памятки СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ, СХЕМА АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ
материал по литературе (7 класс) на тему

Лобанцева Юлия Александровна

памятки для учеников "Стихотворные размеры", схема анализа стихотворения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стихотворные размеры

Ключевые слова

схемы

примеры

Хорей

Море

__ __

Прибежали в избу дети… (А.С. Пушкин)

Ямб

Земля

__ __

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А.С. Пушкин)

Дактиль

Золото

__ __ __

Ясность прозрачных небес… (А. Г. Майков)

Амфибрахий

Железо

__ __  __

Как ныне сбирается вещий Олег… (А.С. Пушкин)

анапест

серебро

__ __ __

На тебя заглядеться не диво… (Н.А. Некрасов)

Стихотворные размеры

Стихотворные размеры

Стихотворные размеры

Ключевые слова

схемы

примеры

Хорей

Море

__ __

Прибежали в избу дети… (А.С. Пушкин)

Ямб

Земля

__ __

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А.С. Пушкин)

Дактиль

Золото

__ __ __

Ясность прозрачных небес… (А. Г. Майков)

Амфибрахий

Железо

__ __  __

Как ныне сбирается вещий Олег… (А.С. Пушкин)

анапест

серебро

__ __ __

На тебя заглядеться не диво… (Н.А. Некрасов)

Стихотворные размеры

Стихотворные размеры

Ключевые слова

схемы

примеры

Хорей

Море

__ __

Прибежали в избу дети… (А.С. Пушкин)

Ямб

Земля

__ __

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А.С. Пушкин)

Дактиль

Золото

__ __ __

Ясность прозрачных небес… (А. Г. Майков)

Амфибрахий

Железо

__ __  __

Как ныне сбирается вещий Олег… (А.С. Пушкин)

анапест

серебро

__ __ __

На тебя заглядеться не диво… (Н.А. Некрасов)



Предварительный просмотр:

Примерный план анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…

4. Общая тематика стихотворения (пейзажная,  общественно-политическая,   любовная, философская лирика…).

5. Тема, идея стихотворения.

6. Образы стихотворения.

7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать  «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):

Тропы - слова и обороты, которые употребляются  в образном (переносном) значении:

  1. эпитет - художественное определение;
  2. сравнение – сопоставление предметов и явлений;
  3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  4. ирония - скрытая насмешка;
  5. гипербола - художественное преувеличение;
  6. литота - художественное преуменьшение;
  7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
  8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
  9. перифраза -  описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
  10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

 

Стилистические фигуры:

  1. повторы (рефрен);
  2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  3. антитеза (противопоставление);
  4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный);
  5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Поэтическая фонетика:

  1. аллитерация - повторение одинаковых согласных;
  2. ассонанс - повторение гласных;
  3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
  4. эпифора  - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).

8. Стихотворный размер:

А) двусложные размеры:

'_ _ / '_ _ / '_ _      хорей;

_ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб;


Б). трехсложные размеры:

'_ _ _      дактиль;
_ _' _     амфибрахий;
_ _ _'     анапест.

_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)

В). верлибр (свободный или белый стих)

9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.

10. Образ лирического героя, авторское "Я".

11. Цветопись.

12. Ваши впечатления о стихотворении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как определять стихотворные размеры"

Памятка помогает правильно определять стихотворные размеры  и запомнить их...

«Поэзия и информатика» Сравнительный анализ ритмической пульсации стихотворений разных стихотворных размеров с использованием инструментария информатики

Предлагаемая проектно-исследовательская работа была создана в 2012-2013 учебном году ученицей 10 класса 107 гимназии Санкт-Петербурга Свистельник Оксаной под руководством учителя информатики Пугаевой ...

Наглядные пособия по разным разделам русского языка, а также схемы стихотворных размеров

Эти таблицы я использую для создания презентаций, а также распечатываю на А4 и вывешиваю в классе как наглядные пособия. Здесь можно найти материал к разным темам по русскому языку 5-9 классов (без си...

Схема анализа стихотворения

Анализ лирического произведения....

Схема анализа стихотворения

Схема анализа стихотворения...

Схема анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова "И скучно, и грустно..."

Данный материал дает возможность проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова "И скучно, и грустно...". Материал можно использовать на уроке или дать ученикам для самостоятельного анализа с...

Памятка для обучающихся по литературе "Стихотворные размеры"

Данную памятку можно использовать на уроках литературы в средних и старших классах при анализе стихотворений....