Открытый урок по литературе по творчеству Марины Цветаевой
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Данный урок проводится в 11 классе при изучении литературы серебряного века. В урок включены стихи поэтессы и кадры из фильма "Ирония судьбы..." где исполняются песни на стихи Цветаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_tvorchestvu_mariny_tsvetaevoy.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

               ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТВОРЧЕСТВУ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

                                   «ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ…»

Предварительная работа:

                      -оформление классной комнаты;

                      -подбор стихов, слайдов, песен.

Оборудование урока:   - видеоаппаратура;

                                        - плакат со словами Цветаевой;

                                        - на доске запись темы урока;

                                        -выставка книг о Цветаевой;

                                        -портрет Цветаевой;

Цели и задачи:

-   познакомить с биографией и творчеством М. Цветаевой; вызвать у     учащихся интерес к поэзии серебряного века; научить  учащихся сопереживать трагической судьбе поэтессы;

-   на примере  отрывков  из знакомых кинофильмов показать задушевность и музыкальность стихотворений Марины Цветаевой;

-   в процессе урока развивать устную речь учащихся, чувствовать и передавать в чтении наизусть то, что тревожит и волнует автора;

-   развивать артистические, художественные способности ребят;

 Вступительное  слово учителя: 8 октября день  рождения Марины  Ивановны Цветаевой. Мы сегодня познакомимся с творчеством и судьбой великой поэтессы ХХ века, послушаем её стихи, наполненные бесконечной любовью к Родине, которую она несла в своём сердце до последнего дыхания. Мы надеемся, что привлечём ваше внимание к более пристальному, внимательному, близкому знакомству с творчеством  Марины Цветаевой.

 «Красною кистью рябина зажглась»

 1 ученик:    Марина Ивановна  Цветаева родилась в Москве 8 октября 1892 года и прожила в ней большую часть жизни.    Отец, Иван Владимирович Цветаев, в 29 лет был уже профессором Московского университета, создателем первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств. Мать, Мария Александровна Цветаева, талантливая пианистка и художница, была незаурядным человеком. Упоение музыкой, громадный талант, способность к языкам и,  блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью…..она открыла детям глаза на вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, дала им в руки лучшие в мире книги.

Из воспоминаний матери: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?»

   «Кто создан из камня»

Отец скончался 30 августа 1913 года, год и три месяца спустя после открытия музея. Любимым поэтом Цветаевой был Александр Сергеевич Пушкин.

 Из воспоминаний Марины Цветаевой:

  «В комнате матери была картина Наумова «Дуэль». Первое, что я узнала  о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, мой первый поэт, моего первого поэта убили».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

1 ученик:   В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи выпустила Марина первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили.

2 ученик:   Макс Волошин знакомит Марину с Сергеем Эфроном. Они встретились 5 мая 1911 года на морском берегу, семнадцатилетний Сергей и восемнадцатилетняя Марина. Она собирала камешки, он стал ей помогать – красивый юноша с поразительными в пол-лица глазами.

Заглянув в них,  Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых – и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.

     «Я тебя отвоюю…»

Звучит песня «Мне нравится…» из к/ф «Ирония судьбы..»

Обвенчались Сергей и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток времени между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.

1 ученик:   первая дочь Цветаевой Аля – Ариадна Эфрон родилась 5 сентября 1912 года в половине шестого под звон колоколов.

2 ученик:    1914 год. Первая мировая война. Сергей Эфрон отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. 13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь Ирина.

Единственным поэтом, которому, как божеству, поклонялась Цветаева, был Александр Блок.

«Имя твое…»

1 ученик: В годы первой мировой войны   Цветаева голодала, к этому времени у нее было двое детей: Ариадна и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где 2 марта 1920 года умирает от голода ее дочь Ирина.

«Две руки легко опущенные»

В 1922году Цветаева уезжает за границу, где находился её муж. В эмиграции она провела 17 лет.

 «Моим стихам, написанным так рано»

Песня  из к/ф «Жестокий романс»

За границей у Цветаевой рождается сын Георгий. Лишь в 1939году Цветаевой разрешили вернуться в СССР.

 «О, слёзы на глазах»

 

1 ученик:     В Москве Цветаева оказалась в отчаянном положении.

«Знаю, умру на заре»

Слово учителя:   Незадолго до смерти Марина все хотела написать свое завещание. И она написала завещание детям.

«Милые дети! Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы как мы. Но говорят, что вы особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому:

- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.

- Никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба.

- Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются.

- Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.

- Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос.

- Не стесняйтесь уступить место старшему в транспорте. Стыдитесь – не уступить!

- Не торжествуйте победы над врагом, Достаточно сознания, После победы – протяните руку.

- Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном), другие уйдут – свой останется.

- Книгу листайте с верхнего угла страницы. Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.

- Когда вы спросите: «Что такое романтизм?» - и увидите, что никто не знает, отвечайте бессмертным словом Жуковского: «Романтизм – это душа!»

2 ученик:   Война. В 1941 году с сыном Цветаева ухала в Елабугу. Умирает в тюрьме муж Сергей Эфрон.

1 ученик:    Мысли о муже, кризис, тоска, полное одиночество, полная депрессия. В Елабуге и настиг ее одиночества верховный час. 3 августа 1941 года Марина покончила с собой, повесившись в сенях.

«Прохожий»

Слово учителя:      Из воспоминаний Ариадны Эфрон:

«Я знаю, что  существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии. Не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих. Здоровы мы были – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие ко всем. Каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком».

«Моим стихам как драгоценным винам, настанет свой черед» - слова ее были пророческими. Интерес и любовь к поэзии Цветаевой возрастает с каждым днем.

Песня «Хочу у зеркала спросить» из к/ф «Ирония судьбы»

«Уж сколько их упало в эту бездну»        

Слово учителя:   Итак, мы сегодня прикоснулись к трагической судьбе Марины Цветаевой. Прошло много лет со дня смерти поэтессы, но память о ней и ее стихах сохранилась до наших времен. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография и творчество Марины Цветаевой"

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография и творчество Марины Цветаевой"...

Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"

Цели:образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.развивающие – развивать чувство прекрасного, у...

Урок по литературе в 11кл. Марина Цветаева. Судьба и творчество

Цели урока: Образовательные: • познакомить с основными этапами жизни и творчества М.И. Цветаевой, дать полный очерк творчества поэта; • закрепить умение работать с художественной и критическ...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Жизнь и творчество Марины Цветаевой"

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Жизнь и творчество Марины Цветаевой"...

Открытый урок по литературе в 11 классе "Личность и судьба Марины Цветаевой в её стихотворениях"

Планируемые результаты:Предметные: Расширить и систематизировать свои знания о жизни Марины Цветаевой, познакомиться с некоторыми ее произведениями.Познавательные: извлекать информацию и структурирова...