РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
статья по теме

Скажутина Лариса Николаевна

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся и долгосрочный творческий проект для учащихся одного возраста (класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_skazhutinoy_l.n._2013.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

Лариса Николаевна  Скажутина

НОУ  школа-интернат №26

ОАО «РЖД»  ст. Нижнеудинск

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. Такое толкование понятия «творчество» дает нам «Философский словарь». Говоря о творчестве ученика, следует помнить, что любой   ребенок обладает огромными творческими задатками — памятью, воображением, непосредственной яркостью впечатлений. Потом все это уходит, человек «темнеет» и, если ему не удается сохранить в себе это «детское» начало, превращается в обычную заурядную личность. Не прогресс цивилизации, а сама природа, по В.В. Розанову, заложила в человеке творческое начало, и только это начало отвечает истинно человеческому в нас. Творчество — это образ жизни. Увидеть что - либо впервые чрезвычайно трудно, потому что знания, образование, привычка сейчас же все объясняют, переводят в привычные штампы. Если у человека никогда не было переживания удивительной новизны, свежести и бездонной неисчерпаемости мира, не было прорыва к этому состоянию, то он остается один на один с собой, со скудным набором правил жизни, с постепенно крепнущим убеждением, что жизнь скучна, уныла, однообразна и не имеет никакого внутреннего смысла. Увидеть мир по-новому, не так, как его видели и объясняли раньше, — значит увидеть его вне готовых стереотипов видения и объяснения, которые постоянно оказывают давление на восприятие, «гасят» его.

Задача учителя – развить творческие задатки в ученике, научить его видеть мир без привычных стереотипов. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует "континуум талантов", от крупных и ярких до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. В прежние времена творческие способности предоставляли воле случая, полагая, что все "от бога" и что "талант всегда пробьет себе дорогу". Многовековой опыт человечества не подтверждает такие взгляды. Несомненно, наследственные факторы кладут предел творческим достижениям данного человека. Но для реализации врожденных задатков нужны благоприятные условия.         Стимулирование творческой активности у учащихся достигается благодаря соблюдению четырех правил:

  1. Исключается критика - можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой.
  2. Поощряется свободное и даже необузданное ассоциирование: чем неправдоподобней  кажется идея, тем лучше.
  3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно большим.
  4. Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также предлагать модификации чьих – то идей.

Опираясь на эти правила, учитель может генерировать творческую активность ученика, используя следующие приемы:

  1. Личностное уподобление - отождествление самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации.
  2. Прямая аналогия или поиски сходных процессов в других областях знания.
  3. Символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задачи.
  4. Фантастическая аналогия, при которой проблема мысленно решается "как в волшебной сказке".

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы, а так же во внеклассной деятельности многопланово и разнообразно, но особое внимание хотелось бы уделить методу проектов.

Целью проектной деятельности является:

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Проекты могут быть исследовательскими, информационными, творческими, игровыми, практико-ориентированными. Остановимся на творческих проектах.

Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа.

 Эта работа показывает насколько знания , умения и навыки учащихся, приобретенные на уроках,  прочны. Так же творческий проект дает возможность проявить индивидуальность, умение применять полученные знания, создавать новое. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, инициативы, логического мышления в области проектной деятельности. Учащиеся видят результат своего труда,  учатся оценивать самостоятельно проделанную работу. В своей работе с учащимися я широко применяю метод проектов, но в качестве примера хочу рассказать о трех проектах:

  1. Индивидуальный проект «Привет от юности», выполненный Шарапковой Яной.
  2.  Долгосрочный проект «Железная дорога глазами детей», выполненный разновозрастной группой учащихся.
  3. Проект «Дебют», выполненный учащимися одного класса.

Проект «Привет от юности» был задуман для конкретного ребенка – одаренной ученицы Шарапковой Яны. Яна с раннего детства увлечена поэзией, ее стихотворения самобытны, интересны, неординарны. Работа над проектом дает ей необходимые для написания стихотворений знания.

Цели проекта:

  1. Изучение основ стихосложения, средств художественной выразительности
  2. Подготовка работы «Основы стихосложения. От теории к практике» на НПК
  3. Иллюстрация теоретических материалов по основам стихосложения стихотворениями собственного сочинения.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовка и защита научно-практической работы «Основы стихосложения. От теории к практике» на школьной НПК.
  2. Создание сборника стихотворений «Привет от юности»
  3. Публикация стихотворений в школьной и районной газетах
  4. Презентация сборника стихотворений на Дне детской книги в ДДТ и на литературной гостиной в ЦДБ

Работая над этим проектом, Яна раскрыла новые  грани своего таланта. За сборник своих стихотворений Яна Шарапкова получила Грамоту муниципального родительского комитета.

Привет от Юности

Мне  лет так через  сорок

Преподнесёт несмелый,  ранний  стих.

Воспоминаний будет  целый  ворох,

Нет, никогда не позабыть мне  их.

Не позабыть, да я  и не стараюсь…

Приятно  будет  вспомнить  о былом.
Но  это  всё  - потом,

Ну, а пока - я  слишком  уж юна.

Я блокнот  свой не стану сжигать,

  Пусть на полке лежит покойно

  И  в страницах  помятых хранит

  Всё  прошедшее (правда невольно).

  Не угаснет волна, не умрёт,

  Никогда не остынут чувства.

  Пусть на полке лежит  блокнот,

  Чтоб  на ней не казалось пусто.

Чистое  тело, душа  невесома,

Говор  приятный  и злобой  не  скован.

Шаг  не опутан чужими глазами,

Не окропляла   ланиты слезами,

Не  закричала  от боли,

Разбившись,

С  неба  святого  вниз  опустившись

К  людям, в  безумный  мир!

Начиная   с таинства рожденья…

Начиная   с таинства рожденья

Тайны  соплетаются  во  мне:

Тайны запахов, цветов и звуков  разных -

Будто вспышки яркие во мгле.

Постигаю, узнаю, вдыхаю

Тайну   хвойную  сосновых  смол,

Тайну  неба синего и речки,

Лишь  заслышу чистый этот звон.

Эти  таинства идут  за мною  всюду,

Их  раскрытье –  счастье для меня!

И не говорю, что  я  не буду

Чувствовать, когда заря  взошла        

Рыжею  лисою  да по трубам,      

Улеглась  меж  поселковых  изб…

Это  тайна – утренние  слёзы

В  малахитах  трав

Да птичий свист…

С той поры, когда на свет явилась,

Посвятила  вот  природа-мать  

В  таинства свои -

И   эта  сила

Призвана меня  оберегать!  

Идолов  я не чту,

Льстить никому не стану,

Вера, Надежда по мне,

Я от сего не устану.

Маски, блестящий фарт -

Это   лишь  тяжесть (бремя).

Всё  поменяет   жизнь,

Жизнь - это есть бремя.

Свергнут  тельцов золотых,

Сгинут пышные маски,

Детям об этом потом  

Станут рассказывать сказки.

Нет, точнее  сказанья,

Скинувши бремя с плеч.

Чистым и ярким сознаньем

Станет свобода  влечь!

Люди, дышите ею,

Не признавайте идолов!

Ну для чего? Ну зачем?!

Ведь для молитв есть Библия.

5

5

Сейчас Яна уже студентка, но стихи продолжает писать, ее работы  печатают в газетах, ее литературным талантом заинтересовались в  Союзе писателей г. Иркутска. Думаю, мы еще услышим о поэтессе Шарапковой Яне

Всё  стремится  к своему началу:

От  земли к земле,

От  плоти, к плоти.

Что пришло с небес-  

Уходит в небо,

А мечты рождаются в полёте.

Быстро, словно вспышка  пролетая,

В чью-то  душу попадают грёзы.

Только очень странно происходит,

Что мечты все переходят  в слёзы

Настежь  окна!

Шире, шире,  шире!

Пусть  течёт вовнутрь  ночная  мгла.

Вот  бы обернуться  птицей белой

И взлететь  стрелою в  небеса.

Сяду  на холодный  подоконник,

Ночью  яркой  жадно  надышусь.

Мне не нужен  яростный  поклонник!

Мне   б  прижаться  к   твёрдому  плечу

Так,  чтобы   любить

И   быть любимой.

Так, чтобы и   в воду  и   в огонь.

Чтобы после, годы в память скинуть

Я  сказала  б:  «Мне легко  с  тобой

Я ненавижу  рамки и шаблоны

Блокноты, с расписаньем  дел  на час.

Но, между тем, не отвергаю ноты:

Они  переставляются  подчас.

Мне тесно  в утонченных  кабинетах

Выслушивать  учения мужей:

Далёкие галактики, планеты-

Открытия давно  минувших дней.

Истории   неясные  страницы,

Загадки Мира, глупости  людей.

О, Ева,  ты  ужасно поступила

Когда  тебя  подставил  гадкий змей

 

Проект «Железная дорога глазами детей» начал осуществляться в  2005 – 2006 учебном году в рамках проведения конкурса сочинений  о железнодорожном транспорте. Реализовали данный проект учителя русского языка и литературы О. М. Семенова, Л. А. Соловьева, Л.Н. Скажутина.

Цели проекта:

  1. Знакомство учащихся с историей железных дорог в России
  2. Подготовка к выбору профессии
  3. Развитие творческих способностей учащихся
  4. Воспитание чувства корпоративности
  5. Помощь в социализации
  6. Развитие навыков  публичных выступлений и навыков самореализации личности.

Выполнение творческой работы по предложенной тематике предполагает  не только наличие творческих способностей, но и специальные знания, поэтому мы разработали этапы реализации проекта:

- беседы о профессии железнодорожника, об истории железных дорог в России, о выборе будущей профессии, о железнодорожных династиях.

- работа с архивными материалами (фотографии, документы)

- изучение экспозиций школьного музея и музея локомотивного депо.

- экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта.

По впечатлениям ребята пишут сочинения, сказки, стихотворения, биографические очерки, эссе, психологические этюды.

На первом этапе конкурса (внутришкольном) происходит отбор сочинений в каждом классе, затем работы рассматривает комиссия в составе учителей русского языка и литературы. Отбираются лучшие творческие работы для представления на второй этап  конкурса в г.Иркутск. Работы, прошедшие отбор на втором этапе, отправляются на заключительный этап конкурса в Москву.

Лучшие работы отмечены Дипломами Президента ОАО «РЖД».

  1. 2006 год – 2 грамоты отдела образовательных учреждений, Службы управления персоналом ВСЖД (Грабовский Алексей, Юртаев Александр – учитель Скажутина Л.Н.)
  2. 2007 год - Учащиеся награждены дипломами Президента ОАО «РЖД» и сувенирами.(Бикетова Татьяна, Рудиковская Наталья - учитель Соловьева Л.А., Соловьева Евгения- учитель Семенова О.М.,   Шарапкова Яна – учитель Скажутина Л.Н.)
  3. 2008 год - Учащиеся награждены дипломами Президента ОАО «РЖД»  и ценными подарками.(Соловьева Евгения – учитель Семенова О.М.,  Черкасова Анна,  Куприна Яна – учитель Соловьева Л.А.)
  4. 2009 год - Учащиеся награждены дипломами Президента ОАО «РЖД»  и ценными подарками (Бикетова Татьяна – учитель Соловьева Л.А.,  Якимов Дмитрий - учитель Семенова О.М )
  5. 2010 год - Учащиеся награждены дипломами Президента ОАО «РЖД»  и ценными подарками (Миронов Александр, Черкасова Анна - учитель Соловьева Л.А. )
  6. 2011 год - Учащиеся награждены дипломами Президента ОАО «РЖД»  и ценными подарками (Дубасова Елена, Шарапкова Яна - учитель Скажутина Л.Н.)
  7. 2012 год – Учащиеся награждены дипломами Президента ОАО «РЖД»  и ценными подарками (Павлецов В., Соловьева Е. - учитель Скажутина Л.Н.)

Работы наших ребят мы печатаем в школьной газете «26-й скорый». Это повышает интерес  к конкурсу и мотивацию.

Еще одним необходимым звеном в реализации проекта является социальное партнерство. Мы выходим с творческими работами наших ребят на уровень города и района. Это привлекает внимание к нашей школе, способствует повышению ее статуса. Ребята выступают со своими творческими  работами на литературных гостиных в Центральной Городской библиотеке, их работы печатают в газетах «Путевка», «Очень нужная газета».

В городской библиотеке мы с ребятами проводили презентацию сборника стихотворений «Колеса диктуют вагонные», где представили произведения учащихся о железной дороге.

Два сборника стихотворений – авторский Яны Шарапковой и сборник стихотворений учащихся «Железная дорога глазами детей» -  были представлены в Доме Детского творчества на празднике День детской книги.

Опыт такого масштабного долгосрочного проекта с разновозрастными учащимися был удачным, показал высокий творческий потенциал ребят.

Итогом реализации этого проекта стали сборники стихотворений «Железная дорога глазами детей». Этот проект опубликован на сайте http://nsportal.ru.  

Еще один творческий проект начат в 2011 году. Это проект «Дебют», который реализуют учащиеся 6 класса под руководством Л.Н.Скажутиной.

Цели проекта:

  1. Развитие творческого потенциала учащихся.
  2. Повышение мотивации к изучению литературы и русского языка.
  3. Воспитание любви к природе, к родному краю.
  4. Развитие литературных способностей.
  5. Создание сборника творческих работ учащихся

Этапы реализации проекта:

  1. Изучение теоретических основ написания текстов разных жанров.
  2. Изучение разделов литературы «Устное народное творчество», «Человек и природа», «Стихотворения», «Проза».
  3. Написание творческих работ по аналогии с литературными образцами курса «Литература Восточной Сибири» и курса «Литература» .
  4. Создание сборника творческих работ учащихся
  5. Презентация сборника на школьной НПК.
  6. Публикация творческих работ учащихся.

         При изучении курса литературы и курса «Литература Восточной Сибири» в 5 – 6 классах учащимся предлагаются следующие творческие задания:

  1. Написать  бытовую сказку
  2. Написать волшебную сказку
  3. Написать рассказ о каком-либо животном Восточной Сибири
  4. Написать стихотворение о каком-либо животном Восточной Сибири
  5. Написать юмористический рассказ

Нужно отметить, что учащиеся очень активно включаются в реализацию проекта, создают по аналогии с изученными произведениями новые тексты, раскрывают свой творческий потенциал. Работы учащихся публикуются в школьной газете, на сайте http://nsportal.ru и   http://skazhutina.ucoz.ru.

  Проект «Дебют» был представлен на школьной НПК в 2012 году в виде сборника творческих работ учащихся.  Вот некоторые из этих работ:

Высоцкая Анастасия

ОЛЕНЬ

Олень пятнистый-

Он всегда, как ветер быстрый.

Как стрела, лесной тропой

Он бежит на водопой.

А в глуши таёжных мест

Мох, кору и травы ест.

Зверь сибирский, очень важный,

Ходит по тайге отважно.

Павлецов Владислав

Под стук колес уснули пассажиры.

Мелькают светофоры за окном.

Не спит лишь машинист локомотива,

Ведь он привык, он отдохнет потом.

Ведет состав, а сам того не знает,

Что в сотнях километров от него

Мальчишка сонный, сын его, мечтает

Сходить с отцом на лыжах иль в кино.

Вернется папа завтра из поездки,

Начнет рассказывать, как съездил и куда.

Так занимательно, так интересно,

Что даже я влюбился в поезда!

Я знаю, папе моему нужно забота:

Я на подносе чай ему несу.

Ведь то, что тяжела его работа,

Я вижу по уставшему лицу.

Горжусь, родившись сыном машиниста!

Всегда в почете на дороге труд!

Вопросов нет, куда пойду учиться.

Меня  уже давно в ИрГУПСе ждут!

Шалев Владимир

ТРУД И БОГАТСТВО

Жил-был один король. И вот отдает однажды этот король своим слугам приказ: отворить двери замка и привести к нему первого, кто войдет в открытые двери. Очень уж мучил короля один вопрос, но он не мог найти на него ответа ни у кого из приближенных. Вот и решил задать свой вопрос первому смелому человеку, вошедшему в замок.

Шел мимо старик, да и вошел в отворенные ворота. Кинулись к нему слуги, схватили и привели к королю. Посмотрел король на старика, подумал, что старик давно живет на свете, много видел и много знает, и задал ему свой вопрос: «Кто самый богатый на свете? У кого больше всего денег?» Выслушал старик вопрос, улыбнулся и сказал: «Не тот богат, кто деньги у людей собирает да в сундуки их складывает, а тот богат, кто каждую копейку своим трудом зарабатывает!» 

Высоцкая Анастасия

ВЕЧНО МОЛОДАЯ

Когда меня спрашивали, сколько мне лет, то я всегда отвечала столько, сколько мне было. Но однажды летом, когда мне было 7 лет, какой-то мальчик на игровой площадке спросил: «Девочка, сколько тебе лет?». Я, не долго думая, ответила: «9». Мне, наверное, в тот момент хотелось быть старше всех.

Но правда раскрылась! 1 сентября, когда я пошла в 1 класс, мы встретились с этим мальчиком на торжественной линейке в школе. Я узнала, что мы будем вместе учиться в одном классе. Мне стало стыдно, и я извинилась.

Но сейчас я выросла и забыла про тот пустяк. А когда я это вспоминаю, мне становится смешно.   Кстати, у меня идея! Если меня спросят о моем возрасте, то я не буду уже прибавлять 2 года, а лучше уменьшу свой возраст на  несколько лет. А что? Буду вечно молодой!

Реализация проекта «Дебют» продолжается в 2012-2013 учебном году. Произведения  учащихся интересны, самобытны. Данный вид работы с учащимися развивает у них креативные способности, повышает самооценку, мотивирует их на углубленное изучение предмета.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе.

Данный материал содержит обобщение опыта работы  по развитию творческих способностей детей в 5 классе. Представлены творческие работы ребят ....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Доклад о возможностях развития творческих способностей обучающихся путем применения на уроках русского языка и литературы метода проектов...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через метод проектов

В работе представлена типология проектов по русскому языку и литературе (научно-исследовательские,информационные,творческие,творчески-информационные) и основные моменты в работе над ними. Среди творче...