Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Избранные вопросы математики»
рабочая программа по математике (10 класс)

Герасимова Галина Романовна

Программа спецкурса «Избранные вопросы математики» - образовательная,  технического направления, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии, выявление, развитие и поддержку учащихся, проявляющих  особый интерес к математике, совершенствование навыков, приобретенных на уроках математики, подготовку к успешной сдаче ЕГЭ на профильном уровне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10dop_izbrannye_vm_gerasimova.docx95.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Лицей №13 г. Химки (АКЛ)

Рекомендовано

Педагогическим советом

Протокол №  

 от «___» ________ 2022 г.

Утверждаю

Директор

МАОУ Лицей №13

 г. Химки (АКЛ)

 Рябухина О.И.

от «___» _______ 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

 «Избранные вопросы математики»

Возраст обучающихся – 16 - 17 лет

Срок реализации – 1 год

 

                                                              Автор - составитель:

                                                              Г.Р. Герасимова,

                                                                      учитель математики

Химки,

2022

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Избранные вопросы математики»

1.1. Пояснительная записка

- направленность (профиль) программы 

Программа спецкурса «Избранные вопросы математики» - образовательная, авторская, технического направления, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии, выявление, развитие и поддержку учащихся, проявляющих  особый интерес к математике, совершенствование навыков, приобретенных на уроках математики, подготовку к успешной сдаче ЕГЭ на профильном уровне

- нормативные основания и требования к программному обеспечению и результативности дополнительного образования:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации (№273-фз от 29.12.2012г.)» и Федеральный закон №304-фз от 31.07.2020г. «О внесении изменений в Федеральный закон» «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014г.);

- Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Письмо Минобрнауки РФ №09-3242 от 18.11.2015г. «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

-Приказ Министерства просвещения РФ №196 от 09.11.2018г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и Приказ Министерства просвещения РФ №533 от 30.09.2020г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ №196 от 09.11.2018г.

-Письмо Министерства образования МО и Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области №3597/21-в от 24.03.2016г.

- актуальность программы

Выявление и сопровождение одаренности учащихся является  одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации («Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827, «Постановление правительства РФ от 17.11.2015 г. №Пр-1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»). Актуальность, педагогическая целесообразность программы заключаются в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость.  Программа  спецкурса по математике «Избранные вопросы математики» предназначена для учащихся 10 класса, которые интересуются математикой и хотят узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, осознали степень своего интереса к предмету и оценили возможности овладения им с тем, чтобы к окончанию школы смогли сделать сознательный выбор в пользу профессионального образования, связанного с математикой. Курс является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся и способствует развитию у учащихся формированию целостной математической составляющей картины мира и для расширения возможностей обучающихся по свободному выбору своего образовательного пути. Настоящая программа предназначена для реализации в  классах физико-математического профиля, что позволяет организовать систематическое изучение вопросов, связанных с решением задач повышенной сложности, рассчитана на 72 часа. В процессе изучения данной программы старшеклассник может познакомиться с различными методами решения достаточно сложных задач с экономическим содержанием, текстовыми задачами, задачами с геометрическим содержанием, решением уравнений степени выше 2.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предусматривает не только овладение ребятами различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения обучающихся, логической и эвристической составляющих их мышления. Задачи с экономическим содержанием, задачи на вычисление пределов, решение уравнений высших степеней, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер. В школьных учебниках по математике таких задач недостаточно. Практика нескольких последних лет показывает, что указанные задачи представляют для ребят наибольшую сложность, как в логическом, так и в техническом плане, и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешность их в дальнейшем обучении. Программа знакомит учащихся с функционально-графическими методами решения алгебраических уравнений высших степеней. Одновременно, программа  призвана не только дополнять и углублять, знания учащихся, но и развивать их интерес к предмету, любознательность, логическое мышление. Решение уравнений, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале.

- новизна программы

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям отвечает программа спецкурса «Избранные вопросы математики». В этом и состоит новизна программы, которая направлена на подготовку учащихся к математическим олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, решению заданий повышенной сложности, подготовки к ЕГЭ,  показывает многогранность применения математических знаний в окружающем мире. В процессе изучения данного курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, элементами финансовой экономики, условиями ведения успешного бизнеса и эффективности производства, что актуально в современных условиях. Так как содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, то при разработке программы учитывались основные принципы, которым должно было соответствовать содержание программы курсов:

1. быть близким к учебной программе предмета, но обязательно новым, в какой-то степени углубляющим какой-то раздел программы;

2. представлять собой системы последовательных проблем;

3. быть практически интересным, связанным с жизнью, учитывать желания учащихся;

4. иметь занимательную сторону, включая эстетическую.

   Поэтому так важно вовлечение учащихся в разного рода направления внеурочной деятельности и дополнительного образования.  

Возрастные, психолого-педагогические  особенности старших  школьников

Старший школьный возраст — 15-18 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

           В старшем школьном возрасте большинство девушек и юношей начинают более осознанно относиться к учёбе. Старшеклассников в этот возрастной период можно условно разделить на 2 основные группы: те, кто начинает интенсивно изучать один или несколько предметов, которые им в дальнейшем понадобятся для поступления в вуз и те, кто учится равномерно, не показывая своего предпочтения перед какой-либо одной наукой. Такое разное отношение к учебному процессу можно объяснить мотивацией школьников старших классов. Если ученик уже точно знает, куда будет поступать после школы и какую профессию выберет, он всё своё свободное время тратит на изучение наук, которые ему понадобятся в будущем. Такие старшеклассники дополнительно занимаются с репетиторами, посещают лекции, записываются на специализированные курсы. Если же ученик старших классов всё ещё находится в раздумье по поводу выбора своего дальнейшего пути, он не стремится углублённо изучать какой-либо предмет и распределяет свои интересы равномерно.  Ведущая деятельность старшеклассников - учебно-профессиональная. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между  профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств. Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.

- адресат программы: Обучающиеся 10 классов

-объем программы: 2 часа в неделю, 72 часа в год

- формы обучения и виды занятий по программе

Форма обучения - очная. Форма организации образовательного процесса: групповая. Виды занятий: беседа, лекция, семинар, собеседование, реферат, практикум, практическая работа, самостоятельная работа.

- срок освоения программы

1 год (с 01.09 2022г. по 31.05.2023г.)

 - режим занятий

Занятия проводятся каждую субботу, периодичность занятий- один раз в неделю два часа по 45 минут.

Наполняемость группы для занятий по программе «Избранные вопросы математики» составляет 15-20 человек

        1.2. Цель и задачи программы        

 

Программа  требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования, повышения уровня математической культуры.

Программа  имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, концентрации внимания и математической культуры учащихся, расширяет по сравнению с общеобразовательной программой сферу математических знаний, побуждает их к исследовательской деятельности, существенно повышает графическую культуру школьников. Воспитательный эффект программы заключается в формировании таких важных качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, аккуратность.

Цели изучения математики на занятиях:

  • увлечь учеников математикой, помочь почувствовать ее красоту;
  • обнаружить и развивать в себе математические способности;
  • пробудить интерес к математике у тех, кто до сих пор его не испытывал;
  • закрепить обще учебные навыки при изучении математики;
  • добиваться от детей более осознанного изучения теоретического материала;
  • развивать умения учащихся применять теорию на практике;
  • развивать математическую культуру;
  • учить проявлять смекалку при решении нестандартных и олимпиадных задач, не допускающих применения шаблона и требующих нестандартных выкладок;
  • развивать логическое мышление.

Задачи изучения курса:

  • изучение методов решения уравнений высших степеней и формирование умений, направленных на реализацию этих методов;
  • научить применять аналитический метод при решении уравнений высших степеней;
  • знакомство с основными понятиями экономики;
  • формирование умений применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве;
  • научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;
  • пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике, повышение математической культуры учащихся;
  • привитие навыков употребления функционально-графического метода при решении задач;

1.3. Содержание программы

Учебно-тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

Экономика в задачах

22

7

15

1

Основные понятия в экономике

7

3

4

Лекция. Практикум.

Наблюдение.

Фронтальный опрос.

Тест.

Самостоятельная работа

2

Математические методы в экономике. Закон Энгеля

4

2

2

Лекция. Практикум.

Индивидуальный опрос. Собеседование.

3

Банковские вклады, займы, кредиты и ссуды

11

3

8

Лекция. Практикум.

Самопроверка и самооценка.

Устный опрос.

Составление конспекта. Наблюдение

Многочлены

11

3

8

4

Разложение кубических многочленов. Теорема Безу

4

1

3

Беседа, практикум. Практическая работа.

5

Метод Руффини -Горнера

4

1

3

Лекция. Практикум.

6

Многочлены Лагранжа

3

1

2

Лекция. Практикум Самостоятельная работа

Последовательности и их пределы. Предел функции

12

4

8

7

Последовательности и их пределы

2

1

1

Лекция. Практикум. Тест

8

Предел функции

4

1

3

Лекция.Практическая работа.Собеседование

9

Первый и второй замечательные пределы

3

1

2

Лекция. практикум

10

Раскрытие неопределенностей

3

1

2

Беседа. Практикум. Самостоятельная работа.

Алгебраические уравнения высших степеней

16

4

12

11

Простейшие диофантовы уравнения

3

1

2

Лекция. Практикум. Взаимопроверка

12

Кубические уравнения

4

1

3

Лекция. Практикум. Самостоятельная работа

13

Формулы Виета

3

1

2

Беседа. Практикум

14

Графическое исследование кубического уравнения

2

0

2

Практическая работа

15

Уравнения четвертой степени

4

1

3

Лекция. Практикум. Собеседование

Элементы аналитической геометрии в пространстве

11

3

8

16

Произведение векторов

3

1

2

Лекция. Практикум. Собеседование

17

Углы в пространстве

4

1

3

Беседа. Практикум. Самопроверка

18

Расстояние в пространстве

4

1

3

Лекция. Практикум. Самостоятельная работа.

Всего

72

21

51

 Содержание учебно-тематического плана  

Экономика в задачах 22 часа

    Основные понятия в экономике. Спрос. Предложение. Издержки и прибыль. Цена. Выручка. Прибыль и убыток. Рентабельность. Математические методы в экономике. Закон Энгеля. Принятие решений в экономике. Аналитические задачи на закон спроса. Задачи принятия решений. Банковские вклады, займы, кредиты и ссуды. Простые и сложные проценты. Задачи на определение процента по вкладам, займам, кредитам, ссудам. Экономические задачи на оптимизацию.

Многочлены 11 часов

Разложение кубических многочленов. Деление многочленов на двучлен. Теорема Безу. Метод Руффини-Горнера. Разложение методом неопределённых коэффициентов. Алгебраическое и функциональное равенство многочленов. Многочлены Лагранжа.

.

Последовательности и их пределы. Предел функции 12 часов

     Последовательности.  Рекуррентные последовательности и их пределы. Предел функции в точке и на бесконечности. Основные теоремы о пределах. Первый и второй замечательные пределы. Основные приемы раскрытия неопределенностей. Применение последовательности к приближенному решению уравнений.

Алгебраические уравнения высших степеней. 16 часов

Простейшие диофантовы уравнения. Кубические уравнения. Теорема о существовании корней многочленов нечётной степени. Формула для корней кубических уравнений. Формула Кардано. Формулы Виета. Графическое исследование кубического уравнения. Уравнения четвёртой степени. Метод Феррари. Метод Декарта.

Элементы аналитической геометрии в пространстве. 11 часов

       Векторное произведение векторов. Определители. Смешанное произведение. Уравнение прямой. Уравнение плоскости. Угол между прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. Расстояние между прямыми, от точки до прямой, от точки до плоскости.

1.4. Планируемые результаты и формы аттестации

Личностные результаты изучения курса:

  • развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи
  • креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива,  находчивость, активность при решении математических задач
  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению
  • выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической  терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с  обыденного языка на математический и обратно
  • стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности
  • способность  к  эмоциональному  восприятию  математических  понятий,  логических  рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем
  • Метапредметные   результаты  изучения курса:
  • Регулятивные УУД:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель  УД
  • выдвигать  версии  решения  проблемы,  осознавать  (и  интерпретировать  в  случае необходимости)  конечный  результат,  выбирать средства достижения    цели  из  предложенных, а также искать их самостоятельно
  • составлять (индивидуально или  в группе)  план  решения  проблемы
  • разрабатывать  простейшие алгоритмы   на  материале выполнения действий с  натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными  и отрицательными числами
  • сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять  ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план)
  • совершенствовать в диалоге  с учителем самостоятельно выбранные критерии  оценки.
  • Познавательные УУД:
  • формировать  представление о математической  науке как сфере человеческой      деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
  • осуществлять    расширенный поиск  информации  с  использованием ресурсов  библиотек и Интернета
  • определять возможные  источники  необходимы сведений, анализировать  найденную информацию и оценивать ее достоверность
  • использовать компьютерные и  коммуникационные   технологии   для   достижения  своих целей
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости  от конкретных условий
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
  • давать определения понятиям
  • Коммуникативные УУД:
  • самостоятельно организовывать учебное   взаимодействие   в   группе   (определять  общие цели, договариваться друг с другом и т. д.)
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы
  • учиться  критично относиться   к  своему   мнению,  с  достоинством  признавать      ошибочность своего мнения и корректировать его
  • понимая    позицию  другого,  различать  в  его  речи: мнение (точку   зрения),  доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории)
  • уметь  взглянуть  на  ситуацию  с  иной  позиции  и  договариваться  с  людьми  иных      позиций

Планируемые предметные результаты

Ожидается, что к концу обучения дети усвоят учебную программу в полном объёме и получат возможность научиться:

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,
  • выбирать наиболее эффективный способ решения задачи,
  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно),
  • использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ,
  • овладеть специальными приёмами решения уравнений высших степеней; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики,
  • вычислять пределы, используя приемы раскрытия неопределенностей
  • применять последовательности к приближенному решению уравнений
  • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
  •  сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  •  решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
  •  привить учащимся основы экономической грамотности;
  • решать  экономические задачи,
  •  понимать цифры, вести расчеты, принимать экономически обоснованные решения;
  • применять координатный и векторный методы при решении некоторых геометрических задач
  •  интерпретировать результаты своей деятельности;
  •  делать выводы;  
  •  обсуждать результататы.

формы аттестации:

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:   видеозапись занятий, готовая работа, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, методическая разработка, фронтальный и индивидуальный опросы, визуальная оценка,  практические и самостоятельные работы; выступления на семинаре, рефераты.

Способы оценивания уровня достижений учащихся:

- фронтальный опрос

- индивидуальный опрос

- тестовые задания

- задания практикумов

- задания практических работ

- задания самостоятельных работ

Формы подведения итогов:

-самостоятельные работы

- итоговые занятия по разделам.

2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель: 32,8

Количество учебных дней:

  1.  01 сентября 2022 – 09 октября 2022;
  2. 17 октября 2022 –  20 ноября 2022;
  3. 28 ноября 2022 – 30 декабря 2022;
  4. 09 января 2023 – 19 февраля 2023;
  5. 27 февраля 2023 – 02 апреля 2023;
  6. 10 апреля 2023 – 29 мая 2023.

Продолжительность каникул:

1- 10 октября 2022 – 16 октября 2022;

2- 21 ноября 2022 – 27 ноября 2022;

3- 31 декабря 2022 – 08 января 2023;

4- 20 февраля 2023 – 26 февраля 2023;

5- 03 апреля 2023 – 09 апреля 2023.

Календарно – тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Избранные вопросы математики» для учащихся 10АБ классов

Месяц

Число

Время провед. занятий

Форма

занятий

Кол-во ча-сов

Тема занятий

Место

провед.

занятий

Форма

контроля

1

09

03

9.00

Лекция

1

Основные понятия в экономике (7ч)

Спрос. Предложение. Издержки и прибыль.  

Кабинет

209

Индивидуальный опрос

09

03

9.45

Практикум

1

Графические задачи на спрос и предложение

Кабинет

209

 СР

09

10

9.00

Практикум

1

Задачи на расчет издержек и прибыли.

Кабинет

209

Тест

09

10

9.45

Лекция

1

Цена. Выручка. Прибыль и убыток. Рентабельность

Кабинет

209

Фронтальный опрос

09

17

9.00

Беседа

1

Торговля и обмен.

Макроскопические показатели в экономике

Кабинет

209

Наблюдение

09

17

9.45

Практикум

1

Задачи на расчеты в приведенных ценах

Кабинет

209

ПР

09

24

9.00

Практикум

1

Задачи на тему международной торговли

Кабинет

209

СР

2

09

24

9.45

Лекция

1

Математические методы в экономике. Закон Энгеля (4ч)

Математические методы в экономике

Кабинет 209

Беседа

10

08

9.00

Лекция

1

Закон Энгеля. Принятие решений в экономике

Кабинет

209

Индивидуальный опрос

10

08

9.45

Практикум

1

Аналитические задачи на закон спроса

Кабине 209

Собеседование

10

15

9.00

Прак-тикум

1

Задачи принятия решений

Кабинет

209

Наблюдение

3

10

15

9.45

Беседа

1

Банковские вклады, займы, кредиты и ссуды (11ч)

Банковские вклады

Кабинет

209

Составление конспекта

10

22

9.00

Практи-ческая  работа

1

Простые и сложные проценты

Кабинет

209

Результаты ПР.

10

22

9.45

Практи-кум

1

Задачи на определение процентов по вкладам

Кабинет

209

Индивидуальный опрос

10

29

9.00

Практи-ческая работа

1

Решение задач на определение процентов по вкладам

Кабинет

209

Самопроверка и самооценка

10

29

9.45

Лекция

1

Банковские займы, ссуды и кредиты

Кабинет

209

Собеседование

11

05

9.00

Практикум

1

Задачи на расчет аннуитетный платеж

Кабинет

209

Устный опрос

11

05

9.45

Практическая работа

1

Решение задач на аннуитетный платеж

Кабинет

209

Результаты ПР

11

12

9.00

Беседа

1

Задачи на дифференцированный платеж

Кабинет

209

Собеседование

11

12

9.45

Практикум

1

Решение задач на расчет дифференцированного платежа

Кабинет 209

Результаты ПР

11

19

9.00

Групповая работа

1

Решение задачи на оптимизацию

Кабинет

209

Наблюдение

11

19

9.45

Практи-ческая  раб

1

Итоговое занятие по экономике

Кабине 209

Результаты ПР

4

11

26

9.00

Лекция

1

Разложение кубических многочленов. Теорема Безу (4ч)

Разложение кубических многочленов

Кабинет

209

Наблюдение. Конспект  

11

26

9.45

Практи-ческая  работа

1

Деление многочленов на двучлен

Кабинет

209

Результаты

ПР

12

03

9.00

Реферат

Практикум

1

Теорема Безу

Кабинет

209

Собеседование

12

03

9.45

практикум

1

Применение теоремы Безу при разложении на множители

Кабинет

209

Взаимопроверка

5

12

10

9.00

Лекция

1

Метод Руффини-Горнера (4ч)

Метод Руффини-Горнера

Кабинет

209

Конспект

12

10

9.45

Практи-ческая  работа

1

Применение метода Руффини-Горнера

Кабинет

209

Практическая

работа

12

17

9.00

Групповая работа

1

Разложение многочленов методом неопределенных коэффициентов

Кабинет

209

Собранный материал в ходе групповой работы

12

17

9.45

Беседа, практикум

1

Алгебраическое и функциональное равенство многочленов

Кабинет

209

Индивидульный опрос

6

12

24

9.00

Реферат

1

Многочлены Лагранжа (3ч)

Многочлены Лагранжа

Кабинет

209

Конспект

12

24

9.45

Групповая работа

1

Разложение многочленов на множители различными способами

Кабинет 209

Фронтальный опрос

01

06

9.00

Практическая работа

1

Итоговая работа по теме «Многочлены»

Кабинет

209

Результаты ПР

7

01

06

9.45

Беседа

1

Последовательности и их пределы (2 ч)

Пределы последовательностей

Кабине 209

Собеседование

01

14

9.00

Практикум

1

Вычисление различных пределов последовательностей

Кабинет

209

Наблюдение

8

01

14

9.45

Лекция

1

Предел функции (4ч)

Предел функции в точке и на бесконечности

Кабинет

209

Конспект.

01

21

9.00

Беседа

1

Основные теоремы о пределах

Кабинет

209

Собеседова-ние

10

21

9.45

Практи-ческая  работа

1

Вычисление пределов функции в точке

Кабинет

209

Практическая  работа

01

28

9.00

Практикум

1

Вычисление пределов функции на бесконечности

Кабинет

209

Результаты ПР

9

01

28

9.45

Семинар

1

Первый и второй замечательные пределы (3ч)

Первый и второй замечательные пределы

Кабинет

209

Выступления учащихся

02

04

9.00

Беседа,

практи-ческая работа

1

Применение первого и второго замечательных пределов

Кабинет

209

Результаты ПР

02

04

9.45

Тестовая работа

1

Вычисление пределов

Кабинет

209

Результаты теста

10

02

11

9.00

Лекция

1

Раскрытие неопределенностей (3ч)

Основные приемы раскрытия неопределенностей

Кабинет

209

Индивидуальный опрос

02

11

9.45

Практикум

1

Вычисление приделов

Кабинет 209

Собеседование

02

18

9.00

Групповая работа

1

Вычисление пределов

Кабинет

209

Результаты групповой работы

11

02

18

9.45

Лекция

1

Простейшие диофантовы уравнения (3ч)

Понятие о диофантовых уравнения и методах их решения

Кабинет

209

Конспект. Беседа

02

25

9.00

Практикум

1

Решение простейших диофантовых уравнений

Результаты ПР

02

25

9.45

Практикум

Решение диофантовых уравнений

Кабинет

209

Взаимопроверка

12

03

04

9.00

Лекция  

1

Кубическое уравнение (4ч)

Кубическое уравнение: упрощение

Кабинет

209

Собеседование

03

04

9.45

Практи-ческая работа

1

Теорема о существовании корней многочленов нечетной степени

Кабинет

209

Результаты ПР

03

11

9.00

Практикум

1

Формула для корней кубического уравнения. Формула Кардано

Кабинет

209

Фронтальный опрос

03

11

9.45

Самостоятельная работа

1

Решение кубических уравнений

Кабинет

209

Результаты СР

13

03

18

9.00

Беседа

1

Теорема Виета (3ч)

Кубические уравнения. Теорема Виета

Кабинет

209

Собеседование

03

18

9.45

Практикум

1

Решение кубических уравнений

Кабинет

209

 Результаты ПР

03

25

9.00

Практикум

1

Решение кубических уравнений

Кабинет

209

Резудьтаты Пр

14

03

25

9.45

Практическая работа

1

Графическое исследование кубического уравнения (2ч)

Графическое исследование кубического уравнения

Кабинет

209

Индивидуальный опрос

04

01

9.00

Практическая

1

Графическое исследование кубического уравнения

Кабинет

209

Индивидуальный опрос

15

04

01

9.45

Лекция

1

Уравнения четвертой степени (4ч)

Уравнение четвертой степени. Методы решения

Конспект. Беседа

04

15

9.00

Практикум

1

Метод Феррари решения уравнений четвёртой степени

Кабинет

209

Фронтальный опрос

04

15

9.45

Практикум

1

Метод Декарта решения уравнений четвёртой степени

Кабинет

209

Наблюдение

04

22

9.00

Практическая работа

1

Решение уравнений четвертой степени

Кабинет

209

Результаты ПР

16

04

22

9.45

Лекция

1

Произведение векторов (3ч)

Векторное и смешанное произведение векторов

Кабинет

209

Конспект. Беседа

04

29

9.00

Практикум

1

Определители третьего порядка. Уравнение прямой. Уравнение плоскости.

Кабинет

209

Самопроверка

04

29

9.45

Практическая работа

1

Составление уравнения плоскости и уравнение прямой

Кабинет

209

Результаты ПР

17

05

06

9.00

Беседа

1

Углы в пространстве (4ч)

Углы в пространстве

Кабинет

209

Собеседоание

05

06

9.45

Практикум

1

Вычисление угла между прямыми

Кабинет

209

Самопроверка

05

13

9.00

Практикум

1

Вычисление углов между прямой и плоскостью

Кабинет

209

Самопроверка

05

13

9.45

Практикум

1

Вычисление угла между плоскостями

Кабинет

209

Самопроверка

18

05

20

9.00

Лекция

1

Расстояние в пространстве (4ч)

Расстояние в пространстве

Кабинет

209

Конспект

05

20

9.45

Практикум

1

Вычисление расстояния между параллельными и скрещивающимися прямыми

Кабинет

209

Самопроверка

05

27

9.00

Практикум

1

Вычисление расстояние от точки до прямой

Кабинет

209

Взаимопроверка

05

27

9.45

Самостоятельная работа

1

Вычисление расстояние от точки до плоскости

Кабинет

209

Результаты СР

2.2. Условия реализации программы

Изложение теории должно проводиться с максимальным использованием средств наглядности. Большинство тем сопровождается показом презентаций, выполнение чертежей схем, таблиц. Практические, самостоятельные работы, тесты проводятся с использованием, заранее заготовленных дидактических карточек. Для проверки знаний и закрепления пройденного материала проводятся практические занятия с использованием различного дидактического материала.

На занятиях дети получают элементарные навыки работы с научно-популярной и справочной литературой, интернет - ресурсами.

Техническое оснащение кабинета математики:

Компьютер мультимедийный   - с выходом в интернет

Проектор, интерактивная доска

Фотоаппарат

Карточки для практических и самостоятельных работ.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе. – 2003. – № 5. – С. 50–59.
  2. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»). – № 27. – 1995.
  3. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1997.
  4. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10–11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.
  5. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. – № 5. –1995. – С. 24..
  6. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. – 1998. – № 4.
  7. Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в школе. – 2011. – № 5.
  8. Фальке Л.Я. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе М., «Илекса», 2002 г.
  9. Шафаревич И. Р. Действительные числа и многочлены. О решении уравнений высших степеней. Метод Штурма. «Ленанд»-2019
  10.  Еремин М.А. Уравнения высших степеней. «Арзамас»-2013
  11.  Ларин С.В. Многочлены. «Юрайт»-2018
  12.  Демин С.Е. Аналитическая геометрия – Нижний Тагил.; 2016
  13. Клетенек Д.В. Сборник задач по аналитической геометрии. – М.: 1980

       

Интернет-ресурсы:

1. Электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

2. Электронные образовательные ресурсы каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

4. Дидактические материалы по математике http://comp-science.narod.ru/didakt.html.

5. Учительский портал Дидактор http://didaktor.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Программа технической направленности, модульного типа. Возраст обучающихся с 7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «КАРТИНГ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности  «КАРТИНГ»...

"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"

Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Офисные программы»

Дополнительная общеразвивающая программа «Офисные программы» имеет техническую направленность, отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Начальное техническое моделирование"

Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Начальное техническое моделирование» технической направленности. Программа ориентирована на развитие у обучающихся художеств...