«Поэзия и информатика» Сравнительный анализ ритмической пульсации стихотворений разных стихотворных размеров с использованием инструментария информатики
творческая работа учащихся по информатике и икт (10 класс) по теме

Пугаева Ольга Израилевна

Предлагаемая проектно-исследовательская работа была создана в 2012-2013 учебном году ученицей 10 класса 107 гимназии Санкт-Петербурга Свистельник Оксаной под руководством учителя информатики Пугаевой О.И..

В работе предпринята попытка  «поверить алгеброй гармонию», используя инструментарий информатики. 

Приводится результат исследования ритмической пульсации стихотворений нескольких размеров с использованием инструментария информатики.

В стихосложении используются 5 основных стихотворных размеров:  хорей,  ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Каждый из них имеет характерное  расположение ударных и безударных слогов, обозначаемое знаками плюс и минус соответственно.

Так как мощность такой системы кодирования равна двум, мы можем заменить ее другой – двоичной системой,  равной по мощности, но используемой в информатике: ударный слог – 1; безударный – 0.

Для наглядности двоичные числа переводятся в десятичные.

Оказывается, что при любом идеальном размере в каждой строке получаются одинаковые или периодически меняющиеся числа и соответствующие графики ритмической пульсации стиха.

Появление в стихе стоп, на которую ударение вообще не падает (пиррихий), приводит к не периодичности графика.

Эта «случайная» модуляция ритмики придают стихотворению своеобразную  эмоциональную окраску.

Анализ стиха с помощью инструментария информатики еще раз доказывает, что появление “случайных” факторов в любом произведении искусства далеко не  случайно! 

По словам Блеза Паскаля, случайные открытия делают только подготовленные умы.  Трудно сказать, осознанно или на уровне подсознания художник отходит от классических форм творчества, в частности, поэтического, и привносит в него фактор случайности. 

Но именно это обстоятельство создает новое качество – пульс, в результате чего поэтический текст приобретает непредсказуемую “эмоциональную моторику”,  становится более живым, более интересным.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравнительный а нализ ритмической пульсации стихотворений различных размеров с использованием инструментария информатики Проектно-исследовательская работа ученицы 10-1 класса Свистельник Оксаны Руководитель Пугаева О.И. Санкт-Петербург Гимназия №107

Слайд 2

Каждый стихотворный размер представляет собой последовательность ударных и безударных слогов, которые принято обозначать так: ударный + безударный - Так как мощность такой системы кодирования равна двум , мы можем заменить ее другой – двоичной системой, равной по мощности, но используемой чаще в информатике . Тогда обозначение будет выглядеть немного иначе: ударный – 1 безударный - 0

Слайд 3

Двусложные стихотворные размеры Хорей: Вы хо жу о дин я на до ро гу; Сквозь ту ман крем ни стый путь блес тит … (М.Ю. Лермонтов) Ямб: Нет: ра но чу вства в нем ос ты ли Ем у на ску чил све та шум … ( А.С. Пушкин ) +-/+-/+-/+- 10/10/10/10 01/01/01/01 -+/-+/-+/-+

Слайд 4

Пиррихий – это безударная двусложная стопа ямба или хорея Мой дя дя са мых че стных пра вил, Ког да не в шу тку зане мог … (А.С. Пушкин, ямб с пиррихием ) -+/-+/-+/-+/- -+/-+/ -- /-+ пиррихий

Слайд 5

Трехсложные стихотворные размеры Дактиль: В ра бстве спа се нное Се рдце сво бо дное… (Н.А. Некрасов) Амфибрахий: На се вере ди ком сто ит оди но ко На го лой вер ши не сос на … (А.С. Пушкин) Анапест: Есть в на пе вах тво их сокро венных Роко вая о ги бели весть … (А. Блок) +--/+--/+-- 100/100/100 -+-/-+-/-+- 010/010/010 --+/--+/--+ 001/001/001

Слайд 6

Из стихотворения М. Ломоносова (идеальный ямб без пиррихиев) Ли це сво е скры ва ет день ; По ля по кры ла мрач на ночь ; Взош ла на го ры чёр на тень ; Лу чи от нас скло ни лись прочь ; От кры лась безд на звезд пол на ; Звез дам чис ла нет, безд не дна . Пес чин ка как в мор ских вол нах , Как ма ла ис кра в веч ном льде , Как в силь ном вих ре тон кий прах , В сви ре пом как пе ро ог не , Так я , в сей безд не у глуб лён , Те ря юсь, мысль ми у том лен ! -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01

Слайд 7

Перевод двоичных чисел в десятичные из стихотворения М. Ломоносова (идеальный ямб) -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ -+ / -+ / -+ / -+ 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 01 / 01 / 01 / 01 85 85 85 85 85 85 85 85 85 85 85 85 Обратите внимание, что в итоге получились абсолютно одинаковые числа!

Слайд 8

График ритмической пульсации стихотворения Ломоносова (идеальный ямб) В стихе Ломоносова нет никаких отклонений от идеальной схемы ямба с одинаковым количеством ударных и безударных слогов в каждой строке. В итоге получается одноуровневая прямая !

Слайд 9

График ритмической пульсации стихотворения М.Ю. Лермонтова (дактиль) Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. +--/+--/+-- 100/100/100

Слайд 10

График ритмической пульсации стихотворения Ф.И. Тютчева (идеальный ямб) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. - + / - + / - + / - + / - - + / - + / - + / - + 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1

Слайд 11

Первая строфа пятой главы романа в стихах «Евгений Онегин». Чем мень ше жен щину мы лю бим, Тем лег че нра вимся мы ей И тем е е вер не е гу бим Средь оболь сти тельных се тей . Раз врат , бы ва ло, хладно кров ный На у кой сла вился лю бов ной, Сам о се бе вез де тру бя И наслаж да ясь не лю бя . Но э та важ ная за ба ва Дос той на ста рых обезь ян Хва ле ных де довских врем ян : Лов ла сов обвет ша ла сла ва Со сла вой кра сных каблу ков И вели ча вых пари ков . 00010001 162 01010001 81 010001010 170 01010001 17 01010001 162 010100010 162 00010001 85 010100010 17 01010101 162 010100010 81 00010001 81 010101010 138 01010001 81 010100010 17 При переводе из двоичной системы в десятичную мы получаем абсолютно разные числа, что объясняется наличием пиррихиев.

Слайд 12

График ритмической пульсации строфы романа «Евгений Онегин». График не периодичен, предсказать его вид невозможно. Большую роль в этом играют пиррихии.

Слайд 13

Сравнение графика ритмической пульсации строк романа с идеальными ямбическими графиками Ритмическая пульсация строк романа Идеальный ямб № 1 Идеальный ямб № 2 Прямая линия графика идеального ямба №1, казалось бы, не имеет ничего общего с графиком пульсации строк пушкинского романа, написанного, между прочим, тем же четырехстопным ямбом. Именно отступления от идеальной модели ямба увеличивают эмоциональную окраску строк романа! График идеального ямба №2 значительно ближе к пульсации строк романа

Слайд 14

Заключение Фундаментальная роль «случайности» безотчетно осознается творческим мышлением, что отражается в продукте творчества. «Случайные» процессы - с точки зрения эстетического восприятия - более интересны. Но появление “случайных” факторов в любом художественном произведении далеко не случайно! По словам Блеза Паскаля, случайные открытия делают только подготовленные умы . Но именно фактор «случайности» создает новое качество – пульс , в результате чего поэтический текст приобретает непредсказуемую “ эмоциональную моторику ”, становится более живым, интересным! Недаром говорят, что случайность – это улыбка Бога!

Слайд 15

С пасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как определять стихотворные размеры"

Памятка помогает правильно определять стихотворные размеры  и запомнить их...

план-конспект урока "О стихотворных размерах"

В 6 классе продолжаем работу над формированием понятия "стихотворный размер": на смену ямбу и хорею" приходят" дактиль, анапест, амфибрахий . В этой непростой для шестиклассников ситуации на помощь пр...

Наглядные пособия по разным разделам русского языка, а также схемы стихотворных размеров

Эти таблицы я использую для создания презентаций, а также распечатываю на А4 и вывешиваю в классе как наглядные пособия. Здесь можно найти материал к разным темам по русскому языку 5-9 классов (без си...

Стихотворные размеры

Помощь в определении размеров стиха...

Стихотворные размеры

Силлабо- тоническое стихосложение. Стихотворные размеры- теория и подсказки в форме таблицы....

Методические рекомендации к изучению литературоведческих аспектов. Стихотворные размеры

Доклад содержит методические рекомендации по теме /`Стихотворные размеры/` для учителей-словесников, находящихся в творческом поиске. Первая часть представлена теоретическим минимумом (словарная работ...

памятки СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ, СХЕМА АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

памятки для учеников "Стихотворные размеры", схема анализа стихотворения...