«Осень в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов»
методическая разработка по литературе

Гусейнов Мирза Мамедович

В методической разработке я постарался донести до учеников красоту русской осени в произведениях русских писателей,художников и поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

литературно-музыкальной гостиной:

«Осень в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов»

Автор – составитель: воспитатель М.М. Гусейнов

Цель: Способствовать художественно-эстетическому развитию, посредством знакомства с произведениями русских поэтов, писателей, художников и композиторов.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания о характерных особенностях осенних явлений природы;

-раскрыть образ осени, красоту природы на основе произведений русских писателей, поэтов, композиторов и художников.

Коррекционно - развивающие:

-развивать эмоциональную память, внимание, активность, творческое мышление;

-развивать интерес к изучению произведений русских писателей, поэтов, композиторов и художников;

- корректировать и развивать личностные качества получателей социальных услуг.

Воспитательные:

- воспитывать эстетическое восприятие природы;

- воспитывать через музыку, литературу и живопись любовь к природе;

-способствовать воспитанию организованности, умению работать в коллективе;

-воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку и родной природе.

Место проведения: учебный кабинет

Предварительная   работа:

- проведение занятий, экскурсий, бесед, викторин по данной тематике, согласно режиму дня;

-разучивание слов песни «В Петербурге осень» и стихов на тему осени: А.К. Толстого, Ф. Тютчева, А.С. Пушкина, К. Бальмонта;

-прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского и других музыкантов;

- просмотр репродукций художников на тему осеннего пейзажа;

Материалы и оборудование: жк-телевизор, репродукции картин,
клеёнки, бумага для рисования, краски, кисти, стаканчики для воды, раздаточный материал (листья деревьев), кисти рябины, зонты

Продолжительность мероприятия: 45 минут

Ход мероприятия:

Организационный момент.

( обучающиеся входят в кабинет под музыку старинного вальса «Осенний сон»)

Вводная часть:

Воспитатель:

-Вот и лето незаметно пролетело и через несколько дней наступит сентябрь, первый месяц осени и поэтому тема нашего сегодняшнего мероприятия посвящена осени, прекрасному, нежному, грустному времени года и называется «Осень в произведениях русских поэтов писателей, художников и композиторов»

Основная часть.

Эмоциональный настрой.

Прослушивание  музыкальное произведение «Душа и осень»)

Осень – очень красивое время года и поэтому многие музыканты, поэты, художники в своем творчестве посвятили свои произведения осени.

Наблюдая за ней, они могли показать золото и багрянец осенних листьев, лазурь неба, шум дождя и звуки осени. Сегодня мы будем слушать, прекрасную музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и других композиторов и музыкантов, рассмотрим репродукции картин И. Левитана, В. Поленова, И. Шишкина, послушаем стихи замечательных русских поэтов А.С. Пушкина, Алексея Константиновича Толстого, Федора Тютчева, Константина Бальмонта, Сергея Есенина и других, посвященных осени.

Музыкальные произведения, картины, стихи, были написаны в разное время, но каждый из этих поэтов художников, музыкантов по- своему увидел и описал природу.

Осень рыжая… в оконце постучала…

Осень рыжая... в оконце постучала...

Так похожая на грусть мою...

Заходи... тебя я поджидала...

Заходи... я чаем напою...

Пронеслась неслышно по паркету,

Рассыпая золото листвы...

Наполняя дом багряным светом...

Запахами скошенной травы...

Распахнула настежь все окошки...

Шторы стали, словно, паруса...

И душа оттаяла... немножко...

Грусть, так надоевшая, ушла...

Осень рыжая... походкой лисьей

За порог шагнула... не спеша ...

Чай остыл... а золотые листья

Ночевать остались у меня...

Так необычно об осени писал современный поэт –Галина Валенберг

А вот как трогательно писал об осени русский поэт Алексей Константинович Толстой.

-Стихотворение нам прочитает Сергей.

Осень.

Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Воспитатель:

-Как описал Толстой осень?

(Жёлтые листья, ветер, идёт дождь)

-А вот великий русский поэт А.С. Пушкин любил осень в самом разгаре, когда «роняет лес багряный убор». Ему приятно и «редкий солнца луч и первые морозы». Осень - любимая пора поэта. Осень в стихах Пушкина торжественно печальна, величава и красива. Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина нам прочитает Андрей.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Воспитатель:

1) Как описывает природу Пушкин?

 (редкий солнца луч, первые морозы, увядание природы, унылая пора)

2) Вы согласны с Пушкиным «Осень унылая пора?» (да)

3) Сейчас Никита прочитает нам стихотворение Ф.Тютчева, посвященное осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь.

Воспитатель:

 Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (грусть, тоска, печаль)

Да, вы правы, мир в его стихах полон загадочности, таинственности. Тютчев любит природу во всей ее прелести и чистоте. Он представляет природу живой, одушевленной. Природа у Тютчева дышит, радуется и грустит.

Воспитатель: Что описывает поэт в своем стихотворении?

(Он описывает начало осени, когда далеко ещё до зимних бурь, не началось буйство красок в лесу и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты. Скоро заиграет красками осень.)

Воспитатель:

-Умение видеть и чувствовать природу вызывает чувство радости и удивление. Человек получает огромное наслаждение от общения с природой. О том, как Константин Бальмонт описывает осень, расскажет нам Виталий.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Говоря об осени, нельзя не вспомнить стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая». Давайте послушаем романс композитора Григория Пономаренко на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении замечательной певицы Надежды Кадышевой – (звучит видеозарисовка) ( слушают музыкальное произведение «Отговорила роща золотая»).

Воспитатель:

 – Неправда ли, красивый и грустный романс и Надежда Кадышева исполнила его очень душевно и проникновенно.

Воспитатель:

-Что вы увидели и услышали в романсе Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»? (желтые листья, грусть)

-Правильно, С. Есенин показывает образ золотой рощи, говорящий языком берез, он в нем размышляет о смысле жизни человека, в его стихотворение сквозит грусть, он раскрывает состояние души поэта.

Воспитатель:

-Мы сегодня послушали стихи известных русских поэтов об осени, Андрей,  Сергей, Никита и Виталий прочитали нам стихи К. Бальмонта, А.С. Пушкина, А.К. Толстого и Федора Тютчева.  

-А кто еще знает стихотворение, посвященное осени? (расскажите)

-Игорь хочет нам рассказать стихотворение Н. Некрасова. Пожалуйста, Игорь, слушаем вас.

Воспитатель:

 -Молодец, Игорь!

-А теперь давайте отдохнем немного и проведем небольшую физкультурную минутку. Давайте представим, что мы попали в осенний лес. Перед вами на столах охапка листьев, давайте подбросим их вверх, изобразим листопад.

Воспитатель:

-А теперь давайте отгадаем осенние загадки.

1) Сидит зеленеет, падает, желтеет, лежит чернеет. (Лист)

2) Без рук, без ног, в дверь стучится, в дом просится. (Ветер)

3) Стоит Антошка, на одной ножке, его ищут, а он не откликается (гриб)

4) Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (осень)

5) Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает и бормочет, и поет, и убаюкивает (дождь)

Воспитатель:

-Осенняя песня – одна из лучших пьес из цикла «Времена года» П. Чайковского. Давайте вместе послушаем произведение Чайковского «Осень».

(слушают музыкальное произведение П.И. Чайковского «Осень»).

Воспитатель:

-Какие приметы осени, вы увидели, почувствовали и услышали, в произведении П.И. Чайковского?

  (Золото берез, шум дождя, звуки осени, запахи осени, багряные листья, грусть, печаль, птицы улетают в теплые края).

-Да, верно, мелодия звучит спокойно, задумчиво. В ней композитор рисует, как шелестит ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются на землю.  Его песни полны грусти и нежности. Медленно падающие звуки мелодии напоминают об осенних листьях, кружащих над аллеями.

Воспитатель: 

-В историю русской живописи И.И. Левитан вошел прежде всего, как пейзажист.  У Левитана около 100 картин, где он изображает осень. Никто до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы. Левитан создатель «Пейзажа настроения».

(просматривают репродукции картин русских художников).

-А теперь давайте рассмотрим картину И.И.Левитана «Золотая осень». Что вы видите на этой картине? (золотые листья, березы, желтую траву, реку)

-Да, верно! На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу. В глубине леса теряется река, на левом берегу стоят березки и осинки с опавшими листьями. Земля покрыта, желтеющей  увядшей травой. Пейзаж золотая осень, изображает самое лирическое из времен года.

- А почему он картину назвал золотая осень? (Все на этой картине будто золотое, пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня).

-Тема осени есть и произведении другого русского художника –Ивана Шишкина. (Показ картины) В его картине «Осенний лес», показан русский лес, бескрайние русские нивы, полноводные реки.

-Василий Поленов в картине «Золотая осень» (Показ картины)

изображает солнечный осенний день, реку, текущую вдали, золотом покрытые березы, на небе легкие облака.

-Тема осени изображена также в картинах Алексея Саврасова, Игоря Грабаря, И. Остроухова. Мы просмотрели картины замечательных русских художников, каждый из них изобразил осень по- разному.

Воспитатель:

 - Вам понравились картины?  (Да, очень)

-Что вы увидели на этих картинах, какие приметы осени? (Берёзы, золотые листья, река, голубое небо, облака).

Воспитатель:

- А вы заметили какие цвета использовали художники в своих картинах? Назовите (желтый, зеленый, золотистый, коричневый, голубой, оранжевый, багряный) Они называют цвет, а я держу листок и после того как они говорят, я делаю мазок кистью.

А теперь представим, что вы художники и рисуете картины осеннего пейзажа. Перед каждым из вас, на столе лежит лист бумаги, стакан с водой и кисточка. Макаем кисточку в воду, потом в краску и выбираем цвет осени.

Воспитатель:

 - Покажите какие цвета вы выбрали?

А теперь все поднимаем руки вверх со своими картинами и показываем всем. Молодцы, спасибо! Вы как настоящие художники!

-Итак, мы поговорили о живописи, посмотрели картины великих художников и сами на минутку побывали в роли художника.

-А теперь снова вернемся в мир музыки и вместе послушаем великолепный романс «Осень», замечательного русского певца – петербуржца, который был очень популярен в 40-50 гг. прошлого века, Вадима Козина. (слушают музыкальное произведение «Осень» в исполнении Вадима Козина).

Воспитатель:

-Итак, мы прослушали романс, не правда ли, он очень красивый? Вам понравилось? (Да)

1) Кто исполнил романс? (В. Козин)

2) Какие музыкальные инструменты вы заметили или услышали в этом романсе? (патефон, гитара, скрипка)

3) О чем поется в песне? (об осени, о любви, о встрече с любимой)

-Молодцы! Вижу вы внимательно прослушали романс, и он вам понравился.

-Мы живем в замечательном, прекрасном и красивом городе Санкт-Петербурге.

-Осенью Петербург необычайно красив и, наверное, было бы неправильно, рассказывая об осени, не упомянуть о том, как он проходит в нашем городе. Давайте послушаем музыкально –поэтическую композицию на тему осеннего Петербурга. (слушают видеозарисовку «Осень в Петербурге»).

Заключительная часть.

Воспитатель:

-Вот и закончилось наше мероприятие, посвященное осени. Прозвучали произведение русских поэтов, композиторов, мы посмотрели картины русских художников, посмотрели зарисовки с осенним пейзажем. Мы попытались представить осень с помощью произведений живописи, поэзии, музыки и сделали вывод, что осень бывает разной. Каждый ее видит по- своему, например, ранняя, какой вы ее видите? (появляются желтые листья, прохладная погода)

-А поздняя осень? (на деревьях почти нет листьев, дожди, ранние заморозки).

-Да, верно, завершается листопад и жизнь замирает.

Воспитатель:

-Какая осень вам нравится больше всего? (золотая).

- Да, больше всего мы любим золотую осень. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.

-Я хочу, поблагодарить всех вас, за активное участие в нашей литературно- музыкальной гостиной, посвященной осени, и закончить наше сегодняшнее мероприятие песней «В Петербурге осень».

 (У каждого в руке желтый лист, нарисованная им картина и зонты.Поют и машут ими в такт музыки).

Материалы и интернет ресурсы:

  1. Сборник стихов русских поэтов, изд., «Художественная литература». 1998г.
  2. Репродукции:

И.И Левитан «Золотая осень» [Электронный ресурс]/режим доступа https://poembook.ru/poem/2015974-%22zolotaya-osen%22%28po-kartine-levitana%29 – свободный

В. Поленов «Золотая осень» [Электронный ресурс]/режим доступа https://postila.ru/post/62016321 - свободный

И. Шишкин «Осенний лес» [Электронный ресурс]/режим доступа https://www.firestock.ru/osenniy-les-autumn-forest-2/- свободный

  1. Г. Валенберг стихотворение «Осень рыжая» [Электронный ресурс]/режим доступа https://stihi.ru – свободный

  1. Видеозарисовки:

П. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года» [Электронный ресурс] /режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=aBel4OxwP3M – свободный  

     В. Козин романс «Осень» [Электронный ресурс]/режим доступа            

        https://www.youtube.com/watch?v=GS6kKEfsh_I - свободный

Н. Кадышева романс «Отговорила роща золотая» [Электронный ресурс]/режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=ejgf64RGcCg – свободный

Старинный вальс «Осенний сон» [Электронный ресурс]/режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=0D0gNvmbg-4 – свободный

«Душа и осень» [Электронный ресурс]/режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=Nqukuga33eo – свободный

«Осенний Петербург» [Электронный ресурс]/режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=fzUM8nQNtXE – свободный

          «В Петербурге осень» [Электронный ресурс]/режим доступа    

          https://www.youtube.com/watch?v=JyjZEBAXLCg - свободный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»

Урок литературы в 5 классе по теме "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века"...

Социальный проект в рамках предмета литературы "Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей"

Проект  «Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей» ориентирован на школьную программу и имеет место в 6-9 классах при изучении темы «Поэзия 19 века».  Цель -  вызвать у уч...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"

Интегрированный урок по русскому языку в 5 класссе в конце учебного года на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"...

Материалы конкурса стихотворений «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» по произведениям русских поэтов для учащихся средней школы

Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы....