Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Позднякова Елена Александровна

Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_literatura_na_rubezhe_18.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.

Цели: повторить особенности литературы 18 века, дать общую характеристику русской литературы 19 века и показать ее своеобразие; показать значение русской литературы 19 века в развитии мирового литературного процесса; дать понятие о социально-политической обстановки в России 19 века.

Методические приемы: лекция учителя, повторение изученного, работа с учебником, составление тезисного плана, написание конспекта, работа с таблицей.

Эпиграф к уроку: До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 веке, но и поражающее разнообразие их. (М. Горький)

                                                         Ход урока

  1. Повторение основных сведений, изученных в 9 классе.
  1. Вспомните и назовите произведения русской литературы конца 18 – первой половины 19 века, изученные в 9 классе.
  2. Какие произведения вы прочитали летом? Какие из них вам особенно понравились и почему?
  3. Как вы понимаете слова М. Горького, взятые эпиграфом к уроку?
  4. О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький?

  1. Знакомство с программой и учебником литературы для 10 класса.

     Курс русской литературы в 10 классе построен на историко-литературной основе. В отличие от предыдущих лет, мы будем не просто знакомиться с отдельными произведениями, изучать их, а постараемся создать картину литературно-исторического процесса, представить русскую литературу как единый, непрерывный, многообразный поток, постараемся понять значение литературы в жизни общества и каждого отдельного человека.

     Учебник Лебедева состоит из двух частей. В книге даются глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения. В конце каждой темы предлагаются творческие вопросы и задания, ориентированные на базовый и профильный уровни изучения литературы.

  1. Повторение изученного о русской литературе 18 века.

     Особенности литературы 18 века:

  1. Высокий национально-патриотический пафос.
  2. Утверждение национальной самобытности русского искусства мыслителями 18 века.
  3. Активное усвоение общеевропейских литературно-эстетических норм, понятий и представлений.
  4. Формирование и расцвет классицизма как ведущего литературного направления.
  5. Творчество М. В. Ломоносова явилось определяющим началом для развития как русского классицизма, так и всей последующей русской литературы.
  6. Развитие жанра оды, распространение сатир.
  7. Определяющее значение имело творчество В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, А. Д. Кантемира, Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина. Развитие русского дворянского сентиментализма – важный этап в развитии русской литературы.

  1. Русская литература на рубеже 18 – 19 веков.
  1.   Слово учителя.

Уже с конца 18 века молодая русская литература была вовлечена в мировое предромантическое, а потом романтическое движение. Именно в 20-х годах 19 века новое миропонимание осознается теоретически, обнаруживается, что вокруг романтизма стоят насущнейшие проблемы: проблема культурного самоопределения России, проблема развития русской культуры и русской общественности на началах народных и вместе с тем европейских.

         Русские романтики 20 – 30-х годов стремились к национальной самобытности,          но вопрос о соотношении европейского начала с началом исконно русским по-разному решался отдельными романтическими группировками, различными по своей социальной природе.

     Грандиозное умственное движение, начавшееся во второй половине 18 века и впоследствии охватившее мир под именем романтизма, - движение освободительное, основой его является Французская буржуазная революция 1789 года. Знак равенства между революционностью и романизмом охотно ставили и романтики и противники романтизма.

     Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания оказались внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.

     Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, которые были бы традиционными и национальными с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой. Эта задача сводилась к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров существование русской литературы приобретало определенные черты. Писатели создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шел процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм. В результате этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая русская литература.

     Существовало два варианта развития русского литературного языка. Н. М. Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был язык и письменной литературы, и устной речи для интеллектуального общения вс ех людей. Это должно было объединить людей и вернуть и вернуть искомое единство личности и народа. Реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия (русский и французский), как осторожный синтез их, как разумное сочетание национальной самобытности и европейских заимствований.  Другое решение проблемы языка основывалось на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации русского языка и литературы.

      Новаторство Карамзина заключалось в преодолении старого литературного языка, прежних художественных приемов. Карамзинисты продолжили использование традиций: им нужны старые жанры для пародий, прежние стили для их столкновения.

     В 1801 году молодые поэты А. Ф. Вейков, А. С. Кайсаров, В. А. Жуковский, А. Ф. Мерзляков и др. организовали «Дружеское литературное общество», возникшее как акт протеста против Карамзина и его школы. Они утверждали, что русская литература бедна  и упрекали Карамзина в том, что его дерзкое новаторство повернуло русскую литературу на неверный путь иностранных заимствований.

     В 10-е годы возникла масса литературных кружков и обществ. Литературные общества появлялись и распадались, «переливаясь» в другие, смыкались с журналами, издавали собственные – шел процесс формирования эстетических взглядов и поэтических принципов романтизма.

    Начавшаяся в 19 веке литературная эпоха не была простым продолжением предшествующего литературного процесса. На рубеже веков возник кризис процесса европеизации России, когда под сомнение была поставлена сама идея европеизации и русская культура вновь совершала выбор пути развития на столетие вперед.

  1. Работа со статьей учебника «От автора» (стр. 3 – 7)
  1. Прочитайте статью. Запишите особенности русской литературы первой половины 19 века ( в основе русской литературы возвышающие и одухотворяющие идеалы; В центре внимания внутренний мир человека, христианская совестливость; ответственное отношение к слову).
  2. Вопросы по статье:
  1. Почему Томас Манн назвал русскую литературу 19 века святой?
  2. Как вы понимаете смысл высказывания автора статьи: «Чтение классики не развлечение, не отдых, а напряженный духовный труд, требующий постоянной внутренней работы над собой»?
  3. В чем отличие русской литературы от западноевропейской?

4.Русская литература 19 века. Составление таблицы.

Период

Исторические события

События и изменения в литературе

Конец 90-х 18 века – 1800 г.

Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы». Литературная деятельность М. Н. Муравьева. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов.

Первая четверть 19 века

Война 1812 года. Восстание декабристов.

Становление романтизма. Спор о литературном языке. «Психологический романтизм» В. А. Жуковского, «мечтательный романтизм» К. Н. Батюшкова. Борьба различных литературных направлений. Творчество А. С. Грибоедова.

30-е годы

Дальнейшее углубление общего кризиса крепостничества, борьба между правительством Николая 1 и революционной мыслью; образование новых тайных революционных кружков (Герцена и Огарева, Сунгурова, братьев Крицких).

Центральное место в литературе занимает Пушкин. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. Ведущее значение в литературе приобретает реализм.  «Герой нашего времени» Лермонтова. «Ревизор» Гоголя. Поэзия постепенно уступает место прозаическим жанрам. Острая борьба идей в журналистике.

40-е годы

Усиление кризиса крепостнической системы. Обострение проблемы революции и исторических судеб России. После революции в Западной Европе правительство Николая 1 приняло реакционные меры: был сослан Салтыков-Щедрин, арестован Огарев, разгромлен кружок Петрашевского, усилился цензурный гнет.

Формирование и расцвет «натуральной школы» (идейный вдохновитель – В. Г. Белинский.

50-60-е годы

Кризис самодержавия. Крестьянская реформа 1861 года.

Острая классовая борьба вокруг реформы 1861 года развернулась не только в политике, но и в литературе. Активная деятельность литературных журналов. Творчество Толстого, Достоевского, Аксакова, Лескова, Писемского.. Активная и плодотворная деятельность поэтов (Тютчев, Фет, Майков).

70-е годы

Дальнейшее развитие капитализма в России, обнищание народных масс. Покушение на Александра 2 в 1866 году.

Активная деятельность народников. Центральное место в литературе 70-х годов занимает творчество Салтыкова-Щедрина. Достоевский пишет целый ряд крупных романов.

80- начало 90-х

Убийство императора Александра 2, усиление реакционной политики царизма. Все явственнее заявляет о себе русский пролетариат.

Возрастает роль развлекательной журналистики («Стрекоза», «Осколки». Обновление тематики: на первый план выдвигаются проблемы «Среднего человека».Центральное место – творчество Толстого.

  1. Домашнее задание:
  1. Прочитать раздел учебника «Языковая реформа Карамзина», выписать в тетрадь основные положения этой реформы.
  2. Прочитать раздел «Спор «карамзинистов» с «шишковистами», составить тезисный план.
  3. Стр.28-38 прочитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика истории и литературы ХХ века

В данной работе представлен материал в форме интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе....

Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.

Презентация к вводному уроку литературы по теме "Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития п\русской литературы" для 9 класса....

Презентация "Портретная галерея основных представителей «Золотого века» русской литературы"

Золотым веком русской поэзии принято называть первую треть XIX века. Это время стремительного взлета русской литературы. Время Пушкина и Карамзина, Батюшкова и Жуковского, Баратынского и Тютчева....

«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ... ВСЕ СТАРЕЕТ - РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Цель: изучение событий истории и освещение их в литера­туре.Задачи. 1 .Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они отражены в литературе. 2. Уметь пользоваться сопоставит...

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)

Среди  множества    традиционных  сквозных  тем  одна  из  ключевых  -  тема  поэта  и  поэзии. В  школьной  практике...

Урок 4. Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве

Цель урока: общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»; введение понятия «классицизм»....

Поиски русскими писателями 2-ой половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы. 10 класс

Презентация обзорного урока в конце года. Выстроена в свете требований ФГОС....


 

Комментарии

спасибо