«Современные авторы о Сталинградской битве: С.Н. Синякин «Тоска любви» (из сборника «Сталинградские зернышки»)»
план-конспект урока по литературе

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет, общечеловеческое легче и глубже воспринимается через национальное и региональное.

Через постижение малой Родины, ее истории, культуры формируется отношение к себе, к другим, к стране и миру в целом. Все это содействует воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и подлинным ценностям культуры.

Считаю необходимым изучение на уроках в рамках внеклассного чтения произведение С.Н. Синякина «Сталинградские зернышки», книга про обычных людей, сделавших все, чтобы одержать победу.

Герои книги – люди, которым не дали прожить обычную человеческую жизнь. Автор передает переживания эмоции, трагизм человеческих жизней. Рассказы заставляют задуматься о трагедии людей, попавших в жернова войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon macheeva_a.e._gimnaziya_16_tzr_volgograd_1.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Современные авторы о Сталинградской битве:

С.Н. Синякин «Тоска любви»

(из сборника «Сталинградские зернышки»)

Автор: Мачеева Анна Евгеньевна,

литературы МОУ Гимназии № 16

Тракторозаводского района

Волгограда

Волгоград 2023

Пояснительная записка. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет, общечеловеческое легче и глубже воспринимается через национальное и региональное.

Через постижение малой Родины, ее истории, культуры формируется отношение к себе, к другим, к стране и миру в целом. Все это содействует воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и подлинным ценностям культуры.

Считаю необходимым изучение на уроках в рамках внеклассного чтения произведение С.Н. Синякина «Сталинградские зернышки», книга про обычных людей, сделавших все, чтобы одержать победу.

Герои книги – люди, которым не дали прожить обычную человеческую жизнь. Автор передает переживания эмоции, трагизм человеческих жизней. Рассказы заставляют задуматься о трагедии людей, попавших в жернова войны.

Тема урока: Современные авторы о Сталинградской битве: С.Н. Синякин «Тоска любви» (из сборника «Сталинградские зернышки»)

Цели изучения, достигаемые в рамках урока, ЧСО: личностная – развивать навыки критического мышления; предметная – познакомить учащихся с творчеством С.Н. Синякина на примере рассказа «Тоска любви»; научить выделять круг проблем, поднятых писателем в рассказе; метапредметная – научить выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи в тексте;

Основной прием в работе – чтение с остановками по технологии критического мышления, поэтому текст произведения заранее учащимся не объявляется.

Оборудование мультимедийная презентация, текст рассказа (Приложение 1)

Структура занятия

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.
  3. Стадия вызова.
  4. Стадия осмысления.
  5. Стадия рефлексия.
  6. Домашнее задание

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово

Сергей Николаевич Синякин — современный российский писатель-фантаст. Родился в 1953 году в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года проживал в Волгоградской области, с 1965 года — в Волгограде. После службы в армии с 1973 года служил в органах внутренних дел. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции уволен в запас с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности.

Первые рассказы и повести («Резервация» и «Шагни навстречу») были опубликованы в газете «Молодой ленинец» в восьмидесятые годы. За публикацию повести «Монах на краю земли» в 1999 году удостоен премий «Интерпресскон», «Бронзовая улитка», «Сигма-Ф» по номинации «Лучшая фантастическая повесть» и премии имени братьев Стругацких по номинации «Лучшее художественное произведение в области фантастики».

В 2005 году выходит сборник коротких рассказов «Сталинградские зёрнышки». Эта книга не о героях: «Это книга об обыкновенных людях, попавших в мясорубку войны и сделавших всё, чтобы одержать в ней победу над фашизмом. В конце концов – герои – это обычные люди, которым не дали прожить нормальную человеческую жизнь. Но автору интересна любая человеческая жизнь, ведь каждый человек неповторим и отличается от других на величину своей души. Читая эти короткие и пронзительные рассказы, начинаешь сочувствовать описанным в них людям и сопереживать им вне зависимости от того, кто перед тобой – рядовой житель города, советский солдат или их непримиримый противник».

  1. Стадия вызова

- Сегодня мы с вами рассмотрим один из рассказов С. Синякина, который входит в цикл «Сталинградские зернышки». Он называется «Тоска любви» (работа с названием: прогнозирование содержания по названию; может быть кластер, дерево знаний)

Посмотрите на название рассказа. В чем его оксюморонность?

Тоска – тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога, грусть, уныние.

любовь – чувство сильной привязанности к кому-либо.

Кластер (Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.)

Учитывая содержание сборника, как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

  1. Стадия осмысления

- Давайте с вами начнем читать рассказ. По ходу чтения я буду останавливать вас, и мы будем разбирать прочитанное.

1 отрывок:

В мае сорок второго Зоя Сорокина впервые в жизни пошла на танцы.

Ей шел семнадцатый год, а вокруг, несмотря на войну, бушевала жизнь, и в городском саду, неподалеку от зоопарка, играл духовой оркестр. И еще там ходили разные интересные люди, и красные командиры, которые приходили в себя от боевых ранений в сталинградских госпиталях. Они щеголяли по тенистым аллеям в парадных кителях, а кто постарше, те с азартом резались в бильярд, которым заведовал седенький маркер, уважительно называемый по отчеству – Михалыч.

Из бильярдной доносились азартные возгласы, девчата с Дар-горы и Балкан смешливо и задорно поглядывали на молодых и симпатичных командиров, а значит, жизнь продолжалась несмотря ни на что. Из зоопарка доносилось рычание тигров и трубный призывный крик слонихи. И это тоже надо было понимать – весна.

В кинотеатре «Север» показывали кинофильм «Процесс о трех миллионах» с новостями. Новости, разумеется, были о войне. О войне и людях. И еще показали счастливую довоенную жизнь и пляж на Бакалде, и пойманного трехметрового сома, который был величиной с рыбацкий баркас. После просмотра люди выходили задумчивые и печальные.

На танцплощадке играл джаз-банд. Там танцевали под «Рио-Риту» и «Амурские волны», там кипением водоворотов ситцевых, крепдешиновых, сатиновых платьев плясала взрослая жизнь, в которую с осторожным любопытством заглянула Зоя.

Вопросы

  1. Как уже в этом фрагменте показана “оксюморонность” времени?
  2. Как вы полагаете, что произойдёт с Зоей на танцах?

(Уточняющие вопросы: С какой целью девушка или юноша могли прийти на танцы? Обратите внимание на название)

Продолжим читать произведение.

2 отрывок:

И сразу же к ней подошел молоденький летчик с малиновым от волнения лицом, но очень симпатичный. Русоволосый и голубоглазый, с неловкими движениями и стеснительным выражением на напряженном лице, он походил на актера Игоря Ильинского.

– Разрешите? – сказал он.

А Зоя от волнения только кивнула, а сказать ничего не сказала – боялась, что голос у нее сел.

И они закружились в вальсе под взглядами Зойкиных подруг, с которыми она пришла на эти танцы. От летчика пахло кожаной портупеей и мужским одеколоном «Шипр». Этот запах Зоя знала, у нее отец по утрам после бритья обязательно протирал подбородок и щеки «Шипром».

– Меня зовут Тимур, – сказал летчик.

Зоя зарделась и так тихо назвала себя, что летчику пришлось ее переспрашивать, целых два раза переспрашивать, отчего Зоя окончательно смутилась и впала в бессознательное состояние, когда ты вроде вот вся здесь, а все равно как и нет тебя – только тело бесплотное в неумелых чужих руках кружится в такт звукам вальса.

А потом они гуляли по городу. Летчик купил Зое мороженое, и они стояли на набережной и смотрели на дебаркадеры и на огоньки за Волгой, где среди дубов и ветел прятался Госпитомник.

Тимур проводил ее домой, у калитки они долго стояли, болтая о разных ничего не значащих мелочах, а Зоя до дрожи в коленях, до сладкой пустоты под ложечкой думала – поцелует он ее или нет. Но Тимур ее не поцеловал и при прощании лишь четко вскинул руку к козырьку фуражки, еще не понимая, как сейчас пойдет прочь и будет мучиться от своей нерешительности, от своей глупой робости. Известно ведь, что война ускоряет все жизненные процессы в десятки раз.

Он уходил – высокий, стройный, а Зоя смотрела ему вслед, и все в ней пело, она была счастлива сейчас, ведь, уходя, он спросил ее:

– А когда вы будете в горсаду?

– А вы хотите меня увидеть? – кокетливо прищурилась Зоя.

– Очень, – признался Тимур.

Жаль, что он ее не поцеловал!

Вопросы

  1. Почему автор жалеет, что Тимур не поцеловал Зою во время первой их встречи?
  2. Какой роман русской классики напомнил вам этот эпизод? В чём схоже поведение Наташи Ростовой и Зои, Андрея Болконского и Тимура?
  3. Предположите, как родители главной героини отреагируют на новость о влюбленности дочери?

Продолжим чтение.

3 отрывок:

– Дура! – сказала мать. – Дура! Дура! Он же летчик, ему воевать завтра. Сколько наших летчиков гибнет?

– Типун вам на язык, мама! – дерзко сказала Зоя. – А лучше – два типуна, чтобы с каждой стороны!

– Иди спать! – прикрикнула мать. – Не для того я тебя растила, чтобы ты с солдатней разной по паркам валялась!

Зоя убежала в свою комнату и долго плакала. Не от обиды, а просто так – слезы сами текли, и после них на душе становилось спокойно и приподнято, как от пятерки за хорошее знание предмета.

Они с Тимуром встречались около месяца, почти каждый вечер, и отдалась ему Зоя легко и просто – у подруги на квартире. Подруга жила одна, мать ее уехала в деревню за продуктами, вот она и пригласила Зою и Тимура к себе, а потом из деликатности вышла, сказав, что соседка просила зачем-то зайти. Тут они и вцепились друг в друга, жадно целуясь и глядя в глаза один другому, пока все не случилось. Когда подруга вернулась, они уже сидели за столом, красные и неловкие, и счастливо улыбались, словно хотели подарить друг другу еще неистраченную нежность.

А еще через полмесяца немцы подошли к городу и авиационный полк Тимура перебросили куда-то под Среднюю Ахтубу, на полевой аэродром, куда еще не дотягивалась немецкая авиация. Оттуда было сподручнее вылетать, чтобы сбивать немецкие бомбардировщики.

Некоторое время Зоя получала от Тимура письма почти ежедневно. Она убегала в свою комнату, жадно проглатывала содержимое бумажного треугольничка, потом расправляла листок, бережно проглаживала его утюгом и прикладывала к полученным раньше. Смотрела на письма и плакала, нетерпеливо мечтая о встрече и не веря в ее близкую возможность.

Потом письма перестали приходить.

Вопросы

  1. Повествователь отмечает, что после слез Зое на душе становилось спокойно и приподнято, как от пятерки за хорошее знание предмета (нужно перечитать эпизод). Как вы полагаете, почему героиня испытывала такие чувства?
  2. Предположите, какие чувства начала испытывать Зоя, когда письма от возлюбленного перестали приходить?

Продолжим читать произведение

4 отрывок:

Обида и боль поселились в душе Зои, она перечитывала письма, полученные от Тимура, и не находила в них ответа, а где-то под ложечкой сосала ее тело тоскливая пустота, требовала от Зои, чтобы та порвала все письма и забыла о своем летчике.

В один из дней во двор вошел высокий, сутулый летчик, который хромал и опирался на палку с красивым набалдашником в виде головы льва.

– Мне Сорокину Зою, – сказал летчик.

– Это я, – холодея от нехороших предчувствий, сказала Зоя.

– Я товарищ Тимура, – сказал гость. – Вы только успокойтесь, так бывает…

Он поднял голову и посмотрел Зое в глаза.

– Сбили его, – сказал он. – Я видел, как он падал.

Зоя смотрела на него сухими, непонимающими глазами.

– Он у командира полка «фоккера» снял, – сказал летчик. – Там такая мясорубка в небе была, никто даже не заметил сначала, как Тимура срубили.

– Зайдете? – сказала Зоя. – У нас сегодня щи суточные. Мать наварила.

– Я лучше пойду, – сутулый еще тверже оперся на палку.

Вопросы

  1. Почему летчик, принесший Зое трагичное известие, отказался от приглашения войти в дом и поесть и «еще тверже оперся на палку»?
  2. В тексте неоднократно повторяется фраза пустота под ложечкой. В каких случаях она используется? Как с помощью данного фразеологизма автор передает чувства Зои?

(«Ложечкой» издавна называют мечевидный отросток грудины, расположенный над желудком. Его легко можно нащупать внизу грудины, и он, действительно похож на ложечку. Когда человек сталкивается с острыми ощущениями, с опасностью, нервничает или пугается, организм вырабатывает стрессовые гормоны, под действием которых возбуждаются нервные окончания, расположенные в желудке. Это чувство, вызванное нервными переживаниями, и называют «сосет под ложечкой».

Это выражение имеет и анатомическое значение. Засосало под ложечкой – основной критерий чувства голода. Даже, скорее не сам голод, а чувство пустоты в желудке. Таким образом, фразеологизм «сосёт под ложечкой» употребляют для передачи ощущения голода или для передачи нервных переживаний, волнения, страха.

Для Зои эта «пустота под ложечкой» связана с нервными переживаниями. В первый раз описывается чувство волнения, когда Зоя «до дрожи в коленях, до сладкой пустоты под ложечкой думала – поцелует ее (Тимур) или нет». Второй раз фраза «где-то под ложечкой сосала ее тело тоскливая пустота» употребляется для передачи тревоги, переживания за судьбу близкого человека, тоски по нему. Третий раз, когда Зоя снова ощущает, как «томительно сосет тело пустота под ложечкой», автор через пояснение наводит на мысль о том, что в Зое зародилась новая жизнь, то есть она ждет ребенка от Тимура).

  1. Как вы думаете, почему героиня никак не отреагировала, услышав весть о гибели возлюбленного?

(В данном эпизоде автор через описание поведения сутулого летчика попытался передать недоумение фронтовика, удивленного реакцией Зои. Фраза «еще тверже оперся на палку» демонстрирует некое раздражение от того, что Зоя сама ничего не спросила о Тимуре, только молчала и «смотрела на него (летчика) сухими непонимающими глазами», что ее заботят какие-то обыденные вещи (приглашение зайти в дом, еда) в тот момент, когда она узнала, что погиб ее любимый. Поэтому он, отказавшись от еды человека, который, по его мнению, является черствым и бездушным, в некотором шоке «ушел, спотыкаясь на неровностях улицы»).

Продолжим читать произведение.

5 отрывок:

Наверное, он сейчас думал, какая Зойка бездушная, другая бы в крике зашлась, а эта стоит, слезинки не проронит. И еще на щи в дом приглашает! Может, он уже даже жалел, что пришел к ним в дом. А Зойка просто не понимала, что он ей говорит. Она вся закаменела, и душа не принимала чужих слов, как не впитывает трава утреннюю росу.

Летчик ушел, спотыкаясь на неровностях улицы, а Зойка вернулась в дом и увидела напряженную мать, которая смотрела на нее незнакомыми глазами.

– Я тебе говорила! – сказала слабым голосом мать. – Говорила я тебе!

И они обнялись и заревели в голос, и плакали долго – пока сил у обеих хватало. У матери тоже были тайные причины для слез – еще месяц назад она получила похоронку на мужа и Зойкиного отца, но все не решалась показать ее дочери.

А Зойка присела, чувствуя, как томительно сосет тело пустота под ложечкой. Она была еще глупа – семнадцати не исполнилось, а потому не понимала, что никакая это не пустота, а наоборот: в теле ее уже зародилась новая жизнь и пока еще неясными сигналами давала о себе знать. Она сидела, смотрела на плачущую мать и думала, какое это счастье, что она сохранила письма Тимура, ведь теперь выходило, что пока они будут целы, Тимур останется с ней.

Тогда она не знала, что это уже навсегда.

Вопросы

  1. Почему мать хотя и упрекает дочь, но при этом готова разделить с ней боль?

(У матери тоже были тайные причины для слез – еще месяц назад она получила похоронку на мужа и Зойкиного отца, но все не решалась показать ее дочери).

  1. Почему мать не решалась показать похоронку?
  2. Тогда она не знала, что это уже навсегда. О чем идёт речь в этом финальном предложении?

  1. Стадия рефлексии

1. Вспомните свои первоначальные предположения относительно сюжета произведения. Подтвердились ли они?

2. Как бы вы определили центральную проблему произведения?

3. В каких известных вам произведениях описывается тема разлуки влюбленных из-за войны? А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Петр Гринев и Маша Миронова вынуждены были расстаться из-за разразившегося пугачевского бунта), «Слово о полку Игореве» (Игорь и Ярославна оказались разлучены из-за совершенного Игорем похода на половецкую землю), Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (Андрий, младший сын Тараса Бульбы, отрекся от своей семьи, от своей Родины ради полячки, в которую он влюбился), А.Т. Твардовский «Василий Теркин» (в главе «О любви» автор рассуждает о том, как тяжело на войне жить без любви, без надежды на то, что тебя кто-то ждет), М.А. Шолохов «Судьба человека» (Андрей Соколов из-за войны потерял всю свою семью: жену Ирину, двух дочек и сына).

  1. Домашнее задание

Составьте синквейн к данному рассказу. Напомним, что синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, позволяющее описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой строке приводится фраза обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

ПРИЛОЖЕНИЕ

С.Н. Синякин «Тоска любви»

В мае сорок второго Зоя Сорокина впервые в жизни пошла на танцы.

Ей шел семнадцатый год, а вокруг, несмотря на войну, бушевала жизнь, и в городском саду, неподалеку от зоопарка, играл духовой оркестр. И еще там ходили разные интересные люди, и красные командиры, которые приходили в себя от боевых ранений в сталинградских госпиталях. Они щеголяли по тенистым аллеям в парадных кителях, а кто постарше, те с азартом резались в бильярд, которым заведовал седенький маркер, уважительно называемый по отчеству – Михалыч.

Из бильярдной доносились азартные возгласы, девчата с Дар-горы и Балкан смешливо и задорно поглядывали на молодых и симпатичных командиров, а значит, жизнь продолжалась несмотря ни на что. Из зоопарка доносилось рычание тигров и трубный призывный крик слонихи. И это тоже надо было понимать – весна.

В кинотеатре «Север» показывали кинофильм «Процесс о трех миллионах» с новостями. Новости, разумеется, были о войне. О войне и людях. И еще показали счастливую довоенную жизнь и пляж на Бакалде, и пойманного трехметрового сома, который был величиной с рыбацкий баркас. После просмотра люди выходили задумчивые и печальные.

На танцплощадке играл джаз-банд. Там танцевали под «Рио-Риту» и «Амурские волны», там кипением водоворотов ситцевых, крепдешиновых, сатиновых платьев плясала взрослая жизнь, в которую с осторожным любопытством заглянула Зоя.

И сразу же к ней подошел молоденький летчик с малиновым от волнения лицом, но очень симпатичный. Русоволосый и голубоглазый, с неловкими движениями и стеснительным выражением на напряженном лице, он походил на актера Игоря Ильинского.

– Разрешите? – сказал он.

А Зоя от волнения только кивнула, а сказать ничего не сказала – боялась, что голос у нее сел.

И они закружились в вальсе под взглядами Зойкиных подруг, с которыми она пришла на эти танцы. От летчика пахло кожаной портупеей и мужским одеколоном «Шипр». Этот запах Зоя знала, у нее отец по утрам после бритья обязательно протирал подбородок и щеки «Шипром».

– Меня зовут Тимур, – сказал летчик.

Зоя зарделась и так тихо назвала себя, что летчику пришлось ее переспрашивать, целых два раза переспрашивать, отчего Зоя окончательно смутилась и впала в бессознательное состояние, когда ты вроде вот вся здесь, а все равно как и нет тебя – только тело бесплотное в неумелых чужих руках кружится в такт звукам вальса.

А потом они гуляли по городу. Летчик купил Зое мороженое, и они стояли на набережной и смотрели на дебаркадеры и на огоньки за Волгой, где среди дубов и ветел прятался Госпитомник.

Тимур проводил ее домой, у калитки они долго стояли, болтая о разных ничего не значащих мелочах, а Зоя до дрожи в коленях, до сладкой пустоты под ложечкой думала – поцелует он ее или нет. Но Тимур ее не поцеловал и при прощании лишь четко вскинул руку к козырьку фуражки, еще не понимая, как сейчас пойдет прочь и будет мучиться от своей нерешительности, от своей глупой робости. Известно ведь, что война ускоряет все жизненные процессы в десятки раз.

Он уходил – высокий, стройный, а Зоя смотрела ему вслед, и все в ней пело, она была счастлива сейчас, ведь, уходя, он спросил ее:

– А когда вы будете в горсаду?

– А вы хотите меня увидеть? – кокетливо прищурилась Зоя.

– Очень, – признался Тимур.

Жаль, что он ее не поцеловал!

– Дура! – сказала мать. – Дура! Дура! Он же летчик, ему воевать завтра. Сколько наших летчиков гибнет?

– Типун вам на язык, мама! – дерзко сказала Зоя. – А лучше – два типуна, чтобы с каждой стороны!

– Иди спать! – прикрикнула мать. – Не для того я тебя растила, чтобы ты с солдатней разной по паркам валялась!

Зоя убежала в свою комнату и долго плакала. Не от обиды, а просто так – слезы сами текли, и после них на душе становилось спокойно и приподнято, как от пятерки за хорошее знание предмета.

Они с Тимуром встречались около месяца, почти каждый вечер, и отдалась ему Зоя легко и просто – у подруги на квартире. Подруга жила одна, мать ее уехала в деревню за продуктами, вот она и пригласила Зою и Тимура к себе, а потом из деликатности вышла, сказав, что соседка просила зачем-то зайти. Тут они и вцепились друг в друга, жадно целуясь и глядя в глаза один другому, пока все не случилось. Когда подруга вернулась, они уже сидели за столом, красные и неловкие, и счастливо улыбались, словно хотели подарить друг другу еще неистраченную нежность.

А еще через полмесяца немцы подошли к городу и авиационный полк Тимура перебросили куда-то под Среднюю Ахтубу, на полевой аэродром, куда еще не дотягивалась немецкая авиация. Оттуда было сподручнее вылетать, чтобы сбивать немецкие бомбардировщики.

Некоторое время Зоя получала от Тимура письма почти ежедневно. Она убегала в свою комнату, жадно проглатывала содержимое бумажного треугольничка, потом расправляла листок, бережно проглаживала его утюгом и прикладывала к полученным раньше. Смотрела на письма и плакала, нетерпеливо мечтая о встрече и не веря в ее близкую возможность.

Потом письма перестали приходить.

Обида и боль поселились в душе Зои, она перечитывала письма, полученные от Тимура, и не находила в них ответа, а где-то под ложечкой сосала ее тело тоскливая пустота, требовала от Зои, чтобы та порвала все письма и забыла о своем летчике.

В один из дней во двор вошел высокий, сутулый летчик, который хромал и опирался на палку с красивым набалдашником в виде головы льва.

– Мне Сорокину Зою, – сказал летчик.

– Это я, – холодея от нехороших предчувствий, сказала Зоя.

– Я товарищ Тимура, – сказал гость. – Вы только успокойтесь, так бывает…

Он поднял голову и посмотрел Зое в глаза.

– Сбили его, – сказал он. – Я видел, как он падал.

Зоя смотрела на него сухими, непонимающими глазами.

– Он у командира полка «фоккера» снял, – сказал летчик. – Там такая мясорубка в небе была, никто даже не заметил сначала, как Тимура срубили.

– Зайдете? – сказала Зоя. – У нас сегодня щи суточные. Мать наварила.

– Я лучше пойду, – сутулый еще тверже оперся на палку.

Наверное, он сейчас думал, какая Зойка бездушная, другая бы в крике зашлась, а эта стоит, слезинки не проронит. И еще на щи в дом приглашает! Может, он уже даже жалел, что пришел к ним в дом. А Зойка просто не понимала, что он ей говорит. Она вся закаменела, и душа не принимала чужих слов, как не впитывает трава утреннюю росу.

Летчик ушел, спотыкаясь на неровностях улицы, а Зойка вернулась в дом и увидела напряженную мать, которая смотрела на нее незнакомыми глазами.

– Я тебе говорила! – сказала слабым голосом мать. – Говорила я тебе!

И они обнялись и заревели в голос, и плакали долго – пока сил у обеих хватало. У матери тоже были тайные причины для слез – еще месяц назад она получила похоронку на мужа и Зойкиного отца, но все не решалась показать ее дочери.

А Зойка присела, чувствуя, как томительно сосет тело пустота под ложечкой. Она была еще глупа – семнадцати не исполнилось, а потому не понимала, что никакая это не пустота, а наоборот: в теле ее уже зародилась новая жизнь и пока еще неясными сигналами давала о себе знать. Она сидела, смотрела на плачущую мать и думала, какое это счастье, что она сохранила письма Тимура, ведь теперь выходило, что пока они будут целы, Тимур останется с ней.

Тогда она не знала, что это уже навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе создана в рамках нескольких образовательных технологий: опрос организован по методу Шольца, изучение нового материала ведется с использование...

Конкурс, посвященный годовщине победы в Сталинградской битве

Смотр-конкурс чтецов и исполнителей песен, посвященный годовщине победы советских войск в Сталинградской битве, проведенный в общежитии ГОУ НПО "Профессиональное училище №56" г. Палласовки...

Сталинградская битва.

Презентация к классному часу, посвящённому годовщине Сталинградской битвы....

Историческая игра «Великая битва на Волге» Героям Сталинградской битвы посвящается

Игра проводилась среди 9-х классов на Неделе наук. Материалы взяты из разных источников (учебные пособия и презентации)...

Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)

Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...

Сталинградская битва или битва цивилизаций

Сценарий урока "Сталинградская битва или битва цивилизаций"Содержит описание важности Сталинградской битвы  с экономической точки зрения для обоих участников битвы....

проект "Значение Сталинградской битвы как переломного момента Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"

проект ученицы 9 класса по теме "Сталинградская битва как переломный момент Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"...