общешкольное внеклассное мероприятие по математике "Математика-царица наук"
методическая разработка

Ольга Карбуевна Чунарёва

Внеклассное мероприятие "Математика -царица наук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_mer_matematika-tsaritsa_nauk.docx51.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  СОШ  с.Бай-Хаак

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА  НАУК»

В  5-11 КЛАССАХ

Из опыта работы

учителя математики

высшей квалиф.кат.

Чунарёвой О.К.

Бай-Хаак, 2021.

Цели и задачи:

  • Решить задачу классного часа посадить «Дерево задач».
  • Формировать дружеские отношения, умение работать в команде, формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы творчества.
  • Способствовать формированию чувства ответственности, умения веселиться.
  • Способствовать развитию математического и логического мышления.
  • Формирование  УУД:

Личностные: мотивация учения; формирование познавательного интереса к изучению математики.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; оценка действий партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Время: 45 мин.

Форма проведения:

Открытие классного часа:

 - интеллектуально-развлекательное представление;

Основная часть:

 - игра-турнир.

Оборудование: Карточки-листочки с заданиями командам к турнирам, дерево знаний, компьютер, проектор, мультимедийный экран, шарики, жетоны, чистые листки бумаги.

План проведения:

1.Открытие  классного часа:

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Разрешите поздравить вас с праздником. Сегодня мы славим математику, царицу всех наук. И в честь неё мы устраиваем наш классный час под названием “Математика – царица наук!”

Ведущий 2:

Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь.
Это о царице всех наук,
Поведём сегодня с вами речь.

Ведущий 1:
Не случайно ей такой почёт,
Это ей дано давать советы.
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.

Ведущий 2:

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ведущий 1:

Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.

Ведущий 2:

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудную минуту
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!

Ведущий 1:

Наук в мире много есть

Их трудно даже перечесть.

Но нам друзья их нужно знать,

Чтоб грамотным в жизни стать!

Ведущий 2:

А сегодня друзья будем с вами

Царицу наук поздравлять

Так можно гордо и по праву

Мы математику назвать…

Выходит величаво «Царица Математика»:

-Добрый день! Добрый час!

Ведь сейчас у вас классный час!

Я царица всех наук земных,

Величава и горда, Буду я всегда!

Ведущий 1: - Пожалуйста, аплодисменты Царице всех наук!                                         

Царица Математика:

-Я хочу сегодня дать, одну задачу порешать,

Посадить дерево не обычное, а «Дерево задач»,

Каждые решённые листики заданий,

Прикрепите, и оно вырастит без ожиданий!

Зрители, сидящие в зале, решают все,

Чтоб памятный листок свой повесить тоже,

А каждая команда прикрепляет к дереву задач,

Полученный от судей общекомандный лист!

- Вот и дерево наше, всех деревьев краше! (выносят дерево ,а  Царица встречает и говорит, Осторожно, осторожно! Ставят там, где царица  укажет.)

Ведущий 2: - А сейчас пока начнём,  

                       Наши представления,

                       Всем на удивленье!

Выходят Ноль и Единица:

Ведущий 1: Сценка «НОЛЬ и ЕДИНИЦА»

Ведущий:

Сказал весёлый круглый ноль
Соседке-единице:

Ноль:

– С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Ведущий:

Она окинула его
Сердитым гордым взглядом:

Единица:

– Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!

Ведущий:

Ответил ноль:

Ноль:

– Я признаю, что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль!

Я двойку в двадцать превращу.

Из троек и четвёрок

Могу я, если захочу,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что я – ничто.

С двумя нулями вместе

Из единицы выйдет – 100,

Из двойки – целых 200!

Ведущий 2: Сценка «Клоуны А и В»

На сцене клоуны А и В.

Клоун А: Предлагаем старинный фокус. Тех, кто желает принять участие, просим выйти к нам.

Выходит ученик .

Клоун В: Вот тебе 10 коп., а вот 1коп.. Спрячь в одну руку 10 коп., а в другую – 1 коп. Мы отгадаем, в какой руке у тебя 10 коп., а в какой 1коп.

Клоун А: Числовое значение монеты которая у тебя в правой руке умножь на 4, а числовое значение монеты, что лежит в левой руке умножь на 7.Сделал ?

Ученик: Сделал.

Клоун В: Сложи эти числа и скажи чётное или нечётное число ты получил?

Ученик: Чётное.

Клоун А: Значит в правой руке у тебя 1коп., а в левой 10коп. Правильно?

Ученик:  Да. ( Если число нечётное, то наоборот. В левой руке 1 коп., а в правой 10 коп.)

Частушки математические

Стоит Коля у доски
И зевает от тоски
Он никак не разберет
Где окружность, а где рот.


Начертили мы квадрат:
Угол здесь, прямую так.
За ответ поставят мне
Три в журнале, два в уме.

Это что же, в самом деле,
Получилось – стыд и срам:
Землекопа вдруг в задаче
Разделили пополам.

Рассчитали путь движенья
Курам всем на удивленье,
 
Время с метрами сложили –
Килограммы получили.

Сценка «Решение уравнения»

На сцену выходят два ученика.

Ученик 1: Я решаю все задачи только на »отлично», а про уравнения и говорить нечего «щёлкаю как семечки».

Ученик 2: Очень хорошо! А я вот целую неделю решаю уравнение 2·х=х и никак  не могу его решить. «Щёлкни», пожалуйста, это уравнение.

Ученик 1: Хорошо, давай я его дома решу. После обеда…

Ученик 2: Почему после обеда? Ты сейчас его реши.

Ученик 1: А  ты уверен, что это уравнение?

Ученик 2: Конечно, уверен.

Ученик 1: А что в уравнениях нужно искать?

Ученик 2: Так ты же «щёлкаешь » уравнения, как семечки, и не знаешь, что нужно найти. «х» нужно найти.

Ученик 1: Эх ты, бедолага! И было б над чем неделю думать. Найти «х» говоришь?  Так вот же он (показывает пальцем на «х»).

Сценка «Доктор Ватсон изучает математику»

Холмс: Ватсон, что я вижу? Вы занимаетесь математикой?!

Ватсон: Холмс, это, кажется, по вашей части.

Холмс:  Дорогой  Ватсон, у Вас на подносе 6 стаканов и 3 из них пусты. Это вы мне оставили? Но я не пью. Вы же знаете.

Ватсон: Холмс, не иронизируйте. Я занялся наукой. И мне нужен Ваш совет. Я перепробовал кучу вариантов.

Холмс: Не волнуйтесь, Ватсон. В худшем случае после проведения опытов у Вас разболится голова. Но Вам придется утешиться мыслью, что пострадали за науку.

Ватсон: Вы смеетесь Холмс. Я серьезно хочу разобраться в разделе математики, называемой комбинаторикой. И решить эту задачу. Три дня решаю и не могу найти ответ.

Холмс: Какую Ватсон?

Ватсон: На столе стоит 6 стаканов. Первые три из них с водой, а вторые пусты. Нужно сделать так, чтобы пустые и полные чередовались. Взять в руки можно только один стакан.

Холмс: Ватсон, я Вам удивляюсь. Ведь Вы находитесь среди тех, кто любит математику. Спросите у ребят. Они помогут.

Ватсон: Ребята, кто поможет решить эту задачу?

(Ответы из зала)

Холмс: Это ведь так просто. Берем второй стакан и переливаем воду в пятый. А этот стакан ставим на место.

Ведущий1: Тем, кто знает математику,

Тем, кто учит математику

Тем, кто любит математику,

Тем, кто ещё не знает,

Что может любить математику,

Математический бой посвящается! (выходят команды и строятся)

Ведущий 2:

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Вы в поход отправляетесь смело

В мир загадок и сложных задач.

Ведущий 1:

Не беда, что идти далеко,

Не бойтесь, что путь будет труден.

Достижения умным людям

Никогда не давались легко.

 Ведущий 1: Итак, мы начинаем!  Поприветствуем команд! Аплодисменты!  А какой же бой без судей? Поприветствуем многоуважаемых судей! (выходят 4 судей)

1 турнир -  Представление команд (листик не даётся, даются баллы)

Ведущий 3: - Пожалуйста, команда 11 класса!

Название: «Великолепная пятёрка

Девиз: Пятерка-это значит отлично,

             Нет вопросов лишних!

Наше пожеланье: (читает с листа или наизусть каждый член команды)

-Этот турнир ждали мы давно,

По нему стосковались наши умы.

-Дружно будем задачи решать –

Мы хотим математику знать.

-Как же нам не веселиться,

Не смеяться, не шутить,

-Ведь сегодня на турнире

Мы решили только побеждать!

Ведущий 4: - Пожалуйста, команда 10а  класса!

Название: «Крутая четвёрка!»

Девиз: Четвёрка-это значит хорошо,

             Все довольны вот и всё!

Наше пожеланье: (читает с листа или наизусть каждый член команды)

-Сегодняшний  турнир

Мы выиграть хотим,

И просто вам победу не дадим.

-Придётся попотеть и постараться

За каждое очко мы будем драться.

-Смекалку мы проявим и отвагу

И просим разгадать сию бумагу,

-А если вдруг не повезёт …

Победа всех когда-нибудь найдёт.

Ведущий 3: - Пожалуйста, команда 10б  класса!

Название: «Весёлая тройка

Девиз: Тройка -это удовлетворительно,

             Ничуть не удивительно!

Наше пожеланье: (читает с листа или наизусть каждый член команды)

-Сумма сразу трех наук

Нас не испугает,

Математика - царица,

Это каждый знает.

-Много формул, много чисел,

Интегралы, корни...

Все по правилам оформим

В надлежащей форме.

-Любит строгость алгебра,

Это не отнять.

Но без ее законов

Ни с чем не совладать.

Ведущий 4: - Пожалуйста, команда 9а  класса!

Название: «Гордая двойка!»

Девиз:  Все ругаются на двойку,

             Ведь могу перевернуться на пятёрку!

Наше пожеланье: (читает с листа или наизусть каждый член команды)

-Мерить землю - дело

Вроде бы простое,

Однако не потерпит

Оно в мозгах застоя.

-С эпохи Пифагора

Прошло немало лет,

Но лучше геометрии

Для нас науки нет.

- О, Математика, нам в игре ты помоги!
И скуку, лень быстрее прогони,
-Сегодня мы на соревнованье,
Хотим получить твоё признание!

Ведущий 4: -Аплодисменты!

-Попросим команды занять места за столом. (песня 224 пока садятся команды)

1 турнир -  Разминка

Вопросы  командам (Судья 1 турнира сразу записывают баллы. Каждый ответ оценивается в 1 балл):

Ведущий 3 -Всем командам задается общий вопрос. Ваша задача-  ответить правильно и  быстрее всех. Итак, начнём!

1.Сумма углов в треугольнике равна ….(180)

2.Значение переменной при решении уравнения …(корень)

3.На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»… (180 или развёрнутый)

4. Дробь, меньшая 1 называется  …(правильной)

5. Результат деления…(частное)

Ведущий 4 -

6.Сумма длин сторон многоугольника…(периметр)

7.Самое маленькое трехзначное число…(100)

8. Прямые, которые не пересекаются…(параллельны)

9. Наименьшее натуральное число…(1)

10.Луч, делящий угол пополам…(биссектриса)

Ведущий 3 -

11.Чему равна четверть часа…(15 минутам)

12.Сколько цифр в математике…(бесконечно)

13.Результат сложения …(сумма)

14.Треугольник, у которого две стороны равны…(равнобедренный)

15. Наибольшее целое отрицательное число…(-1)

Ведущий 4 -

16.Сколько нулей в записи числа «миллион»…(6)

17.Четырехугольник, у которого только две стороны параллельны…(трапеция)

18.Сколько процентов в четверти числа…(25%)

19.Чему равен угол в квадрате…(360)

20. Равенство двух отношений…(пропорция)

Ведущий 1 -

Вас приветствуем, друзья,
И шлем Вам пожеланье:
Побольше думать в этот раз,
И приложить все знания.

Ведущий 2

Без конца твердят нам в школе:
"Математика важна".
На заводе, в классе, в поле
Математика нужна.

Ведущий 1 -

В институт ли поступаешь,
Идешь работать на завод,
Коль математику не знаешь,
От ворот Вам поворот.

Ведущий 2 -

Без математики наука,
Как без воды усталый путник.
Математика важна.
Математика нужна.

Ведущий 1 – Итак, 2 турнир - « Кроссвордный »

Чтобы ответить на вопрос как называется наука о числах, вы должны разгадать кроссворд .

1

В

О

С

Е

М

Ь

2

Д

В

А

3

Т

Р

И

4

Д

Е

В

Я

Т

Ь

5

С

Е

М

Ь

6

Ц

И

Ф

Р

А

7

П

Я

Т

Ь

8

О

Д

И

Н

9

О

Т

М

Е

Т

К

А

10

Д

В

Е

Н

А

Д

Ц

А

Ь

Вопросы  к  кроссворду (На карточках):

1.Сколько ног у осьминога?(восемь)

2.Вставьте в пословицу пропущенное слово «Ум  хорошо, а… лучше».(два)

3. Какое число входит в название известной сказки о Наф-Нафе, Нуф-Нуфе, Ниф-Нифе?(три)

4. Какая получится цифра, если перевернуть цифру 6 .(9)

5.Сколько дней  в неделе?

6.Слова записываются буквами, а числа … Как называется этот знак?

7.Сколько пальцев на руке?

8.Вставьте в пословицу слово «Семь раз отмерь …отрежь .»

9.Как называется то, что учитель ставит ученику за работу на уроке?

10. Сколько месяцев  в году.

Ведущий 1 – Пока команды  отгадывают  кроссворд , остальные решаем задачи:

3 турнир - ФОКУСЫ  С  ЧИСЛАМИ (На карточках): (можно использовать скобки и все действия с числами)

1. Записать 5 тремя “5”

5 5 5 = 5

(5х5):5=5

2. Записать двойку                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           тремя “5”

5 5 5 = 2

(5+5):5=2

3. Записать 0 тремя “2”

222 = 0

2х(2-2)=0

4. Записать 31 пятью тройками

3 3 3 3 3 = 31

(33-3)+(3:3)=31

5. Записать 300 пятью тройками

3 3 3 3 3 = 300

333-33=300

- 4 турнир  «Вставляй-ка»

Приучайтесь думать точно!

Всё исследуйте до дна!

Вместо точек на листочке

 Цифра верная нужна!

1)

8 8 6 7

2)

1 0 5 4

3)  1 * 2 * 3 * 4 * 5 = 100  (1х(2+3)х4х5=100

Расставьте знаки арифметических действий

                             И скобки так, чтобы в примере получилось 100.

- 5 турнир  - «Волшебный квадрат»

2

2

2

Переставьте числа так, чтобы в горизонтальном и вертикальном ряду, по диагонали сумма чисел составляла 9 .

3

3

3

4

4

4

Судьи должны сказать: команды закончили последний турнир. Игра окончена.

Ведущий 1: Пока подсчитывают баллы, давайте отгадаем загадки:

  1.  Он давно знакомый мой

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины

Вам его представить рад

Как зовут его?

                             ( квадрат)

Ведущий 2

  1. Есть совсем другая птица,

Если сядет на страницу

То с поникшей головой

 Возвращаюсь я домой.

                                 ( двойка)

Ведущий 3

  1. В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу.

                                 ( дневник)

Ведущий 4

     4.Чёрный Ивашка – деревянная рубашка ,

        Где носом поведёт, там заметку кладёт.

                                             ( карандаш)

         Ведущий 1

     5.Хоть не шляпа, а с полями,

        Не цветок, а с корешком.

        Разговаривает с нами

        Всем понятным языком.    ( книга)

         Ведущий 2

     6.В чёрном поле заяц прыгал,

        Бегал, петли делал.

        След за ним был тоже бел!

        Кто же этот заяц?

                                           ( мел)

Ведущий 3

    7.Новый дом несу в руке,

       Дверца дома на замке

       Тут жильцы бумажные

       Все ужасно важные.

                                  ( портфель)

Ведущий 4

   8. Есть, друзья, такая птица:

       Если сядет на страницу,

       Очень рад бываю я,

       А со мною вся семья.

                                    ( пятёрка)

Ведущий 1

   9. Если ей работу дашь –

       Зря трудился карандаш.

                                    ( резинка)

Ведущий 2

  10.По десятку на Шестачке

       Сели умные кружочки

       И считают громко  вслух,

       Только слышно: стук да стук.

                                         ( счёты)

Ведущий 3

  11.Проживают в трудной книжке

       Хитроумные братишки.

       Десять их, но братья эти

       Сосчитают всё на свете.

                                         ( цифры)

Ведущий 4

12. Сговорились две ноги

      Делать круги и круги

                                       ( циркуль)

Царица Математики украшает сразу дерево после каждого правильного ответа.

-Наше дерево уже наряд одела,

Никто сегодня не сидел без дела,

За это всем вам, кто был сегодня здесь

За знания ваши низкий мой поклон!

 Ведущий 1.

-Ну, теперь давайте , подведем итоги математического боя! Слово предоставляем главному судье.

Ведущий 2. Разрешите приступить к награждениям.

3 место в игре «Математический бой заняла команда-…………………..

2 место в игре «Математический бой заняла команда-…………………..

1 место в игре «Математический бой заняла команда-…………………..

Лучшими в устном счёте выявлены сегодня:

1.

2.

3.

Лучшими в отгадывании кроссвордов, ребусов и викторин выявлены:

1.

2.

3.

Самые  активные  участники  месячника  математики: маленькие призы.

1.

2.

3.

4.

5.

А теперь слово учителю. Разрешите поблагодарить всех участников классного часа за активное участие. А также разрешите вручить дипломы и грамоты участникам конкурсов.

Используемые материалы:

  1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: Наука, 1991. – 128 с.
  2. М.Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 222 с.
  3. С.Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко, М.К. Потапов. Старинные занимательные задачи. Москва, «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1988. -160 с.
  4. Т.Г. Власова Предметная неделя математики в школе. – Ростов н/Д.:, Феникс, 2006. – 176 с.
  5. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике (5-11 классы). Москва, «Айрис-пресс», 2009. – 288 с.
  6. Халамайзер А.Я. Пифагор. Занимательная математика, Москва, «Высшая школа», 1994. – 79 с.
  7.  Загадки квадрата. Карточки. А. Шапиро.
  8. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий./авт.-сост. В.В. Трошин – М. Глобус, 2008. Выпуск 1, выпуск 2.
  9. Юным умникам и умницам: задания по развитию способностей: рабочие тетради: в 2-частях/О.А. Холодова.- М.: Издательство РОСТ, 2011.
  10. Математика 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия/авт.-сост. С.Е. Степурина.- Волгоград: Учитель, 2007.
  11. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. -ВАКО, 2007.
  12. http://piratesandninja.files.wordpress.com/2011/02/owl-reading.gif?w=600&h=553
  13. http://www.dpsi.ac.in/dpsinternational/userspace/username/admin/DynamicFolder/DPSI_Saket_HomePage/Early_years/Page_img/student_shooting_straw_hg_clr.gif
  14. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/priroda/ptitsy/images/shegol.jpg
  15. http://www.treehugger.com/galleries/images/star-nose-mole.jpg
  16. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/44/343/44343382_grachi.jg
  17. http://torgachkin.35photo.ru/photos/20080425/41063.jpg
  18. http://s12.radikal.ru/i185/1003/8a/0ec61dcebce2.gif
  19. http://tech.gaeatimes.com/wp-content/uploads/2009/06/briefcase-icon.png.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное внеклассное мероприятие «Международный день инвалида».

Международный день инвалидов в России и других странах проводится с целью привлечений внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также изменения устоявшегося мн...

Общешкольное внеклассное мероприятие "Be My Valentine!"

Be My Valentine!Цели проведения:©  познавательный аспект – познакомить учащихся с традицией празднования дня Святого Валентина;©  развивающий аспект – развитие  навыков гово...

СЦЕНАРИЙ ОБЩЕШКОЛЬНОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «День матери»

Цель: Создать условия  для сотрудничества детей, родителей, педагогов. Задачи: воспитание любви и чувства благодарности к маме, бабушке;формирование у детей ценности семьи;укрепление с...

Общешкольное внеклассное мероприятие "Берегите родную природу"

Итоговое внеклассное мероприятие, посвященное Году охраны окружающей среды...

Общешкольное внеклассное мероприятие ко 70-летию Победы "Имя на памятнике"

Цель мероприятия  – проинформировать учеников школы  об отдельных результатах поисковой работы участников школьного краеведческого кружка.Задачи:Воспитывать чувство любви к Родине.Формироват...

Общешкольное внеклассное мероприятие ко 70-летию Победы "Имя на памятнике"

Цель мероприятия  – проинформировать учеников школы  об отдельных результатах поисковой работы участников школьного краеведческого кружка.Задачи:Воспитывать чувство любви к Родине.Формироват...

Методическая разработка общешкольного внеклассного мероприятия "Живи и помни"

Цели:Образовательные:- обратить внимание учащихся на великий подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне « 1941 – 1945»;-способствовать патриотическому воспитанию учащихся;-дать представление о...