Методическая разработка урока литературы по теме " Край ты мой, родимый край"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Урок литературы в 6 классе по творчеству русских поэтов 19-20 веков: Фета, Тютчева, Есенина и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_prirode.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ      УЧРЕЖДЕНИЕ

               «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»

                     Г. ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                  Методическая разработка урока

                        литературы  в  6 классе

              «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ»

(или «Родная природа в стихотворениях русских поэтов:      Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина,       А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова»)

                                                                      Подготовила

                                                   учитель русского языка и литературы

                                                            Кузнецова Татьяна Ивановна

                                         г. Дзержинск

                                              2015

                               

                                    «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…»

(или «Родная природа в стихотворениях русских поэтов:  Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова.»)

Цель:

 - вызвать интерес учащихся к творчеству русских поэтов, писавших о природе;

 - проследить традиции поэзии 19 века в поэзии 20 века;

 - развивать творческое воображение учащихся, развивать любовь к прекрасному.

Форма урока:

поэтическая встреча учащихся.

Метод:

 -  аналитическая беседа;

 - сообщения заранее подготовленных учащихся  - выразительное чтение стихотворений.

Оборудование:

 - выставка книг -  сборников стихов  о природе;

 - портреты русских поэтов;

 - репродукции картин И. Левитана «Март», «Сумерки. Луна», А.Куинджи «Берёзовая роща», А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем», «Утро в сосновом бору», «Родник в лесу», «Рожь»;

 - музыкальное оформление – музыка  П.И. Чайковского «Времена года», романс на стихи С.А. Есенина «Клён ты мой опавший…»

 - презентация учащихся « Русские поэты и художники о родной природе».

                                                     Ход урока.

Вступительное слово учителя о стихах русских поэтов, воспевающих скромную красоту родной земли.(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)

Ведущий: «Мотивы природы в поэзии Ф.И. Тютчева (1803-1873)».

Первый ученик выразительно читает стихотворение Тютчева «Весенняя гроза».

Второй ученик даёт комментарий. Он говорит, что при чтении стихотворения возникает ощущение весны и свежести. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «солнца нити золотые», слышим, как первый гром грохочет, слышим, «птичий гомон».

Третий ученик читает стихотворение «Неохотно и несмело».

Четвёртый ученик : «Природу красит даже гнев – «зеленеющие нивы зеленеют под грозой…»

Ведущий:

«Красота русской природы, её  полей и лесов,  тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины   с юных лет вошла в сердце поэта».

Учитель: «Другой русский поэт – А.А. Фет тоже очень любил родную природу. Он как художник-пейзажист «рисует» словами.

Учащиеся читают стихи Фета: «Печальная берёза», «Чудная картина», «Осень», «Я пришёл к тебе с приветом».

Ведущий: «Природа для поэта – источник радости, философского оптимизма. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт благоговеет перед печальной берёзой, восторгается снегом, вслушивается в тишину…»

Слово учителя: «А теперь обратимся к изображению родной природы поэтами 20 века. А.А. Блок (1880-1921). Послушайте его стихотворение «Летний вечер» (читает сам учитель).

Беседа с классом.

- Какую картину рисует Блок в этом стихотворении?

- Какие художественные приёмы оживляют произведение?

- По каким признакам мы можем судить о состоянии лирического героя?

- Каковы особенности пейзажа, изображённого Блоком?

Ведущий:

Пейзаж – лишь повод для выражения лирического героя.  «Закат», «дремота», «туман», «даль», «ночь», «луна» - ключевые слова, определяющие его настроение. Подобные ключевые образы  можно встретить и у поэтов 19 века:  Тютчева и Фета.

Слово учителя :

«А вот ещё один из поэтов-лириков 20 века – Сергей Александрович Есенин (годы жизни : 1895 – 1925). Родная русская природа – одна из постоянных тем есенинской лирики.

Ученик читает стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…»

Беседа по вопросам:

- Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении?

- Каковы особенности образа лирического героя?

- Какие мотивы можно услышать в стихотворении?

Ведущий делает обобщение: «Русский поэт С.А. Есенин восхищается и умиляется созерцанием родной природы. Пейзаж будит воспоминания поэта о родине, о юности, стихотворение  автобиографично.

Музыкальная страничка – прослушивание музыкального произведения на слова С.А Есенина «Клён ты мой опавший…»

Учитель: «Для творчества русской поэтессы А.А. Ахматовой (1889 – 1966) тема природы не была главной. Но она тоже не прошла мимо жанра пейзажной лирики.

Ученик читает стихотворение «Перед весной бывают дни такие…»

Беседа:

- Как построено это стихотворение?

- Какие приметы весны отмечает автор?

 - Какую особенность  имеют последние строки стихотворения?

Ведущий: «В этом стихотворении прекрасно передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека. Это стихотворение перекликается с пейзажной лирикой Фета и Тютчева.

Слово учителя: «Николай Михайлович Рубцов (1936 – 1971) из поколения детей Великой Отечественной войны. Он вырос в детском доме, мечтал о море. На флоте и началась его литературная жизнь – он печатался во флотской газете. Лирика Рубцова очень мелодичная, напевная.»

Ученик читает стихотворение «Звезда полей»

Беседа:

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

- Какие художественные приёмы помогают автору передать взволнованность и любовь к родной земле?

- Какое значение имеет название стихотворения?

Ведущий :  «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережёт сон Родины.

              …И счастлив я, пока на свете белом

                Горит, горит звезда моих полей…

Образ звезды – традиционный для русской поэзии.  Он встречается и в лирике Ф.И. Тютчева, и в лирике А.А. Фета.

Учитель: « Всё гармонично в природе. А человек – лишь часть природы, и мудрость его в том, чтобы ощущать себя одной из составляющих вселенской гармонии. Об этой гармонии с природой и  писали замечательные  русские поэты 19 века: Тютчев и Фет, а также поэты 20 века: Блок, Есенин, Ахматова, Рубцов».

Далее просмотр презентации, подготовленной учениками на тему: «Русские поэты и художники о родной природе».

Учитель благодарит всех ребят, участвующих в этой поэтической встрече и задаёт домашнее задание: выучить любое понравившееся стихотворение о природе  и нарисовать иллюстрацию к нему.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Путешествие по Мещерскому краю"

Увлекательное путешествие по Мещерскому краю. Вместе с автором ребята  пройдут неприметными лесными тропами, полюбуются рассветом, увидят Черное озеро, погрузятся в  очаровательный мир...

Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Конспект урока литературы по теме "Край ты мой, родимый край..."

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Есть презентация. С удовольствием поделюсь. Пишите...

Технологическая карта урока литературы по теме"Край ты мой, родимый край!" 7 класс

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" Стихи русских поэтов XIX века о природе.Технология "Педагогическая мастерская"...