Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"
элективный курс по литературе (11 класс) на тему

Иванова Анна Юрьевна

Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихся национальных школ экзамен в форме сочинения вызывает определенные затруднения, связанные с отсутствием языковой среды общения. По этой причине словарный запас учащихся национальных школ остается долгое время стилистически ограниченным. В основном употребляются нейтральные слова и выражения. Владение только нейтральными языковыми средствами не обеспечивает формирование стилистически дифференцированной речи. Поэтому знание стилистически окрашенных средств языка, умение правильно их употреблять в устной и письменной речи, строить на их основе самостоятельные высказывания с различной стилистической направленностью являются основополагающими при подготовке к выпускному сочинению учащихся национальных школ. Исходя из этого в данном курсе основной упор делается на ознакомление учащихся со стилистическими ресурсами лексики русского языка, способами выражения экспрессивно-эмоциональной окраски речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся                 11 класса национальной школы «Готовимся к сочинению»

  • Иванова Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы

         Разделы: Преподавание  русского языка

        

Программа рассчитана на 24 часа для учащихся 11 классов национальных  школ.

Целесообразность, актуальность курса 

Введение в национальной школе курса «Готовимся к сочинению» обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе, ставшей обязательной с этого года.

Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю ( с октября по апрель).

 Для учащихся национальных школ экзамен в форме сочинения  вызывает определенные затруднения, связанные с отсутствием языковой среды общения. По этой причине словарный запас учащихся национальных школ долгое время остается стилистически ограниченным. В разных ситуациях общения преимущественно употребляются нейтральные слова и выражения. Владение только нейтральными языковыми средствами не обеспечивает формирование стилистически дифференцированной речи. Поэтому знание окрашенных средств языка, умение правильно их употреблять в устной и письменной речи, строить на их основе самостоятельные высказывания с различной стилистической направленностью являются основополагающими при подготовке к выпускному сочинению учащихся национальных школ. Исходя из этого в данном курсе основной упор делается на ознакомление учащихся  со стилистическими ресурсами лексики русского языка, способами выражения экспрессивно-эмоциональной окраски речи, с понятием стилистической нормы, стили изложения, формы речи и языковых средств. Безусловно, эта работа должна проводиться систематически и планомерно, начиная с младших классов.

Цель:

  • систематизировать и повторить полученные ранее знания учащихся по синтаксису, стилистике русского языка
  • ознакомить учащихся с типичными грамматическими и стилистическими ошибками в сочинениях, с различными жанрами сочинений и требованиями к ним
  • сформировать умение учащихся самостоятельно писать сочинения на литературную тему, соблюдая стилистическое, жанровое единство письменной речи
  •  закрепить умение предупреждать и устранять грамматические, речевые ошибки и недочеты в сочинениях  

Методы и формы обучения:

  • Лекция учителя
  • Работа с текстами различных типов и стилей речи
  • Работа со словарями
  • Индивидуальные домашние задания
  • Практические занятия

Ожидаемые результаты:

  • Приобретение учащимися навыков написания сочинений на разные темы, соблюдая стилистическое единство письменной речи
  • Достижение смысловой цельности, речевой связности и последовательности текста сочинения учащихся
  • Отработка умения замечать и устранять грамматические и речевые ошибки в любых текстах и собственных сочинениях

                                                            Содержание программы

1. Синтаксис текста.

- Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф.

- Межфразовая связь.  Микротема. Абзац.

- План текста (сложный план текста).  Структура текста

Цели: повторить и систематизировать знания учащихся о структуре и содержании текста, отработать и усовершенствовать  навыки работы по составлению и анализу текстов.

2. Типы речи

-Описание, повествование

-Рассуждение

Цели: повторение типов речи, работа по выявлению отличительных признаков текстов разных типов.

3. Функциональные стили речи

-Основные свойства и признаки  функциональных стилей речи

-Художественный стиль речи

 Цели: углубить знания учащихся о функциональных стилях речи, их отличительных признаках, стилевых особенностях.

4. Стилистическая система русского языка

-Функционально-стилистическая окраска

-Оценочная и экспрессивно- эмоциональная окраска

-Стилистические синонимы. Фразеологические синонимы как способ экспрессивного выражения мысли.

Цели: знакомство со стилистическими ресурсами лексики русского языка, способами выражения экспрессивно-эмоциональной окраски речи и стилистических синонимов.

5. Типичные грамматические и стилистические ошибки в сочинениях

- Виды грамматических ошибок и способы их устранения и предупреждения 

- Стилистическая норма, нарушения стилистической нормы

- Ошибки, обусловленные особенностями стилистики русского языка

- Ошибки, возникающие под влиянием родного языка

Цели: ознакомление учащихся с понятиями стилистической нормы, стили изложения, формы речи и языковых средств. Работа над устранением грамматических и стилистических ошибок в сочинениях учащихся, выработка навыков соотнесения стилистических ресурсов русского языка с речевой ситуацией, темой и целью высказывания.

6. Сочинения различных жанров 

-Эссе, очерк, дневник

-Рецензия

Цели: знакомство с сочинениями разных жанров (рецензия, эссе, очерк, дневник).

7. Сочинение на литературную тему

- Основные требования к тексту сочинения 

- Правила, вытекающие из теоретических сведений о тексте, которые помогают в написании сочинения

- Стилевое единство и выразительность повествования – важное требование к сочинению

Цели: ознакомление учащихся с требованиями к сочинению на литературную тему, предъявляемыми при проверке экзаменационных сочинений, с правилами, помогающими написать сочинение. Способы достижения стилевого единства и выразительности повествования.

8. Итоговое практическое занятие. 

- Разбор грамматических, синтаксических, стилистических ошибок в домашних сочинениях на литературную тему.

Цели: работа над предупреждением грамматических, стилистических ошибок, достижение смысловой цельности, речевой связности и последовательности текстов сочинений учащихся.

 

                                                        Тематический план курса (24 часа)

п/п

                      Название тем курса

Количество часов всего

Количество часов по теме

1.

Синтаксис текста

3

Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф.

1

Межфразовая связь. Микротема. Абзац.

1

План текста (сложный план текста). Структура текста.

1

2.

Типы речи

2

Описание, повествование.

1

Рассуждение.

1

3.

 Функциональные стили речи

3

Основные свойства и признаки  функциональных стилей речи.

1

Художественный стиль речи. Сравнительный анализ функциональных стилей речи.

1

Практическое занятие (работа с текстами по определению стилей речи, их стилевых особенностей , составление текстов в определенном стиле).

1

4.

Стилистическая система русского языка

6

Функционально-стилистическая окраска.

2

Оценочная и экспрессивно- эмоциональная окраска.

2

Стилистические синонимы.

1

Практическое занятие по работе с текстами различной окраски.

1

5.

Типичные грамматические и стилистические ошибки в сочинениях

3

Виды типичных грамматических ошибок в сочинениях.

1

Стилистическая норма. Нарушения стилистической нормы.

1

Ошибки, обусловленные особенностями стилистики русского языка.

1

Ошибки, возникающие под влиянием родного языка.

1

Практическое занятие. Работа по устранению  нарушений стилистической нормы в сочинениях на литературную тему.

1

6.

Сочинения различных жанров

2

Эссе, очерк, дневник.

1

Рецензия.

1

7.

Сочинение на литературную тему

2

Основные требования к сочинению на литературную тему. Правила, вытекающие из теоретических сведений о тексте.

1

Стилевое единство и выразительность текста сочинения.

1

8.

Итоговое практическое занятие. Синтаксический, стилистический анализ домашних сочинений на литературную тему.

1

Всего:

24

                                                   

                                                              Список  литературы

1. Архарова Д.И. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии/ 3-е издание. –М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Ашурова С.Д. Система обучения стилистике русского языка в национальной школе. Пособие для учителя. – Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1995.

3. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ/-Л.: Просвещение, 1984.

4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л.: Наука, 1979.

5. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене/-М.: Айрис-пресс, 2007.

6. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.

7. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

8. Никифорова Е.П. Русский язык: Учебник для 9 класса якутской школы. – 1-е издание.- Якутск: Нац. Кн. Изд-во «Бичик», 1994.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.

10.Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/-М. Айрис-пресс, 2006.

11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.

12. Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка.М., «Русский язык», 1976.

13. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

14. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.

15. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973.

16. Цыбулько И.П. ЕГЭ-2008 : Русский язык. Репетитор/-М.: Эксмо, 2008.

17. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Изд. 3-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"

Программа  элективного курса  по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...

ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

ПРОГРАММАэлективного курса по русскому языкув 6 классе"Теория и практика написания сочиненийразных жанров" Пояснительная записка Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса со...

Авторская программа элективного курса по русскому языку "Язык в речевом общении"

Авторская программа элективного курса "Язык в речевом общении" для 9 класса. Работа рецензирована доцентом Приволжского межрегионального центра повышения квалификациии профессиональной переподготовки ...

Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Данный курс позволит обучающимся  10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету,  научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предло...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...