Эвристические задания на уроках словесности
занимательные факты по литературе на тему

Левина Юлия Валентиновна

Эвристические задания на уроках словесности- это способ развить творческие способности.Предлагаю Вашему вниманию примерные задания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_yanochkina_-_kopiya.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристические задания на уроках литературы

и русского языка

Притча  «Откуда берутся болота»

Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:

- Люди! Очистите меня поскорее!

Но люди только отмахнулись:

- Ничего, нам и пруда хватит!

Увидел пруд, что и он начал становиться болотом, и попросил:

- Помогите, пока не поздно!

Опять не послушали его люди.

И вскоре, действительно, бывшее озеро-пруд превратилось в болото.

Теперь люди ходили вокруг него, увязали, (некоторые даже тонули!) и возмущались:

- И откуда только болота берутся?

     1.Ответьте на вопросы:

  1. О чем эта притча?
  2. Чему она учит?
  3. Напишите ответ- эссе на вопрос ,который задавали люди, проходя мимо болота.

2.Альтернативное задание

     2.Какие вопросы вы задали бы  по содержанию данной притчи?             Предложите свои вопросы и ответы на них.

§2  Послушайте внимательно (прочитайте) притчу.

«Притча о лягушатах и высокой башне»

    Как-то лягушата решили устроить соревнование: кто первый влезет на вершину башни.

   Собралось много зрителей. Всем хотелось посмотреть, как лягушата будут прыгать, и посмеяться над участниками. Разумеется, никто из зрителей не верил, что хоть один лягушонок сможет залезть наверх. Соревнования начались, и со всех сторон послышались крики:

   У них ничего не получится! Это слишком сложно.

- Нет шансов! Башня слишком высокая!

   Лягушата один за другом падали вниз, но некоторые все же еще карабкались. Толпа кричала громче:

- Слишком трудно!!! Ни один не сможет это сделать!

   Вскоре все лягушата устали и упали. Кроме одного, который поднимался все выше и выше... Он единственный сумел подняться на вершину башни…

    Все стали расспрашивать победителя, как ему удалось найти в себе столько сил. (Оказалось, победитель был глухим.)

Выполните задания:

  1.  Какой финал притчи вы  можете предложить. Объясните свой ответ.

Ответы:

1. Может, иногда и нам лучше оставаться глухими к чужим сомнениям и даже похвалам?

 2.  Каждый человек, идущий к своей цели, не должен сомневаться в своих силах .

В заключение работы учителю необходимо прочитать финал притчи (по тексту, заключенному в скобках) и обсудить все варианты ответов.

§3 Эвристическое задание, направленное на развитие ассоциативного мышления .

ЧТО СО МНОЙ?
Представьте, что  Вы – зеленый кленовый листочек. Каким он был летом?

А какой он стал осенью? Что чувствует осенний листочек?

Задание:

От первого лица напишите откровенное признание листочка , включая в текст слова-эпитеты, однородные члены предложения и прямую речь.

§ 4    Задание «Аргументы и факты»

  При  морфологическом разборе имени  существительного « солнышко» один ученик обозначил его как нарицательное существительное, другой- как –собственное.

 Чем, на Ваш взгляд, можно пояснить разногласия во мнениях учеников? Соберите аргументы в пользу обеих точек зрения и выразите свое мнение по данному вопросу.

§5  Прочитайте выразительно стихотворения А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин Отрывок из романа «Еевгений Онегин»

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Задания:

1.Предложите  ассоциативный ряд к словосочетаниям «зимний вечер», «зимнее утро», «зимний день» и запишите их в первый столбик.

2. Прочитайте стихи А.С. Пушкина с одноименными названиями.

3. Выпишите слова-ассоциации, которые предлагает поэт к этим словосочетаниям, и запишите их во второй столбик.

4. Сравните представления поэта и свои представления о зиме. В чем они схожи и чем разнятся?

5. Представьте себе картину зимы и напишите, опираясь на ассоциации автора и свои ассоциации, письмо-оду, посвященное прекрасному зимнему утру или вечеру.

§ 6 Прочитайте выразительно стихотворения  С.А. Есенина.

«Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы

 И холщовый ее сарафан»?

«Береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Задания:

1.Представьте ассоциативный ряд к слову  «береза»  и запишите слова в первый столбик.

2. Прочитайте стихи С.Есенина, которые он посвятил березе.

3. Выпишите слова-ассоциации, предлагаемые поэтом  к слову «береза», и запишите их во     второй столбик.

4. . Сравните представления поэта и свои представления о березе.  В чем они схожи и чем разнятся?

5. Напишите эссе от имени березы и расскажите о её судьбе, об изменениях, которые происходят с ней  в разное время года: зимой, осенью, летом, весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эвристические задания как инструмент формирования ключевых компетентностей

происходящие в  технологиях производства и экономических отношениях, обусловили новые требования к кадровому ресурсу. В настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера нево...

Организация креативной деятельности обучающихся на уроках литературы на основе эвристических заданий.

Технология эвристического обучения через организацию креативной деятельности на уроках  литературы на основе эвристических заданий. Методика составления эвристических заданий и критерии оценивани...

" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».

Урок технологии – это урок практической направленности и  включение эвристических методов  в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...

Эвристические задания на уроках литературы и русского языка

Притча  «Откуда берутся болота»Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:- Люди! Очистите меня поскорее!Но люди только отмахнулись:- Ничего, нам и пруда хватит!Увидел пруд...

Эвристические задания и уроки с их использованием

Разработки эвристических заданий и уроков с их применением...

От эвристического задания к творческому уроку

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы....