«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Рындина Инна Владимировна

Урок литературы в 5 классе по теме "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literatura_5_klass.zip1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»

Цель урока: обеспечить максимальное восприятие пейзажной лирики; раскрыть задушевность пейзажной лирики; нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

Тип урока: урок-концерт.

Части урока:

- литературно-музыкальная композиция «Волшебница-зима»;

- беседа;

- конкурсы.

Оформление и оборудование урока: грамзапись: П.И. Чайковский «Времена года. Январь»; И. Никитин «Встреча зимы», Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»; иллюстрации картин А.А. Пластова «Первый снег», К.Ф. Юон «Русская зима», карточки с фамилиями поэтов; мультимедийное оборудование, презентация.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Литературно-музыкальная композиция с элементами беседы.

– Давайте настроимся на лирическую волну – послушаем музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Январь» (слайд 3).

- Какое настроение вызывает эта музыка?

- О чем она? Что вы представили, слушая музыку?

- С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю одна красивее другой! Вот цветок с шестью концами, вот цветок с шестью лепестками (слайд 4).

Чтец: (подготовленный ученик)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

А под утро снегом

Поле забелело.

Прочно пеленою

Все его одело.

- Так просто, красиво сумел передать начало русской зимы поэт Иван Суриков.

А вот какой видит ее воронежский поэт Иван Никитин. (Стихотворение И.Никитина «Встреча зимы») (слайд 5).

- Почему зиму встречают как гостью? Чего ждут от нее? (Картина Аркадия Пластова «Первый снег») (слайд 6).

- Посмотрите на эту картину. Вы видите первый зимний день, снег выпал и покрыл землю. Вдали виднеются дом, дорога, деревья и всюду хлопья мягкого и пушистого снега.

Чтец: (подготовленный ученик)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован.

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мощет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Как красив зимний лес: он говорит о величии и красоте грозной русской зимы, родной природы (слайд 7).

(Обращаем внимание на картину Константина Юона «Русская зима»)

- И стихотворец, и живописец независимо друг от друга увидели зимний лес, который поразил каждого из них «ослепительной красотой». И в стихотворении, и на полотне пейзажиста лес «околдован» «Чародейкою Зимою», «сном волшебным очарован», «опутан», «окован/легкой цепью пуховой…».

   А как красива зимой березка! Послушайте стихи Афанасия Фета (слайд 8).

Чтец: (подготовленный ученик)

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разряжена она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игры Денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

- Любимый герой детей в русских народных сказках – Дед Мороз. Великий русский поэт Николай Некрасов изображает его веселым, озорным и могучим чародеем, повелителем снегов и метелей (слайд 9).

(Прослушаем стихотворение Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором»).

- Кто из вас не любит русскую зиму! Она дарит нам снежные дорожки для лыжных прогулок. Серебрит лесной, свежий, здоровый воздух (слайд 10).

   Зимой мы встречаем радостный праздник – Новый год. Зимой весело проводим каникулы, нас ждут елки, лыжи, коньки.

   Нам не страшен мороз, снежная вьюга. Смело выходим на лыжную прогулку, на каток, на ледяные горки.

  1. Игры, конкурсы.

- И мы с вами сейчас поиграем. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Кто больше наберет жетонов – тому вручаем приз (слайд 11).

1. Назовите половицы и поговорки о зиме. (Мороз не велик, да стоять не велит).

2. Разгадайте загадки.

1) Летом одевается, зимой раздевается (лес) (слайд 12).

2) Живет – лежит, умрет – бежит (снег) (слайд 13).

3) Две Палашки бегут в лесок, загнув носок (лыжи) (слайд 14).

4) Наша полянка заячьей шкуркой покрылась (снег) (слайд 15).

5) На дворе горою, а в доме водою (снег) (слайд 16).

6) Кто в году четыре раза переодевается? (земля) (слайд 17).

7) Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет (мороз) (слайд 18).

8) День прибывает, а он убывает (календарь) (слайд 19).

9) Кручу, урчу, знать никого не хочу (метель) (слайд 20).

10) Бел, да не сахар, ног нет, а идет (снег) (слайд 21).

3. «Узнай автора»

1) Вот и зима! Трещат морозы

На солнце искрится снежок.

Пошли товарами обозы

По Руси вдоль и поперек. (И. Никитин) (слайд 22)

2) Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф.И. Тютчев) (слайд 23)

3) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя… (А.С. Пушкин) (слайд 24)

4) Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз, воевода дозором

Обходит владенья свои… (Н. Некрасов) (слайд 25)

5) Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин) (слайд 26)

6) Зима! Крестьянин торжествуя,

На дровнях обновляет путь,

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь. (А.С. Пушкин) (слайд 27)

7) Поет зима, аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (С. Есенин) (слайд 28)

8) Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна. (А. Фет) (слайд 29)

9) Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима. (А.С. Пушкин) (слайд 30)

10) Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой. (А. Фет) (слайд 31)

11) Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. (С. Есенин) (слайд 32)

12) Говорят: под Новый год,

Что не пожелается,

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается. (С. Михалков) (слайд 33)

  1. Итоги урока.

- Пришли зимние каникулы. В феврале зима в полном разгаре, но день заметно прибавился, и солнышко стало пригревать. В полдень с крыши начинает капать, а к вечеру под окнами нависают длинные сосульки, значит, дело идет к весне (слайд 34) .

Чтец: (подготовленный ученик)

Зима недаром злится,

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все гонит зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и природа в произведениях хакасских поэтов и художников.

Урок - путешествие был разработан в рамках национального регионального компонента. Схема урока может быть применима для других регионов нашей страны....

Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...

Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"

Интегрированный урок по русскому языку в 5 класссе в конце учебного года на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"...

«Осень в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов»

В методической разработке я постарался донести до учеников красоту русской осени в произведениях русских писателей,художников и поэтов....