Эвристические задания как инструмент формирования ключевых компетентностей
статья по английскому языку по теме

Блинова Елена Геннадиевна

 

происходящие в  технологиях производства и экономических отношениях, обусловили новые требования к кадровому ресурсу. В настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без  способности человека к адаптации к новым условиям труда, к решению новых профессиональных задач.

Новая школа должна сформировать у выпускника ключевые компетентности, которые способны удовлетворить запросы работодателей, что означает готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Речь идет о следующих ключевых компетентностях:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. Г. Блинова, учитель английского языка МОУ Восточно-Европейский лицей

г. Саратов

Эвристические задания как инструмент формирования ключевых компетентностей

Модернизация системы образования в России, изменения, происходящие в  технологиях производства и экономических отношениях, обусловили новые требования к кадровому ресурсу. В настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без  способности человека к адаптации к новым условиям труда, к решению новых профессиональных задач.

Новая школа должна сформировать у выпускника ключевые компетентности, которые способны удовлетворить запросы работодателей, что означает готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Речь идет о следующих ключевых компетентностях:

готовность к разрешению проблем,  готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности, оценивать результаты;

технологическая компетентность - готовность к пониманию инструкций, алгоритма деятельности, осваивать новые технологии;

готовность к самообразованию -  способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности;

готовность к использованию информационных ресурсов - способность делать аргументированные выводы, использовать и критически оценивать информацию для планирования и осуществления своей деятельности;

готовность к социальному взаимодействию - способность соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды);

коммуникативная компетентность готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении;

Одним из инструментов  решения задачи формирования ключевых компетентностей следует рассматривать эвристические задания. Задания такого типа предполагают большую степень самостоятельности при выполнении. Они не предполагают одного единственно правильного ответа, напротив, решений может быть столько, сколько учащихся, выполняющих их. Для эвристических заданий характерны следующие черты:

креативность и эвристичность – высокая степень побуждения обучающегося, увлекательная форма задания, наличие условий для вдохновения; настроенность обучающегося на создание  нового образовательного продукта; соответствие образовательным стандартам - обязательная опора на темы, знания, умения, имеющиеся в действующих стандартах по предмету; образовательная ценность – обеспечение общеобразовательной подготовки ученика по предмету; технологичность задания - заложенный в задании подход или инструментарий его выполнения; предпосылки для самореализации ученика – в формулировке закладывается возможность проявления его индивидуальности, самобытности;  практическая ценность - актуальность его выполнения для ученика, соответствие возрастным особенностям и интересам  ученика.

Из образовательных стандартов по учебному предмету отбираются такие образовательные объекты, которые смогут стать содержательной основой эвристического задания. Определяется форма возможного образовательного продукта, который будет создан учениками при выполнении задания. Например, предлагается найти закономерность, определить понятие, разработать игру, нарисовать образ.

Текст эвристического задания формулируется с учетом его занимательности, увлекательности,  доступности и т.п. Ниже приведенные эвристические задания были составлены в период участия в XI Всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года - 2009» (http://eidos.ru)

1-2 классы                          

1. Составь «арифметические задачи» из слов, обозначающих названия цветов. Например, yellow + blue = green; grey - white = black. Чем больше, тем лучше.

          2. Продолжи стишок про животных. Можно использовать как русские так  английские слова.

У обезьянки - a monkey была подружка, a frog – лягушка.

И были ещё….

3-5 классы

1. Представь себе, что ты встретил инопланетянина. Его облик лишь отдаленно напоминает облик человека, хотя есть что-то общее. Изобрази его на бумаге в полный рост. Напиши по-английски его словесный портрет. Должно получиться смешно.

2.  Семья - это самое важное, что есть у человека. В России есть прекрасный праздник - День семьи. Представь, что ты в оргкомитете этого праздника в классе. Тебе нужно оформить пригласительные билеты гостям и составить план проведения праздника.

6-7 классы

1.  Many years ago people believed that some women were witches. Describe the image of a witch as people saw it in the past. What supernatural abilities did the witches have? What was their lifestyle? Are there witches now? Explain your opinion.  

2. The New Year’s Day is coming! You are organizing a party at a local club. Make a bright advertisement to be published in a local newspaper. Try to persuade the students from other schools in your area to come. Promise them a wonderful time at the party.

8-9 классы

1. Look at the picture. The girl is evidently being late for school (it’s 9.30). Think and write about her adventures on the way to school to justify her coming so late.

2. Design a group monument to modern schoolchildren (you can draw it on a piece of paper). The monument group should reflect all the joys and difficulties of school life. Make a table of advantages and disadvantages of going to school. The more the better.

10-11 классы

1. Pictures of such sort can be often seen on the students’ desks in the classrooms. Why do you think students make such drawings on the desks at the lessons and what do they think about while drawing. Express your personal opinion.

2. When George Mikes came to live in England he wrote: “On the Continent people have good food; in England they have good table manners”. Imagine that George Mikes has come to Russia. What would he mention in his notes: the Russians’ good food or their good table manners? Explain your opinion.  

Взрослые

1. Write an adventure story about Mr. Fortunate which he told himself. It begins as following. In turns, sentences should begin with ‘unfortunately’ and ‘fortunately’. The name of the hero will tell you how the story should be finished. Make it funny and horrible but not too long to avoid monotony and boredom.

Unfortunately, I had to leave home late that stormy night. Fortunately, the wind was not so strong to knock me down. Unfortunately, …

2. Read the poem by the famous American writer Robert Frost. What thoughts in your mind and feelings in your soul are aroused by the contradiction of “ice” and “fire”? Do you personally favor “ice” or “fire”? Explain your personal point of view.

Fire and Ice

Some say the world will end in fire,

Some say in ice.

From what I tasted of desire

I hold with those who favor fire.

But if I had to perish twice,

I think I know enough of hate

To say that for destruction ice

Is also great

And would suffice.

Опыт использования эвристических заданий с целью формирования общеучебных умений и ключевых компетентностей позволяет сделать вывод о том, что в силу своих особенностей задания эвристического типа, если используются в системе, развивают готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения; оценивать результаты; готовность к пониманию инструкций, алгоритма деятельности; способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности; способность использовать и критически оценивать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, принимать осознанные решения; способность продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка

Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях в педагогике дополнительного образования и насколько они могут повлиять на самоопределение учащихся. При изучении раз...

Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.

Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...