«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Александра Александровна Явдошенко

Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.

Задачи:

1. Воспитывать духовно-нравственные ценности учащихся, постигать законы  существования и развития гуманистического общества.                                                

2. Совершенствовать коммуникативную компетентность языковой личности на любом из этапов ее жизни.                                                                                             

3. Способствовать развитию мотивации к изучению литературы, реализации творческого потенциала учащихся.

 

Цель и задачи, поставленные мною, соответствуют реальным проблемам (формирование эстетического образа жизни учащегося, духовное обогащение личности ребенка, нравственно-эстетическое воспитание).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nravstvenno-esteticheskoe_vospitanie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»

Проблема развития и формирования эстетического образа жизни учащихся сегодня особенно актуальна. Значимость этой проблемы определяется тем, что в современном российском обществе существенно изменились условия функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций, а также социокультура жизни молодежи в целом.  Современное общество заинтересовано в личности целостной, нравственной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях.

Я считаю, что в уроках литературы и русского языка,  также и в самом учителе и его воздействии средствами искусства на душу и разум учащегося содержатся большие возможности. Работа учителя литературы над проблемой духовного обогащения личности ребенка, нравственно-эстетического воспитания через уроки русского языка и литературы, изучение и анализ литературных произведений – перспективный процесс, т.к. художественный образ связан с нравственными, философскими, психологическими, политическими и т.п. понятиями.

Я, как учитель русского языка и литературы, ставлю перед собой ЦЕЛЬ: 

Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.

Задачи:

1. Воспитывать духовно-нравственные ценности учащихся, постигать законы  существования и развития гуманистического общества.                                                

2. Совершенствовать коммуникативную компетентность языковой личности на любом из этапов ее жизни.                                                                                              

3. Способствовать развитию мотивации к изучению литературы, реализации творческого потенциала учащихся.

Цель и задачи, поставленные мною, соответствуют реальным проблемам (формирование эстетического образа жизни учащегося, духовное обогащение личности ребенка, нравственно-эстетическое воспитание).

Гипотеза:

Предполагается, что процесс нравственно-эстетического развития личности ученика на уроках русского языка и литературы приобретёт эффективный характер, если:

  • содержание воспитательного процесса на уроках, будет  строится с учётом уровня подготовленности учащихся к восприятию текста художественного произведения;
  • процесс формирования нравственно-эстетического восприятия текста художественного  произведения предстаёт как целостный и вариативный;
  • нравственно-эстетическое воспитание базируется на ценностях национальной культуры.

Думаю, что гипотеза, выдвинутая мною обеспечивает достижение цели работы.

Нравственно-эстетическое воспитание учащихся является объектом исследования, предмет исследования – содержание занятий по русскому языку и литературе, включающий систему жизненно важных ценностей: нравственных, эстетических, гуманистических.

В своей работе приоритетной ставлю проблему – воспитание через обучение, всестороннее развитие личности, человека, думающего самостоятельно.

Теоретическая база моего опыта опирается на основные положения системы Е.Н.Ильина «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека», я добавила бы сюда и изучение русского языка как неотъемлемой составляющей воспитания. Система преподавания этого учителя в свое время  считалась новаторской, революционной, многие её не принимали. Но сегодня методология Е.Н.Ильина определяет традицию преподавания литературы в школе. Евгений Николаевич Ильин и его ученики отмечали доступность методов и приёмов, которые помогут воспитать думающего читателя. Поэтому в поиске творческого подхода к преподаванию уроков литературы я использую основные концептуальные положения Е.Н.Ильина преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться человеком.

«…Общение с книгой – это, прежде всего, общение с жизнью!» (Е.Н.Ильин).  Школьники обращаются к книге, к учителю, чтобы обсудить свои глубинные заботы: одиночество, страх, любовь, дружбу, отношения с родителями и ровесниками, самоутверждение. Учитывая это, я подвожу своих учеников к  главенствующей роли книги, потому что она является средоточением опыта и знаний многих поколений, а значит, поможет разрешить проблемные вопросы. Я учу детей любить книгу, потому что «книга, по словам Я.А.Каменского, является первейшим инструментом развития природных дарований».

Я знаю, что формирование духовно богатой личности через преподавание  русского языка и литературы во многом зависит от педагогического мастерства, личностных качеств учителя, поэтому непрерывно работаю над самообразованием.

Мой опыт работы по нравственно-эстетическому развитию  ребенка через уроки  русского языка и литературы, создание целостной системы нравственного воспитания и эстетического развития учащихся средствами художественного слова охватывают широкий круг вопросов, связанных со стратегией литературного образования:  от более активной роли учителя – к более активной роли учеников. Как и Е.Н. Ильин, я твердо убеждена: «… школьная книга… прежде всего и в большей степени нравственная тема, а не отрезок теории и истории литературы». Я хочу  помочь ученикам понять, что литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей и дает простор не только работе ума,  но и души.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель как на уроке, так и во внеурочное время.

Внеклассные занятия по русскому языку и литературе – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи.

Актуальность разработки и проведения внеклассной работы по русскому языку и литературе определяется также необходимостью формирования у школьников в сложных условиях переходного времени, переживаемого нашей страной, высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. В то же время внеурочная работа по русскому языку и литературе имеет свои цели:

- развить интерес к русскому языку и литературе как к учебным предметам;

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка и литературы;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;

- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготавливать наглядные пособия);

- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть трудности, возникшие в процессе обучения.

Для большинства учащихся учитель и предмет, который он ведет, часто отожествляются: личность учителя, интересная сама по себе.

Известный педагог, один из основоположников педагогической и психологической науки П. П. Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”.

Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...