Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка
статья по экологии (9,10,11 класс) по теме

Татьяна Николаевна Андреева
Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях в педагогике дополнительного образования и насколько они могут повлиять на самоопределение учащихся. При изучении различной литературы о формировании компетентностей у обучающихся у автора создалось своё видение в создании экологической компетентности - уровень образованности, достаточный для формирования личности 21 века с экологически ориентированным мышлением и стремлением активно участвовать в действиях по защите окружающей среды. В конечном итоге, каждый учащийся должен собрать свою копилку экологических знаний и умений и пользоваться ими на протяжении всей своей жизни, делясь с окружающими. Рассмотрим, каковы возможные формы, методы и средства формирования ключевых компетентностей на занятиях НОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_klyuchevyh_kompetentnostey.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка

Т.Н. Андреева, п.д.о. МОУ ДОД ДДТ г. Называевска

В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” в разделе 1.2. “Новые социальные требования к системе российского образования” говорится, что школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и это государство.

Данные задачи могут быть решены через радикальное изменение содержания образования на основе компетентностного подхода. Компетентность – это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. Компетентность – мера включенности человека в деятельность.

В отличие от ЗУНов, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.

Таким образом, новая цель образования – создание условий для приобретения учащимися системы компетенций на выходе из школы.

Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях  в педагогике дополнительного образования и насколько они  могут повлиять на самоопределение учащихся.

    При изучении различной литературы о формировании компетентностей у обучающихся у автора создалось своё видение  в создании экологической компетентности -  уровень образованности, достаточный для формирования личности 21 века с экологически ориентированным мышлением и стремлением активно участвовать в действиях по защите окружающей среды.

    В конечном итоге,  каждый учащийся должен собрать свою копилку экологических знаний и умений и пользоваться ими на протяжении всей своей жизни, делясь  с окружающими.  

    Рассмотрим, каковы возможные формы, методы и средства формирования ключевых компетентностей на занятиях НОУ.

         Ценностно-смысловая компетентность

    В рамках этой компетентности формируется способность понимать взаимосвязь человека и природы,  её самоценность; видеть окружающий мир, ориентироваться в нём; уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков, прогнозировать свои действия и применять экологические знания в практической деятельности; понимать важность сохранения природы Земли для себя и последующих поколений. Понимать особую значимость экологических знаний в связи с современной обстановкой.        Наша задача – помочь увидеть новое в привычном. Значимость природоохранных мероприятий очевиднее воспринимается в условиях той реальности, в которой живёт ребёнок.

    Формирование ценности окружающего мира происходит через образы родной природы. Средства – стихи местных поэтов о родной природе и фотоальбомы уголков нашей малой родины: «С чего начинается Родина?», «Образы родной природы». Воздействовать на эмоции и чувства учащихся, пробудить в них удивление и любопытство, а вслед за этим проснётся  желание, как можно больше узнать об уголках родной природы, появится чувство  личной ответственности.

Ярким примером служат творческие ответы на вопросы заочной викторины «Люби и знай свой край». 

«Если первые вопросы возбуждают любопытство, то последующие заставляют обращаться к дополнительным источникам информации», - так выразилась одна из учениц, её работа отличалась не только правильностью ответов, но и ярким творческим оформлением.                                              

Образовательная компетентность

  • На занятиях формируется умение рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон. Выполнение различных социальных ролей во время проведения деловых игр даёт возможность увидеть проблему с разных позиций (например, с позиции хозяйственника и природоохранника), найти единственно правильное решение и привести к пониманию обе стороны. Вырабатывается критическое мышление, нестандартное решение проблемы.
  • Вырабатывается готовность и способность обучающихся к осуществлению самодиагностики и самоанализа.
  • Учащиеся много и активно работают с дополнительной литературой. Работа с этими источниками проводится для  закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию до остальных учащихся.

Как мы это делаем?

  • Творческий проект «Каким бы я хотел видеть свой город в будущем»
  • Творческие работы «Я хочу вам рассказать о…»
  • Фотоальбом «Экологические проблемы Называевского района».
  • Проекты «Наш пришкольный участок», «Экология моего дома»,

    Исследовательские работы  «Мангутский заказник, его значение в охране природы Называевского района»,     «Экосистема Давыдовского болота»

  •  Составление Памятки юному грибнику

   На страницах сочинений  «Каким бы я хотел видеть свой город в будущем?» вырастает образ красивого, ухоженного города, но в то же время учащиеся понимают, что если не приложить к этому собственные силы, он таким не станет.

Заслуживают особого внимания две исследовательские работы «Мангутский заказник, его значение в охране природы Называевского района»,     «Экосистема Давыдовского болота», выполненные одной ученицей Викторией Давыдовой. Когда  Вика пришла заниматься в кружок «Защитники родной природы» ей исполнилось 15 лет.  Человек в этом возрасте анализирует свои мысли и поступки на основе своего опыта, высказываний своих друзей, родителей, педагогов. На основе полученных выводов он пытается самовыразиться, проявить себя в той или иной области, при чём не всегда успешно, так как не умеет себя оценивать адекватно. В этот период на помощь должен обязательно прийти педагог. После индивидуального разговора с Викой, выяснилось, что девушка после окончания школы мечтает стать преподавателем биологии. И мы стали работать. Первая наша совместная исследовательская работа носила название «Мангутский заказник, его значение  в охране природы Называевского района». Кропотливая работа по отбору материала в архиве, беседы с местными егерями, природоохранниками, выезда на природу, работа с картой. И готовый результат – выстраданный творческий продукт, прошедший через душу ребёнка. Большая практическая польза  для учителей и учащихся всего нашего района.

Тему следующего исследования выбрала сама Вика – «Экосистема Давыдовского района». Ученица заинтересовалась схожестью своей фамилии с названием местного болота, мы попытались выяснить с чем это связано. Родственных связей не нашли, но, сколько интересного узнали, пока изучали экосистему и историю её зарождения.

Работа в НОУ помогли Вике утвердиться в мысли, что она правильно избрала путь – сейчас она является студенткой биологического факультета ОГПУ. Эта пытливая, заинтересованная девушка, став педагогом, очень многому научит своих ребятишек, а самое главное она  - научит их любит свою малую родину.

    Познавательная компетентность

  • Продолжаем формировать способность раскрывать новые тайны природы при активной работе мысли.
  • Понимание главной идеи экоразвития: «Поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле».

Как мы это делаем?

С помощью игр:

  • Экологический суд «Экологические проблемы  Мирового океана»,
  • Экологический консилиум «Экологические проблемы г.Омска  и Омской

    области,

  •  «Экокрестики, эконолики»
  • Экскурсии на природу
  • Фотоальбомы «Растительный и животный мир Называевского района»

    Игры помогают учителю пробудить познавательный интерес к предмету, к теме вопроса. Происходит это пробуждение через развитие любознательности, с помощью наглядного материала, музыки, элементов игры. Во время проведения экологического суда мы обращаемся к музыке Л. Бетховена. Его лучшее произведение «Лунная соната» определённым образом настраивает ребят.  Экология и Бетховен – разве можно это связать воедино? Нам помогла история жизни и смерти великого композитора. Появился интерес.

Информационно-коммуникативная компетентность

  • Продолжение формирования навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую, продолжение формирования умения правильно задавать вопрос, вести дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
  • Умение логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов.
  • Помочь в осознании смысла жизни человека, собственных целей и стремлений, в понимании разницы между материальными и нематериальными ценностями. Очень важно объяснить подрастающему поколению, чем чреваты порой ошибки молодости.

    Хорошим помощником является превентивное обучение. В условиях такой формы работы проводилась дискуссия «Наркотик – стоит ли ему доверять?». Удачным было коллективное исследование учащихся 9-Б класса на тему «Кто курит в нашей школе?», ребята провели анкетирование во всех классах (кроме 1), изучили ответы, сделали соответствующие выводы, подготовили отчёт, составили беседу «Что такое здоровье и от чего оно зависит?». Вторым этапом этой работы должна была стать пропаганда здорового образа жизни, через проведение бесед, игр и других мероприятий.

 Как мы это делаем?

  • Исследование «Кто курит в нашей школе?»
  • Беседа «Что такое здоровье и отчего оно зависит?»
  • Дискуссия «Наркотик – стоит ли ему доверять?»
  • Круглый стол «Стресс и адаптация»

   Главная цель подготовленной 9-классниками беседы «Здоровый образ жизни – каким он должен быть» - приобщить к здоровому образу жизни.    Во время проведения дискуссии «Наркотик – стоит ли ему доверять?». Важно было выслушать мнение каждого участвующего, почувствовать, чем живёт твой ученик, что его беспокоит. Эта цель достигается, когда беседа проводится в малых группах (по 7-8 уч.). При чём выбор участников круглого стола проводится «в слепую», жеребьёвкой. Беседа не за партами, ребята садятся по кругу, такая обстановка не привычна и интересна для них.    Дискуссии такие нужно проводить: они дают возможность учащимся самостоятельно делать выводы на основе полученной информации, руководителю беседы остаётся только слегка корректировать.

         Общекультурная компетентность

  • Осознание того, что экологическая грамотность и культура должны служить улучшению взаимоотношений природы и общества.
  • Формирование экологической культуры – утверждение человеческого достоинства, доброты, сопереживание всему живому.
  • Формирование активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде. Любовь к природе, в общем, нужно воспитывать через любовь  к природе родного края.

Как мы это делаем?

Творческие конкурсы:

  • «А что там за снимком?»
  • «Небо -  оно цветом какое?
  • Эскиз памятника
  • «Мир без экологии

Заключение

    Обязательными условиями обучения и воспитания учащихся являются воздействия на их эмоционально-волевую сферу, включение их в практическую деятельность, поэтому необходимы средства эстетического воспитания и проведения самостоятельных работ, в ходе которых приобретаются не только новые знания и умения, но и применяются уже имеющиеся. Важную роль играет работа над развитием у учащихся умения рассуждать, доказывать правильность суждений, давать самостоятельную оценку современным явлениям природы.

    Работая в этом направлении, я стала наблюдать за происходящими изменениями в моих учениках, ведь формирование экологической культуры способствует не только раскрытию прекрасного в природе, но и в самом себе. Переживание, радость и тревога за окружающую природу рождают заботу о ней, тем самым человек в этом проявлении становится лучше, чище.  Ребята прошли социальную адаптацию, они успешно участвуют в исследовательской деятельности  НОУ «Поиск», в районных и областных конкурсах.

И даже если ученик не планирует связать свою дальнейшую жизнь с экологией, биологией или   каким-либо другим предметом те навыки и методические приёмы, которые он здесь освоит, могут быть использованы им в любой другой области знаний, поскольку методики наблюдения, постановки эксперимента, оценка и анализ полученных результатов, их правильное оформление и изложение часто носят универсальный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.

Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Эвристические задания как инструмент формирования ключевых компетентностей

происходящие в  технологиях производства и экономических отношениях, обусловили новые требования к кадровому ресурсу. В настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера нево...