Урок по творчеству Марины Цветаевой в 11 классе "Имя твое - птица в руке".
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Светлана Хазыбечировна Басиева

Цель данного урока - познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Цветаевой, привить интерес к личности поэтессы, исследовать любовную лирику для раскрытия внутренних переживаний поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по творчеству Марины Цветаевой

11 класс

«Имя твоё - птица в руке»

Я счастлива жить образцово и просто:

Как солнце — как маятник — как календарь. (М. И. Цветаева)

Цель: 

1.Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством  М.А.Цветаевой.

 Задачи:

1.Исследовать любовную поэзию М.Цветаевой для раскрытия внутренних переживаний поэта;

2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

3. Прививать интерес к личности поэтессы, её творчеству;

4. Развить навыки выразительного чтения.

Оборудование: Плакат поэта, фотографии из семейного альбома Марины Цветаевой, презентация, видеослайды, запись стихотворений Марины Цветаевой в исполнении Алисы Фрейндлих.

Методы и приемы: информационный, иллюстративный, творческий, выразительное чтение, беседа, слушание.

Форма урока: групповая (исследование).

Ход урока:

1.Организационный момент. (Приветствие учащихся, гостей).

2.Вступительное слово учителя. (Музыкальное исполнение учителем на гитаре отрывка стихотворения «Мне нравится…»):

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной

Распущенной-и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Слово учителя:

Ребята, сегодня на уроке мы с вами попадем в удивительный мир творчества Марины Цветаевой, яркой, самобытной, неповторимой личности. Конкретно же, рассмотрим любовную лирику. Читая стихи Цветаевой, постараемся не только правильно понять все слова, которые за ними стоят, но и попытаемся проникнуть в страстную и чудесную душу поэта. Урок наш посвящен, как уже проговаривалось, любовной лирике поэта, именно «поэта», потому что сама Цветаева не одобряла слово «поэтесса» и просила называть её «поэт». Ребята, скажите, как вы понимаете слово «ЛЮБОВЬ»?

Учитель: Попробуйте высказать свои мнения. Кроме того, сформулировать свои мысли вам также помогут определения, которые вы нашли дома в словарях и статьях исследователей (учащиеся отвечают на вопрос).

Учитель: Молодцы! На мой взгляд, любовь - это чувство, созревшее из глубины души и питавшее человеческое сердце. Хочется сказать, что искренне любить человека способен только тот, кто связан с этим человеком общими интересами, мыслями, взглядами и, конечно же, чувствами.

Учитель: М.Цветаева относилась к поэзии Серебряного века. Все её последователи, друзья и знакомые восхищались ею как личностью и как автором произведений. Так что же представляет собой имя - Марина Цветаева?

Себя М.Цветаева охарактеризовала так:

«Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я - бренная пена морская ».

Учитель: Эпитет «пена морская» словно подчеркивает несокрушимость и передает ощущение вечной жизни. Попробуем охарактеризовать её несколько иначе. Смотря на портрет, попытайтесь обнаружить и внутренние и внешние черты.

Ответы учащихся:

1.Поэту дано краткое время цветения, жизни, трагически мгновенное, быстротечное, но оригинальное и яркое;

2.Она могущественная, всесильная, властная, гордая, одинокая, «одна из всех, одна на всех, одна противу всех», необычная, избранница Бога;

3.Она ветер, стихия, свобода, сверкание таланта, страсть, полёт, ритм;

4.Зеленоглазая гениальная поэтесса Марина Цветаева всю жизнь гордилась и подчеркивала «морское» происхождение своего имени, ощущала себя безгранично принадлежащей морской стихии. Многие мгновения детства и юности Марины Цветаевой дышали морем. Именно на море, в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина, произошла ее встреча с мужем Сергеем Эфроном.

Учитель: Верно. Именно Сергей Эфрон, с которым она познакомилась в 1911 году, являлся единственной любовью Марины Цветаевой.

Учащийся: зачитывает стих-е, посвященное Эфрону:

Я с вызовом ношу его кольцо

Да, в вечности жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге…

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови

…В его лице я рыцарству верна,

Всем тем, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы- и идут на плаху.

3 июня 1914

Учитель: Обратимся к текстам. Нами заранее было выбрано стихотворение поэта. Каждая группа работает с этим стихотворением (учащиеся озвучивают название).

Учитель: Ребята, давайте теперь обратимся к анализу стихотворения, а чтобы это сделать, прошу Вас перечитать стих-е еще раз.

Я Вас люблю всю жизнь и каждый день.

Вы надо мною как большая тень,

как древний дым полярных деревень.

Я Вас люблю всю жизнь и каждый час.

Но мне не надо Ваших губ и глаз.

Все началось и кончилось — без Вас.

Я что-то помню: звонкая луга,

огромный ворот, чистые снега,

унизанные звездами рога….

И от рогов — в полнебосвода — тень….

И древний дым полярных деревень….

— Я поняла: Вы северный олень.

Учитель: Каждая группа прокомментирует всё, что возможно найти в этом стих-и.

Вопросы и ответы:

1.Когда же было написано стих-е и по какому случаю? (Стихотворение было написано в по случаю …

2.Какова тема? (Тема любви);

3.Какую идею хотел передать автор? (В этом стихотворении автор хотела показать, что любовь существует ради любви. Она не ждет ответа - «все началось и кончилось без вас». Абсолютно бескорыстное любование предметом любви).

4.Теперь обратимся к лирическому герою. Как вы думаете, каков он, что чувствует? Какие затронуты переживания? Эмоции? (В качестве лирического героя выступает сама Марина Цветаева и обыкновенные люди; ………..)

5.Художественные средства выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);

6.Композиция (структура стихотворение и размер);

7.Какое сложилось впечатление (высказать свое мнение о стих-и какое оно имеет значение для истории русской литературы).

Учитель: Подведем итог. Мы поняли, что стихотворение относится к любовной теме и имеет отношение к самой Марине Цветаевой.

Учитель: Мы с вами проанализировали стихотворение. Давайте активизируем полученные навыки и попробуем составить план анализа, который в дальнейшем поможет нам анализировать поэтические произведения.

Первый пункт - Несколько слов об авторе этого стихотворения;

Второй пункт - История создания стихотворения (кому посвящено стих-е, когда оно было создано);

Третий пункт - Основная тема и идея (о чем стих-е);

Четвертый пункт - Лирический герой (чей образ описывает автор, или это сам автор стих-я);

Пятый пункт - Художественные средства выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);

Шестой пункт - Композиция (структура стихотворение и размер);

Седьмой пункт - Какое сложилось впечатление (высказать свое мнение о стих-и какое оно имеет значение для истории русской литературы).

Учитель: Настал момент перейти к другой форме работы, а именно, игровой.

Конкурс-игра - БУРИМЕ

Буриме (фр. bouts-rimes - «рифмованные концы») - литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Буриме появились в XVII веке (изобретатель - малоизвестный французский поэт Дюло).  Так, на слайде представлено по одному четверостишью. Необходимо продолжить строчки тем же четверостишием. Группы набирают очки и по окончании определяется победитель (демонстрируются стих-я:

Конкурс

«Расположи строчки в правильной последовательности»

В этом конкурсе необходимо правильно «собрать» перемешанные строчки стихотворения, для того, чтобы получился авторский текст. Правильные ответы мы проверим на слайде.

Первое стих-е:

Что ты любовь моя —

Пора бы знать.

Приди в полночный час,

Скажи, как звать.

Приди в полночный час,

В полночный бой.

Спит матушка с отцом,

Мне спать — с тобой.

Рукою стукни в дверь!

На этот стук

Спросонья скажет мать:

— Еловый сук!

И в горенку скорей!

Скорей в постель!

Тебя теснее обовью,

Чем плющ и хмель.

Второе стих-е:

Последняя встреча

О, я помню прощальные речи,

Их шептавшие помню уста.

«Только чистым даруются встречи.

Мы увидимся, будь же чиста».

Я учителю молча внимала.

Был он нежность и ласковость весь.

Он о «там» говорил, но как мало

Это «там» заменяло мне «здесь»!

Тишина посылается роком, —

Тем и вечны слова, что тихи.

Говорил он о самом глубоком,

Баратынского вспомнил стихи;

Говорил о игре отражений,

О лучах закатившихся звезд…

Я не помню его выражений,

Но улыбку я помню и жест.

Третье стих-е:

Памятью сердца — венком незабудок

Я окружила твой милый портрет.

Днем утоляет и лечит рассудок,

Вечером — нет.

Бродят шаги в опечаленной зале,

Бродят и ждут, не идут ли в ответ.

«Все заживает», мне люди сказали…

Вечером — нет.

«Актерское чтение стихотворения»

Один учащихся зачитывает подготовленное стихотворение и демонстрируют навыки выразительного чтения на публику под живую музыку (гитара).

Рефлексия: Ребята, сегодня мы с вами послушали выразительное чтение,  анализировали стих-я, поиграли и насладились приятной атмосферой поэзии Марины Цветаевой. Давайте попробуем подвести итог. Но, сперва я бы хотела упомянуть название нашего открытого урока: «Имя твоё - птица в руке». Как Вы думаете, откуда возможно это название? (учащиеся отвечают, что это название стих-я). Верно! Это название известного стихотворения Марины Цветаевой, которое пропитано нежностью, уважением и дружеской любовью к поэту А.Блоку:

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —

Имя твое — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое — поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим — сон глубок.

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающий 
Вид урока: практикум 
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление. 
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся; 
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств. 
Методические цели: 
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения; 
- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности; 
- осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся. 


Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции: 
- понимать читаемый текст, 
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, 
- аргументировать свою точку зрения, 
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, 
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, 
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Задачи урока
• Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.; 
• Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ; 
• Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования; 
• Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста; 
• Совершенствовать навыки правописания. 
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ: 
• Орфоэпическая разминка 
• Лексико-орфографическая работа 
• Творческая работа 
• Тест 
• Подведение итогов урока 
• Домашнее задание 
Методы работы
• по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; 
• по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; 
• по источнику знаний: словесные, практические; 
• стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; 
• интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала; 
• контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль; 
• по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные. 
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ. 
Оборудование
Рабочий лист урока (Приложение 1), карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал. 

                                                        ХОД УРОКА. 

Эпиграф: Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего 
ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. 
А. Н. Толстой 
1.Организационный момент. Введение в тему. 
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи. 
- Здравствуйте, ребята. Я рада  поприветствовать вас на уроке. Улыбнитесь и вы друг другу и своей улыбкой пожелайте хорошего настроения. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости – учителя русского языка, специалисты и методисты района. Поприветствуем гостей своими улыбками и покажем то, как мы готовимся к ЕГЭ, работая на уроке.  Садитесь.

 -  Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А. Н. Толстой. 
- Как вы понимаете слова известного русского писателя? 

- Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? 
(Культуру поведения, речи, одежды и п.)

- Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно? 
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте. 

Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника

- Не надо портить русский язык

- Не обидеть

- В зависимости от настроения

- Чтобы человек больше не допускал ошибок

-Не оказаться бестактным

 

 Отчет выпускника о результатах социологического опроса среди 10-11 классов о культуре речи.

- Давлетшина Лейла провёла собственное расследование, социологический опрос среди 9-11 классов.  Она искала ответ на вопрос: «Как вы поступите, услышав ошибку в речи другого человека?» Что же получилось?  (Ученица называет результаты исследования.)

2. Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися. 
- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ. 
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? 
(Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания)
- Молодцы.  Продолжим работу. 
3. Работа по теме урока. 
1)Орфоэпическая разминка (проводит подготовленный заранее  сильный учащийся)
- Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. 
В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. 
На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение). 1 ученик работает у доски. 
Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовыйПроверьте себя. (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.
(
добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание, 
водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый).
Спасибо за работу. 
2) Слово учителя. 
- Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А. С. Пушкина? (слова выведены на слайде) 
Как уст румяных без улыбки, 
Без грамматической ошибки 
Я русской речи не люблю. 

- Трудно? - Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие и найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин. 
3)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в группах в течение 3 -5 минут (звучит лёгкая музыка) 
Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя: 
1 группа - в роли учителя русского языка, 
2 группа – в роли лингвиста. 
Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп. 
4)Группы представляют результаты своей работы (3-5 мин). Комментарии учителя. 
- Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»? 
Вспомним слова Н. В. Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего» 
Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. 
- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей». 
- Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку? 

4. Редактирование текстов
1 группа. Задание: 
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа. 
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех) 
1. Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова). 
2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов). 
3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать 
(употребление слова в несвойственном ему значении). 
4. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 
(неправильное употребление Д.О.)
5. Родители хотели устроить праздник более пышнее. 
(неправильное образование форм прилагательных) 
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА. 
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/. 

5. Тестовое задание
Тест по заданию ЕГЭ. 
Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении. 
• Чем отличаются данные пары слов? 
• Устно объясните лексические значения паронимов. 
• Выполните тестовые задания (на 3 слайдах). 

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ 
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ? 
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги. 
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю. 
4) Танцоров одели в национальные костюмы. 
2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ 
В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ? 
1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой. 
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия. 
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина. 
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан. 
3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ 
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ? 
1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции. 
2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал. 
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур. 
4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику. 
Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. 
Осуждение - неодобрение, порицание. 
Надеть что-либо - Одеть кого-либо. 
Освоить – овладеть, довести до состояния годности. 
Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать 
Проверка. Код ответов: 1, 4, 2 
6. Подведение итогов урока и самооценка: Какую цель мы поставили перед собой? Достигли ли мы поставленной цели? Подумайте и скажите, за что каждого из вас можно похвалить? Каковы ваши ощущения после урока? За время нашей работы выросло удивительное дерево.

Благодаря ему каждый из вас может оценить свою работу на уроке.

- Если вы плодотворно работали на уроке и остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.

- Если урок прошёл для вас хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.

- Если урок не отличался от прежних и ничего нового он вам не принёс – зелёные листочки.

- А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то жёлтый, чахлый лист.
- Молодцы, ребята. Сегодня мы весь урок говорим о понятии «КУЛЬТУРА». Можем ли мы нашу речь соотнести с этим понятием? 
Каковы для вас составляющие слова «культура»? / Ответы учащихся/. 
Слово учителя: 
(Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи») 
- Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге 
« Письма о добром и прекрасном» писал: 
« Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля». 
- Я желаю вам лёгкости стиля. 
Давайте сделаем вывод: В ЧЁМ СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ РЕЧИ? 
Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»: 
ясность 
точность 
краткость 
выразительность

 7. Домашнее задание:  по группам 
На оценку «3» 
Исправьте речевую ошибку: 
1.Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. 
2.Мать велела дочери налить себе воды. 
3.Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась. 
4.Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами. 
5.Этот необыкновенный случай случился со мной в молодости. 
6.Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям. 
7.После своего убийства им овладевает страх. 
На оценку «4» 
1. Выберите необходимое по смыслу слово: 
1. (Этикетные, этические) нормы не позволяли ему брать котлету руками. 2. (Референт, рефери) подбежал к месту предполагаемого падения мяча. 3. Этот (абонент, абонемент) дает вам право на посещение бассейна в течение трех месяцев. 4. Он сел в (медресе, "Мерседес") и уехал. 5. Обогнав своих соперников, бегун до самого финиша оставался (аутсайдером, лидером). 6. Недовольные своими оценками за сочинение абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 7. Он не слишком разговорчив, предпочитает больше читать, чем общаться с людьми. В общем, типичный (интроверт, экстраверт). 8. Мы решили купить квартиру и обратились за помощью к (дилеру, риэлтеру). 9. (Резюме, реноме) этого достойного политика никак не пострадало от лживых обвинений в его адрес. 10. Программа (сейшена, саммита) была на редкость разнообразной: концерт, дискотека, игры. 
На оценку «5»: 
1. Являются ли синонимами следующие слова? 
Если есть различия в их значениях, то объясните, какие 
Бомонд - элита - истеблишмент; вердикт - вотум; демагогический -декларативный - популистский; интеграция - консолидация; конфессия - вероисповедание; коммивояжер - дистрибьютор - менеджер - брокер; клиринг - клирос; ликвидный - легитимный; мажорный -мажоритарный; масс-медиа - средства массовой информации; меценат- спонсор; геноцид - шовинизм; холдинг - хоспис; суицид - самоубийство; тост - гренок; вестерн - триллер; ортодокс - апологет; локальный - лояльный; фикция - фантом - мистификация; катаклизмы перипетии - пертурбации; коллапс - стагнация; компиляция - плагиат; корректив - поправка; корректный - вежливый; маркетинг -менеджмент; муниципалитет - префектура; субсидия - заработная плата; промоушен - консалтинг, референдум - плебесцит; ликвидный -конвертируемый. 
2. Составьте предложения со следующими словами. 
Факс, фаворит, хит, шейпинг, шлягер, шоп, шоу, вояж, ди-джей, интернет, кич, принтер, скотч, афера, бодибилдинг, хиромантия, подиум.

8. Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из критериев оценки каждого этапа урока. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...

Открытый урок по литературе по творчеству Марины Цветаевой

Данный урок проводится в 11 классе при изучении литературы серебряного века. В урок включены стихи поэтессы и кадры из фильма "Ирония судьбы..." где исполняются песни на стихи Цветаевой....

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография и творчество Марины Цветаевой"

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография и творчество Марины Цветаевой"...

Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"

Цели:образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.развивающие – развивать чувство прекрасного, у...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Жизнь и творчество Марины Цветаевой"

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Жизнь и творчество Марины Цветаевой"...