» 6 класс

    Натуральные числа. Делители и кратные. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.  Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.

   Дроби. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по заданному значению его дроби. Преобразование обыкновенной дроби в десятичную. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.

   Отношения и пропорции. Процентное отношение двух чисел. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Деление числа в заданном отношении.

   Рациональные числа и действия над ними. Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая. Целые числа. Рациональные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Сложение рациональных чисел. Свойства сложения рациональных чисел. Вычитание рациональных чисел. Умножение рациональных чисел. Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. Распределительное свойство умножения. Деление рациональных чисел. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.

   Элементы статистики, вероятности. Случайные события. Вероятность случайного события.

   Геометрические фигуры. Окружность и круг. Длина окружности. Площадь круга. Цилиндр, конус, шар. Диаграммы. Перпендикулярные прямые. Осевая и центральная симметрии. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики.

   Математика в историческом развитии. Делится или не делится. Так ли просты эти простые числа. Как найти «золотую середину».

Тема

Общее количество часов

Раздел

1

Глава 1. Делимость натуральных чисел

17

2

Глава 2. Обыкновенные дроби

38

3

Глава 3. Отношения и пропорции

28

4

Глава 4. Рациональные числа и действия над ними

70

5

Повторение и систематизация учебного материала

22

Итого часов

175

   Национально-региональный компонент

   Рабочая программа предусматривает реализацию национально-регионального компонента на уроках математики посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия. Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы, периодической печати. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью достигается знакомство школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устной работы, включить в домашнее задание, более сложные -  для фронтальной, индивидуальной работы на уроках.

5 класс

Тема урока

Национально-региональный компонент

1

Урок № 2-3.Ряд натуральных чисел

Запишите следующие числа цифрами:

 1) Население РБ составляет 982314 человек; расстояние от города Улан-Удэ до города Москва 5532 км; площадь РБ 351300км².

2) За годы Великой Отечественной войны  трудящимися  нашего района отгружено тысячи центнеров хлеба, мяса, молока, шерсти и других продуктов. Также на фронт было отправлено более 600 лошадей. На добровольные пожертвования была построена танковая колонна  «Курумканский колхозник». На имя руководства района поступила телеграмма следующего содержания: «Передайте трудящимся Курумканского района, собравшим 610000 рублей деньгами и 200000 рублей облигациями госзаймов на строительство колонны танков  «Курумканский колхозник», мой братский привет и благодарность Красной Армии»  Сталин,  г. Москва, Кремль, 12 марта 1945г.  

 

 

2

Урок № 18-19. Сравнение натуральных чисел

По последним данным население Курумканского района  составляет 18257 человек. Из них  женское население – 9354 человека. Вычислите, сколько человек составляет мужское население Курумканского района?

3

Урок 23-24. Сложение натуральных чисел

  1. В Курумканском лесхозе имеется лесной питомник. Каждый год два соседних лесхоза, Верхне-Баргузинский и Куйтунский, забирают 300 тыс. саженцев сосны. Верхне-Баргузинский лесхоз вывозит на 100 тыс. саженцев больше, чем Куйтунский лесхоз. Потребность в саженцах при посадке составляет 3000 штук на 1 га. Площадь под посадку у Верхне-Баргузинского лесхоза составляет 60 га, а у Куйтунского в 2 раза меньше. Сколько саженцев забирает каждый лесхоз? Сколько саженцев останется у каждого лесхоза после посадки?  

4

Урок 27-28. Вычитание натуральных чисел

Наибольшее озеро в мире – Каспийское море – имеет глубину 1025 м. Озеро Байкал – самое глубокое в мире. Его глубина на 515 м больше глубины Каспийского моря. Глубина озера Танганьика  (Африка) составляет 1470м. На сколько Байкал глубже Танганьики, а Танганьика глубже Каспийского моря?

5

Урок 55-56. Умножение натуральных чисел

Ширина земельного участка, имеющего форму прямоугольника,  на заимке Шадап 150 м, а его длина – 600 м. Найдите площадь земельного участка и выразите её в гектарах.

6

Урок 82. Объём прямоугольного параллелепипеда

1)Поверхность гостиницы «Бурятия» имеет форму параллелепипеда. Определить сколько граней, рёбер, вершин имеет поверхность гостиницы.

2)Какое здание в г.Улан-Удэ имеет форму куба? Что такое куб?

3)Найти объём здания «Восточные ворота» с измерениями 9,5м., 38м., 23м.

7

Урок 101. Нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби

Джергинский заповедник, площадью 237800 гектаров, созданный в 1992 году, находится на севере Бурятии. Его территория является природным эталоном северо-восточного бассейна озера Байкал. Здесь находится исток реки Баргузин, второго по величине притока Байкала, несущего свои воды через земли легендарной золотой тайги.  Более  ¾   площади заповедника покрыто лесами.  Сколько гектаров в Джергинском заповеднике покрыто лесами?

8

Урок № 114-115 Сравнение чисел.

Используя таблицу, в которой указана площадь сельских поселений Курумканского района, расположите названия поселений в порядке возрастания их площади.

9

Урок № 117-118 Округление чисел

Статистические данные

10

Урок № 127 Умножение десятичных дробей

Площадь Байкала – 31,5 тыс. кв. км, это чуть меньше территории Бельгии. По площади водного зеркала Байкал занимает восьмое место среди крупнейших озер мира. Его наибольшая глубина 1637 м. В этом году уровень воды в Байкале стал ниже на 40 см. Сколько кубических километров воды потерял Байкал  в связи с понижением уровня?

11

Урок № 147-148 Задачи на проценты

Великий хан Гэсэр проскакал на своей гнедой кобылице 35 небесных вёрст и 165 земных. Определить, сколько процентов небесных вёрст из всего пути проскакал хан Гэсэр.

 

6 класс

Тема урока

Национально-региональный компонент

1

Урок № 13-15 Наибольший общий делитель

Для подарков первоклассникам, выпускники Курумканской сош№1,  приобрели  60 ручек, 84 тетради с логотипом школы и 108 коробок с масляными красками. Какое наибольшее количество одинаковых подарков можно из них составить, если необходимо использовать все приобретённые предметы?

2

Урок № 16-18 Наименьшее общее кратное

Два класса, 6 «а» и 6 «б» Курумканской сош №1, высадили  одинаковое количество кустов смородины на пришкольном участке. 6 «а» посадили смородину по 18 кустов в ряд, а 6 «б» - по 12 кустов. Сколько кустов посадил каждый класс, если известно, что их больше 70 и меньше 80?

3

Урок №26-28 Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей

Между двумя школами с. Курумкан распределили деньги на приобретение ноутбуков. Первая школа получила  всей суммы, а вторая -  суммы. Какая из школ получила большую сумму денег?

4

Урок № 40-42 Нахождение дроби от числа

  1. Весной  планируется засеять зерновых на площади 8800 га. СПК «Эрдэм» засеет  от всей площади.  СПК «Хуторхой» 50% от того, что засеет СПК «Эрдэм». ООО «Арбижил» планирует засеять  остатка, а ООО «Ярикто»  - оставшуюся часть. Сколько га зерновых будет засеяно в Курумканском районе каждым хозяйством?

2.Длина Курумканского туристического  маршрута от курорта Буксекен до курорта Умхей   126 км.  В первый  день туристы прошли    всего пути. Какое расстояние прошли туристы в первый день?

3.В селе Курумкан 30 магазинов, из них   торгуют бытовой техникой, мебелью – 2 магазина, а остальные – продуктовые. Сколько всего продуктовых магазинов в селе Курумкан?

5

Урок № 45-49 Деление дробей

Первая бригада мастеров может отремонтировать  Курумканскую сош №1 за 30 дней, а вторая – за 45 дней. За сколько дней они отремонтируют школу, работая вместе?

6

Урок №50-52 Нахождение числа по значению его дроби

  1. Длина реки Аргада 144 км,  что составляет       реки Баргузин. Найдите длину реки Баргузин. 
  2. От Курумкана до села  Барагхан легковая  машина проехала 30км, что составило      

расстояния до села Элысун .  Сколько километров  от Курумкана до села Элысун?

  1. В Курумканском районе проживают представители различных национальностей. Буряты составляют 64% от всех жителей района. Русских -  от остального населения, а эвенков и лиц других национальностей 459 человек. Сколько человек проживает на территории Курумканского района?

7

Урок №59-60 Отношения

  1. Амгалан, Оюна и Содном собирали бруснику. Амгалан собрал 0,4 всей брусники,  а Оюна -  количества брусники, собранного Амгаланом. Сколько всего килограммов брусники ребята собрали, если Оюна собрала 6 кг?
  2. Расстояние между с. Курумкан и п. Баргузин на местности равно 100 км.  Каково расстояние  между ними на карте, масштаб которой равен 1:2000000?

8

Урок №  61-64 Пропорция

Расстояние между сёлами Курумкан  и Турунтаево на местности равно 390 км, а на карте – 6,5 см. Каково расстояние между сёлами Курумкан и Мухоршибирь на этой карте, если расстояние  на местности между  ними равно 480 км?

9

Урок № 65-67 Процентное отношение двух чисел

За первую неделю отремонтировали 1,5 км дороги  Улан-Удэ- Курумкан- Новый Уоян, а за вторую – 1,86 км. На сколько процентов больше отремонтировали за вторую неделю по сравнению с первой?

10

Урок № 81-83 Случайные события. Вероятность случайного события

У бабушки Норжимы 10 чашек с красными и синими цветами. Причём чашек с красными цветами 6 штук. Найдите вероятность того, что бабушка Норжима нальёт чай в чашку с синими цветами.

11

Урок № 135-139 Решение задач с помощью уравнений

Туристы на байдарке плыли 2,4 ч по течению реки Гарга  и 1,8 ч против течения . Путь, который байдарка проплыла по течению, был на 14,1 км больше, чем путь, пройденный против течения. Найдите скорость байдарки в стоячей воде, если скорость течения реки Гарга равна 2,5 км/ч.  

           Основная форма обучения -  урок

В системе уроков выделяются следующие типы:

  • уроки изучения  нового материала
  • уроки закрепления знаний
  • уроки обобщения и систематизации знаний

Основные виды деятельности учащихся:

учащиеся участвуют во фронтальной работе, работают в группах, в парах, индивидуально;

учащиеся слушают, пишут, решают устно и письменно, читают, объясняют, наблюдают, строят, проверяют, комментируют, проговаривают вслух, оценивают;

учащиеся действуют по образцу, планируют деятельность, переносят знания, умения в новую ситуацию; ищут другие способы решения, исследуют, моделируют, решают проблему

 учащиеся выделяют учебную цель, задачу; разъясняют с какой целью на уроке выполнялась определённая практическая деятельность; устанавливают границу между известным и неизвестным; устанавливают несоответствие между условиями новой учебной задачи и известными способами действий; определяют способ выполнения учебного задания; осуществляют самоконтроль своих действий и полученных результатов, соотносят их с образцом (алгоритмом) и устанавливают их соответствие или несоответствие; исправляют ошибки; оценивают отдельные операции и результаты учебной деятельности; дают прогностическую оценку своих возможностей относительно поставленной перед ними учебной задачи

 

Формы организации учебного процесса:                                                                      

  индивидуальные – позволят каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения  навыки;  групповые – класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; парная работа- общее задание делится между партнёрами, развиваются навыки общения, критичности мышления, умение вести дискуссию; фронтальные- одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

 Методы применяемые на уроках – словесные, наглядные , практические (по источнику материала);  поисковые, исследовательские, проблемные, репродуктивные (по характеру обучения); методы стимулирования интереса к учению ( познавательные игры, викторины)

Специальные средства обучения – применяемые  педагогические технологии: технология развивающего обучения – ориентирует учебный процесс на потенциальные возможности  учащихся и их реализацию, проблемность обучения, индивидуализацию и дифференциацию; технология критичности мышления  - развивает коммуникативные компетенции, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне; групповая технология – способствует активизации познавательной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы, развиваются умения успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог); информационно-коммуникационные технологии – позволяют ученикам  с интересом учиться, находить источники информации, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний

Формы контроля: текущий.

 Проводится в виде самостоятельных работ на 10 – 20 минут. В конце изучения темы проводится контрольная работа рассчитанная на 40 мин. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала. Содержание  определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся  класса. Также применяются методы устного контроля (опрос), самоконтроля, самооценки, взаимооценки.

Критерии оценивания учащихся

Оценка устных ответов учащихся 

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке обучающихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 

Оценка письменных контрольных работ учащихся 

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

 Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

  Информационно-методическое обеспечение:

   Технические средства обучения

  1. Компьютер
  2. Мультимедиа проектор
  3. Экран

   Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Наборы геометрических тел
  2. Комплект чертёжных инструментов (классных и личных)

    Учебно-методический комплект (УМК):

  Математика: 5 класс, 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных   учреждений А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-Граф, 2019.

   Литература для учителя:

  1. Математика. Программы 5-11 классы. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2018
  2. Математика. 5 класс, 6 класс. Методическое пособие. Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк,  В.Б.Полонский, М.С.Якир. Москва. Вентана-Граф, 2018
  3. Математика. 5 класс, 6 класс. Дидактические материалы. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Москва. Вентана-Граф, 2018

            Литература для учащихся:

  1.  Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №1, №2. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Москва. Вентана-Граф. 2019
  2. Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь №1, №2, №3. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Москва. Вентана-Граф. 2019

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/,  yaklass.ru, http://infourok.ru/, math-oge.sdamgia.ru,  http://alexlarin.net/ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...