Эссе "Городок чеховских героев"
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

Теплова Галина Валерьевна

Эссе посвящено 155-летию со дня рождения А.П.Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл творческая работа ученика19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа

к 155-летию со дня рождения А.П.Чехова

Эссе

                                                       Выполнил:

                                                Абрамов Владислав

                                                       15 лет

                                              обучающийся 10 класса

МБОУ «СОШ с.Максимовка

                                               Базарно-Карабулакского

                                               Муниципального района

                                        Саратовской области

                             Руководитель:

                         Теплова Г.В.

2015 год.

    Пробегаю глазами по книжной полке и останавливаю свой взгляд на томике рассказов А.П.Чехова. Начинаю читать и оказываюсь в небольшом провинциальном городке, населённом чеховскими персонажами. Присмотрюсь к ним внимательнее.

    То слева, то справа вижу картины, словно снятые скрытой камерой. Вот случай в театре, когда ненароком чихнувший чиновник обрызгал высокопоставленную особу и потерял покой, а потом вовсе умер. Это рассказ «Смерть чиновника». Вот встреча на вокзале двух бывших одноклассников из рассказа «Толстый и тонкий». Радость её нарушена чинопоклонением тонкого. Промелькнул перед нами вагон поезда из рассказа «Загадочная натура». Окружают нас в городке чеховских героев обычные персонажи – люди из толпы, типичные герои для Чехова-юмориста.

   В городке этом происходят забавные происшествия, недоразумения наподобие тех, что описаны в рассказах «Налим», «Лошадиная фамилия». Здесь на только юмор, но и колючая насмешка. Дурные привычки, мелкие грешки создали галерею комических лиц. Среди них учитель гимназии, украсивший свою грудь чужой наградой в рассказе «Орден». И фамилия его соответствующая – Пустяков.

    Интересно, что в городке много схожих героев, но каждый раз автор подбирает новые черты, детали. Чехов не повторяется, он находит различное в едином – это признак подлинного искусства. Быт и будни «жителей» городка не одноцветны, лица не однотипны. Так, смешна надменная «дочь Альбиона», чувственна другая героиня – гувернантка из рассказа «Переполох», к её образу добавлена трагичность.

    Обитают в придуманном городке и семьи, где сои порядки, отношения родителей и детей. Например, в рассказах «Суд», «Отец семейства», «Отец». Мы становимся свидетелями домашних сцен, ссор, скандалов, и всякий раз причина одна – недостаток воспитанности, недостаток внутренней культуры. А вот перед нами дети городка в рассказах «Гриша», «Злой мальчик», «Детвора». Сценки эти поучительны как для детей, так и для взрослых. И здесь нельзя не вспомнить изумительный по своей глубине рассказ «Каштанка». А.П.Чехов искал возможности воспитывающе влиять на читателя. Влияние это мы испытываем и сегодня.

    Многие персонажи озабочены поисками смысла жизни. Доктор Старцев без устали трудится, а семья Туркиных от труда далека. Контраст в рассказе «Ионыч» вроде бы очевиден. Вместе с тем в труде доктора мало духовности, он на наших глазах меняется: опускается, заплывает жиром, жаждет всё больших доходов. Сюжет грустен. Чехов грустит при виде угасающей человеческой личности. Упивается счастьем другой чиновник в рассказе «Крыжовник», а со стороны смотреть тяжело. Ведь причина счастья ложная. Вот учитель Беликов из рассказа «Человек в футляре». Но не смешон, он вызывает неприязнь.

    Психологизм нарастает от рассказа к рассказу, но автор не выходит за пределы достоверности. Подобных героев мы встречаем в толпе, среди знакомых, близких – они живут рядом. Мало того, мы все живём в этом городке чеховских персонажей. Ведь читая рассказы , отмечаем и свои черты в них. Наверное, в этом и таится загадка притягательности мастерства А.П.Чехова, 155-летие которого отмечает мир в этом году.

    А если вы ещё не бывали в описанном местечке, то не откладывайте, берите в руки книги с рассказами мастера слова и путешествуйте по улицам «городка чеховских персонажей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искрометный чеховский юмор

Презентация к уроку по творчеству А.П.Чехова...

Специфика Чеховского конфликта

Работа содержит анализ рассказов А.П.Чехова с точки зрения особенности конфликта в рассказах о" футлярной "жизни....

Портфолио учителя биологии и химии МБОУ г. Мурманска ООШ №6 Чеховской Ирины Ивановны

Портфолио профессиональной деятельности  состоит из пояснительной записки, инвариантной, вариативной частей, а также приложений....

А.П. Чехов «Палата № 6». Художественное пространство и время повести. Типичный чеховский герой.

Палата № 6 – образ, созданный на пересечении пространства и времени. Образ «дурной бесконечности», бессмысленности бытия и страдания, образ несовершенного бездуховного мира, мира разобщенных люд...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?» Сроки реализации: 1 неделяЦель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...