Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
методическая разработка на тему

Егошин Игорь Леонидович

Программа технической направленности, модульного типа. Возраст обучающихся с 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tm_modulnaya.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Сергачского

муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

 Принята                                                                                              

на педагогическом совете                                                                                                  Утверждена

Протокол                                                                                  приказом  директора МБУДО «ЦДТ»

№ 1 от 31.08. 2017  года                                                                                     № 77 от 31.08.2017  г.

               

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа

«ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

                                               

                                             Направленность: техническая.

Срок реализации:   3 года.

Возраст обучающихся: с 7 лет.

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

                                                                              Егошин Игорь Леонидович

г. Сергач

2017 г.

                                               

                                           Оглавление:  

                                                                                                                                   стр.

1. Пояснительная записка.___________________________________________   3.

2. Ожидаемый результат._____________________________________________ 5.

3. Проверка и оценка знаний, подведение итогов. ________________________ 6.

4. Учебный план.____________________________________________________ 7.

5.Учебно-тематическое планирование и содержание модулей программы.____ 8.

5.1Модуль автомоделизм._____________________________________________ 8.                      5.2 Модуль конструирование воздушных змеев._________________________  11.

  1. Модуль «Лети, модель!».__________________________________________  13.

5.4 Модуль ракетомоделизм._________________________________________   16.

6. Методическое обеспечение программы._______________________________20.

7. Условия реализации программы._____________________________________21.

8. Список литературы.________________________________________________22.

8.1Список нормативно-правовой литературы.____________________________22.

8.2 Список литературы для педагога.__________________________________   23.

8.3 Список литературы для обучающихся.______________________________  24.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: Дополнительная  образовательная (общеразвивающая) программа «Техническое моделирование!» технической направленности (программа по НТМ). Содержание программы предусматривает развитие способностей детей в направлении техническое творчество. Предметом изучения являются  модели воздушных змеев, модели автомобилей, авиамодели, модели ракет класса S.

Новизна: Программа «Техническое моделирование» состоит из модулей: «Воздушный змей», «Автомоделизм», «Лети, модель!», «Ракетомоделизм».                            

   Каждый из модулей, реализуется как  образовательный маршрут в рамках подготовки к конкурсам и соревнованиям технической направленности: по запуску воздушных змеев автомоделизму и ракетомоделизму, «Лети, модель!», «Папа, мама, я – автолюбителей семья!».

 Актуальность: «В начале 90-х годов все рухнуло... Восстановить это довольно сложно... Но …правы в том, что … дело касается вообще всей системы внеклассного дополнительного образования. Это, конечно, помощь будущим инженерным школам, мы таким образом… займём детей и творчеством, и техническим творчеством, и художественным... Но это длительный процесс... Тем не менее, этот процесс развивается, и, в общем, и в целом развивается позитивно, но недостаточными темпами, …. Будем стараться».  ( Ответ Президента РФ В. В. Путина, форум  «Интернет-предпринимательство в России»).

    На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Актуальность программы обусловлена существующей потребностью развития познавательного интереса у детей младшего и среднего школьного возраста  к различным видам техники,  к инженерно-техническим профессиям.

Отличительные особенности:

  Модули программы составлены с учётом требований областных конкурсов и соревнований технической направленности, помогают обучающимся подготовиться к участию в этапах конкурса. Участие в конкурсах и соревнованиях технической направленности, даёт школьнику, как массу положительных эмоций, так и создает предпосылки к дальнейшему осознанному выбору занятий техническим творчеством.

Педагогическая целесообразность:

 Направленность модулей на подготовку к участию в конкурсах и соревнованиях, заданные классы моделей (классы моделей определены положениями конкурсов по запуску воздушных змеев, «Лети, модель!», «Папа, мама, я – автолюбителей семья! », соревнованиям: по автомоделизму и ракетомоделизму») определили следующую последовательность образовательного процесса- от репродуктивного  к частично-продуктивному уровню и к творческой деятельности.

  На начальном этапе освоения модуля преобладает репродуктивный метод. Обучающиеся выполняют задания по образцу и строят одинаковые модели, используя готовые шаблоны и заготовки.

В практической деятельности изучаются технологии изготовления моделей, формируются навыки их изготовления,  планирования своей деятельности.

Постепенно репродуктивный метод заменяется частично-продуктивным, добавляются дополнительные знания, изучение иных технологий изготовления модели. На финальных этапах обучающиеся изготавливают модель по собственному замыслу, по собственному проекту.  Возможна  также работа по образцу. В связи с этим меняется и форма проведения занятий, теперь они становятся более индивидуальными. Каждый из обучающихся может получить индивидуальную консультацию по выполнению проекта. Метод проектов вырабатывает у детей умение выстраивать свою деятельность, видеть её перспективу. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу.  

Цель: Формирование и развитие познавательного интереса к различным видам техники, подготовка и участие в конкурсах и соревнованиях технической направленности.

Задачи:

Обучающие:

-формирование знаний и умений в области обработки материалов ручным инструментом;

-формирование навыков технического моделирования при создании  моделей техники;

 Развивающие:

-знакомство и изучение истории  моделизма, спортивно-технических видов спорта;

-формирование навыков участия в соревнованиях;

Воспитательные:                                                                                               

 -воспитание технической культуры;                                                                             -воспитание чувства коллективизма, ответственности.

Сроки реализации:       

       Программа рассчитана на три года обучения детей младшего и среднего школьного возраста (с 7 лет).

     Группы 1 года обучения формируются из учащихся общеобразовательных школ на добровольной основе. Группы  второго и третьего годов обучения формируются из обучающихся, прошедших курс предыдущих годов обучения. Кроме того, могут быть зачислены и вновь пришедшие учащиеся.      

    Успешное проведение занятий достигается посредством основных дидактических принципов: систематичности, последовательности, наглядности и доступности, принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности, принцип индивидуальности.

     Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; творческий; метод проектов.        

 Формы занятий:

 -групповых и индивидуальных занятий;

-внутригрупповых и межгрупповых соревнований по начальному техническому моделированию;

- участия в выставках технического творчества обучающихся;

- экскурсий технической тематики.                  

 Режим занятий:                                                                                                                      1  год обучения:                                                                                                                             2 раза в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями (всего 144 часа в год).                                                                                                                                                  2 год обучения:                                                                                                                                    2 раза в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями (всего 144 часа в год).              3 год обучения:                                                                                                                                    2 раза в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями (всего 144 часа в год).                                 

                                   

                              2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Обучающийся должен знать:

- правила безопасного пользования инструментами;

- материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей техники;

- основные линии на чертеже;

- основные простейшие технические термины;

- простейшие конструкторские понятия;

- основные узлы моделей;

- виды чертежей;

- линии на чертежах;

- виды соединений деталей;

- способы изготовления моделей;

Обучающийся должен уметь:

- соблюдать технику безопасности;

- читать простейшие чертежи;                                                                                                      - изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;

- находить линии сгиба;

- владеть элементарными графическими навыками;

- изготавливать простейшие модели;

- организовать рабочее место.

- изготавливать усложненные модели;

- подбирать материал для модели;

- анализировать свою модель;

- обрабатывать конструкционные материалы;

- находить рациональный способ использования материала;

- работать с технической литературой;

- самостоятельно находить техническое решение;

- самостоятельно выбирать дизайн модели;

- проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;

- конструктивно работать в коллективе.

       

 3.ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.                    

Формы контроля: собеседование, тренировочные запуски моделей, соревнования, выставки.

Методы контроля: опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей, моделей, оценка качества модели в движении, самопроверка. 

 Формы подведения итогов:

Основной формой подведения итогов работы  обучающихся по освоению дополнительной общеобразовательной  программы «Техническое моделирование» является результат  участия в конкурсах и соревнованиях технической направленности.

 Оценочные уровни (шкала оценки знаний и умений).

1. Низкий уровень обучения – уровень не освоения основных умений и понятий, заниженный уровень самостоятельности и активности, участие в конкурсах и соревнованиях технической направленности на учережденческом этапе.

2. Средний уровень обучения – уровень полного освоения умений и понятий (с незначительными недочетами), уровень значительной самостоятельности и активности, призёры конкурсов и соревнований технической направленности  учережденческого этапа, участники  конкурсов и соревнований технической направленности на уровне района.

3. Высокий уровень обучения – уровень полного освоения умений и понятий  высокий уровень самостоятельности и активности; призёры районных, участники и призёры зональных и областных конкурсов и соревнований технической направленности.

Промежуточная и итоговая аттестация.

Проводится согласно положению о промежуточной, итоговой аттестации МБУДО «ЦДТ» два раза в год, в конце полугодий, во время, определяемое приказом директора.

Уровень освоения обучающимися умений и понятий определяется при  стендовом осмотре (выставке) моделей и по результатам соревнований различного уровня.

Промежуточная аттестация за первое полугодие проводится по модулю «Автомоделизм», за второе полугодие по модулям «Лети, модель!» и «Ракетомоделизм».

  При итоговой аттестации обучающихся третьего года обучения, учитываются результаты промежуточных аттестаций за весь период обучения.

                                     4.УЧЕБНЫЙ  ПЛАН.

Название модулей

1год обучения

2год обучения

3год обучения

1.

Автомоделизм.

36

36

36

Промежуточная аттестация.

2

2

2

2.

Конструирование воздушных змеев.

6

6

6

3.

«Лети, модель!»

44

44

44

Промежуточная аттестация.

2

2

2

4.

Ракетомоделирование.

52

52

52

Промежуточная и итоговая аттестация.

2

2

2

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ.

5.1Модуль «Автомоделизм».

1год

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

1.

Автомоделизм

36

4

32

1.1

Изготовление контурных моделей автомобилей класса И-1.

12

1

11

1.2

Изготовление объёмных моделей автомобилей класса И-2.

12

1

11

1.3

Спортивные автомодели классов И-1; И-2.

12

2

10

Промежуточная аттестация.

2

-

2

2год

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

1.    

Автомоделизм

36

4

32

1.1

Изготовление контурных моделей автомобилей класса РМ-1.

10

1

9

1.2

Изготовление объёмных моделей автомобилей класса РМ-2.

12

1

11

1.3

Творческий проект «Спортивные автомодели классов РМ-1; РМ-2».

14

2

12

Промежуточная аттестация.

2

-

2

3год

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

1.

Автомоделизм

36

6

30

1.1

Изготовление моделей автомобилей класса ЭЛ.

12

1

11

1.2

Радиоуправляемые модели автомобилей.

2

1

1

1.3

Движение радиоуправляемых моделей по трассам.

8

2

6

1.4

Творческий проект «Автомобиль будущего».

14

2

12

Промежуточная аттестация.

2

-

2

  1. Первый год обучения

1. Автомоделизм

Тема 1.1. Изготовление контурных моделей автомобилей класса И-1.

Теоретическая часть. История колеса. Контурные модели автомобилей.

Практическая часть. Склеивание контурной автомодели из готовых деталей.             Оформление модели  (по выбору): маршрутное такси, скорая помощь, ДПС, инкассаторский автобус. Изготовление контурных моделей из бумаги.

Выбор модели автомобиля (по желанию). Изготовление кузова, рамы (платформы). Изготовление колёс и мостов. Крепление колёс на раму. Творческий проект оформления модели: вклеивание окон, фар, габаритных огней.

Тема 1.2. Изготовление объёмных моделей автомобилей класса И-2.                Теоретическая часть. Объёмные автомодели. Понятие о развертках. Развёртки автомобилей, технология вырезания и склеивания развёрток

автомобилей.

Практическая часть.  Вырезание и склеивание бумажной объёмной автомодели. Выбор модели автомобиля (по желанию).  Изготовление кузова. Изготовление рамы (платформы). Крепление кузова на раму. Покраска модели. Крепление колёс на раму. Оформление модели.

Тема 1.3. Спортивные автомодели классов И-1; И-2.                                 Теоретическая часть.  Автомодельный спорт, классы автомоделей. Спортивные автомодели И-1; И-2. Понятие об инерции . Правила проведения соревнований по автомоделизму в классах И1;И2

Практическая часть Демонстрация спортивных автомоделей. Изготовление спортивных  автомоделей. Выбор модели автомобиля (по желанию).  Изготовление контура. Изготовление рамы (платформы). Крепление кузова на раму. Покраска модели. Крепление колёс на раму. Оформление модели. Проверка ходовых качеств моделей на горке. Межгрупповые соревнования по автомоделизму в классах И1;И2

Второй год обучения.

1. Автомоделизм

1.1.  Изготовление контурных моделей автомобилей класса РМ-1.

Теоретическая часть. Резиномоторный двигатель. Понятие о резине как о материале способном растягиваться. Контурные модели автомобилей на резиномоторном двигателе РМ-1 РМ-2. Увеличение мощности резиномотора. Понятие о силе растяжения. Понятие о силе трения.

Практическая часть. Исследование растяжимости резины разных сортов. Изучение устройства резиномоторных моделей РМ-1.Изготовление автомобилей класса РМ-1.

Изготовление платформы  автомобиля, изготовление деталей резиномотора, вырезание контура автомобиля из различных материалов (бумага,дерево,пластик по выбору).  Покраска модели. Изготовление колёс. Крепление колёс на платформу. Сборка и оформление модели. Проверка ходовых качеств моделей.

1.2.  Изготовление объёмных моделей автомобилей класса РМ-2. Теоретическая часть Объёмные модели автомобилей на резиномоторном двигателе РМ-2.  История автомобилестроения.  Материалы используемые в изготовлении объёмных моделей на резиномоторе. Улучшение ходовых качеств автомоделей

Практическая часть.  Изготовление автомобилей класса РМ-2. Изготовление платформы  автомобиля, крепление деталей резиномотора, изготовление корпуса автомобиля из различных материалов (бумага, дерево, пластик по выбору).  Покраска модели. Изготовление колёс. Крепление колёс на платформу. Сборка и оформление модели. Проверка ходовых качеств моделей

1.3.  Спортивные автомодели классов РМ-1; РМ-2.. Правила проведения соревнований по автомоделизму.

Практическая часть. Межгрупповые соревнования по автомоделизму в классах РМ-1; РМ-2

Третий год обучения.

1. Автомоделизм

1.1 Изготовление  моделей автомобилей класса ЭЛ-4.

Теоретическая часть. Понятие об электричестве. Источники тока. Электродвигатель.

Практическая часть. Строительство моделей автомобилей класса ЭЛ-4. Сборка и оформление модели. Проверка ходовых качеств моделей.

1.2 Радиоуправляемые модели автомобилей .

Теоретическая часть. Принцип действия аппаратуры раиоуправления.

Практическая часть. Приёмы управления радиоуправляемых моделей автомобилей.

1.3 Движение радиоуправляемых моделей по трассам.

Теоретическая часть. Правила дорожного движения. Правила проведения соревнований в классе моделей РУ.

Практическая часть. Прохождение трасс на РУ моделях.

1.4 Творческий проект «Автомобиль будущего».

Теоретическая часть.  Свойства  и характеристики автомобиля будущего.

Практическая часть. Выполнение проекта.

5.2 Модуль « Конструирование воздушных змеев».

1год

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

2.

Конструирование воздушных змеев.

6

2

4

2.1

Плоский воздушный змей. История создания.

1

1

-

2.2

Схемы плоских змеев.

1

1

-

2.3

Изготовление плоского змея.

2

-

2

2.4

Запуск змея.

2

-

2

2год

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

2.

Конструирование воздушных змеев.

6

2

4

2.1

Управляемый воздушный змей.

1

1

-

2.2

Схемы управляемых змеев.

1

1

-

2.3

Изготовление управляемого змея.

2

-

2

2.4

Запуск змея.

2

-

2

3год

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

2.

Конструирование воздушных змеев.

6

1

5

2.1

Коробчатый воздушный змей. Схемы коробчатых змеев

1

-

2.2

Изготовление коробчатого змея.

3

-

3

2.3

Запуск змея.

2

-

2

Первый год обучения.

2. Конструирование воздушных змеев.

2.1. Плоский воздушный змей. История создания.

Теоретическая часть.  Правила запуска плоского змея. История создания русского плоского змея.                                                                                                                   2.2. Схемы плоского змея.                                                                                         Теоретическая часть.  Материалы, используемые для создания змея.   Практическая часть. Зарисовка схем плоского змея.                                                             2.3. Изготовление плоского змея.                                                                              Практическая часть. Изготовление плоского воздушного змея.                                 2.4. Запуск змея.                                                                                                             Практическая часть. Запуск воздушного змея.

Второй год обучения.

2.Конструирование воздушных змеев.

2.1Управляемый воздушный змей.

Теоретическая часть.  Правила запуска управляемого змея.                                                    Практическая часть.  Приёмы управления змеем.                                                     2.2 Схемы управляемого змея.                                                                                         Теоретическая часть.  Материалы, используемые для создания змея.   Практическая часть. Зарисовка схем  управляемого змея.                                                             2.3 Изготовление плоского змея.                                                                              Практическая часть. Изготовление  управляемого воздушного змея.                                 2.4 Запуск змея.                                                                                                             Практическая часть. Запуск управляемого воздушного змея.

                              Третий год обучения.

                   

 2. Конструирование воздушных змеев.

 

2.1. Коробчатый воздушный змей. Схемы коробчатых змеев.                                                                                          

Теоретическая часть.  Правила запуска коробчатого змея.                                                    Практическая часть.  Приёмы управления коробчатым  змеем.                                                     Теоретическая часть.  Материалы, используемые для создания коробчатого змея.   Практическая часть. Зарисовка схем коробчатого змея.                                                             2.2.  Изготовление коробчатого змея.                                                                              Практическая часть. Изготовление коробчатого воздушного змея.                                 2.3. Запуск змея.                                                                                                             Практическая часть. Запуск коробчатого воздушного змея.

                             5.3Модуль «Лети, модель!»

1 год.

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

3.

     «Лети, модель!»                                                            

44

12

32

3.1

Вводное занятие.

Техника безопасности

2

                                 2        

                        -

3.2

Виды авиамоделей. Теория полета.

2

2

-

3.3

Модель планера. Изготовление модели планера из бумаги.

8

2

6

3.4

Изготовление модели планера с крылом  до

250 мм, полётным весом до 15 гр.

20

3

17

3.5

Регулировка и запуск модели.

4

-

4

3.6

Подготовка и проведение соревнований.

6

1

5

3.7

Итоговое занятие

2

2

-

Промежуточная аттестация.

2

-

2

2год.

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

3.

    «Лети, модель!»

44

11

33

3.1

Вводное занятие.

Техника безопасности

2

                                 2        

                        -

3.2

Виды авиамоделей. Теория полета.

2

2

-

3.3

Модель планера. Изготовление модели планера из пенопласта.

8

2

6

3.4

Выбор и изготовление модели планера с крылом до 500 мм, полётным весом до 25 гр.

20

2

18

3.5

Регулировка и запуск модели.

4

-

4

3.6

Подготовка и проведение соревнований.

6

1

5

3.7

Итоговое занятие

2

2

Промежуточная аттестация.

2

-

2

3 год.

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

3.

    «Лети, модель!»                                                      

44

9

35

3.1

Вводное занятие.

Техника безопасности

2

2            

3.2

Виды авиамоделей. Теория полета. Изготовление модели планера стандартной схемы.

8

2

6

3.3

Экспериментальные модели планеров: биплан, дископлан, утка и др.

2

1

1

3.4

Вариант 1: Изготовление модели экспериментального планера по образцу.

Вариант 2: Творческий проект: «Изготовление модели экспериментального планера».

20

2

18

3.5

Регулировка и запуск модели.

4

-

4

3.6

Проведение соревнований.

6

1

5

3.7

Итоговое занятие

2

1

1

Промежуточная аттестация.

2

-

2

                    Первый год обучения.

3.Авиамоделизм                                                                                                          3.1Вводное занятие.

Теоретическая часть. Техника безопасности. Правила работы в мастерской и организация рабочего места.  

3.2 Виды авиамоделей. Теория полета.

Теоретическая часть. Виды авиамоделей. Теория полёта.

3.3 Модель планера. Изготовление модели планера из бумаги.

Теоретическая часть. Происхождение слова «планер». Основные части планера и их назначение. Материалы для создания моделей планера.

Практическая часть.  Изготовление модели  планера .

4.4 Изготовление модели планера с крылом до 250мм, полётным весом до 15 гр.

Теоретическая часть.

Спортивный планер История авиамоделизма. Свойства воздуха: давление, вес, плотность. Как человек научился летать. Понятие о подъёмной силе крыла. Правила проведения соревнований по авиамоделированию.                                                                                     Практическая часть. Изготовление модели планера.

3.5 Регулировка и запуск модели.

Практическая часть. Лётные испытания моделей.  Регулировка модели, запуск.

3.6  Подготовка и проведение соревнований.

Теоретическая часть. Правила проведения соревнований.

Практическая часть Проведение соревнований на дальность полета.

3.7 Промежуточная аттестация.    

3.8Итоговое занятие.

                   Второй год обучения.

3. Авиамоделизм

3.1Вводное занятие.

Теоретическая часть. Техника безопасности. Правила работы в мастерской и организация рабочего места.                                                                                                                                                                                                                 3.2 Виды авиамоделей. Теория полета.

Теоретическая часть. Аэродинамика различных профилей крыла.

3.3 Модель планера. Изготовление модели планера из пенопласта. Теоретическая часть. Модель планера на дальность полёта.  Материалы для создания моделей планера.

Практическая часть.  Изготовление модели планера из пенопласта.

3.4 Выбор и изготовление модели планера с крылом до500мм.

Теоретическая часть. Аэродинамика жесткого и мембранного крыла.

Практическая часть. Изготовление модели планера.

3.5 Регулировка и запуск модели.

Практическая часть. Лётные испытания моделей.  Регулировка модели, запуск.

3.6  Подготовка и проведение соревнований.

Теоретическая часть. Правила проведения соревнований.

Практическая часть Проведение соревнований на дальность полета.                          

3.7 Промежуточная аттестация.    

3.8 Итоговое занятие.

                                       

 Третий год обучения.

                                                                                           

3. Авиамоделизм

3.1   Вводное занятие.                                                                                                                                                                                                                 Теоретическая часть. Техника безопасности. Правила работы в мастерской и организация рабочего места.

3.2 Виды авиамоделей. Теория полета. Изготовление модели планера стандартной схемы.      

Теоретическая часть.    Подъемная сила и лобовое сопротивление. Угол атаки крыла.

 Практическая часть.    Изготовление модели планера стандартной схемы.      

                                                                                                                                                                                                                                                                                               3.3 Экспериментальные модели планеров: биплан, дископлан, утка и др.

Теоретическая часть. Знакомство с моделями, зарисовка схем.

 Особенности аэродинамики различных профилей крыла                                                                                               Практическая часть.

Изучение материалов для создания экспериментальных моделей планеров.                                                                                                                                                        

3.4 Изготовление модели экспериментального планера по образцу.

Творческий проект: «Изготовление экспериментальной модели планера».

Теоретическая часть. Аэродинамика жесткого и мембранного крыла.

Практическая часть. Изготовление модели планера.

3.5 Регулировка и запуск модели.

Практическая часть. Лётные испытания моделей.  Регулировка модели, запуск.

3.6  Подготовка и проведение соревнований.

Теоретическая часть. Правила проведения соревнований.

Практическая часть Проведение соревнований на дальность полета.  

3.7 Промежуточная аттестация.    

3.8 Итоговое занятие.

5.4Модуль «Ракетомоделизм».

1год                                  

                 

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

4.

  Ракетомоделизм.Ракеты.                                                

52

14

38

4.1

Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем. (S-3, S-6)

18

4

14

4.2

Парашюты для моделей ракет. Термозащита.

12

2

10

4.3

Ленты (стримеры) и другие системы спасения модели.

8

2

6

4.4

Ракетные двигатели. Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет.

2

1

1

4.5

Теория полета моделей ракет.

2

1

1

4.6

Наземное оборудование для запуска моделей ракет.

2

1

1

4.7

Бортовая и наземная пиротехника.

2

2

-

4.8

Запуски моделей ракет.

4

-

4

4.9

Итоговое занятие

2

-

2

  1.              

Промежуточная аттестация.

2

-

2

  1. 2год

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

4.

  Ракетомоделизм. Ракеты. Ротошюты.                                                

52

4

48

4.1

Классификация моделей ротошютов

2

2

-

4.2

Материалы и технология изготовления модели ротошюта S-9.

32

2

30

4.3

Запуски моделей ротошюта.

6

-

6

4.4

Творческий проект «Моя модель ракеты».

10

2

8

4.5

Итоговое занятие

2

-

2

Промежуточная аттестация.

2

-

2

3 год

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

4.

Ракетомоделизм. Ракеты. Ротошюты. Ракетопланы. Копии.

52                    

12

40

4.1

Классификация ракетопланов.

2

2

-

4.2

Материалы и технология изготовления моделей ракетопланов.

26

4

22

4.3

Регулировка моделей планеров ракетопланов

4

2

2

4.4

Копии ракет.

2

2

-

4.5

Работа над творческим проектом  «Модель копия»

16

2

14

4.6

Итоговое занятие

2

2

-

Промежуточная и итоговая аттестация.

2

-

2

                                      Первый год обучения.

4. Ракетомоделизм.Ракеты.

4.1.  Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем. (S-3, S-6)

Теоретическая часть.  Что такое ракетомодельный спорт.  Элементы ракеты, технические   требования к ним. Компоновка ракеты. Материалы и инструменты, применяемые в ракетном моделизме.

Практическая часть. Приемы и варианты изготовления отдельных частей модели ракеты, сборка. Покраска и отделка модели.

4.2. Парашюты для моделей ракет. Термозащита.

Теоретическая часть.Парашют и его  изобретатель. Виды парашютов. Применяемые материалы для изготовления парашюта. Система выброса (отстрела) парашюта. Современные  парашюты.

Практическая часть Раскрой и изготовление парашюта. Изготовление строп, фал, амортизатора. Сборка, укладка парашюта. Испытание парашюта. Сбросы. Термозащита и отстрел парашюта.

4.3. Ленты (стримеры) и другие системы спасения модели.

Теоретическая часть.Лента,  крыло, воздушный шар и другие системы. Их виды. Применяемые материалы. Системы выброса и защиты.

Практическая часть. Изготовление ленты.  Сборка и укладка. Изготовление системы термозащиты. Система  отстрела. Испытание системы, сбросы, безопасность труда.

4.4. Ракетные двигатели. Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет.

Теоретическая часть.Понятие о реактивной силе. Классификация современных реактивных двигателей. Реактивные двигатели на моделях ракет.

Безопасность труда при работе с микроракетным двигателем твердого топлива.

Практическая часть. Установка двигателя на модель ракеты.  Способы скрепления двигателя. Запуск двигателя на стенде и стартовом устройстве.

4.5. Теория полета моделей ракет.

Теоретическая часть. Модель ракеты и её аэродинамика, обтекаемость, сопротивляемость и его составляющие. Устойчивость модели в полете. Центр массы и давления. Метеорология её явление в природе. Метеорологические параметры. Ограничения в правилах по метеорологическим условиям.

Практическая часть. Определение силы ветра, термических и динамических потоков для полета моделей ракет. Определение центра массы и давления на макете ракеты.

4.6. Наземное оборудование для запуска моделей ракет.

Теоретическая часть.Стартовое оборудование для запуска моделей ракет. Безопасность при запуске моделей ракет. Конструкция наземного оборудования.

Практическая часть. Изготовление  наземного оборудования для запуска моделей ракет. Пробные полеты.

4.7. Бортовая и наземная пиротехника.

Теоретическая часть. Вышибные навески, системы, передающие последовательные и параллельные команды. Наземная пиротехника запуска моделей ракет. Правила безопасности труда.

Практическая часть. Изготовление пироэлементов, их срабатывание.

4.8. Запуски моделей ракет.

Практическая часть. Безопасность на старте и дисциплина. Запуск, контроль полета модели ракеты, определение результатов. Разбор полетов. Занятия проводятся на полигоне.

4.9. Итоговое занятие.

Теоретическая часть. Подведение итогов работы  объединения за год. Практическая часть. Показательные выступления

Второй год обучения.

4. Ракетомоделизм. Ракеты.  Ротошюты.

4.1. Классификация моделей ротошютов

Теоретическая часть. Модели ротошютов, их размеры. Виды моделей ротошютов,  их классификация.

4.2. Материалы и технология изготовления модели ротошюта S-9.

Теоретическая часть. Материалы, используемые в строительстве ротошютов в сравнении с моделями ракет. Специфика применяемых материалов. Особенности конструкции ротошюта.

Практическая часть Изготовление узлов и агрегатов ротошютов класса S9 по технологическим схемам. Стапельная сборка.

4.3. Запуски моделей ротошюта.

Теоретическая часть. Правила безопасности на старте.                                     Практическая часть Запуски моделей ротошютов. Отбор моделей для участия в соревнованиях.

Третий  год обучения.

4. Ракетомоделизм. Ракеты.  Ротошюты. Ракетопланы. Копии.

4.1. Классификация ракетопланов.

Теоретическая часть. Космический самолет и планер. Модели ракетопланов категории  S-4 и S-8. Радиоуправляемые модели ракетопланов. Модели ракетного самолета и планера. Модель ракеты-носителя, планера.

 Разработка ракетопланов и их проекты. Современные ракетопланы. Разработчики ракетопланов - Королев С.П. и Цандер Ф.А.

4.2. Материалы и технология изготовления моделей ракетопланов.

Теоретическая часть. Материалы, используемые в строительстве ракетопланов в сравнении с моделями ракет и ротошютов по технологии изготовления и применяемым материалам. Специфика применяемых материалов.

Практическая часть Изготовление узлов и агрегатов по различным технологическим схемам. Стапельная сборка.  Изготовление моделей ракетопланов, их запуск. Замер параметров траектории  в сравнении с расчетными данными.

4.3. Регулировка моделей планеров ракетопланов

Теоретическая часть. Регулировка моделей планеров ракетопланов на максимальное время полета или дальность планирования.

Практическая часть Соревнования на планерах, ракетопланах на время и дальность пилотирования.

4.4. Копии ракет.

Теоретическая часть. Прототип ракеты. Подбор документации, чертежей и фотографий.

Практическая часть Изготовлении рабочего чертежа, вычерчивание детализации. Изготовление и подготовка оснастки. Правила безопасности труда.  

4.5. Работа над творческим проектом «Модель копия»

Теоретическая часть. Выбор прототипа ракеты.

Практическая часть.Выполнение проекта. 

4.6. Итоговое занятие.

Теоретическая часть. Подведение итогов работы  объединения за год. 

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

        Решение педагогических задач в дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Техническое моделирование» осуществляется на основе принципов: систематичности, последовательности, наглядности и доступности, принципа свободы выбора ребёнком видов деятельности, принципа индивидуальности.

В процессе обучения применяются такие формы занятий как: практические и теоретические,  групповые  и индивидуальные, соревнования и конкурсы.  

Основной метод реализации программы практическая работа. При выполнении которой  происходит проверка и закрепление теоретических знаний.

Теоретические занятия проводятся в начале изучаемого раздела программы, но при выполнении практических работ повторяются необходимые знания и термины.

На начальном этапе освоения программы преобладает репродуктивный метод. Обучающиеся выполняют задания по образцу и строят одинаковые модели. Постепенно репродуктивный метод заменяется частично-продуктивным, а на финальных этапах методом проектов. В связи с этим меняется и форма проведения занятий, теперь они становятся более индивидуальными. Каждый из обучающихся может получить индивидуальную консультацию по выполнению проекта. Метод проектов вырабатывает у детей умение выстраивать свою деятельность, видеть её перспективу. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу.  

Большое значение имеет проведение творческих выставок, конкурсов, соревнований, что даёт возможность детям максимально реализовать свой творческий потенциал, активность, любознательность, эмоциональное восприятие. Для педагога  - это возможность оценить результаты образовательной деятельности обучающихся и проследить их личностный рост.

Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ.

                   Материально – техническое обеспечение:

1.Мастерская для занятий «Технология обработки древесины», оборудованная в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами.

2.Технологическая оснащенность мастерской:

  1. Верстаки - 4 шт.;
  2. Набор инструментов («Юный столяр») – 2 шт.;
  3. Лобзики – 7 шт.;
  4. Станки токарные СТД – 120  - 3 шт.;
  5. Станок сверлильный;
  6. Ручная дрель;
  7. Коловорот;
  8. Рубанки – 7 шт.;
  9. Напильники разного профиля;
  10. Комплекты ручных и токарных стамесок по числу рабочих мест;
  11. Долота разной ширины по числу рабочих мест;
  12. Киянки по числу рабочих мест;
  13. Ножовки – 4 шт.;
  14. Пилы лучковые – 2 шт.;
  15. Ножовки по металлу – 2 шт.;
  16. Наборы сверл по дереву и металлу;
  17. Молотки слесарные – 2 шт.;
  18. Комплекты отверток разного профиля;
  19. Комплект рычажного инструмента (плоскозубцы, пассатижи, кусачки);
  20. Комплект линеек, угольников, штангенциркулей;                            
  21. Ножницы;
  22. Образцы моделей из древесины, бумаги, картона, пластика, пенопласта;
  23. Образцы различных пород древесины;

24.Канцелярские ножи.

           3. Материалы:

1. Клей ПВА;

2. Карандаши простые;

3. Белая бумага (для шаблонов);

4. Пиломатериал: липовый, сосновый;

5. Гвозди, шурупы разные;

6. Проволока;

7. Шлифовальная бумага;

8. Лакокрасочные материалы;

9. Пенопласт, пластик, фанера.

4.Наглядные и технологические пособия:

  1. Тексты правил безопасности труда для инструктажей;
  2. Шаблоны для разметки деталей согласно учебному плану;
  3. Шаблоны моделей;
  4. Чертежи, технологические карты  моделей;
  5. Фотографии детских работ;
  6. Папки с демонстрационными материалами по темам.

                                     

8. Список литературы.

              8.1 Нормативно-правовая база:

                     

  1. Конституция Российской Федерации, ст.7;
  2.  Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ  гл.1  ст 2,ст 44

«Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, общего и профессионального образования;
  3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г.№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации»;
  4. Письмо Минобрнауки России от 13.0.2013 № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
  5. Письмо Минобрнауки России от 12.07.2013 № 09-879 «Рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;
  6. Распоряжение Правительства российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция  развития дополнительного образования»;
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  8. Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025) от 29.05.2015 № 996-р;
  9. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761.

8.2 Для педагогов:

  1. Абчук В.А. В мире управляющих машин. Научно - популярная библиотека школьника. – М., 1987.
  2. Васильев. Д В. Мир парусов. Плавающие модели. – СПб.: Кристалл , 1998.
  3. Голубев В.А. Юному авиамоделисту: пособие для учащихся – М.: Просвещение , 1979.
  4. Горбачев А. М. От поделки к модели. – Н. Новгород.: Нижполиграф , 1997.
  5. Горский В.А. Техническое творчество школьников: пособие для учителей и руководителей технических кружков. - М.: Просвещение, 1981.
  6. Журавлева А.П. Начальное техническое моделирование: пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982. – 229с.
  7. Захарченко В.Д. Это вы можете: приглашение к творчеству. – М.: Молодая Гвардия , 1989.
  8. Зверник А.П.Техническое творчество в пионерском лагере: альбом. - Киев , 1986.
  9. Микиртумов Э. Авиационный моделизм: учеб пособие для авиамоделистов 1-2 годов обучения. – М.: ДОСААФ 1960.
  10. Михайлов М. А. Модели современных военных кораблей .– М.: ДОСААФ, 1972.
  11. Новокрещенова В.М. Юные изобретатели. – Саратов , 1986.
  12. Осинов Г.П. Юные корабелы. – М.: ДОСААФ , 1976.
  13. Перевертень Г.И. Техническое творчество и начальных классах.: книга для учителей по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1988.
  14. Столяров Ю. С. Уроки творчества: из опыта организации технического творчества школьников. – М.: Педагогика , 1981.
  15. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества  школьников: пособие для учителей и работников  внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1983.  
  16. Тит Т. Научные забавы: интересные  опыты, самоделки, развлечения.: пер. с фр. / Тит. – 2-е изд. – М.: Изд. дом  Мещерякова, 2007.
  17. Хирте В. Сделай сам 1000 вещей: книга домашних волшебников.  М.: Просвещение, 1970г.

                                   

                                   

                             8.3 Для обучающихся:

  1. Балакин С.А. Парусные корабли: приложение к серии «Знай и умей».- М.: Аванта+ , 2003.
  2. Гальперштейн Л. Я. Комбайн идёт по комнате. – М.: Детгиз, 1958.
  3. Журавлева А.П., Что нам стоит флот построить. – М.: Патриот , 1990. -229с.
  4. Канаев В.И. Ключ – на старт. – М.: Молодая гвардия,1972.
  5. Либерман Л.М. Автомобили на столе, М.: Детская  литература,1964.
  6. Максимихин И. А. Легендарный корабль. – М.:  Молодая гвардия, 1977.
  7. Михайлов М.А. От дракара до крейсера.– М.: Детская литература,1975.
  8. Павлов А. П. Твоя первая модель. – М.:ДОСААФ, 1979.
  9. Попов Б. В. Учись мастерить. – М.: Просвещение, 1977.
  10. Попов Б. В.В подарок малышам. – М.: Молодая гвардия, 1959.
  11. Рабиза Ф.В. Техника своими руками. – М.: Детская литература, 1995.
  12. Севастьянов А.М. Волшебство моделей. – Н.Новгород: Времена, 1997.
  13. Толмачёва Е.Ю. Конкурс умельцев. – СПб.1973.
  14. Шустерман З. Г. Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких. – М.: Педагогика, 1993.
  15. Эльшанский  И.И.Хочу стать Кулибиным. – М.: Дрофа, 2007.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 лет Срок реализации: 2 года

Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 летСрок реализации: 2 года...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Программа «Лего – конструирование и моделирование» технической направленности адресована учащимся 9 – 13 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного ко...

Методические разработки к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования»

Конспекты занятий, разработки родительских собраний , материалы  аттестациии кдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической  направленности «Начальное модели...

"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"

Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Офисные программы»

Дополнительная общеразвивающая программа «Офисные программы» имеет техническую направленность, отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Начальное техническое моделирование"

Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Начальное техническое моделирование» технической направленности. Программа ориентирована на развитие у обучающихся художеств...